Ближайший вопрос повестки дня, по мнению комментаторов, звучит так: сможет ли Федеральная Резервная Система пережить приход Рона Пола? Во второй половине минувшего года более половины американцев, согласно опросам, не доверяли ФРС – почти 40% выступали за то, чтобы подчинить Федрезерв Конгрессу, а 16% за то, чтобы вообще упразднить ее. Для тех, кто понимает, это равносильно отмене 6-й статьи Конституции СССР (1977), закреплявшей монополию КПСС на верховную власть

Отечественный опыт показывает, насколько важно для демонтажа социума сочетание фигур «сладкоголосого миротворца» («проповедника нового мышления») – и грубоватого разрушителя накопленного добра, который не стесняется нарушать свои же правила игры. Оправдывая тем, что «народ и/или караул устал», «ломать – не строить» и т.п. Любым другим популистским мотивом, талантливо угаданным в живой человеческой массе. Первая и вторая ступень ракеты-носителя могут сильно различаться, но реализуют одну цель, вынося (или опуская) общество на новую орбиту. По иронии судьбы тюркская фамилия «строителя» с замашками «самодержавного Бориса» (Эль-чин – что-то вроде пред-водителя народа, страны) оправдала только разрушительную часть его «исторической миссии». Эту цепную реакцию развала общественного организма пока не могут остановить и преемники. Что уж говорить о созидании – тут нужны совсем другие качества…

Но здесь речь о другом. Опрометчиво разбуженный и до сих пор неупокоенный дух perestroika давно уже бродит не только по России. Чтоб завершить жизненный цикл, ему необходимо вернуться в место своего рождения. И тут мнения экспертов-знатоков расходятся: одни указывают на особые средиземноморские острова, ссылаясь на попытки Германии использовать их во взаимозачетах за межгосударственные евродолги, другие – на штат Вашингтон. Практически ничего случайного или тайного в мире не осталось. В этом специфика фазового перехода: явь и правда открыты каждому жаждущему – рай для настоящего исследователя «анатомии и физиологии гражданского общества». Поэтому нет смысла торопиться – вскрытие покажет. Причем в таких деталях и подробностях, которые никакому изощренному умнику-криэйтору даже в голову не придут.

Поэтому, на всякий случай, если отлаженные двухпартийные качели в США столкнутся с нарастающими трудностями, то где та фигура, которая сможет «уравновесить» Б.Обаму? Системный транс-национальный статус нынешнего американского президента, по логике развивающегося финансового кризиса, может к 12-му году войти в непозволительное противоречие с падающим внутренним рейтингом. Вполне уместная аналогия с нашим «перестройщиком» - к 91-му году горбачевскую фигуру так накрыло вызванное им же самим «цунами демократизации», что спасло только «капсулирование» в Фаросе. Но транс-национальную нобелевскую премию мира, которую, после Анвара Садата, через раз дают тем, кто «сдает» собственный народ, Б.Обама, в отличие от Горбачева, получил авансом. Может быть, его и не спрашивали. Тем интереснее понять – кто, почем и зачем продвигает на эту премию кандидатуру госсоветника Шаймиева? И нужно ли это самому Шаймиеву…

Формально-логически, т.е. «правильно» размышляя по устоявшимся понятиям, конечно, трудно представить в роли серьезного оппонента Б.Обамы «незаметного врача- акушера», 74-летнего Рона Пола, который аж с 1977 года, с небольшими перерывами, представляет в высшем законодательном органе США один из округов штата Техас. Но в подвижной ситуации сама энергия подвижек намного важнее промежуточного результата.

Поэтому не в конкретной личности дело, а в тенденции, однако. Ведь и размен Горбачева именно на Ельцина вовсе не был фатально предопределен. Были 2-3 или 4-5 фигур-кандидатур более подходящих и, кстати, менее пьющих. В борьбе у «кормила (руля) власти» Горбачев на всех этапах имел куда более серьезных оппонентов, чем Ельцин. На ранних этапах оппоненты удалялись или «убеждались» методами и аргументами, против которых те уже не могли возразить. Но в решающий момент, когда схватка вышла из под ковра кабинетов, скорее, сыграло свою роль то самое «бабье в русском духе» (Н.Бердяев) – эмоциональное начало массового сознания. Оно и позволило смешать карты в августе 1991 г.

Феномен ГКЧП – игра в подкидного и/или шахматы «в поддавки» – уже достаточно публично проявлен для всех, жаждущих ясности. Этому, помимо прочего, хорошо помогают и закулисные фигуры, со временем неизбежно появляющиеся «на свет и в свете». Они, эти закулисные, но вовсе не тайные, фигуранты и стали основными целеполагателями и выгодоприобретателями того, что «выстроил» Ельцин. Фигура Ельцина стала для них просто удобной ширмой. Вторая ширма – Гайдар. Его последняя книга и интервью раскрывают то, что смертельно напугало идейного-теоретического (но не организационно-политического) лидера «Змеинки” (Змеиная гора - ДжиланТау), знаменитого семинара Московско-Питерской школы «младореформаторов». 

Однако, вернемся к теме. Вот что писал 2 марта 2010 года Михаэль Дорфман, американский писатель, публицист, издатель и общественный деятель: 

«Народ в Америке раздражен. Гнев направлен против тех, кто у власти, кто заправляет обществом. Барак Обама сумел победить на заезженном лозунге «изменений», потому, что за 30 лет американская модель свободно-рыночного капитализма накопила множество ошибок. Разрегулированная американская экономика пришла к системному кризису. Нас уверяют, что худшего удалось избежать. Однако большинство американцев не видят в повседневной жизни проблесков лучшего.

