Вчерашним вечером в зале прилета московского аэропорта Шереметьево было много народу Вчерашним вечером в зале прилета московского аэропорта Шереметьево было много народа Фото: Елена Колебакина

«ПОД ВОПРОСОМ БЫЛО САМО УЧАСТИЕ В «ДАКАРЕ», НО НАМ УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ СЕБЕ ПОБЕДУ»

Вчерашним вечером в зале прилета московского аэропорта Шереметьево было много народа, включая солдат-срочников из Преображенского полка, стоявших шеренгами. Однако речь не шла о появлении какого-то видного политического деятеля. Многочисленные болельщики, журналисты, представители спонсоров и просто зеваки с нетерпением ждали рейс из Мадрида. Этот важный борт привез в Россию триумфаторов ралли-рейда «Дакар» — команду «КАМАЗ-Мастер». Самолет задерживался на несколько минут, которые для собравшейся публики были настоящим испытанием, так что каждый развлекал себя чем мог. Например, солдаты размахивали выданными им флажками с логотипом команды, а болельщики на камеры репетировали кричалки и разворачивали плакаты с приветствиями.

Вот, кажется, и показалась группа мужчин в фирменных костюмах, но отчего-то совсем не с той стороны, откуда ждали. Фотографы и операторы навострили свои камеры, но... фальстарт. Это были не победители «Дакара», а триумфаторы другой гонки — Africa Eco Race — экипаж Андрея Каргинова со своими наградами в форме Черного континента. Пока они прятались за ширмой, дожидаясь тех, кто прилетел с другого континента — Южной Америки. Спустя пять минут под гимн «КАМАЗ-Мастера» к зрителям торжественно проследовали все. Колонну победителей и участников вел сам руководитель команды Владимир Чагин, который просто светился от счастья. Его речь получилась проникновенной. «Мы понимали, какая ответственность на нас, потому что начинали трудовой год, спортивный сезон в этом году. Находясь на разных континентах, делали все, чтобы до вас доносились только хорошие новости. Особенно это важно было в период зимних каникул, отпусков, — с улыбкой говорил он. — Я очень рад, что у нас все получилось. Нелегко складывалась гонка и в Африке, и в Америке. Но нам помогали ваша поддержка, ваше внимание, ваше чувство, что вы с нами. Это придавало сил нам, нашим двигателям, нашим машинам. Мы первые и в Африке, и в Америке. Ура!» Болельщики подхватили победный крик.

Солдаты-срочники из Преображенского полка Солдаты-срочники из Преображенского полка размахивали выданными им флажками с логотипом команды Фото: Елена Колебакина

Сам же Чагин продолжал рассказывать, что предыдущие два года были сложными для команды. «Даже под вопросом было само участие в „Дакаре“», — драматизировал он. И правда, финансовые вопросы с Внешэкономбанком заставили понервничать и команду, и болельщиков. Тем не менее средства были найдены, «КАМАЗ-Мастер» на гонку поехал. Плюс, что немаловажно, в этом году команде вновь удалось вернуть себе победу. Как мы помним, год назад только экипаж Айрата Мардеева смог увезти «Серебряного бедуина», остальные остались за бортом. Тогда руководитель команды объяснял поражение камазовцев тем, что трасса была слишком скоростная, с большим числом прямых участков по 100 км и более. Поэтому в таких условиях побеждали те гонщики, чьи автомобили были оснащены скоростными моторами. «Это гонка моторов, гонка тормозов», — так охарактеризовал тогда ралли Чагин.

. Встречать команду в Шереметьево делегировали депутата Госдумы Альфию Когогину Фото: Елена Колебакина

В этом году все, к счастью, сложилось в пользу «КАМАЗ-Мастера». «Мы подготовились вместе с нашими партнерами, нашими болельщиками, еще и победили, принесли радость всем российским любителям автомобильного спорта. Особенно важно, что удалось еще на одну ступеньку выше поднять наш российский автопром. Ведь мы выступаем на наших отечественных „КАМАЗах“, наших, российских. Мы очень счастливы!» — радовался Владимир Геннадьевич.

НИ ЧЕМЕЗОВА, НИ КОГОГИНА

Впрочем, руководители отечественного автопрома отчего-то в этом году не пришли встречать команду, а ведь, например, еще пару лет назад поддерживать победителей приезжал даже глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Не было и гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе автогиганта, Сергей Анатольевич отправился в командировку. Куда — не говорят. Зато в Шереметьево делегировали депутатов Госдумы Альфию Когогину и Ирека Зиннурова.

«Говорят, что к вашим победам уже привыкли. Поговаривают, что 14-я победа — это уже слишком, для поддержания интереса к гонке надо сменить лидера. Пусть говорят, они не правы, а правы те, кто болеет за наших, кто до поздней ночи следит за результатом каждого этапа гонки. Сегодня всех нас переполняют гордость и радость за самых сильных парней, за лучшую команду в мире, за тех, кто доказал всему миру техническое превосходство нашей России, — говорила первая леди автогиганта. — Мы с вами сегодня говорим о том, что команда — это не только блистательные гонщики и штурманы, это еще и десятки талантливейших инженеров, конструкторов... Все они причастны к победе. Всем отдельное спасибо, всем поклон. Вы защитили международную честь и престиж России. За это вам огромное спасибо. Ребята, мы верим в вас, ни на минуту не сомневались, что вы будете первыми».

. Ирек Зиннуров: «Ребята, вы первые, вы молодцы, вы красавцы! Тяжело выигрывать, но еще тяжелее доказывать, что мы лучшие из года в год» Фото: Елена Колебакина

Зиннуров, который тоже не понаслышке знает вкус спортивных побед, был краток: «Ребята, вы первые, вы молодцы, вы красавцы! Тяжело выигрывать, но еще тяжелее доказывать, что мы лучшие из года в год. И вы это делаете. Вы достойно несете флаг нашей Родины».

А вот официальных лиц от Татарстана вчера не было. За них всех пришлось отдуваться заместителю полпреда РТ в РФ Азату Ахтарееву. «Вы гордость всех нас, не только челнинцев, татарстанцев, но и всех остальных. Дух победителей, дух неуступчивости, характерный нашему народу, вы проявили в полной мере. Поколение команды меняется, а дух победить остается. Мы все гордимся. Какой бы по счету ни была эта победа, мы ждем ее, мы жаждем», — говорил он.

Победитель нынешнего «Дакара» Эдуард Николаев (справа) радовался тому, что организаторы все-таки прислушались к участникам и поменяли формат гонки Победитель нынешнего «Дакара» Эдуард Николаев (справа) радовался тому, что организаторы все-таки прислушались к участникам и поменяли формат гонки Фото: Елена Колебакина

«МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО «ДАКАР» СТАЛ НАСТОЯЩИМ»

Впрочем, самое интересное, естественно, говорили те, кто сам проехал эти сотни километров в пыльных и душных грузовиках. Например, победитель нынешнего «Дакара» Эдуард Николаев (до этого он увозил «Золотого бедуина» в 2013 году) радовался тому, что организаторы все-таки прислушались к участникам и поменяли формат гонки. «Если в прошлом году было больше скоростных спецучастков, то в этом году все глобально поменялось: появились навигация, бездорожье и пески. Можно сказать, что „Дакар“ стал настоящим. В этом году была очень мокрая гонка, много спецучастков было отменено, но организаторы подошли грамотно. Сделали все, чтобы спецучастки были насыщенными, интересными. Было много растительности, острых колючек, о которые постоянно рвут колеса, очень много камней», — красочно расписывал он. Было чувство, что, закрой он сейчас глаза, тут же перед ним появятся южноамериканские пески.

Следом победитель Africa Eco Race Каргинов, который в прошлые годы штурмовал пески «Дакара», признался, что ралли очень не похожи друг на друга. «В Африке сейчас зима, поэтому максимальная температура там 30 градусов, по ночам чуть ли не заморозки были. Мы столкнулись с участком, где мавританский песок, где даже не дюны, а обыкновенная горизонтальная плоскость, по которой машина не едет. Приходилось подстраиваться, это требует определенных навыков, мастерства. Также были скоростные участки, например, в один день мы показали скорость 133 километра в час», — рассказывал гонщик.

. Владимир Чагин отметил, что победа «КАМАЗ-Мастеру» далась не так легко, как кому-то могло показаться Фото: Елена Колебакина

А Чагин уже потом в разговорах с журналистами признавался, что победа «КАМАЗ-Мастеру» далась не так легко, как кому-то могло показаться. «Те, кто наблюдал за гонкой, видели, как все в этом году складывалось сложно, драматично. Реально больше 15 экипажей рассчитывали быть на подиуме и имели на то возможность. Мы сначала даже с трудом пробивались в первую десятку, потом начали все-таки пробиваться в первую пятерку. Видели, как ежедневно менялись лидеры. Очень рады, что буквально за последние два-три дня удалось переломить ход событий в нашу сторону и победить», — говорил он и тут же добавлял, что погода тоже приготовила гонщикам немало сюрпризов. Если с ноября в Боливии царила засуха, причем такая, что даже организаторы сомневались, что трассу стоит прокладывать через эту страну, то за один-два дня до гонки хлынули дожди — и уже это стало причиной отмены некоторых этапов. «Все залило, дожди шли часами. Вид был такой, будто это не Боливия, а Вьетнам и рисовые поля, там невозможно было ехать — затоплено было все. Столько машин застревало, — вспоминал Чагин. — С виду твердая поверхность, но машины проваливаются туда. Айрат Мардеев потерял почти два часа, потому что машину не могли вытащить даже двумя грузовиками, порвали все фалы. Рад еще, что существует взаимовыручка на „Дакаре“. Сзади Айрата ехал экипаж Антона Шибалова, он пытался вытащить, но одной машиной сделать это было невозможно. Остановился еще немецкий экипаж, и они вдвоем вытащили Айрата из этого болота».

Нарасхват был вчера и победитель Николаев, которого журналисты окружили плотным кольцом. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» тоже удалось задать ему несколько вопросов. «Последний раз вы побеждали на „Дакаре“ в 2013 году. Потом личных побед в гонке не было. Как умудрились на этот раз?» — поинтересовались мы. Эдуард, ничуть не смущаясь, и тут вставал на защиту чести всей команды, тем самым повторяя слова своего наставника: «Победы были у команды. Мы боремся за командный результат. Да, у нас есть личная борьба, но тем самым для нас важен командный результат. У меня было и „серебро“, и „бронза“. Тем не менее работали, шли, понимали, что все-таки мы лучшие, и мы это доказали».

.
Фото: Елена Колебакина

«В прошлом году „Дакар“ был провальный...» — начала наш корреспондент. «Так нельзя сказать, — молниеносно среагировал гонщик. — У нас было серебро, „Дакар“ не был провален, мы не проиграли. Мы просто отдали первую позицию». «И что же вы делали весь год, чтобы победить?» — логично продолжила корреспондент «БИЗНЕС Online». «Мы дорабатывали наши автомобили в первую очередь, потому что понимали, что „Дакар“ стал более классическим, как ралли WRC, что требуется более жесткая подвеска, другие покрышки, более динамичный двигатель на высокогорье, то есть сильно изменили технические параметры автомобиля. Также работали физически, готовили себя к высокогорью, потому что знаем, что участники не очень хорошо себя там чувствуют, на этом тоже можно потерять. Также психологически серьезно в этом году поработали, чтобы понимать всю суть, когда спецучасток, чтобы не переживать так сильно, это действительно помогло в этом году», — рассказал Николаев.

Пришедший на гонке вторым Дмитрий Сотников честно признался, что для победы не хватило опыта и чуть-чуть удачи. «Может, где-то опыта, где-то чуточку удачи, потому что концовка была плотной и решилось все за три дня до финиша. У всех соперников очень сложно выиграть. Все было по-честному, борьба была честной. Пока не анализировал до конца, будем разбирать. Я еду четвертый «Дакар», а Николаев — восьмой. Есть разница? Это мой первый «бедуин», — размышлял он в беседе с нашим корреспондентом.

