Роман Шайхутдинов Роман Шайхутдинов: «Рассматривается сервисная модель вместо использования служебных автомобилей» Фото: mic.tatarstan.ru

ПОВЕЗЕТ UBER — ПОВЕЗЕТ ОН ЧИНОВНИКОВ

Uber выходит в Татарстане на новый уровень. Иначе трудно расценить прошедшую вчера презентацию исследования рынка городского передвижения и влияния компании на развитие рынка в России. Как сообщил министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов, прорабатывается несколько направлений взаимодействия. Во-первых, это размещение мощностей Uber в казанском ІТ-парке. Во-вторых, возможность локализации компании в Иннополисе. В-третьих, взаимодействие Uber и органов муниципальной власти в части представления транспортных услуг при перемещении. «Рассматривается сервисная модель вместо использования служебных автомобилей», — заявил Шайхутдинов.

Пожалуй, наибольший интерес вызывает приспособление сервиса под нужды чиновников. Правда, в каком формате оно произойдет, неизвестно. Да и будет ли этим сервисом Uber — не факт. По словам министра, скорее всего, проект по перевозу госслужащих будет реализован в течение двух месяцев. «Это может быть любая платформа, — заметил он. — Главное — эффективное использование бюджетных средств. Срок в два месяца связан с конкурсными закупками, которые будут объявлены».

Более никаких уточнений не последовало. Да и вообще, как правило, компания не раскрывает коммерческую информацию. Даже странно, что вчера генеральный директор компании в России Дмитрий Измайлов сообщил, что в Казани на сервис работает 1 тыс. водителей.

Дмитрий Измайлов и Кристофер Бургхардт Дмитрий Измайлов и Кристофер Бургхардт Фото: mic.tatarstan.ru

«ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТАКСИ ВЕЛИК»

Что касается непосредственно экономического исследования, то его по заказу Uber провел центр перспективных экономических исследований АН РТ вместе с КФУ, Европейским университетом в Санкт-Петербурге и экспертами НИУ ВШЭ. О некоторых результатах рассказал проректор КФУ Марат Сафиуллин.

Итак, как выглядит Казань в исследовании? В столице Татарстана на автобусе ездят 73,5% пассажиров, на трамваях и троллейбусах — 15,1% и на метро — 11,3%. При этом тарифы на перевозку неуклонно растут. На 1,2 млн. населения столицы РТ зафиксировано 7 тыс. легальных таксистов (количество выданных разрешений на перевозки такси), а количество легальных такси на тысячу населения — 5,7 (в Нью-Йорке и Лондоне этот показатель достигает 12). На этом фоне один из авторов исследования сообщил, что наблюдается растущая концентрация рынка такси — как в Казани, так и в России: за последние годы количество выданных разрешений на перевозку юрлицам существенно растет, а ИП — падает. При этом теневой рынок такси велик — в Казани, по словам Сафиуллина, значение достигает 57,6%.

Нажмите, чтобы увеличить

Что касается портрета пользователя Uber по России, это в основном женщины (52,5%). Средний возраст — 30,3 года, почти 70% с высшим образованием, большинство (50,7%) не состоят в браке, и 44,1% пользователей «не испытывают затруднений с покупкой товаров длительного пользования». Портрет водителя — мужчина 36 лет. 63% водителей потеряли основную работу и поэтому работают водителями такси. 71% водителей имеют на иждивении двух и более человек.

Нажмите, чтобы увеличить

Сафиуллин выдал оптимистичный прогноз по социально-экономическим плюсам от прихода Uber в города России. Так, к 2020 году (в сравнении с 2015-м) прирост налоговых поступлений от водителей и компании составит 3,7 млрд. рублей (в Казани — 230 миллионов). К 2020 году в 5 городах будет создано 24 тыс. рабочих мест (в Казани — 2,7 тысячи). Ожидается, что дополнительный вклад в экономический рост составит 62 млрд. рублей (в Казани — 3,8 миллиарда).

Нажмите, чтобы увеличить

В Казани люди пользуются Uber, потому что считают это экономным (так полагают 76,3% горожан) и это хорошая альтернатива личному авто (51,9%). Это неоднократно повторяли представители сервиса на презентации — по словам директора по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Кристофера Бургхардта, проблема не в самой машине, а в том, как люди используют авто. Например, катаются в авто в одиночку, а это нерационально (до чего же плохо западники знают российский менталитет). «Люди не будут пользоваться личным авто, когда у них есть достойная альтернатива. Личные автомобили простаивают 95 процентов времени. В США 10 процентов миллениалов говорят, что с Uber отказались от авто или передумали его покупать. Мы конкурируем не с такси, а с владением частными автомобилями», — объявил по-пиаровски выверенное утверждение Бургхардт.

Марат Сафиуллин Марат Сафиуллин выдал оптимистичный прогноз по социально-экономическим плюсам от прихода Uber
в города России
Фото: mic.tatarstan.ru

По статистике, время подачи машины через Uber в Казани — около 4 минут, а цена падает. Правда, на взгляд корреспондента «БИЗНЕС Online» как пользователя сервиса, падает и качество: снизились требования к классу автомобилей, в результате к вам может приехать разбитая Nexia с прокуренным салоном, а с января водители вообще стали считать нормальным приехать на заказ и отказаться от него, если поездка планируется, скажем, в Иннополис или аэропорт, — невыгодно. И что делать пользователю, если он опаздывает, не совсем понятно. В то же время в казанских группах Uber в соцсети «ВКонтакте» с конца 2016 года регулярно звучали призывы водителям выйти на забастовку — чтобы показать недовольство низкими тарифами и почти полным исчезновением доплат водителям. До забастовок не дошло, но водители, к примеру, «Яндекс.Такси» и Gett охотно рассказывают пассажирам, что ушли из Uber из-за невысокого дохода. На вопрос, был ли отток водителей в Казани в последние месяцы, Измайлов ответил: «Не соглашусь. Сервис постоянно растет».

Нажмите, чтобы увеличить

Отметим, что и по сей день неизвестно, когда в Казани появятся сервис Uber Eats по доставке еды, возможность совместных поездок, опция выбора автомобиля с детским креслом и определится статус работы Uber в Иннополисе. Компания предпочитает скрывать планы до момента их реализации.

Прорабатывается вопрос взаимодействие «Убер» и органов муниципальной власти в части представления транспортных услуг при перемещении вместо использования служебных автомобилей Прорабатывается вопрос взаимодействия Uber
и органов муниципальной власти в части представления транспортных услуг при перемещении вместо использования служебных автомобилей / Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК БЫ Я ОБХОДИЛСЯ БЕЗ СЛУЖЕБНОЙ МАШИНЫ — НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить новость о такси для чиновников и состояние казанского рынка такси в целом.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Один из взглядов на работу чиновника заключается в том, что это самая легкая работа. Казалось бы, что тут сложного — прийти на работу и сидеть в кресле? А ответственность за принятые решения как бы размывается. Конечно, я задумываюсь о той веренице служебных машин, которая стоит на улице во время крупных совещаний. Но персональный автомобиль — это такой же атрибут руководителя, как телефон, стол и кабинет, без него невозможно. Только в сказках говорится о том, что человек в ранге министра должен выйти из дома и доехать на работу на автобусе. Но мы не ценим время, не задумываемся о стоимости рабочего времени. Конечно, должна быть нормирована потребность в служебных машинах, чего пока нет. Я не уверен, что у каждого завклубом должен быть персональный автомобиль, но я знаю другое: когда отняли персональные автомобили у главврачей, они стали передвигаться на машинах скорой помощи. Конечно, сама идея, что то ли Uber, то ли «Яндекс.Такси» по первому свистку приедет к шлагбауму министерства экономики и довезет меня до казначейства, с одной стороны, хороша, но сколько я буду ждать это такси? И здесь мы опять возвращаемся к теме стоимости времени. Спорный, очень спорный вопрос. У меня нет на него однозначного ответа. Вот мы сегодня встречаем в аэропорту большую делегацию, и я не уверен, что я в аэропорт должен поехать на такси. Во сколько мне это обойдется? И во сколько это обойдется тем людям, которые будут меня сопровождать на других машинах? Не уверен, что это пойдет на пользу государству. Как бы я обходился без своей служебной машины — не представляю. Как-то я оказался в Москве, мы с сотрудником вызвали «Яндекс.Такси», прождали его 40 минут, и в конце концов он заблудился, плюнул на нас и уехал, а мы опоздали на встречу. Вот вам еще одна картинка к вопросу о потерянном времени.

