Рустам Ибрагимов признался, что лихача, протаранившего казанский аэропорт, пока не удалось привлечь к уголовной ответственности Рустам Ибрагимов признался, что лихача, протаранившего казанский аэропорт, пока не удалось привлечь к уголовной ответственности Фото: gossov.tatarstan.ru

«ВЕСА» ХВАТИЛО НА ТРИ СТАТЬИ

Много шуму наделало вчерашнее заявление заместителя начальника УГИБДД МВД по РТ Рустама Ибрагимова на заседании комитета по законности и правопорядку. К удивлению парламентариев, Ибрагимов признался, что лихача, протаранившего казанский аэропорт, пока не удалось привлечь к уголовной ответственности. «Водитель лишен права управления. Он привлечен к административной ответственности за хранение, перевозку наркотических средств — 15 суток и 12 суток административного ареста. «Веса», к сожалению, не хватило для уголовной статьи», — доложил Ибрагимов депутатам.

В результате федеральные и республиканские СМИ буквально атаковали звонками МВД по РТ с просьбами прокомментировать заявление о прекращении уголовного преследователя героя казанского GTA. Сегодня с опровержением этого высказывания выступил старший помощник руководителя Приволжского СУ на транспорте СК РФ Дмитрий Захаров. По его словам, информация о том, что Руслан Нуртдинов может уйти от уголовной ответственности, появилась из-за неверной трактовки позиции представителя полиции, который «комментировал работу ОВД». «Данный комментарий к расследованию уголовного дела, которое находится в СК РФ, не относится. Указанное уголовное дело находится на завершающем этапе, — отметил Захаров. — Каких-либо оснований полагать, что он [Руслан Нуртдинов] уйдет от уголовной ответственности, у следствия нет. В настоящее время предъявлено обвинение по части 1 статьи 318 УК РФ („Применение насилия в отношении представителя власти“ — прим. ред.), в ближайшее время будет предъявлено обвинение еще по двум статьям».

Сотрудник СУ на транспорте напомнил, что предварительный ущерб от действий Нуртдинова составил 9 млн. рублей. «Указанный ущерб будет возмещаться либо в ходе судебного заседания по уголовному делу, либо после вынесения приговора уже в частном порядке», — пояснил он.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПОПОЛНИЛОСЬ ЕЩЕ ДВУМЯ СТАТЬЯМИ

Словно в подтверждение этих слов Нуртдинова, который с 23 декабря 2016 года находится в СИЗО-1, сегодня доставили в Московский райсуд Казани на заседание по продлению ареста. Худощавый Нуртдинов в темном джемпере и коричневой куртке отнюдь не произвел на корреспондента «БИЗНЕС Online» впечатления лихача или беспредельщика. О том, что он нарушил закон, говорит только сопровождение конвоя и наручники на запястьях.

Однако старший следователь казанского отдела на транспорте Георгий Селюков был непреклонен и попросил суд продлить арест обвиняемому до 22 мая. Правда, если верить следователю, до завершения уголовного дела еще далеко, поскольку он попросил также до 22 мая продлить срок предварительного следствия.

«Предварительное следствие окончить пока не представляется возможным. За это время планируется провести стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, допросить свидетелей и выполнить иные следственные действия», — заявил следователь судье Нурие Залялиевой и старшему помощнику транспортного прокурора Евгению Дикареву. Кроме того, Селюков подчеркнул, что содержание Нуртдинова в СИЗО необходимо, поскольку он является бывшим сотрудников ОВД, может узнать о месте проживания свидетелей и оказать на них давление. Допустил следователь и иные способы воспрепятствования «установлению истины по данному уголовному делу».

Вопрос психиатрического освидетельствования арестованного, как выясняется, не так прост. «В республике не проводится данный вид экспертиз. Она назначена, постановление отправлено в различные психиатрические больницы. Но пока ответа не поступило. В настоящее время была проведена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, и по ее результатам было дано заключение о необходимости проведения стационарной экспертизы», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Селюков о дополнительных сложностях в расследовании дела.

В беседе со следователем вскрылись и две статьи, которые могут вменить в вину Нуртдинову. К ч.1 ст. 318 УК РФ, по которой обвинение уже предъявлено, могут добавиться ч. 2 ст.167 УК РФ («Умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные из хулиганский побуждений») и ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти»). И если первая статья предполагает штраф или максимальное наказание в виде лишения свободы на 5 лет, то максимальный срок по двум другим составляет 7 лет.

«ОБУХОВ ПОЦАРАПАЛ СВОИ РУКИ, РАЗБИВАЯ СТЕКЛА МОЕЙ МАШИНЫ»

Сам обвиняемый остался настолько не согласен с продлением своего содержания под стражей, что даже перешел в ответное наступление. «Категорически не согласен», — ответил он на вопрос судьи и попытался отвергнуть все обвинения.

По версии задержанного, 21 декабря 2016 года его преследовали вооруженные лица. Он заехал в аэропорт, куда должна была приехать его возлюбленная. «Сделал я это вынужденно, в состоянии крайней необходимости (хотя в материалах дела сказано „в состоянии опьянения“ прим. ред.). Старший лейтенант Обухов поцарапал свои руки, разбивая стекла моей машины. На других людей я авто не направлял. Разбил несколько витражей, но готов возместить ущерб в рамках гражданского производства. В моих действиях никакого состава преступления не имеется. В отношении меня был совершен ряд преступлений — покушение на убийство, уничтожение имущества, а также часть 3 статьи 286 УК РФ („Превышение должностных полномочий“)», — пожаловался Нуртдинов.