Пришедший на гонке вторым Дмитрий Сотников честно признался, что для победы не хватило опыта и чуть-чуть удачи Пришедший на гонке вторым Дмитрий Сотников честно признался, что для победы не хватило опыта и чуть-чуть удачи Фото: Елена Колебакина

«ПУСТЬ МЕНЯЮТ РЕГЛАМЕНТ, РУССКИЙ ДУХ НИКТО НЕ ИЗМЕНИТ!»

И теперь, наверное, самый главный вопрос, который, возможно, определит судьбу команды «КАМАЗ-Мастер» на ближайшие годы: новый мотор. Когогин, пока ребята пробирались через пески, уже заявил, что для создания нового мотора потребуются миллионы евро. А новый техрегламент вступает в силу уже с января 2018 года. То есть следующий «Дакар» теперь точно под вопросом для российских участников. Как рассказал Чагин, только у «КАМАЗ-Мастера» возникла проблема — челнинцы выступают с мотором 16,2 л, тогда как у всех остальных 13-литровый. «Но это был регламент, введенный три года назад, — отметил руководитель гонщиков в беседе с нашим корреспондентом. — Мы сделали новый двигатель, но организаторы снова изменили его. Приходится тратить дополнительные средства, силы, время. Но, конечно, сейчас эту работу ведем, делаем все, чтобы продолжить участие в „Дакаре“. Пусть меняют регламент, русский дух никто не изменит! Поэтому мы всегда настроены, мы адаптируемся к любым условиям, к любой погоде, к любому регламенту. Конечно, бывает сложно, очень затратно».

Примерно то же самое он заявил и на встрече в Бегишево. Но на прямой вопрос о том, будет ли «КАМАЗ-Мастер» участвовать в легендарном ралли-рейде, ответил уклончиво. «Мы еще не вернулись с этой гонки, — сказал Чагин. — Наши тела, наша душа еще там. На следующей неделе будем проводить технические совещания, оценивать наши возможности в подготовке команды и техники. И дальше это решение будет принято совместно с генеральным директором КАМАЗа Сергеем Анатольевичем Когогиным».

Сотников же заявил нашему корреспонденту, что новую машину строить уже начали. «Новая машина уже начала строиться, будем учитывать опыт этого года. Пока не знаю всех планов по моторам, но машина уже заложена, строится. Думаю, будем участвовать», — обнадежил он.

В аэропорту «Бегишево» триумфаторов «Дакара» и Africa Eco Race встречал руководитель исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин В аэропорту Бегишево триумфаторов «Дакара» и Africa Eco Race встречал руководитель исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин Фото: Сергей Кудрявцев

«У ВСЕХ ДВЕ ЗАДАЧИ: ВЫИГРАТЬ «ДАКАР» И ПОБЕДИТЬ КАМАЗ. НО НЕ НА ТЕХ НАПАЛИ...»

А в аэропорту Бегишево триумфаторов «Дакара» и Africa Eco Race встречали пара сотен болельщиков и родственников. Из высокопоставленных — первый замминистра РТ по делам молодежи и спорту Халил Шайхутдинов, первый замгендиректора ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов, руководитель исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин. Впрочем, для начала гонщики получили от девушек в татарских национальных костюмах букеты цветов и традиционный чак-чак. Только после этого они вышли к встречающим.

«Стало доброй традицией, что в начале года мы в напряжении, мы ждем, что „КАМАЗ-Мастер“ привезет нам „Золотые бедуины“ и другие трофеи, — сказал в поздравительной речи Герасимов. — Очень здорово, что наша команда в этом году оправдала наши ожидания. Спасибо им за это. Наша команда в очередной раз доказала, что она лучшая в мире. А техника не подвела и в нужный момент работала так, как надо. Очень здорово, что у команды есть потенциал, который позволяет одновременно проводить две гонки. И не просто проводить, а добиваться первых мест».

.
Фото: Сергей Кудрявцев

Абдуллин поздравил команду и болельщиков не только от своего имени, но и всего исполкома, а также мэра Наиля Магдеева, который не смог присутствовать на встрече победителей. «Новый год начался для всей нашей страны с победы, с завоевания титулов, — сказал далее чиновник. — И мы уверены, что вы и дальше будете побеждать, приносить славу нашей стране, нашей республике, нашему городу Набережные Челны». Шайхутдинов же напомнил, что «КАМАЗ-Мастер» является самой титулованной командой мира в автоспорте. «14-кратный победитель „Дакара“. В нашей команде самые звезды собрались. В ней обладатели Кубка мира, 11 заслуженных мастеров спорта России, 15 мастеров спорта международного класса, 13 мастеров спорта России. Новогодние праздники мы переживали. Но пусть эти победы открывают новые этапы этому спортивному году. Пусть вашему примеру подражают другие российские команды».

Чагин сказал, что Татарстан — самый спортивный регион России. Даже в ралли «Дакар» в этом году мы не ограничились челнинскими спортсменами. В автомарафоне — в классе мотовездеходов — не последнюю скрипку играл и Равиль Маганов, сын гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова. В итоговой классификации он занял третье место, и Чагин заодно поблагодарил «Татнефть», которая выступила спонсором «КАМАЗ-Мастера».


Фото: Сергей Кудрявцев

«Мы не только в грузовиках представляем Татарстан, мы и в багги уже участвуем, — сказал Чагин. — Приятно сознавать, что мы смогли подтвердить свое лидерство в Африке, и особенно приятно, что смогли вернуть лидерство на „Дакаре“... Равиль выступил просто замечательно! На „Дакаре“ существует поверье, что главная задача для новичков — это доехать до финиша. „КАМАЗам“, например, в 90-е годы это не удалось — сошли с дистанции все три машины в стартовом ралли-марафоне. А он не просто финишировал, но даже стал призером. Что касается „Татнефти“, то мы горды носить на своих машинах эмблемы компании и ТАНЕКО. Мы все представляем одну республику, боремся за ее честь».

Руководитель команды напомнил, что в этом году борьба в Южной Америке была очень напряженной — 15 экипажей до последних этапов претендовали на подиум. И тем ценнее победа камазовцев. «У всех участников две задачи: выиграть „Дакар“ и победить КАМАЗ. Но не на тех напали»

РАВИЛЬ МАГАНОВ: «НАША ЦЕЛЬ — ПОКАЗАТЬ ДОСТОЙНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. А ДОСТОЙНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — ЭТО ПОБЕДА»

После официальной церемонии местные журналисты смогли с раллистами пообщаться в вольной манере. Тот же Чагин высказал свое мнение, что нынешний «Дакар» запомнится перипетиями погоды. «Мы ехали в боливийскую засуху, а нас, наоборот, встретило боливийское половодье, — рассказал руководитель команды. — Приходилось ребятам-механикам работать всю ночь по колено в грязи. Каждый день качественно готовили машины, они всегда выходили исправными на старт спецучастка. И всего две остановки за всю гонку на четыре машины. Это говорит о том, что „КАМАЗ“ — надежный автомобиль, самый быстрый в мире на бездорожье».

О погоде говорил и чемпион «Дакара» Николаев: «В кабине на спецучастке температура достигала 54 - 56 градусов жары. И перепады были очень большие — когда поднимались в горы, температура падала до плюс 2. Высота была до 5 тысяч метров. Мы, конечно, весь год готовились — и технику готовили, и физически готовились. То есть мы были полностью подготовлены. Вот он и результат».

А вот Маганов, отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online», дал понять, что «бронза» на «Дакаре» — не есть предел его мечтаний. К слову, ранее в интервью «БИЗНЕС Online» он назвал соревнования «войной» — сложно было каждый день.

«На самом деле, все было преодолимо. Если бы было слишком сложно, то я бы не финишировал, не был бы сейчас здесь, — сказал гонщик нашему изданию. — Были с техникой определенные проблемы. Бывало, что вставали даже не на спецучастках, а на лиазонах. Это недоработка механиков, были у них определенные ошибки. Будем работать, чтобы впредь их не было». На вопрос же о том, планирует ли спортсмен и дальше продолжать покорять «Дакар», Маганов ответил: «Мы не сдаемся, наша задача — показать достойный результат. А достойный результат — это победа. Если все, алла бирса, будет нормально, то буду участвовать в следующем «Дакаре».