Артем Прокофьев — депутат госсовета РТ, член фракции КПРФ:

— Полагаю, что предварительные расчеты сделаны, и выгода от такого перехода будет. За последнее время стоимость услуг такси снизилась при том, что цена на горюче-смазочные материалы, сами автомобили росла. За счет высокой конкуренции на этом рынке произошло снижение стоимости услуг... На служебных автомобилях в Татарстане внедрен GPS-контроль, поэтому я затрудняюсь сказать, как введение новой системы повлияет на контроль перевозок.

В Казани люди пользуются «Убер» потому, что считают — это экономно (так полагают 76,3% горожан), и это хорошая альтернатива личному авто (51,9%) В Казани люди пользуются Uber,
потому что считают это экономным (так полагают 76,3% горожан) и это хорошая альтернатива личному авто (51,9%) / Фото: «БИЗНЕС Online»

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Идея пересадить рядовых чиновников со служебного автопарка на общественный транспорт и такси не нова. Это бывает выгоднее, чем содержать собственный гараж, когда нужно нести расходы на покупку и ремонт автомобилей, платить фиксированную зарплату водителям, механикам независимо от их занятости, оплачивать сверхурочные и больничные. При этом на всех, кому нужно ехать, машин может не хватать и нужно подстраиваться под график других. Это просто неэффективно. Такси стало стандартной городской услугой. Поездки стоят недорого, заказать машину можно круглосуточно, время подачи автомобиля обычно не превышает 5 - 7 минут. Сервисом «Максим» пользуются не только физические, но и юридические лица, с которыми заключаются договоры, есть наличный и безналичный расчет. Поэтому нет никаких преград к тому, чтобы чиновники пересели на такси. При этом отбор одной фирмы такси представляется нецелесообразным. Цены сопоставимы у всех крупных фирм. В случае если одна не сможет подать автомобиль, должна быть возможность заказать в другой. Это поддержит конкуренцию и развитие всех фирм, что положительно скажется на качестве услуг всему населению города.

Алексей Федотов — руководитель отдела развития регионов «Яндекс.Такси»:

— Можем предположить, что сотрудничество с сервисами такси будет выгодным решением для бюджета региона и удобным инструментом для сотрудников администрации. На наш взгляд, сотрудничество администрации Казани с сервисами такси станет хорошим примером для других регионов и, возможно, обратит дополнительное внимание чиновников на развитие технологий и рынка такси в целом. В Казани более сотни компаний уже выбрали «Яндекс.Такси» для корпоративных перевозок. Платформа сервиса полностью готова к работе с сотрудниками администрации города.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Конечно, это выгодно для бюджета. Дело в том, что любой автомобиль в среднем используется 2,5 часа в сутки, 90 процентов времени автомобиль не работает! Это всемирное исследование, усредненный показатель. На покупку и содержание служебного автомобиля расходуются большие бюджетные средства. Транспортное обслуживание по принципу аутсорсинга разумнее и рациональнее. Ничего не случится, если огромная армия персональных водителей будет сокращена и уйдет в реальное производство. Дело не в том, кто владеет бизнесом, а в том, насколько оптимальна и экономически оправдана эта услуга. IKEA владеют шведы, но идет локализация, в магазинах работают россияне. Uber — это такие же рабочие места. Идет «уберизация» экономики, создаются условия для более эффективного использования ресурсов.