Ленар Гизатуллин Ленар Гизатуллин: «Собственники объектов, пользующиеся земельными участками без правоустанавливающих документов, осознанно имели неосновательное обогащение» Фото: nabchelny.ru

«БЕЗ ПРАВ ЗА РУЛЬ НИКТО НЕ САДИТСЯ, А ЗЕМЛЕЙ БЕЗ ДОКУМЕНТОВ ПОЛЬЗУЮТСЯ. КАК ТАК?»

Сегодня в исполкоме наконец подвели итог почти двухлетних «земельных войн», доложил о положении дел новый начальник ведомства 31-летний Ленар Гизатуллин, который еще вчера имел приставку и. о. Предваряя доклад, мэр Челнов Наиль Магдеев оповестил присутствующих: «Он [Гизатуллин] уже распоряжением от 23 января назначен начальником управления земельных и имущественных отношений. Достаточно неплохо работает».

Напомним, что прошлый шеф данного управления Эльдар Тимергалиев выиграл конкурс на вакансию замруководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭРа, и некоторое время на это «земельное» кресло не находилось достойного кандидата. Гизатуллин, как удалось узнать «БИЗНЕС Online», вместе с Тимергалиевым приехал из Казани. В его биографии, как и у Тимергалиева, работа в структуре СИНХа ООО «Первое строительное управление» (возглавляет Рамиль Минниханов — сын бывшего начальника ГИБДД РТ Рифката Минниханова прим. ред.) начальником отдела земельных отношений. До этого Гизатуллин 5 лет отработал на должности эксперта группы технического сопровождения заказов ООО «Инвэнт Электро», а ранее — два года электромонтажником в ООО «Шнейдер Электрик Эквипмент Казань». Помимо этого, был директором и соучредителем ООО «Земельный кадастровый центр», который в феврале прошлого года прекратил свое существование, присоединившись к другой компании. Любопытно, но еще раньше Гизатуллин, зарегистрировав ИП, занимался продажей цветов, семян и удобрений. Однако через год, в марте 2014-го, предпринимательская деятельность нынешнего чиновника также прекратилась. В исполкоме же он появился в июле 2015 года, став главным специалистом отдела земельного управления.

Но вернемся к докладу Гизатуллина. Как он сообщил, в результате деятельности вверенного ему управления в прошлом году в бюджет поступило 853 млн. рублей, что на 78 млн., или на 11% больше, чем в 2015-м. Основную долю доходов — 80% — составляют арендные платежи за землю. По данным докладчика, общая площадь земель города составляет 17,1 тыс. га, из них в государственной и муниципальной собственности 74%. В 2016 году было заключено 259 договоров купли-продажи участков общей площадью 30,6 га, от чего в бюджет города поступил 141 млн. рублей, что на 16 млн., или на 12% больше, чем в 2015-м. При этом зачастую предпринимателям отказывают в выкупе земли. Это происходит, если, например, на участке расположено лишь некапитальное строение. Кроме того, нередко через суды уменьшается площадь земли, так как капитальный объект, расположенный на нем, занимает лишь малую его часть.

По состоянию на 1 января заключено 3 387 договоров аренды муниципальной земли общей площадью почти 3 тыс. гектаров. Доход в бюджет города от этой работы составил более 683 млн. рублей, что на 52 млн. больше, чем в 2015 году. Но не все арендаторы платят исправно. С ними исполком постоянно судится-рядится, иски в Арбитражный суд правовым управлением исполкома подаются оптом — по 10 - 15 штук еженедельно. В 2016 году предъявлено 1 680 претензий на сумму 1,1 млрд. рублей, подано 502 иска для взыскания задолженности на 828,2 млн., что более чем в два раза превышает показатели прошлого года. Однако лишь 57 должников решили не доводить до судебного разбирательства и оплатили аренду в полном объеме на сумму 17,1 млн. рублей. Кроме того, в прошлом году было возбуждено 315 исполнительных производств по уже выигранным тяжбам, общая сумма требований составляет 330 млн. рублей, из них 86 уже окончены, 229 исполнительных листов перешло на 2017 год. «Мы видим значительный рост суммы поступлений по направленным и возбужденным исполнительным производствам за 2016 год, которая составляет 63,3 миллиона рублей. Показатель увеличился более чем в 6 раз по сравнению с 2015 годом», — доложил Гизатуллин.

«Это правильный показатель — в 6 раз увеличение? — уточнил удивленный Магдеев и, получив подтверждение, продолжил. — Вот результат претензионной работы. Не на 6 процентов, а в 6 раз! Вот где наши резервы! Миллиард свободно гуляет, а мы деньги ищем. Если наводить порядок в этом вопросе, есть резервы».

В течение года была проведена инвентаризация земель, в ходе которой выявлены 144 участка, использующиеся без правоустанавливающих документов, продолжил Гизатуллин. Управление, конечно, направило всем «захватчикам» участков уведомления о необходимости заключения договоров аренды и об административной ответственности за самовольное занятие земли. Сумма неосновательного обогащения составила 196,5 млн. рублей.

«144 участками у нас в городе пользуются за здорово живешь, — отреагировал мэр. — И такое, оказывается, возможно. Разве это правильно — без документов пользуются... Участок муниципальной земли приносит кому-то доход, а в городскую казну никто ничего не платит. Это лишние деньги для города, что ли? Тоже тема не только для обсуждения, но и для того, чтобы заниматься этим вопросом. Это резервы для пополнения городской казны».

Второе прегрешение, которое было выявлено в ходе повальной инвентаризации, — использование участков не по целевому назначению. В этом нарушении были уличены 6 арендаторов, которым доначислили суммы неосновательного обогащения в 328 млн. рублей. В случае неоплаты дела передаются в суд. Как пример Гизатуллин привел случаи с крупными торговыми центрами, которые, как считает исполком, длительное время оплачивали аренду по заниженным ставкам. А это, в свою очередь, создавало им преимущество перед конкурентами. Тут, вероятнее всего, Гизатуллин намекнул на судебную тяжбу исполкома и АО «Торговый квартал». По мнению городских властей, ТЦ 9 лет платил аренду по заниженной ставке: с коэффициентом 2 вместо 7,5 с 2007 года до 2012-го и 10 — после. В результате исполком «выкатил» организации иск на 311 млн. рублей — недоплаченная аренда и штраф. Впрочем, череда судов еще продолжается. Исполком отсудил у «Торгового квартала» 75,2 млн. рублей, в остальной части иска ему было отказано, а апелляция к городским властям от «Торгового квартала» будет рассматриваться завтра в арбитраже.

«Земля и имущество всегда являются тем инструментом, который позволяет пополнять городскую казну, — подчеркнул прописные истины местных властей Магдеев. — Это серьезные финансовые ресурсы для выполнения наших полномочий. Вы видите, какие есть резервы в плане наведения порядка в земельных и имущественных вопросах! Напомню, что по этим позициям мы были подвергнуты серьезной критике со стороны руководства республики. Это работа не одного дня, она требует усидчивости, серьезной юридической подготовки. Но дорогу осилит идущий, в этом вопросе надо наводить порядок. Идеального порядка пока нет, но мы к этому стремимся. Ну как так, что 144 участка используются без документов? Без прав же за рулем никто не ездит, без паспорта билет на поезд или самолет никому не продадут. Ну как так можно — в городе работать, организовывать свой бизнес — и без документов или не по назначению используются. Торговый центр — даже в названии есть слово „торговый“, а по документам идет как офисный, деловой. В первом случае коэффициент один, во втором — другой. Во-первых, это неравное конкурентное преимущество, а во-вторых, это нас вводит в заблуждение. Так не может быть, все должно быть по закону».

Прошелся Магдеев и по недавнему сносу кафе «Армянский двор»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Прошелся мэр и по недавнему сносу кафе «Армянский двор», о котором «БИЗНЕС Online» подробно писал: «Вот задают вопрос: почему убрали кафе по проспекту Туфана к майдану. Да потому что там документы липовые, то есть нет документов! Мы не можем не видеть нарушений, нас к этому обязывает и прокуратура, и управление антимонопольной службы. То же самое касается и нестационарных объектов. Раньше по разрешению главы района предоставлялись участки. Сейчас, согласно федеральному закону, все эти места разыгрываются на аукционе. Любой желающий идет на эту площадку, заявляется и на определенный промежуток времени может арендовать участок. Честно, открыто, понятно? Конечно. Почему по договоренности с кем-то должны подписываться документы, и там ставятся нестационарные объекты? От этого казна теряет, от этого появляются высокие коррупционные риски. Все должно быть законно, юридически чисто. Берешь — плати. Пусть небольшая плата в городскую казну, но она должна быть».

«РАЗГОВОРЫ, ЧТО КТО-ТО КОМУ-ТО МЕШАЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ТОРГАХ, НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Второй доклад затронул не менее болезненный для челнинских предпринимателей вопрос торгов. Начальник отдела муниципального заказа челнинского исполкома Азамат Вильданов рассказал, что в течение 2016 года по Челнам было проведено закупок почти на 2,5 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств составила 74,6 миллиона. Более половины объема размещения заказов осуществлялось путем проведения электронных аукционов, что, по мнению Вильданова, является «наиболее прозрачным и открытым для конкуренции, так как полностью исключается коррупционная составляющая».

Всего же отделом муниципального заказа было зарегистрировано более 5 тыс. контрактов с поставщиками товаров и услуг. В конкурсах приняли участие 7,7 тыс. организаций и предприятий, из них почти 6,6 тыс. — представители Набережных Челнов. В среднем на один контракт пришлось по три претендента. Из общего числа участников торгов 94%, или почти 7,2 тыс., оказались представители МСП. Остальные 15% забрали представители других городов и районов РТ. По словам, Вильданова, пришлых варягов практически не было.

«Обратите внимание на участие субъектов малого предпринимательства в торгах, — поставил акцент Магдеев. — Кто хочет, тот участвует! И все разговоры, что кто-то кому-то мешает, не соответствуют действительности. Проводятся семинары-совещания, причем бесплатные. Как оформляются документы, рассказываю, где можно участвовать в торгах . Среднее количество участников — три, а в некоторых случаях — от 5 до 11. Активность высокая. Цифры говорят сами за себя: 94 процента в наших торгах — это малый и средний бизнес. Есть возможности для самореализации».

При этом основная доля контрактов — а именно более 85% — заключена с челнинскими поставщиками и производителями. «Тоже хороший показатель, — опять отреагировал мэр. — Через торги, через инструмент гласности, прозрачности, за счет приемлемой цены и качества выигрывают представители нашего малого, среднего и, наверное, крупного бизнеса. Но резервы есть. 85 процентов — это не 95, если ставить себе высокую планку. Занимайтесь, никто не возражает».

Вильданов также добавил, что с декабря 2016 года все закупки малых объемов (до 100 тыс. рублей), которые являются наиболее коррупционными, осуществляются также через электронную биржевую площадку. «Мы приняли решение, — прокомментировал Магдеев. — Все закупки, в том числе и менее 100 тысяч, проводить через электронные площадки. Это шаг к тому, что все вопросы, связанные с прозрачностью, решатся и в этом сегменте закупок».

В конце 2016 года, доложил чиновник, были проведены первые торги по реализации права размещения рекламных конструкций. Аукцион проводился по 9 объектам, каждый из которых это отдельный лот. По каждой из конструкций заявилось минимум по 7 участников. При общей начальной цене всех лотов — 900 тыс. рублей — конечная цена повысилась более чем в 5 раз и составила почти 5,2 миллиона. «Выставили за 900 тысяч, а получили больше 5 миллионов, — добавил Магдеев. — Выиграл от этого городской бюджет? Выиграл. Задача ведь у муниципалитета дороже продать, выручить деньги, чтобы они поступили в городской бюджет. Опять же открытость повышается, возможность для конкуренции на рынке размещения рекламы. Все рынок диктует».

Прокомментировал мэр и недавний аукцион по рекламным конструкциям, на который из-за высокой стартовой цены ни один участник не заявился. «Те рекламные конструкции, на которые нет покупателей, надо убрать. Город будет чище. Значит, в данном микрорайоне неинтересно заниматься рекламой. На мой взгляд, переполнены наши транспортные артерии рекламой. Нет спроса — ничего страшного в этом нет. Значит, будем убирать эти рекламные конструкции», — вынес вердикт Магдеев.

Наиль Магдеев Наиль Магдеев: «Идеального порядка пока нет, но мы к этому стремимся. Положительная динамика в этом направлении началась» Фото: nabchelny.ru

ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ИНФОРМАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ИСКАЛИ 8 МЕСЯЦЕВ

В завершение совещания мэр сообщил еще об одном долгожданном назначении. Как оказалось, исполком наконец-то нашел человека на должность начальника управления по информационной политике и связям с общественностью, по сути, пресс-секретаря мэра. Вакансию заняла Римма Мухаметзянова, до этого работавшая в местном институте К(П)ФУ. «Прошу любить и жаловать, — представил ее Магдеев. — Образование высшее, последнее место работы — Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, директор центра медиакоммуникаций. Основная специальность — журналистика, Казанский государственный университет окончила. Долгие годы работала в городе Набережные Челны, как раз по специальности. Успехов вам желаем на этом непростом поприще под названием «информационная политика».

Исполком наконец-то нашел человека на должность начальника управления по информационной политике и связям с общественностью, по сути, пресс-секретаря мэра. Вакансию заняла Римма Мухаметзянова, до этого работавшая в местном институте К(П)ФУФото: nabchelny.ru

Напомним, что еще в мае прошлого года на сессии горсовета был упразднен отдел по связям с общественностью исполкома и создано управление по информационной политике и связям с общественностью. Однако руководителя данной структуры долго не удавалось найти. На должность претендовал екатеринбуржец Илья Зенов, который возглавляет консалтинговую группу «Глагол» и одноименное интернет-издание и позиционируется как эксперт в области управления медиапроектами и репутацией в интернете. В свое время он был старшим редактором студии спецпроектов на Первом канале. Он проходил собеседование в мэрии, о чем свидетельствовало фото на его странице в соцсети, где есть соответствующая геометка. Однако то ли его кандидатура по каким-то причинам не устроила исполком, то ли Зенова не впечатлили предлагаемые работодателем условия, но не срослось.

В сентябре 2016 года Магдеев на пресс-конференции сказал, что подобрать нужного специалиста оказалось сложной задачей. «Ищем, — прокомментировал он. — Есть несколько вариантов, но они пока нас не устраивают. Не так просто найти человека, который владеет в совершенстве двумя государственными языками, имеет определенный кругозор, опыт работы. Это, оказывается, непросто». И вот многомесячные поиски завершились, причем варяга приглашать не пришлось.