Официальные показатели улучшения экономического положения расходятся с тем, что они видят в реальной жизни. Безработица (официально 10%, но реально, учитывая частичную занятость и тех, кто выбыл из числа получателей пособия 17-18%) привычная в Европе, но оказывает разрушительное действие на жизнь лишенных социальной защиты американцев. Официально низкая инфляция находится в разительном противоречии с очевидным ростом цен на все – продукты питания, жилье, процентные ставки по кредитам, медицинское обслуживание, образование (в этом, видимо, все страны похожи – Р.К.).

Традиционная американская философия позитивного мышления, заявляющая, что «все прекрасно», резко контрастирует с реальным положением американца, заставляет его считать во всем виноватым себя. Вина порождает гнев. Американские социологи и политтехнологи снова вспомнили термин «разгневанный американец». Этот гнев проявился в массовой мобилизации либерально-прогрессивных сил в пользу Обамы.

Изменения не случилось, и теперь этот гнев порождает массовое движение в части общества, которую в Америке принято называть консервативной. Консерваторы здесь весьма радикальны. Их гнев, их радикализм породил движение чайных партий (по имени Бостонского чаепития, когда восстание недовольных налогообложением бостонцев стало началом Американской революции)». 

Протестная энергия, которую уловил М.Дорфман, судя по всему, продолжает набирать силу. После ноябрьских выборов Движение чаепития оказалось в Конгрессе, и теперь оказывает растущую поддержку Р.Полу. В основе – недовольство правительственной помощью крупным банкам и корпорациям после кризиса (сравни с Французской революцией Э.Кантоны).

Интенсивное «переливание крови» в республиканской партии происходит и с другой стороны. Недавний раскол при ратификации СНВ с Россией (до нормативных двух третей поредевшим демократам в Сенате уже не хватает 9 голосов, но Обама-Ком перетянул-таки часть оппонирующих Р.Полу «партийцев-республиканцев») дает повод для аналогий – не тот ли вирус «птичьего гриппа», который был запущен Горбачевым, чтобы нАчать  перезагрузку КПСС? Если так, то впору задаться вопросом -  останутся ли Соединенные Штаты, или все-таки превратятся в постиндустриальный и «постмодерновый СодомШаломАллилуйя»?

Впрочем, ближайший вопрос повестки дня, по мнению комментаторов, звучит так: сможет ли Федеральная Резервная Система пережить приход Рона Пола? Во второй половине минувшего года более половины американцев, согласно опросам, не доверяли ФРС – почти 40% выступали за то, чтобы подчинить Федрезерв Конгрессу, а 16% за то, чтобы вообще упразднить ее. Для тех, кто понимает, это равносильно отмене 6-й статьи Конституции СССР (1977), закреплявшей монополию КПСС на верховную власть. Вот теперь самое время померять: ФРС и КПСС, Рон Пол и Борис Ельцин. Nothing personal, synchronization only…

И последнее – по счету, не по важности. Если за спиной Ельцина маячили  отечественные «младореформаторы» (причем, сватовство «троянского коня» либерал-монетаризма состоялось далеко не сразу, это поздняя прививка), то Р.Пол располагает собственной  и хорошо выдержанной экономической платформой. В интервью с ним 23 февраля 2010 года – вскоре после того, как Пол одержал победу в предварительном голосовании по поводу кандидатуры на президентские выборы 2012 - комментатор MSNBC Джо Скарборо отметил:

- Вот что Рон Пол говорил в 2003 году о… пузыре, который разрастался с помощью Fannie и Freddie и банков: «Парадоксально, но борясь с риском повсеместного кредитного дефолта, правительство усиливает вероятность болезненного краха жилищного рынка. Как и все искусственно созданные пузыри, бум цен на жилье не может длиться вечно. Когда цены упадут, домовладельцы столкнутся с трудностями, их капитал будет уничтожен. Чем больше людей будут инвестировать в рынок, тем более худшими окажутся последствия для экономики, когда лопнет этот пузырь. Даже председатель Феда Гринспен выразил обеспокоенность тем, что из-за правительственных субсидий инвесторы недооценивают риск вложений во Freddie и Fannie». Вы были правы. Конгрессмен, это было в 2003 году. 2003 год, за пять лет и пять дней до краха. Откуда вы знали?

В действительности Конгрессмен Пол сказал в точности то же самое годом ранее, в своей речи в Палате представителей США 16 июля 2002 года.

Откуда он знал? Конгрессмен объяснил Скарборо, что он просто пытался понять экономику с точки зрения австрийской концепции свободного рынка. Она вроде как показывает, что, проявив немного настойчивости, иногда можно, в конце концов, оказаться победителем. И я думаю, что мы побеждаем, обсуждая преимущества свободного рынка над вмешательством государства в экономику…  Эти предсказания делаю не я, их сделали хорошие австрийские экономисты, люди вроде Мизеса и Хайека, Ротбарда и Зенхольца. Они нас этому научили, это доступно каждому, а в особенности изучением этого философского направления интересуется молодежь.

Массовое внимание на экономистов-представителей австрийской школы было обращено во время президентской гонки конгрессмена Пола в 2008 году, хотя – как и в случае Кассандры – предсказания экономического краха не набрали достаточного количества голосов избирателей Республиканской партии, чтобы помочь ему стать кандидатом в президенты. С наступлением кризиса все изменилось, рассказал конгрессмен в интервью The New American. Он отмечает возрастание интереса к австрийской школе: «С коллапсом экономики произошли существенные изменения, потому что австрийцы его предсказывали. Они и раньше оказывались правы».

 

02.01.2011.