Петр Порошенко На фоне истеричных заявлений об «агрессии России» Петр Порошенко заявил, что готов провести референдум о вступлении Украины в НАТО Фото: kremlin.ru

КАК В КИЕВЕ УСЛЫШАЛИ РАЗГОВОР ПУТИНА С ТРАМПОМ

Украина в судорогах: под Донецком возобновлены боевые действия, официальный Киев заявил о намерении провести референдум о вступлении в НАТО, но при этом власть Петра Порошенко в очередной раз повисла в пустоте. Украинские интернет-ресурсы сообщают, что действующий президент «незалежной» потерял большинство в парламенте — из его блока вышли сразу 10 депутатов Верховной Рады, и теперь стране могут угрожать досрочные президентские выборы. На этом фоне идут ожесточенные бои, Авдеевка, находящаяся под контролем ВСУ, терпит гуманитарную катастрофу и едва ли не лежит в руинах, а сама украинская армия несет потери от ополченцев ДНР: более 10 убитых и 15 раненых только за один день, 1 февраля.

Все началось с телефонных переговоров нового президента США Дональда Трампа и российского главы государства Владимира Путина, которые прошли 28 января. Это отмечают многие эксперты по обе линии фронта. Стоило двум мировым лидерам побеседовать о «борьбе с международным терроризмом», как на Украине снова начали стрелять, презрев и без того никем не выполняемые Минские соглашения. Те, кто размахивает во Всемирной паутине ядовитым жовто-блакитным стягом, уверяют, что Путин, почувствовав расположение Трампа, совсем распоясался, а их оппоненты под российским триколором считают, что «наступление под Авдеевкой» — это жест отчаяния со стороны официального Киева или же тех подразделений, которые никому не подчиняются. И это не просто ситуация, когда, заламывая руки, восклицают «Шеф, все пропало!», а гораздо хуже, потому что «шефа» больше нет, Белый дом больше не хочет им быть, и Украина остается наедине с собой.

Об этом, в частности, прямым текстом говорит даже телекомпания CNN, которую в симпатиях к Трампу не заподозришь. После прихода 45-го президента США в Белый дом украинцы начинают сознавать: вести войну на востоке страны им придется самим, без помощи Америки, уверяют аналитики телеканала. Если при Бараке Обаме Вашингтон оказывал Киеву содействие, в частности в подготовке войск, то при открытом для диалога с Москвой Трампе американская помощь, вероятно, прекратится — такую точку зрения транслирует CNN.

Утром 29 января Киев начал активные боевые действия в Авдеевке, которая находится в считанных километрах от цитадели ДНР — Донецка («Яндекс.Карты» уверяют, что от городка, контролируемого ВСУ, до столицы непризнанной республики можно дойти пешком за два-три часа). Обстрел начался с применением тяжелого вооружения, запрещенного Минскими договоренностями, которое, как сообщает портал «Русская весна», было установлено прямо в жилых домах Авдеевки. Заместитель командующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин тогда заявил, что «утром украинское преступное командование предприняло очередную провокацию в районе Авдеевской промзоны. Противник численностью до взвода атаковал наши позиции, в результате чего подразделения Народной милиции ДНР были вынуждены открыть ответный огонь. В результате атакующие были остановлены и начали отступать». Как свидетельствует Басурин, украинские ВСУ выпустили по позициям сил ДНР 150 снарядов калибра 152 мм, 130 снарядов калибра 122 мм, 300 мин калибра 120 мм, 350 — калибра 82 мм, а также 12 танковых снарядов. К настоящему моменту боевое противостояние продолжается уже пятый день, число жертв с обеих сторон исчисляется десятками. Украина, разумеется, во всем винит Россию.

Впрочем, ведение наступательных действий в Донбассе косвенно признал замглавы минобороны Украины Игорь Павловский, который во время брифинга заявил буквально следующее: «На сегодняшний день, как бы оно ни было, но метр за метром, шаг за шагом, имея возможность, наши ребята героически продвинулись [вперед]». Как заметил по поводу этого высказывания путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, речь идет о провокационных действиях со стороны Вооруженных сил Украины и со стороны отдельных отрядов. По мнению Пескова, де-факто таким образом подтверждаются наступательные действия, что подрывает режим Минских договоренностей.

Как уже сообщалось, узнав о ситуации на востоке страны, украинский президент Порошенко прервал свой визит в Германию и срочно вернулся в Киев, чтобы «координировать мероприятия, связанные с предотвращением гуманитарной катастрофы в Авдеевке. Как уверяет министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко, из-за обстрелов Авдеевка, где проживает 25 тыс. человек, осталась «без энергоснабжения, электроэнергии и тепла». При этом температура воздуха на улице достигает 20 градусов мороза. В связи с обострением ситуации в Авдеевке объявлено чрезвычайное положение.