По словам подсудимого, он не может оказать давления на свидетелей хотя бы потому, что связи с ОВД за 16 лет давно оборваны, а основные «свидетели» — камеры наблюдения в аэропорту. Также он выразил надежду на то, что «ВАЗ-2115» все-таки вернут владелице — его матери.

«Я никогда в жизни не совершал преступлений. Жил с мамой, заботился о родных и близких, заботился о своих детях, старался заработать на кусок хлеба. Пытался наладить свою жизнь, встретиться со своей любимой девушкой 21 декабря», — убеждал состав суда обвиняемый. Не согласился он и с тем, что, согласно копии трудовой книжки, работал лишь до 2001 года.

«До 2013 года работал. Трудовая книжка в портфеле была изъята. Всю жизнь работал!» — возражал задержанный. В заключение он заявил, что намерен бороться за свое честное имя до конца.

«Какой бы приговор ни был, я буду бороться до последнего за свое честное имя. Бороться с беспределом и произволом, который здесь творится, потому что так нельзя», — сказал Нуртдинов и попросил в удовлетворении ходатайства отказать.

О том же попросил Залялиеву адвокат Алексей Романов. «Доводы следователя звучат как голословные. Никакими фактическими данными не подтверждены. Умысла не было. Если мой подзащитный и совершил противоправные действия, то вынужденно», — заявил Романов.

Пока судья находилась в совещательной комнате, Нуртдинов интересовался уже платными услугами адвоката, а также изъятым у него имуществом — четками, какими-то алмазами... Тем временем в зал вернулась Залялиева с решением не в пользу обвиняемого. Судья постановила продлить ему арест до 22 мая. «Нуртдинов обвиняется в преступлениях средней тяжести и тяжких. Санкции статей предусматривают наказание в виде лишения свободы, в том числе на длительный срок. Нуртдинов является бывшим сотрудником органов внутренних дел России, поэтому ему могут быть известны места жительства свидетелей по уголовному делу. Может оказать на них давление, находясь на свободе», — мотивировала решение судья. Как рассказал нашему изданию адвокат Романов, его клиент намерен обжаловать это решение.

ИСТОРИЯ ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА И НЕУДАЧЛИВОГО ЛЮБОВНИКА

Нуртдинов, напомним, стал звездой сначала интернета, а затем и экранов всех федеральных каналов 22 декабря. Тогда в мессенджерах и социальных сетях стали распространяться видеозаписи, на которых отчетливо видно, как по аэропорту «Казань» свободно, а местами и вальяжно разъезжает автомобиль «ВАЗ-2115».

Как позже станет известно, Нуртдинов влетел в заградительный шлагбаум, проехал на парковку аэропорта, оттуда направился к забору, который без особых усилий снес. Затем он въехал в терминал 1А, а оттуда — сквозь панорамное стекло — вылетел в ближайшую остановку. Только там Нуртдинова и удалось задержать сотрудникам полиции, все это время пытавшимся остановить машину голыми руками.

Каким-то чудом никто в результате резонансного инцидента не пострадал: аэропорт понес лишь материальный ущерб. 23 декабря Московский районный суд Казани принял решение об избрании в отношении Нуртдинова меры пресечения в виде ареста. Сам он во время судебного заседания признался, что свой поступок посвятил девушке, которую он так оригинально собирался встретить у трапа прибывшего самолета.

Из биографии уроженца Набережных Челнов известно, что он окончил Казанский юридический институт и попробовал пойти работать по специальности в органах полиции. Однако карьера не задалась: он покинул ряды правоохранительных органов спустя менее чем год. На данный момент известно, что Нуртдинов — совладелец и директор частного детективного предприятия в автограде «Сова». Кроме того, по данным сервиса «Контур-Фокус», он является учредителем ООО «Промэнерго Логистика» и уже ликвидированного ООО «ЧОП «ГРАД».

Автогонщик, протаранивший ворота аэропорта «Казань», нанес серьезный удар и по имиджу ГИБДД по РТ, ведь лихач мог оказаться и террористом. В конечном итоге это привело к серии отставок и дисциплинарных взысканий на высоком уровне. Два сотрудника Госавтоинспекции, безуспешно пытавшихся остановить автолихача, были уволены из органов. С формулировкой «за непрофессиональные действия и ненадлежащее исполнение обязанностей» были привлечены к дисциплинарной ответственности еще четыре сотрудника ДПС. Из материалов служебной проверки следовало, что у сотрудников полиции не было возможности применить табельное оружие во время преследования нарушителя, поскольку в противном случае могли пострадать люди. «Единственная возможность применения оружия возникла перед въездом на охраняемую территорию аэропорта. Данная возможность была упущена», — гласит отчет ведомства. За этот недосмотр должности лишился командир 2-го взвода 2-го батальона полка ДПС ГИБДД управления МВД России по городу Казани. Еще трое сотрудников ДПС, принимавших участие в преследовании, привлечены к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, а также к дисциплинарной ответственности привлечены еще 6 руководителей ДПС ГИБДД управления МВД России по Казани.

Свои выводы сделали и в самом аэропорту: уже в январе его уязвимые места оградили противотаранными столбиками.