«Концерт привнес новое дыхание в творческий воздух Уфы, и в это воскресенье нам посчастливилось увидеть, какова природа татарской песни» «Концерт привнес новое дыхание в творческий воздух Уфы, и в это воскресенье нам посчастливилось увидеть, какова природа татарской песни»

«Башкиры посещают татарские концерты даже с гораздо большей активностью, чем сами местные татары»

Мухамет хазрат, многие вас знают как одного из известных религиозных деятелей Башкортостана. Вы стояли у истоков открытия мечети «Ихлас», наверное, единственной в своем роде, известной как «поющая мечеть», со своим хором «Илляхиляр», более 20 лет были ее имам-хатыбом, а ныне строите мечеть «Раббани». В то же время являетесь большим поклонником татарской песни и фестиваля «Татар җыры», гала-концерт которого прошел в минувшее воскресенье в Уфе. Какие впечатления оставил вечер?

— Концерт был организован на высоком уровне, современно и стильно. Зрителей в фойе встречали артисты разных поколений, с которыми можно было пообщаться и сфотографироваться. Программа тоже очень впечатлила — никогда прежде я не слышал таких бурных оваций на концерте. Создавалось ощущение, что на гала-концерте «Татар җыры» мы, зрители, перешли по мосту, соединяющему Казань и Уфу. Ясно было, что публика соскучилась по качественной музыке, и это предвкушение, охватывающее каждого, можно выразить одним словом — сагыш. Это слово трудно перевести на русский, так как оно включает в себя и томление, и тоску, и грусть, и кручину.

Концерт привнес новое дыхание в творческий воздух Уфы, и в это воскресенье нам посчастливилось увидеть, какова природа татарской песни. У каждого человека есть свой «султан души» — без короны, но олицетворяющий живущую в сердце песню. Мы ищем эту песню, слушаем ее и наслаждаемся ею. На прошедшем вечере татарские песни были как ожерелье, расшитые великолепными жемчужинами.


— Кто был основным зрителем концерта? Только татары?

— Да вы что! Уфимцы искренне любят сцену и искусство. Интересно, что башкиры посещают татарские концерты даже с гораздо большей активностью, чем сами местные татары. Башкиры — это действительно моңлы халык (музыкальный народ), и такой народ еще надо поискать. Их культура и музыкальная традиция вызывают восхищение.

На «Татар җыры» можно было увидеть представителей башкирской интеллигенции и звезд эстрады, и было видно, что концерт им нравится. Башкиры — наполовину татары, а татары — наполовину башкиры, и эта близость делает нас настоящими братьями — ближе, чем артерии. Татары тоже с радостью посещают фестиваль башкирской песни «Башҡорт йыры». На таких мероприятиях и происходит взаимное обогащение наших культур, мы учимся друг у друга, такие обмены традициями только укрепляют наши связи.

25 лет с «Татар җыры»: кто стоит за главным фестивалем татарской песни?

Что для вас значит татарская песня?

— Мы все видели развалины Волжской Булгарии, где некогда процветающие города сравнялись с землей. Но моң булгар, их песни, сохранились и передались из поколения в поколение, и до сих пор они дарят нам духовную подпитку. Я воспринимаю фестиваль «Татар җыры» именно как дань этой традиции. Есть звуки, которые поднимаются с земли в небеса — это голос сердца, наполненного любовью. Хвала Аллаху, у наших певцов есть сердца, которые бьются ритмом этой любви, и они неустанно стремятся донести до нас эту любовь через свои песни.

Я с критическим взглядом подошел к современным элементам программы, переживая, не повредят ли они наше духовное наследие, наши традиции, нашу мелодию. Но, хвала Аллаху, этого не произошло. Современные фишки лишь обогатили гала-концерт, и фестиваль стал ярким примером того, как традиция и современность могут сосуществовать, усиливая друг друга.

«На концерте не было недостатков, даже если их тщательно искать. Да, критика важна, но артисты так хорошо спели, что их не за что ругать!» «На концерте не было недостатков, даже если их тщательно искать. Да, критика важна, но артисты так хорошо спели, что их не за что ругать!»

Есть за что критиковать?

Что вам еще удалось увидеть своим критическим взглядом? Может, были какие-то недостатки?

— Если деятели искусств и ученые не открыты для обучения у других, то такой народ рискует исчезнуть с культурной арены. Самоанализ и критическое восприятие себя также жизненно важны для сохранения идентичности. Конструктивная критика — это своего рода лекарство, способствующее развитию и самосовершенствованию. В то же время, если критика не соответствует истине, она может стать ядом, пагубно влияющим на весь род человеческий.

На концерте не было недостатков, даже если их тщательно искать. Да, критика важна, но артисты так хорошо спели, что их не за что ругать! У них замечательные голоса, и они выбрали песни, которые, на мой взгляд, соответствовали их внутреннему миру. Я был особенно потрясен номером Марата Галимова. Это был первый раз, когда я услышал его, — голос оказался настолько сильным и уникальным, что я подумал: «Вот он, голос современности!» У нас действительно есть талантливая молодежь. К сожалению, Саида Мухаметзянова была единственной, кто исполнил народные песни. У остальных артистов тоже были популярные и сильные композиции, но мне хотелось бы услышать больше народных песен, так как душа тянется к ним. А их не было! Это даже не критика, а скорее пожелание. Ведь я не хочу, чтобы обрывались звенья цепи поколений. Я не композитор, не поэт и не профессионал, возможно, не могу дать правильную оценку всему, но моя душа все равно тянется к народным песням.

Какой бы ни был исполнитель, как бы он хорошо ни исполнял романсы и популярные треки, но, есть ли у него моң, можно сказать только по тому, как он поет народную песню. Это главный критерий творчества, но из-за того, что народные песни не звучали на вечере, трудно было оценить голоса. Хотя бы один куплет спели бы…

Некоторые ваши коллеги-религиозные деятели любят критиковать артистов за внешний вид, содержание песен.

— Знаете, когда человек критикует кого-либо, он обычно выражает свое мнение, считая, что все окружающие разделяют его точку зрения. Критика часто становится отражением личного восприятия, когда человек невольно примеряет ситуацию на себя. Однако я верю, что молодежь прекрасно знает, как следует одеваться и как вести себя на сцене. Их не надо учить.

Зульфат Хаким: «Я тогда не совсем верил, что у бизнесменов получится такой проект, как «Татар җыры»

Некоторые придерживаются более консервативных взглядов. Говорят, что нельзя в коротких юбках выступать…

— Когда-то я работал секретарем у верховного муфтия России Талгата Таджуддина, и он в шутку говорил: «Скажи спасибо, что хоть голыми не выступают». На концерте певицы были в брюках, и есть мнение, что именно мусульмане научили людей носить брюки. Да, сцена не образец благопристойного поведения, но не стоит осуждать наших артистов за их внешний вид. Если татарская песня продолжает жить, это значит, что и наша страна будет процветать. Вечер в Уфе стал доказательством силы и единства нашего народа.

Чтобы критиковать, нужно знать доказательства запретности песни. Песня — от Аллаха, и ее музыка, и моң зависит от родного языка народа. У человека особенности голоса формируются в зависимости от его родной речи. То, на каком языке он разговаривает, зависят особенности голосовых связок. И у англичан свой голос, и у турок, и у китайцев — свой, а у нас, татар, благодаря татарскому языку возникает наш уникальный моң.

Существует риваят: когда пророк Мухаммад входил со своим войском в Мекку, впереди него шел юноша, который пел баиты и читал религиозные стихи. К нему подошел сподвижник пророка Умар и сказал: «Эй, парень, не к лицу идти впереди пророка и петь», но посланник Аллаха остановил Умара и ободрил юношу: «Пусть поет, эта песня вселяет страх в сердца наших недругов». Наша легендарная певица Фарида Кудашева (1920–2010) пела на открытии мечети «Ихлас» в Уфе. И она заметила, что мелодия — это тело песни, а слова — ее душа. У каждой песни есть своя душа, и именно это состояние души показал концерт «Татар җыры».

«Несмотря на тревожные ветры, что веют над нашей родиной, стремление народа к искусству оказалось сильными» «Несмотря на тревожные ветры, что веют над нашей Родиной, стремление народа к искусству оказалось сильными»

«У нас есть достойная молодежь, продолжатели нашего моң»

Вы, насколько я знаю, все 25 лет были зрителем гала-концертов «Татар җыры».

— Да, ни один не пропустил. Когда проходил самый первый «Татар җыры», мне было 48 лет. Я помню этот вечер во всех подробностях. Мы здесь, в Башкортостане, живем татарской песней, слушаем татарские радиостанции — «Татар радиосы», «Болгар», «Китап», «Тәртип».

Отношение религии к музыке — это очень тонкий вопрос. Мы, мусульмане, когда читаем Коран, делаем это с моң, с определенным макамом, плачем над содержанием священной Книги. Это тоже музыка, и этот дар не каждому дан. Не каждый обладает способностью тронуть тонкие струны души, будь то чтец Корана или певец.

Концерт в Уфе вызвал в наших сердцах невероятное блаженство, мы с женой покинули его в полном удовлетворении. Несмотря на тревожные ветры, что веют над нашей Родиной, стремление народа к искусству оказалось сильными. Мое пожелание — чтобы наш моң продолжал жить, и мы возносим за это свои молитвы. У всего есть свое время: для работы — свое, для учебы — свое, для поклонения — свое, и у песенного праздника тоже есть свое время. Наша религия — религия жизни, и, когда все это совмещается, жизнь становится продуктивной. Наша вера не может быть отделена от искусства. И такая религия нам не нужна, поскольку она охватывает все сферы жизни. Однако и у этого всего должны быть свои рамки, и выходить за них нельзя.

«У всего есть свое время: для работы — свое, для учебы — свое, для поклонения — свое, и у песенного праздника тоже есть свое время» «У всего есть свое время: для работы — свое, для учебы — свое, для поклонения — свое, и у песенного праздника тоже есть свое время»

Что бы вы пожелали фестивалю «Татар җыры»?

— У татар крепкий фундамент, и слава о нашем народе сегодня распространяется по всему миру. У каждого времени есть свои вопросы и проблемы, требующие решения. Основные проблемы можно свести к трем: нищета, безграмотность и безбожие. Естественно, если нация живет в нищете, стремление к получению знаний уходит на второй план. А там, где нет знаний, и религия будет неполноценной. Религия есть разновидность искусства.

Наша нация — богатая, образованная и верующая, и именно на этих основах зиждется крепость нашего фундамента и «Татар җыры».