Брожение в республиканском обществе Татарстана, по всей видимости, прямо или косвенно, передающееся через ноосферу от глобальных климатических, экономических и военно-политических явлений и событий новейшей истории, в последнее время приобретает очертания цивилизованного характера. Путей и методов здесь множество, - конференции, съезды, форумы, семинары. В этом смысле примечательна инициатива при организации события, произошедшего 21 января 2017 года в Казани в конференц-зале отеля Шаляпин. А именно, - первое заседание дискуссионного клуба «Третья столица» при Казанском отделении «Русского собрания» и Общества русской культуры Республики Татарстан. Формат заседаний клуба представлял собой диспут по заявленной теме двух основных спикеров. Присутствующие участники затем задавали вопросы обоим или по отдельности спикерам, а те на них отвечали. После основного действия была дана возможность выступить всем желающим, чтобы высказать вкратце свое мнение. За регламентом следил модератор (http://pravoslavnye.ru/news_rl/2017/01/21/tatary_i_ideologiya_russkogo_mira/).

Тему первого заседания подсказала сама жизнь, остро волнующая всех собравшихся татарстанцев, в том числе и применительно к их профессиональной и личной жизни, а именно: «Татары и идеология Русского мира».

Присутствующие пытались рассмотреть перспективы взаимоотношений в татарстанском социуме, в том числе и с позиций диалектического подхода к новейшей истории.

Экскурс в историю философии по вопросам диалектики развития. Заглянем в источники (Wikipedia.ru):

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — это общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

- искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

- метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

- наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);

- учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

- всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

- учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

В средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Проблема будущего осмысливалась во многом на основе диалектики. Несовершенный «земной мир», являющийся миром Бога-Сына, связывался с совершенным «небесным миром» Бога-Отца не только с помощью мистического Бога-Духа, но и посредством диалектических ходов мысли. В средневековой философии имелись все те ключевые элементы диалектики, в том числе и так называемый закон отрицания отрицания, которые позднее Гегель и коммунистическая философия включили в свою «диалектику природы, общества и мышления». Цель средневековой диалектики — попытаться схватить мир сразу в обоих его ипостасях, сакральной и мирской, сублимированной и низменной. Средневековая культура сочетает в единство полярные противоположности: небесное и земное, спиритуальное и грубо телесное, жизнь и смерть.

Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин, Прокл) словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее.

Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности.

Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность».

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развития истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это — наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову. Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

Последователями Маркса, была создана особая философская школа — диалектический материализм.

«...из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории» ( Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.)

В диалектическом материализме в 1960—1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие — «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

- принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;

- принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.

- закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность (определения понятия противоположности, или диалектического противоречия, так и не было дано);

- закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;

После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев, А. Ф. Лосев, З. М. Оруджев, Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин и другие.

В XX веке исследованием диалектики как в историческом плане (диалектика в античности и в немецкой классической философии), так и в теоретическом занимался Николай Гартман.

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ричард Левонтин, Стивен Гулд, Александр Зиновьев, Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

По мнению Н. Гартмана:

«…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности — три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше — по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это — как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики».

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. Карл Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок» (wikipedia.ru).

После распада Советского Союза, как державы, многие наши соотечественники стали искать точки опоры, последующего взлета, стабильности, психологического равновесия, в том числе и в философских и религиозных течениях прошлого. Всплыли многие противоречия и вопросы, нерешенные в рамках бывшего СССР. Положительный опыт Татарстана стал приобретать весомое значение в масштабах Восточной Европы, России и Евразии. Казань была провозглашена организациями, входящими в ЮНЕСКО, столицей тюркского мира, - и это после Астаны. Звание Третьей столицы России также обязывает казанцев и гостей столицы переходить на цивилизованные, клубные формы дискуссий. Ведь ни для кого не секрет, что выработанное веками философско-виртуальное понятие «русский мир» подразумевает и включение в себя большую часть Евразийского континента, в том числе и древние территории тюркских государственных образований Восточной Европы, Волго-Уральского региона и Сибири, запечатленных на древних западно-европейских и восточных картах и источниках, именуемых никак иначе, как Татарией (Тартарией), а также булгаро-татарские и булгаро-кипчакские территории и государства. Философские, религиозные, идеологические и другие более поздние оттенки бытия коренных народов континента придают определенный уровень изысканности дискуссиям ученых, политиков и общественных деятелей на избранном поприще. Специально, в плане придания весомости понятию российской государственности, отметим принадлежность к тюркскому корню трехсот ведущих дворянских родов российской империи и их фамилий, что отмечено во всех государственных источниках того времени. Огромные списки погибших за свою отчизну людей в многочисленных войнах. Русский мир и понятие рускости так устроено предками, что в него нельзя «пущать или не пущать», - это акт внутренней самоосознанности индивида, его ментальная составляющая. Этим и ценен русский мир, как и татарско-российский. Любой российский этнос без самосознания и ощущения общности не может состояться. То же происходит и с двумя основными российскими этносами, - русским и татарским.

Основными спикерами заседания клуба «Третья столица» по заявленной теме были председатель Общества русской культуры Республики Татарстан и Казанского отделения «Русского собрания» Михаил Щеглов и руководитель Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар, доктор исторических наук Дамир Исхаков. Модератором дискуссии был эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейанов.

Со своей стороны Дамир Исхаков подчеркнул, что он приветствует появление дискуссионного клуба «Третья столица», поскольку совместное обсуждение татарской и русской интеллигенцией Казани актуальных для обеих национальных общин проблем полезно, однако добавил, что если подобные обсуждения не приводят к какому-то результату или общественному консенсусу, то люди постепенно теряют интерес к подобным мероприятиям.

После выступлений двух основных спикеров наступило время вопросов и прений остальных участников заседания клуба. Михаила Щеглова спросил первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров: «Когда Вы настаиваете на том, что татары – это часть Русского мира, то это у татар вызывает определенную напряженность, связанную с этническим фактором. Неприятно ведь, наверное, звучит, когда всех жителей Татарстана будут называть не татарстанцами, а татарами. Также и когда всех жителей России будут считать и называть русскими. Может быть, нам сегодня всё же выбрать актуальные мотивы, которые нас всех объединяют? Слова "Россия", "российский" консолидируют. Зачем вы не пользуетесь словом “российский”? Никто бы из татар не возражал, если бы Вы говорили, что татары – это часть Российского мира», - отметил Р. Батров.

М.Щеглов не согласился заменять термин «Русский мир» на «Российский мир», считая, что, заменяя «русский» на «российский», происходит вымывание основы России: «Это не правильный термин. Я не приемлю, когда русские как этнос - это бессодержательная порода, которая заполняет бриллианты и сапфиры других народов в нашей стране. Русские - это кровь и соль земли Русской?».

Местный философ Фан Валишин (возглавляет Философско-методологический центр «Динамизм») считает, что не существует отдельной русской или татарской цивилизации, а есть российская цивилизация.

О Русском мире как идеологической доктрине говорят уже последние несколько лет в России, а вот публичное обсуждение этой темы применительно к татарам произошло впервые. Осталось многого непонятного, много вопросов без ответов, а прозвучавшие мнения дают пищу для размышлений: одно дело о Русском мире рассуждать в Москве или в Санкт-Петербурге и другое дело говорить об этом в Казани или в Уфе.

Мы обратили внимание на часть материала дискуссий клуба «Третья столица» в плане подготовки к проведению IV Республиканского общественно-гражданского форума, этого ежегодного мероприятия несколько более светского оттенка. Вход свободный по предварительному объявлению в адрес оргкомитета.

Также граждане Казани и Татарстана ожидают приезд 8-9 апреля этого года Виталия Сундакова, - русского путешественника, целителя, писателя и общественного деятеля со своим тренингом «Инструкция по эксплуатации судьбы», - известного всему миру многогранного талантливого человека. О нем много пишет и показывает мировая пресса и телевидение. Он лично знаком со многими мировыми величинами в области политики, экономики, спорта и шоу-бизнеса. Он принят в среде королевских дворов мира, миллиардеров, деятелей искусства, кинематографа и литературы. Следите за рекламой в СМИ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции