Незадолго до встречи Нового года эксперты «БИЗНЕС Online» вкратце подвели итоги года уходящего Незадолго до встречи Нового года эксперты «БИЗНЕС Online» вкратце подвели итоги года уходящего Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧТО-ТО СЛУЧАЛОСЬ, ВСТАЕШЬ И ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО, ВСЕ ЛЕТИТ, МЕНЯЕТСЯ...»

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Я безумно люблю справлять Новый год дома в Казани, в лесу, но, следуя традиции, уже много лет с семьей мы уезжаем на это время за границу. В уходящем году мне запомнилось участие и победа на выборах в Госдуму в одномандатном округе. И для меня очень важно, что за меня проголосовали 343 тысячи избирателей. Это, по-моему, самое большое количество избирателей в одномандатном округе Российской Федерации, самая уверенная победа. И это, конечно же, ко многому обязывает. Сейчас я работаю над тем, как оправдать доверие избирателей. Потому что многие их пожелания все-таки связаны с деньгами, с расходами, подходы к жизни разные у людей. И их благополучие во многом будет зависеть от той экономической ситуации, которая будет складываться у нас в стране. В личном плане: в 45 лет я стал счастливым дедушкой, у меня два внука. Кроме этого буквально месяц назад мы с супругой отметили серебряную свадьбу, хотя вместе уже 30 лет.

Альфия Когогина — депутат Госдумы РФ:

— Мой младший сын пошел в первый класс, это главное событие в нашей семье. Конечно, запомнилась хорошая предвыборная кампания в Госдуму, достойная победа. Вообще, я получила удовольствие от этой кампании, она не была сволочной, подлой и была очень продуктивной. Сейчас есть задачи, которые надо выполнять. Их много, тем более в сфере реальной экономики. За последние годы мы нарастили расходы на 2 триллиона рублей, а доходы не выросли. У нас нет другого пути, нам нужно поддержать регионы, такие как Татарстан, которые способны нарастить экономический потенциал. Нам нужно обязательно поддержать инициативных предпринимателей, не кошмарить их проверками, дать им достаточно дешевые кредиты через институты поддержки, через корпорацию малого бизнеса, через совместные проекты с Банком России. Нам обязательно нужен престиж профессий, предпринимательских профессий, их нужно поднимать. Ну и, конечно, реальный сектор экономики, сельхозмашиностроение, автопром, авиапром, фармацевтика, то, чем мы живем, что мы потребляем. И в сфере импортозамещения мы должны поддержать не только внутренний рынок, но и обязательно развить экспортный потенциал.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— В мире из важных событий — это взятие Алеппо, победа Трампа и нормализация российско-турецких отношений, когда войны не случилось. В России это стабилизация рубля вместо ожидавшегося его обвала, это первое главное событие. Второе событие, я думаю, это гонки на Gelandewagen, они очень сильное впечатление произвели на морально-психологическое состояние общества, потому что силовиков сильно зауважали после Крыма. А гонки на Gelandewagen вернули отношение к ним во времена Болотной площади, за небольшим исключением. Что касается моих планов, то мой друг поедет в Израиль по святым местам. Я упаду ему на хвост, потому что в Израиле никогда не был, если, конечно, меня туда пустят.

Наиболее важным и знаковым событием в мире эксперты считают победу Дональда Трампа на выборах президента США Наиболее важным и знаковым событием в мире эксперты считают победу Дональда Трампа на выборах президента США Фото: ©Кейтлин Оукс, РИА «Новости»

Эдуард Лимонов — писатель, политик:

— Я завален работой. Какой Новый год? Я в своем сознании, поэтому все помню. Чем запомнился? Множество всякого было. Все события важны. Вы спрашиваете как ребенка, у которого три события в жизни: футбольный мяч купили и еще что-то. Я живу как журналист-новостник, бесконечный поток, по три статьи в неделю. Что вы от меня хотите? Каждый день что-то случалось, встаешь и делаешь что-то, все летит, меняется, война в Сирии, в Донбассе, в Иркутске сумасшедшие отравились и умерли, появилась в сети фотография Эрдогана с убийцей российского посла и прочее. Все это несется, несется, несется. Так и живем. Остановимся, когда будет стоп-машина.

«В РОССИИ НИЧЕГО ОСОБЕННОГО И НЕОБЫЧНОГО НЕ БЫЛО»

Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— У нас традиционно в деревне в Боровом Матюшино Новый год открывает Минтимер Шаймиев. Так что все соберемся и под его началом будем петь-танцевать. Уходящий год для нас был очень заметный, мы завершили юридическое оформление Института истории, потом 20-летие отметили. На нашей выставке были Минниханов, Шаймиев, Метшин — все втроем пришли, нас наградили орденами, медалями, разными наградами. Этот год был для нас такой знаковый, мы показали работу за 20 лет, отчитались, новые планы есть. Главное — то, что мы как самостоятельный институт окончательно утвердились.

В мире главное, наверное, выборы президента США и победа Трампа, она даже где-то сирийскую войну перебила в этой части. В России — это попытка создать новые взаимоотношения с рядом стран, изменение в ориентациях. Где-то сильно было давление на Китай, сегодня сбалансированной становится политика. С Турцией снова восстановили отношения, с Европой пытались, там что-то меняется во взглядах. В личной жизни: мне 70 лет грядет, уже и настроение такое, и мы уже готовимся к этому событию.

«Год закончился трудной, но более-менее успешной сирийской кампанией, которая показала, что Россия отнюдь не является региональной державой» «Год закончился трудной, но более-менее успешной сирийской кампанией, которая показала, что Россия отнюдь не является региональной державой» Фото: ©Михаил Алаеддин, РИА «Новости»

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Новый год я дома встречу с семьей, никуда не собираюсь. Время сейчас кризисное, есть более первоочередные затраты, чем куда-то ехать. Прямо скажем, я живу со всей страной, а не с дядюшкой Скруджем, который в золоте купается. На самом деле самое главное событие в том, что в мире произошел перелом, то есть многолетний постиндустиальный неолиберальный курс оказался сломлен, это победа Трампа в США. Но это не только Трамп, а целый отряд американской элиты, опирающейся на низы. В 2004 году я читал книгу покойного уже Сэмюэля Хантингтона «Кто мы», где он показывал, что американская тогдашняя элита с лицом Клинтона резко оторвалась от народных масс, от граждан. Оказалось, что это непреодолимо, а вот и взбрыкнули. Трамп олицетворяет экономический национализм, протекционизм, новую индустриализацию.

Наши дундуки этого все никак понять не могут. Думаю, победа экономического и политического националиста в одном лице в самом сердце западного капиталистического мира будет иметь далекоидущие последствия. Никакая Сирия с этим не сравнится, ни Крым. Если Трамп включит рычаг новой индустриализации, то Америка пойдет вперед, как танк. На пути ее окажется березка сырьевая, ее просто сметет. Тут ничего личного не будет, это проблема березки, что она оказалась на пути танка. Это, наверное, главное, что запомнилось.

Что касается внутрироссийских событий, то РФ кружила на одном месте в 2016 году. Уже очевидно, что сирийская кампания не имеет никаких позитивных внятных целей, она все глубже, как болото, чавкая, затягивает страну, вызывая громадные, ненужные затраты. Асад уже огласил, сколько потребуется на восстановление порушенной Сирии — 180 миллиардов. Просьба угадать с трех раз, кто это будет оплачивать. У Асада денег нет, как и у Ирана, никакой Катар давать в долг не будет режиму Асада. Я вижу, что в Сирии попросту зашли в тупик, пытались там создать рыцарскую политтехнологическую войну для того, чтобы решить внутриполитические цели, а на Западе предстать защитниками Европы от орд варваров, но это не получилось.

Также в этом году меня впервые обыскали, забрали три ноутбука, стопку блокнотов, все мои диски, электронные носители. Я считаю, что этот год — это маразматический карикатурный 1937-й год. Алексею Кунгурову за слова о бессмысленности войны в Сирии дали два года колонии-поселения. Сторонников инициации референдума в стране по принятию одного из законов Юрия Мухина, Кирилла Барабаша, Александра Соколова, Валерия Парфенова сейчас судят. Людей продержали полтора года в СИЗО по делу, по которому можно было подписку о невыезде взять. Люди, которые только начали процесс, предусмотренный законом, по созданию группы референдума, оказались политическими преступниками. Это тоже признак того, что система РФ вступает в маразм, когда она сама себе начинает создавать врагов на пустом месте.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Год закончился трудной, но более-менее успешной сирийской кампанией, которая показала, что Россия отнюдь не является региональной державой, как утверждали наши оппоненты, а является компонентой в глобальной системе и влияет на расклад сил. Что касается внутриполитического трека, то здесь надо анализировать более серьезно. С одной стороны, институты под влиянием кризисных явлений и пресловутых санкций выстояли. Но, с другой стороны, ситуация с благосостоянием конкретных категорий населения ухудшилась. Это создает серьезные угрозы и вызовы для власти разных уровней на будущий 2017 год. Как с этим справятся власти, пока непонятно.

Сергей Кара-Мурза — политолог, философ:

— Во-первых, в мире это необычные выборы президента Америки. Во-вторых, перелом войны в Сирии, потому что она идет уже пять лет. А что же еще, надо подумать. В России ничего особенного и необычного не было, у нас все идет по тому коридору, в который мы влезли.

Одно из заметных событий  2016-го – нормализация отношений между Турцией и Россией Одно из заметных событий 2016-го – нормализация отношений между Турцией и Россией Фото: kremlin.ru

«ХОРОШИЙ ГОД, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИЗНЕСА ВСЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ИНТЕРНЕТ РАСТЕТ»

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:

— В этом году мы решили попробовать поработать с китайскими производителями и выбрали, на наш взгляд, лучшего — бренд Lifan. Это запоминающийся момент для ТТС. Вдобавок наша компания с наступлением новой экономической реальности смогла повысить свою эффективность и выбрать партнеров, готовых сотрудничать на приемлемых с точки зрения бизнеса сегодняшнего дня условиях. Lifan как раз оказался в числе таких. Были, конечно, и неприятные моменты. В уходящем году автомобильный рынок продолжил сокращение, также происходило его перераспределение. В следующем году падения, надеюсь, больше не будет, хотя и быстрого подъема рынка мы не ожидаем.

Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»:

— Стандартный год. Принято считать, что високосный год проблемный, но у нас проблем нет. Нет их в личном плане, и у предприятия никакого дискомфорта нет. А наступающий Новый год отмечу, как обычно, в деревне, на горе с костром.

Рафинат Яруллин — генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

— Главным достижением этого года я считаю то, что мы удержали экономику. Несмотря на тяжелые времена, нам это удалось. А в Новый год, как всегда, буду в Казани кататься на лыжах.

Ильгиз Гилазов — председатель Верховного суда РТ:

— Меня, как человека системы, радует в этом году то, что открыли много новых зданий мировых судей. Это важно. А так все довольно стабильно. Что касается Нового года, то, конечно, у нас будет свой традиционный огонек в Верховном суде, обязательно будет детская елка. В новогоднюю ночь буду дома с семьей.

Большинство опрошенных встречают Новый год традиционно дома с семьей Большинство опрошенных встречают Новый год традиционно дома с семьей Фото: «БИЗНЕС Online»

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний Fix:

— Наступление Нового года я отмечу традиционно дома в Казани с семьей, с родителями. Из событий, произошедших в Татарстане, — это, конечно, ситуация с Татфондбанком. Самая обсуждаемая тема. А что запоминающегося произошло в России или в мире — затрудняюсь ответить, сложно назвать какое-то событие. В личной жизни все в порядке, никаких изменений не произошло. Вообще хороший год, с точки зрения бизнеса все замечательно, интернет растет.

Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— Что касается Нового года, то его я традиционно встречу дома, это семейный праздник. В этом году не было какого-то одного события, которое бы выделялось на фоне всех остальных. Много всего произошло и в России, и в мире, были и неблагоприятные моменты. Вообще плохо, когда происходят какие-то слишком глобальные события, так как зачастую они носят негативный оттенок. Редко какие из них проходят со знаком плюс.

«САМОЕ ГЛАВНОЕ В РОССИИ — НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО БОЛГАРСКОЙ ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ»

Разиль Валеев — депутат Госсовета РТ:

— Новый год я обычно отмечаю дома или в сад еду со всей семьей. Я не особо люблю большие праздники. Наоборот, такие дни я провожу в написании, чтении книг. Календарные праздники для меня формальные. Сабантуй вот праздную, потому что он общенациональный, Курбан-байрам, Ураза-байрам. А в Новый год будем пить чай, есть, разговаривать, обмениваться мнением. Для меня 2016 год был прежде всего годом Тукая. Мы жили в атмосфере поэзии, издали к юбилею двухтомник, посвященный поэту, четверть книги состоит из неопубликованных до того материалов. В личной жизни — увидела свет моя книга для детей. Мы в Госсовете приняли закон о театре, первый в России, завершаем работу над законом о нематериальных ценностях. Самое главное событие в мире — выборы в США, даже в России к ним было почему-то приковано большое внимание.

При поддержке Минниханова и Шаймиева начались строительство Болгарской исламской академии и восстановление собора Казанской иконы Божией Матери При поддержке Минниханова и Шаймиева началось строительство Болгарской исламской академии и восстановление собора Казанской иконы Божией Матери Фото: president.tatarstan.ru

Фаузия Байрамова — писательница, общественный деятель:

— В последние годы 31 декабря я бываю дома в Челнах. Но это не значит, что праздную Новый год. У меня такой же режим: читать, писать, работа в интернете. В то же самое время 31-го числа я делаю анализ проведенной за год работы, оцениваю. Сама никому не звоню с поздравлениями, потому что у нас, мусульман, не отмечают праздник. Но если по старой привычке близкие звонят и поздравляют, то я их благодарю. Каждый сам решает — праздновать или нет. Говоря о самом значительном событии, хочу сказать про свое, каждый ведь любит о своем говорить. У меня вышли три книги — одна в Турции и две в России. Дописала исторический роман. Объездила всю Сибирь, была в Турции на научных конференциях. Это из достижений, а вот то, что омрачило — союз писателей РТ номинировал меня на Тукаевскую премию, а вот руководство посчитало, что я не должна ее получить. Как выяснилось позже, они даже не читали мою книгу. Из этого я сделала вывод, что татарстанское руководство никогда не признает мое творчество и я не буду больше участвовать в таких авантюрах.

Что касается мировых событий — это события в Сирии, война в прямом эфире. События в Турции тоже заставляют вздрогнуть — убийство нашего посла. В мире возрастает ненависть к России, меня это очень беспокоит. В Татарстане продолжилось исчезновение татарского языка, закрытие школ. Будет еще хуже, потому что хотят принять закон о российской нации, хотят уроки православия ввести в школах, это вообще может привести к исчезновению национальных республик — раз нации нет. А радостное событие года — указ муфтия Татарстана Камиля Самигуллина о том, что пятничные проповеди в мечетях должны вестись только на татарском языке. Это надо было давно сделать.

Мансур Джалялетдин — имам мечети Аль-Марджани:

— В Новый год я всегда дома, в кругу семьи. Дети в это время уже спят, жена тоже, а я когда как, бывает, и до часа-двух ночи сижу. Специально как-то не отмечаем. В мире главное событие — это налаживание отношений между Турцией и Россией, и то, что террористы и экстремисты всякие стремятся подрывать эти отношения, меня огорчает очень сильно. Хотелось бы, чтобы в мире не было войн, мы молимся за это. Из событий в стране — жеребьевка Кубка конфедераций по футболу в Казани, а самое главное в России — началось строительство Болгарской исламской академии при поддержке президента Путина, Минниханова, Шаймиева. Для меня уходящий год запомнился многими событиями в Татарстане, конец его омрачился Татфондбанком. В моей личной жизни самое главное событие — я отошел от хозяйственных дел в мечети Аль-Марджани, сейчас сосредоточился на духовной работе. Я открыл в нашем исламском культурном центре частную школу — центр изучения Корана, в которой Священную Книгу учат мусульмане начиная с трех лет.