Ильдар Гильмутдинов (справа) Ильдар Гильмутдинов (справа): «У нас в исполнительной федеральной структуре какое министерство занимается темой сбережения семьи? Скажите мне! Нет у нас такого. Никто не занимается целенаправленно темой сбережения семьи» Фото: «БИЗНЕС Online»

«УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА ДАСТ ШАНС СУПРУГАМ НА ПРИМИРЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СЕМЬИ»

Сегодня депутаты Госдумы незаметно для широкой публики проскочили еще одну реперную точку, исходя из чего можно говорить о том, в каком нравственном состоянии находится страна и что для нас главное на данном историческом этапе. Депутаты после бурной дискуссии все же отклонили предложенный Татарстаном законопроект об увеличении срока расторжения браков. Безусловно, спорный (об этом — ниже), но крайне актуальный по сути — никому не нужно рассказывать, что происходит сегодня с институтом семьи и с какой легкостью распадаются у нас семьи. Всего после обеденного перерыва голосовали за этот документ 17 человек, из которых 13 высказались за и 4 — против. Остальные 433 (!) парламентария решили не нажимать кнопку и таким образом выразить свою позицию. Видимо, им не хочется попадать в историю страны и Думы людьми, которые завернули просемейную инициативу....

Напомним, документ был внесен в нижнюю палату парламента еще в конце апреля прошлого года и только сегодня после откладывания в долгий ящик (10 раз переносили!) добрался до рассмотрения. Коротко напомним суть и историю законопроекта. Идею ужесточения условий для развода президент РТ Рустам Минниханов озвучил на торжественном приеме семей летом 2015 года. «Не секрет, что сегодня к разводам относятся равнодушно. Мы должны изменить эту систему», — заявлял Рустам Нургалиевич, добавляя, что процедуры разводов «должны быть более сложными». В сентябре 2015-го в послании Госсовету РТ он снова напомнил, что «следует на законодательном уровне исключить упрощенный порядок расторжения браков». И вот осенью того же года правительство РТ предложило свои поправки в Семейный кодекс РФ, согласно которым, в частности, предлагалось втрое увеличить сроки расторжения браков, а мужу — запретить без согласия жены требовать развода в течение трех лет после рождения ребенка. Кроме того, исключалось заочное рассмотрение дел о разводе в суде, а процедура примирения супругов должна стать обязательной.

До Госдумы законопроект татарстанских властей добрался только к концу апреля 2016 года в несколько измененном виде. Например, исчезло предложение о том, чтобы запретить мужу требовать развода в течение трех лет при наличии детей. Остальные положения в документе сохранились. Так, власти Татарстана предложили увеличить срок развода в загсе с одного месяца до трех. «Учитывая, что во многих случаях решение расторгнуть брак носит спонтанный, необдуманный характер, увеличение срока, по истечении которого производится расторжение брака, даст шанс супругам на примирение и сохранение семьи», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, предлагается новое положение, согласно которому рассмотрение дел о разводах при отсутствии согласия одного из супругов и при наличии общих несовершеннолетних детей откладывается на 6 месяцев, при этом суд должен принять меры для примирения супругов. «Практика рассмотрения дел о расторжении брака в судебном порядке свидетельствует о том, что суд не всегда принимает меры к примирению супругов при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов. Вместе с тем прохождение примирительных процедур может обеспечить сохранение браков, потенциал которых еще не исчерпан», — указывают авторы документа, приводя положительную статистику органов загса республики, где уже организована практика примирения супругов.

Наконец, третья поправка, предлагаемая законопроектом, касается изменений, вносимых в Гражданский процессуальный кодекс. Она предусматривает исключение возможности заочного производства по делам о разводах. «Это позволит свести к минимуму случаи расторжения брака без выяснения мнения другой стороны», — отмечается в пояснительной записке. Все предложенные меры, по мнению татарстанских властей, «позволят сохранить значительное количество браков, защитить права и законные интересы несовершеннолетних детей».

... Согласно исследованию ВЦИОМ, всего 10% семей готовы сделать все, чтобы сохранить союз любой ценой
Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДО НЕ ПРОСТО НАБЛЮДАТЬ, КАК ОНИ РАЗВОДЯТСЯ»

Идею татарстанских властей одобрила известный борец за семейные ценности сенатор Елена Мизулина. «Я готова поддержать данную законодательную инициативу в первом чтении. При этом, вероятно, ко второму чтению в Думе придется поправить отдельные положения, но в любом случае этот вариант поправок нужно выносить на обсуждение. Отмечу, что подход инициаторов поправок в Семейный кодекс, безусловно, правильный», — говорила она.

При этом судьба законопроекта была заранее предопределена отрицательными отзывами профильного комитета и правительства. Однако депутат Ильдар Гильмутдинов, который традиционно защищает законопроекты, предложенные Госсоветом РТ, бился сегодня до последнего. Так что, казалось бы, проходной законопроект, намеченный для отклонения, вылился в дискуссию о проблемах семьи в России.

Сам Гильмутдинов упирал все больше на статистику разводов. Например, он подчеркивал, что 68% распавшихся в 2015 году семей так и не перешли десятилетний рубеж. А согласно исследованию ВЦИОМа, всего 10% семей готовы сделать все, чтобы сохранить союз любой ценой. «Надо нам искать причины всей этой ситуации, конечно, не только в тех предложениях, которые излагает Госсовет РТ», — предлагал Ильдар Ирекович и тут же сам пустился в размышления о причинах разводов. «Разводы — это матери, которые остаются один на один без мужей со своими детьми. В основном мужчина, как бы ни печально звучало в наш адрес упреком, как только рождается ребенок-инвалид, уходит из семьи», — укоризненно говорил депутат, а следом вспоминал, что вся страна гоняется за алиментщиками. «Мы считаем, что недостаточно внимания к сохранению семьи. У нас в исполнительной федеральной структуре какое министерство занимается темой сбережения семьи? Скажите мне! Нет у нас такого. Никто не занимается целенаправленно темой сбережения семьи», — нагнетал Гильмутдинов. Также причинами разводов он назвал жилищную проблему и проблему алкоголизма. Он даже позволил себе высказать предположение, почему же рождаются инвалиды. «Наши девушки, женщины курят. С каждым годом количество курящих женщин растет. Я как-то провел мини-эксперимент, когда возвращался домой: считал, сколько встретится курящих. Из 10 курящих 6 — это девушки. Это все тоже здоровье наших женщин, что приводит к таким последствиям», — грозил в трибуны парламентарий.

По предложениям Госсовета РТ Гильмутдинов пробежался быстро, не заостряя особого внимания. Он лишь подчеркнул, что немаловажна работа органов загса в этих процессах. «Надо не просто наблюдать, как они разводятся, а через родителей, психологов, консультантов помогать сохранять семью. Для этих целей предлагается увеличить количество времени», — обосновал он законопроект республики.

Всего проголосовали 17 человек, из которых 13 высказались «за» и 4 — «против». Остальные 433 парламентария решии не выражать свою позицию Всего проголосовали 17 человек, из которых 13 высказались за и 4 — против. Остальные 433 парламентария решии не выражать свою позицию Фото: Елена Колебакина

ВИТАЛИЙ МИЛОНОВ ОБВИНИЛ «ДОМ-2» В ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ БРАКА: «МЫ ДОЛЖНЫ ЛИКВИДИРОВАТЬ ЭТО ШОУ!»

После такого эмоционального выступления вышедшая к трибуне глава комитета по вопросам женщин, семьи и детей Тамара Плетнева даже не знала, с какого края подойти. Суть выступления Гильмутдинова она поддерживала, а вот с законопроектом была категорически не согласна! «Все, о чем говорил Ильдар Ирекович, правильно. Только закон не об этом. Если бы у нас давали квартиры молодым семьям, если бы у нас пособие детям давали, если бы у нас с пьянством боролись, лечили бы больных детишек, может, и не расходились бы. Но закон не об этом совершенно», — рассуждала она. Для пущей убедительности своей речи депутат напомнила, что в дела семьи вмешиваться нельзя, тем более законодательством такие принципы уже определены. «Если это примем, брак будет еще реже регистрироваться», — безапелляционно заявила Плетнева.

Сразу оговоримся, что все выступавшие в ходе заседания законопроект забраковали. Пожалуй, только Виталий Милонов решил выступить в его защиту, отметив, что все претензии профильного комитета можно было бы устранить ко второму чтению. Сама же тема семьи для депутата поистине животрепещущая. «Если мы считаем семью ценностью для нашего общества, значит, государство обязано предпринять все усилия ради сохранения этой семьи. За месяц супруги могут 100 раз передумать, а за 3 месяца они могут 300 раз передумать! Давайте дадим возможность людям, которые в пылу эмоций решили развестись, подумать, обдумать поступок и отказаться от него, — рассуждал Милонов. — У нас институт брака десакрализован шоу типа „Дом-2“, развратными передачами, где они, как кролики, живут. Мы должны сейчас ликвидировать эти шоу. Мы должны сказать, что семья — это священный союз, данный самим Господом».

Виталий Милонов (справа): «У нас институт брака десакрализован шоу типа „Дом-2“, развратными передачами, где они, как кролики, живут»Фото: duma.gov.ru

Позиция во всем обвинить телевидение попала на благодатную почву. Потом еще не один выступающий вновь и вновь обращался к ней. Например, депутат от ЛДПР Алексей Диденко, заявляя, что насильно мил не будешь, соглашался, что с идеологией и пропагандой надо срочно что-то решать. «Вопрос стоит шире — об общем состоянии культуры и об отношении к семье и браку как к сакральному институту. К сожалению, необходимо констатировать, что наше телевидение и пропаганда работают на увеличение удручающей статистики. Есть передача „Подаю на развод“, есть свахи, все обсуждают. Зато есть программа „Пусть говорят“, которая по уровню влияния на деградацию нашего общества и института семьи приносит гораздо больший ущерб, нежели та передача, которую никто не смотрел. Конечно, нам надо говорить об идеологии, пропаганде, нормальных чистых передачах», — призывал он.

Тут же депутат вспомнил и про новогодние «голубые огоньки», ополчившись на звезд эстрады, которые, по его мнению, являются примером для молодежи, причем отнюдь не положительным. «Вопрос гораздо шире надо ставить относительно нашей культуры, основных каналов и прессы. Говорить о цензуре нельзя, но должна быть определенная госполитика по сакрализации семьи. Представителями эстрады должны быть те люди, которые хранят наши русские традиции, православные и других религий. Нужно слушать ЛДПР и искать другие инструменты и механизмы сохранения семьи. Искусственно увеличивая срок, мы не заставим жить вместе людей, которых не тянет друг к другу», — так Диденко пояснил свою непримиримую либерталианскую позицию.

Следом еще один «сокол Жириновского», Александр Шерин, сыпал предложениями от партии. Например, приравнять по юридическому статусу венчание и регистрацию брака, увеличить до уровня МРОТ детские пособия до 14 лет. «Эта сумма позволила бы женщине не требовать от государства найти нерадивого алиментщика, а самой растить детей, даже если она оказалась с ними одна», — добавил депутат. Наконец, еще одна идея ЛДПР — списывать процентную ставку и сумму ипотечного кредита за каждого ребенка, бесплатно лечить от бесплодия и делать искусственное оплодотворение. «Если просто увеличим срок, в результате которого этот разрыв семьи все равно произойдет, а тех мероприятий не предпримем, мы семью не укрепим», — заключил Шерин.

Тут же единым фронтом со всеми выступил справоросс Олег Шеин, акцентируя внимание на том, что причины распада браков социальные: специалисты называют в 40% случаев алкоголизм, в 30% — проблемы с жильем. «Мы имеем социальные проблемы. Пытаться решать их запретительскими методами — это просто загонять проблемы вглубь», — подчеркнул он. «Можно ли насильно удержать семью в браке и заставить каждого поддерживать отношения? — обращалась к авторам законопроекта Ольга Окунева от „Единой России“. — Иногда бывают очень сложные отношения в семье. Как удержать в браке те семьи, когда есть алкоголики, наркоманы? Как можно удерживать в браке? Наверняка решение со стороны супруга или супруги было взвешенным, обдуманным перед походом в загс или суд. Суд тоже не может насильно удерживать в браке».

... Большинство депутатов инициативу Татарстана не поддержали. Идеология абсолютной свободы, в том числе свобода от обязательств перед семьей и детьми, оказалась выше
Фото: «БИЗНЕС Online»

К чести Гильмутдинова, даже после вала критических выступлений он продолжал биться за идею Татарстана. Причем в ход пошла тяжелая артиллерия. «Семейный кодекс РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья и законных интересов других членов семьи. Законопроект не запрещает расторжение браков. Откуда вы взяли? Речь идет о трех месяцах, чтобы дать еще больше срока, чтобы примирить семью, с родителями поговорить, консультации провести, специалистов привлечь», — настаивал депутат.

Наконец, он уже апеллировал к советской практике, где норма про 6 месяцев действовала долгое время. «Когда говорим об увеличении от 3 до 6 месяцев, стоит отметить, что эта практика существовала 25 лет в советское время. Когда я так сказал в комитете, у некоторых наших коллег это вызвало следующую реакцию: „Не хотим в Советский Союз возвращаться“. Никто вас не зовет! Хотя некоторые хорошие вещи в тогдашнем законодательстве можно было бы принять. Там много было и хорошего. Эта практика 25 лет работала! Все органы власти всё делали, чтобы сохранять семью», — все сильнее упирал Гильмутдинов. В конце концов депутату оставалось только добавить, что предложения Госсовета РТ — это лишь маленькая толика в попытках сохранить семьи.

Но, видимо, она настолько мала, что большинство депутатов инициативу Татарстана не поддержали. Идеология абсолютной свободы, в том числе свобода от обязательств перед семьей и детьми, оказалась выше. По большему счету другого и нельзя было ожидать: как сказал в кулуарах нам один депутат, не изменив идеологии развития страны и ее курса (а нынешний назвав «диким капитализм»), невозможно и защитить семью...