Между тем, как сообщает «Русская весна», украинский боевик Маси Найем, находящийся на месте «гуманитарной катастрофы», пишет в соцсетях: «Друзья, может, мы в каких-то разных Авдеевках? Волонтеры говорят, что тут уже все сожгли, канал „112“ встревоженно говорит о потребности теплой одежды и продуктов. За сутки в Авдеевке я не увидел и не услышал адских обстрелов, тем более таких, после которых среди ночи горят дома», — пишет Найем. И добавляет: «Да, обстрелы есть, но 95% города живет обычной жизнью. Еда есть. Ее много. Она есть в магазинах и в тоннах привезенного волонтерами. Теплые вещи есть, люди не мерзнут аж так, чтоб тут костры разжигать у домов. Людям могут быть нужны мощные генераторы — они еще нужны, пока нет света».

Так что «зверства в отношении мирного населения», в которых любят обвинять Россию, многократно преувеличены. Тем более что в Авдеевке проживают такие же жители Донбасса, как и в самом Донецке, и вряд ли ДНР ведет против них войну. Зато ВСУ вполне может использовать население Авдеевки в качестве живого щита, попутно нагнетая международную истерику.

Йенс Столтенберг Йенс Столтенберг назвал условия, при которых Украина может быть взята под «крышу»: проведение реформ, борьба с коррупцией, создание дееспособного госаппарата. И самое главное — решение «территориальных проблем» Фото: kremlin.ru

ДОЛГАЯ ДОРОГА В НАТО: ОТ КУЧМЫ ДО ПОРОШЕНКО

Делая истеричные заявления об «агрессии России», Украина пытается решить давно поставленную задачу: добиться, чтобы Запад наконец-то официально взял ее под свою «крышу». И в данном случае самой надежной «крышей» может быть только Североатлантический военный альянс НАТО. Вот только возьмут ли туда страну, которая третий год ведет войну с неопознанным противником? С президентом, у которого гораздо лучше получается штамповать шоколадные конфеты, чем управлять распавшейся на уделы «Киевской Русью»?

Вступлением в НАТО угрожал еще первый постсоветский глава Украины Леонид Кучма. Уже тогда официальный Киев присоединился к программе альянса «Партнерство ради мира». При следующем президенте Викторе Ющенко была подана заявка на присоединение к плану действий по членству в НАТО. Тем не менее главы МИД 26 стран — членов альянса эту заявку не удовлетворили. Что до «пророссийского» Виктора Януковича, то с его легкой руки был подписан закон, устанавливающий внеблоковый статус Украины. Это полностью устраивало Москву, однако после свержения Януковича и резкой радикализации Киева ситуация изменилась на 100%.

В декабре 2014-го Порошенко официально отказался от внеблокового статуса своей страны, отменив закон Януковича и взяв курс на вступление в НАТО. В ответ на это генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг назвал условия, при которых Украина может быть взята под «крышу»: проведение реформ, борьба с коррупцией, создание дееспособного госаппарата. И самое главное — решение «территориальных проблем», под которыми прежде всего подразумевался мятежный Донбасс и отчасти полуостров Крым. Тогда же в Киеве заговорили о необходимости референдума всех жителей Украины о вступлении в НАТО, но с оговоркой, что его можно будет провести только через 6 - 7 лет. Ровно столько дал себе Порошенко на проведение реформ и решение «территориальных проблем».

Осенью 2015 года уровень поддержки идеи о вступлении в альянс среди жителей Украины составлял, по мнению того же Порошенко, более 60%. Однако социологическая группа «Рейтинг» при финансировании правительства Канады провела альтернативный опрос, который показал, что в июне 2016 года вступление в НАТО поддерживали всего 39%. Показатель чуть вырос в ноябре до 43%. Больше всего сторонников вступления Украины в Североатлантический альянс отыскалось на западе (68%) и в центре (47%) «незалежной». При этом 29% украинцев выступают против вступления в НАТО. По мнению же самого Порошенко, уровень поддержки на сегодня составляет 54%.

Теперь, на фоне «гуманитарной катастрофы» в Авдеевке, Порошенко снова заявил, что готов провести референдум, но сроков его по обыкновению не уточнил. В положительном исходе плебисцита он, похоже, уверен, так как в интервью немецкой Berliner Morgenpost пообещал, что сделает все возможное для вступления Украины в альянс, если население страны проголосует за. «Как президент я обращаюсь к мнению моего народа — и будет проведен референдум по вопросу о вступлении в НАТО. И когда украинцы проголосуют за, я сделаю все, чтобы добиться членства в альянсе», — продекларировал президент Украины.

«ДВЕ АРМИИ СИДЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА В ОКОПАХ УЖЕ ТРЕТИЙ ГОД»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов оценить шансы на вступление Украины в НАТО и объяснить, почему именно сейчас Киев посчитал возможным возобновить боевые действия на «мятежном» востоке своей страны.

Денис Пушилин председатель Народного совета ДНР, руководитель исполкома ОД ДР:

— Геополитическая ситуация в связи с избранием нового президента США изменилась. Естественно, что это отразилось и на уменьшении поддержки Соединенными Штатами Украины. Может быть, даже с перебросом некой доли ответственности на Европу в лице Германии, поэтому обеспокоенность Порошенко вполне понятна и логична. Но те методы, которыми он пытается привлечь к себе внимание, чудовищны. Я имею в виду, конечно же, обострение ситуации в Авдеевке. Все это лишь повод вернуть Украину в повестку дня мировой общественности. Поэтому говорить о том, что это случайно, не приходится. Как мы знаем, со стороны Украины используется тяжелая артиллерия, используются танки, другая бронетехника. Без Генерального штаба, без приказов главнокомандующего, кем является Порошенко, таких действий совершить бы не получилось. Оправдания, что эти действия совершают неконтролируемые или полуконтролируемые добровольные батальоны, на этот раз не сработают. Мы видим в этом прямой умысел, ведь все это происходило на фоне визита Порошенко в Германию.

Как мы знаем, он демонстративно досрочно прервал свой визит в Германию, якобы обеспокоившись проблемами в Авдеевке. Но если мы проанализируем ситуацию, то увидим, что Авдеевка в последнее время очень часто попадает в тяжелое положение, остается без света и воды, потому что именно Вооруженные силы Украины там часто совершают провокации — часто перебивают линии электропередач, трубопроводы. Раньше Порошенко сложная ситуация там почему-то не беспокоила, а именно сейчас его эта ситуация почему-то очень взволновала. Конечно, есть ряд вопросов политического характера, которые Порошенко пытается решить данными наступательными действиями. Он хочет поднять моральный дух своих военнослужащих, хочет отвлечь внимание от сложной экономической ситуации внутри Украины. Если перечислить все эти причины, станет ясно, кто заинтересован в эскалации этого конфликта.

Вспомните, что, когда говорят об уголовных преступниках, всегда отмечают, что у преступников должен быть мотив. Вот у нас нет мотива в обострении ситуации в Авдеевки. Нас ситуация там до последнего времени вполне устраивала. Смена президента в США и ожидаемое установление равноправных отношений между этой страной и Россией для нас были положительными моментами, была надежда на то, что наш конфликт будет урегулирован. Нам обострять ситуацию не имеет никакого смысла. А вот Порошенко имеет все мотивы, чтобы эту ситуацию обострять. Поэтому понятно, кто здесь преступник, а кто — жертва.

Чем все закончится — большой вопрос, потому что вчерашние переговоры в Минске какие-то пути решения конфликта или даже снижения эскалации не выявили. Мы не заметили какой-то политической воли со стороны Украины к прекращению эскалации конфликта.

Эдуард Лимонов писатель, политик, председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Начнем с того, что в НАТО не возьмут, конечно, Украину. По существующим стандартам НАТО, страна, вступающая в альянс, должна иметь твердые границы, тем более она не должна находиться в состоянии войны. Конечно, правила могут и изменить, но пока их никто не отменял. Теперь Европа все чаще начинает понимать украинскую игру и отворачивается от нее. Порошенко нужно как президенту удержаться во власти. Он зажат в интересах своих майданных радикалов. Европа и США до сих пор давали ему кредиты. Он вынужден вести такую агитацию. Его заявление о том, что он проведет референдум, относится именно к серии таких пропагандистских жестов. Я полагаю, что на Украине население наэлектризовано, они могут и проголосовать за вступление в НАТО. Не исключаю этого, это вполне себе реалистично. Проголосуют, но вот только их не возьмут туда. Это все лишь демагогия и жесты.

У Москвы были и реально остаются шансы помешать всему этому — быстрым маневром победить и сменить правительство в Киеве на пророссийское. Это единственная возможность заткнуть и вообще урегулировать ситуацию на этой стороне, на западе от наших границ. Иначе бесконечно, десятилетиями вот такая страна-нахлебник будет. Достаточно взглянуть на историю Украины. Они всегда вызывали к себе против России какие-то иностранные державы, сами они справиться не могли. То это была Польша, иной раз даже Швеция, в 18-м и 41-м году это были и немцы, сейчас это Соединенные Штаты Европы. Но, как мы видим, они взяли паузу. Не очень они хотят помогать этой Украине.

С чем связано обострение вооруженного конфликта? Это давняя история. Сидят две армии друг против друга в окопах. Там же нет ни границы, ничего. Сидят уже третий год. Обострение может быть обосновано не какими-то решениями наверху, хотя, может, и так, но еще и обстановка напряженная. Людям надоело сидеть и с той, и с другой стороны. Украина, конечно, желает снять ополченцев к чертовой матери и ликвидировать хотя бы одну проблему. Потому что у них есть и проблема с Крымом, которая навсегда зависнет, тем более сегодня есть перевес над ополченцами. Украинская армия могла бы победить их. Но Порошенко же хочет втянуть в эту войну еще и Россию. Тогда опять потекут кредиты в страну, иностранная помощь.

... «Мы еще массу инициатив увидим, если по-прежнему Европа будет также реагировать, как она сделала в этот раз по поводу наступления на Донбассе. Дальше уже некуда. Дальше уже совсем забудут»
Фото: kremlin.ru

«ПРО УКРАИНУ НАЧИНАЮТ ЗАБЫВАТЬ — ПО ТУ СТОРОНУ ОКЕАНА, В ЕВРОПЕ»

Юрий Городненко — политолог, украинский публицист:

— Что касается референдума — там же есть определенная процедура, не все так просто. Поэтому проводить такой референдум, когда у самого Порошенко проблемы.... Сложно верится в его проведение. Во-первых, это связано с процедурой проведения. Наверняка в нынешней ситуации часть территории, формально входящей в Украину, Донецка и Луганска, не будет участвовать в этом референдуме. Само решение референдума тогда в любой момент может быть поставлено под сомнение. Во-вторых, процедура достаточно сложна, поэтому высок риск большого числа нарушений. Это приведет к тому, что опять же в любой момент его можно будет оспорить, он не будет 100-процентно законным. Чисто провести его практически невозможно в нынешних условиях. Провести это все просто нереально, это всего лишь политическое желание Порошенко.

Вступлению в НАТО сегодня мешает урегулирование споров с Россией по Крыму, на части территории страны ведутся боевые действия. Как может быть присоединено к альянсу государство, в котором идет гражданская война? Что касается России, есть же позиция руководства: «Пусть вступают куда хотят». Не вижу рычагов давления на этот процесс, которые бы Россия могла использовать. Исключением являются, конечно, дипломатические шаги. Акцент опять же будет делаться на том, что страна, в которой идет гражданская война, не может быть присоединена к блоку. Любое решение руководства страны будет незаконным. Кстати, в НАТО был один показательный прецедент. В 1949 году, когда создавали НАТО, хотели принять сразу и Грецию. Но там в тот момент шла гражданская война. Поэтому дождались окончания войны, после чего ее приняли в состав Североатлантического альянса.

Владимир Винокуров — руководитель центра военно-дипломатического анализа и оценок лиги военных дипломатов:

— Все объясняется очень просто. Про Украину начинают забывать прежде всего по ту сторону океана, в Европе. Об этом говорят последние события на юго-востоке Украины. Порошенко ничего не остается, кроме как напоминать о себе и о той самой бедной Украине, которая стала жертвой агрессии России. Вот мы и слышим в последнее время сначала о наступлении добровольческих батальонов на Донбассе, потом о морских учениях НАТО с оставшимися военно-морскими силами, плавающими кораблями Украины, плюс к этому и инцидент с самолетом Ан-26, который близко подлетел к нашим нефтяным вышкам. Теперь вот это заявление о референдуме. Он ссылается на то, что 54 процента населения поддерживают эту идею. Но ему давно сказали на всех уровнях, что даже в среднесрочной перспективе никакие дальнейшие укрепления связей, особенно вступления в Североатлантический альянс, Украине не светят. Нет такой необходимости и тем более возможности. Украина сегодня никому не нужна. Объявить референдум — это же конституционное дело. Объявить и провести его не проблема. Если там слегка будет за 50 процентов, то он пошумит и скажет, что вот, мол, наш народ против большого соседа с востока, боится его, что украинский народ якобы является жертвой постоянной агрессии. А если не наберет авторитета на референдуме, то он скажет: «Ну вот я тут посмотрел и решил...» Это игра ни с чем, как часто бывает во всяких картежных играх, где ничего не выиграешь, это продажа воздуха, как говорится. Вот он сегодня и старается напоминать о себе постоянно, учитывая то, что новая администрация США постепенно от него отворачивается. Некому теперь жаловаться в платочек. Все это объясняет его заявления. Мы еще массу инициатив увидим, если по-прежнему Европа будет так же реагировать, как она сделала в этот раз по поводу наступления на Донбассе. Дальше уже некуда. Дальше уже совсем забудут. Украина сегодня — далеко не главная проблема мирового сообщества.