Встреча началась с экскурсии по Выставочному центру Международного института антиквариата, которую провела директор музея Алина Булгакова. Около 200 предметов постоянной экспозиции отражают практически все направления деятельности реставрационных мастерских МИА: реставрацию живописи, корпусной и мягкой мебели, часов, художественной бронзы, багета, мрамора…

Самый сложный этап предстоящей реставрации кресла-саней русской работы XVIII века – сохранение шелковой обивки

Основное время встречи заняла беседа журналистов с директором реставрационных мастерских Иваном Никоновым. Реставрационные мастерские МИА накопили уникальный опыт восстановления предметов искусства и архитектурных объектов. Профессия реставратора, как и прежде, входит в элиту художественных специальностей, поэтому успех в ней обеспечивается и специальными знаниями, и творческой направленностью личности. Последние десятилетия не лучшим образом сказались на статусе и профессиональной подготовке реставраторов: во многом утрачена система государственной аттестации и повышения квалификации, усиливающаяся конкуренция в условиях артрынка не способствует широкому распространению секретов профессионального мастерства и т.д. Поэтому столь значимым в научном и методическом плане является освещение опыта реставрационной деятельности в журнале «Мир искусств». Публикуемые реставрационные дневники (http://int-ant.ru/about-institute/diaries-restoration/) широкому кругу читателей позволяют сравнить состояние произведения искусства «до» и «после», а специалистам – проанализировать адекватность реставрационных технологий, высказать свое суждение, подчас критическое.

Алексей Кириллов (слева), Иван Никонов: научная реставрация в МИА стремится вернуть произведение искусства в состояние, задуманное некогда его автором, тогда как коммерческую заботит прежде всего его «товарный вид»

Самыми сложными и одновременно интересными, отметил И. Никонов, были реставрационные работы по восстановлению усадьбы Талицы купцов Аигиных (Пушкинский район Московской области) и дома Банарцевых в Казани. И состояние объектов, которые находились на грани исчезновения, и комплексность – восстановление кирпичной кладки, деревянных срубов, кровли, ковки, лепнины, паркета, мозаичного пола, мрамора, деревянной резьбы и т.д. – стало хорошей школой мастерства.

Дом Банарцева на начало реставрации – апрель 2012 года

А это уже апрель 2015 года – реставрационные работы близятся к завершению

Усадьба Талицы стала первым объектом, переданным ASG на реставрацию по губернаторской программе «Усадьбы Подмосковья» (ноябрь 2013 года)

Местные краеведы предполагают, что эскиз флигеля усадьбы Талицы принадлежит самому Виктору Васнецову, реставраторам удалось заменить венцы сруба, не прибегая к его демонтажу

«Творческий отчет» - организатор реставрационных работ архитектор-реставратор Альбина Хайруллина (справа) проводит экскурсию по усадьбе для депутатов Московской областной думы (февраль 2016 года)

- Чем обусловлен интерес к профессии реставратора, как узнали о нашей деятельности? – поинтересовалась редакция «Мира искусств».

- Алексей Кириллов: мы прочли в газете «Бизнес Онлайн», что ваши специалисты сертифицированы как реставраторы Министерством культуры РФ, возникло желание познакомиться ближе с вашей деятельностью. И вообще на сегодняшний день искусство вторгается в те сферы, куда прежде был доступ только для науки. Например, общеизвестно, что принцип оригами положен в основу конструирования подушек безопасности в автомобилях, солнечных батарей в космических летательных аппаратах и т.д. То новое, что прежде возникало благодаря синтезу различных наук, в нашем веке будет обеспечиваться междисциплинарным комплексом науки и искусства. Поэтому погружение в тайны мастерства прошлого, постигаемые в процессе реставрации, имеет не только эстетически-духовный, но и прагматический эффект.

«Объединение мира искусства с миром науки и образования»: обмен коллекциями изданий

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции