Нурлатский конный завод ушёл под крыло «Татнефти», которая на базе предприятия планирует дать новое дыхание профильный спортивным школам Нурлатский конный завод ушел под крыло «Татнефти», которая на базе предприятия планирует дать новое дыхание профильным спортивным школам Фото: ©Саид Царнаев, РИА «Новости»

«МАГАНОВ ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТО ДЕЛО»

По информации «БИЗНЕС Online», Нурлатский конный завод ушел под крыло «Татнефти», которая на базе предприятия планирует дать новое дыхание профильным спортивным школам, cделав упор не только на традиционные скачки, но и на олимпийские виды спорта — выездку и конкур.

Информацию о сделке подтвердил Фатих Сибагатуллин, основатель завода и его бессменный куратор, сначала в качестве главы Нурлатского района, а потом уже в качестве депутата Госдумы. По словам Сибагатуллина, решение о том, что «Татнефть» берет его коней под свое крыло, принималось на самом верху и лично президентом РТ Рустамом Миннихановым. А гендиректор компании Наиль Маганов уже начал погружение в дела конного спорта.

«Были соревнования в Елабуге и Азнакаево, детские турниры по конкуру, — рассказывает Сибагатуллин. — Даже главы районов на них не пришли, а Маганов приехал, посмотрел. Он вникает и взялся за это дело».

Параметры и форма сделки не раскрываются. Из данных «Контур.Фокус» известно лишь, что 1 декабря 2016 года началась процедура ликвидации прежнего юридического лица — МУП «Нурлатский конный завод имени Фатиха Сибагатуллина».

«Назвать завод моим именем была идея наших конников, лошадников. В Татарстане и России я один из самых почетных коневладельцев. Знают меня и за границей — в Арабских Эмиратах, Англии, Германии, Америке. Моего желания или инициативы не было. Кроме этого, в Нурлате есть и улица, названная моим именем», — ранее рассказывал «БИЗНЕС Online» Фатих Саубанович о своем отношении к тому, что завод носит его имя.

Решение о том, что «Татнефть» берет коней Сибагатуллина под своё крыло принималось на самом верху, а Наиль Маганов уже начал погружение в дела конного спорта Решение о том, что «Татнефть» берет коней Сибагатуллина под свое крыло, принималось на самом верху, а Наиль Маганов уже начал погружение в дела конного спорта Фото: «БИЗНЕС Online»

Он вспоминал, что в 1996 году, когда стал главой района, приехал в Нурлат с двумя лошадьми. С этого, собственно, и началась история завода, построенного к 1999 году. «Этот конезавод является лучшим в России... Были взлеты, но падений не было. Какие есть в России призы, мы их выиграли. Я выиграл Кубок Путина в Казани (Кубок на приз президента РФ в 2005 году на 1000-летии Казани прим. ред.). Мы выигрывали призы в Пятигорске, Москве», — рассказывал Сибагатуллин.

Увы, сегодня завод переживает не лучшие времена: за четыре года численность лошадей сократилась практически вдвое. Если в 2013 году было порядка 100 - 120 голов, то сейчас речь, по нашей информации, идет уже примерно о 50. Правда, на сайте «Ипподром.ру» содержатся сведения о 86 скакунах. Рекордсмены среди них — чистокровные английские кони Равиль Роял, Братан и Албарс, имеющие по 11 - 17 наград на престижных соревнованиях.

О том, как нелегко Сибагатуллину было тянуть завод самому, говорит хотя бы история, связанная с тем, как четыре года назад предприятие чуть не обанкротилось из-за долга перед «Татагролизингом» на скромную сумму в 2,1 млн. рублей. Процедура уже была начата, появился временный управляющий, а на март 2013 года было назначено судебное заседание о признании МУПа банкротом. К счастью, от претензий «Татагролизинг» отказался, долг удалось погасить.

Словом, приход «Татнефти» станет спасательным кругом для крупнейшего, если не сказать единственного в Татарстане предприятия по разведению чистокровных лошадей.

«Татнефть» делает ставку на развитие скакового коневодства. В том числе, для обеспечения наших конноспортивных школ необходимым количеством высококачественных лошадей «Татнефть» делает ставку на развитие скакового коневодства, в том числе для обеспечения наших конноспортивных школ необходимым количеством высококачественных лошадей Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ИЗ ДИРЕКТОРОВ НГДУ ОБСКАЧЕТ ДРУГИХ?

Руководство республики не раз выражало озабоченность упадком коневодства в Татарстане. В 2011 году Минниханов провел по этому поводу расширенное совещание, на котором были озвучены цифры минсельхоза РТ: за последние 20 лет поголовье лошадей в Татарстане сократилось с 77 тыс. до 33 тысяч. Специалисты сетовали, что татарстанские скакуны в российских соревнованиях занимают места ниже 5-й строчки. В результате была разработана программа развития коневодства, но воз по большому счету и ныне там. В 2015 году на заседании комитета Госсовета РТ по экологии стало известно, что поголовье упало до 29,7 тыс., причем 18,9 тыс. приходится на ЛПХ.

Нефтяники, как всегда, системно подошли к делу. В прошлом году «Татнефть» инициировала разработку на республиканском уровне программы «Развитие конного спорта и коневодства на юго-востоке Республики Татарстан на 2016 - 2020 годы». Заявленная цель — как популяризация верховой езды и конного спорта в целом, так и развитие сети детских конноспортивных школ, а также иппотерапии. Своя школа появится в Нурлате, такие же — в Елабуге и Азнакаевском районе.

В этой конфигурации сохранение детища Сибагатуллина — лишь средство. Заместитель начальника отдела вспомогательного производства ПАО «Татнефть» Гияз Идиятуллин рассказал «БИЗНЕC Online», что завод нужен компании для обеспечения школ необходимым количеством высококачественных лошадей. «Мы надеемся, что сможем создать необходимые условия для выращивания, ухода и тренинга лошадей, которые смогут достойно представлять коневодство юго-востока РТ на скаковых дорожках ипподромов нашей страны», — отметил он.

По словам Сибагатуллина, первым делом заводу требуется определенный ремонт, также новый собственник планирует строительство на его территории специального манежа. Любопытно, что особое внимание уделяется не только традиционному скаковому и беговому направлению, но и не менее благородным конкуру и выездке. Так, в Актюбинском школа занимается только олимпийскими видами конного спорта — конкур, выездка, в Елабуге — конкур, выездка, а также рысистое и скаковое направление. Планируется уделить внимание и детским турнирам. До олимпийских побед, конечно, еще очень далеко, но почему бы и нет?

Каждую школу курирует местное НГДУ «Татнефти», так что между ними появляется эффект соревнования: в Актюбинском это «Азнакаевскнефть», в Елабуге — «Прикамнефть», есть еще школа «Елховнефть», которая ориентирована на скачки и бега.

В ПРЕСТИЖНОМ КЛУБЕ ОЛИГАРХОВ

По словам исполнительного директора федерации конного спорта республики Светланы Каппушевой, приход «Татнефти» уже ощущается, с осени стало гораздо больше детских соревнований, но традиций в конкуре и выездке пока нет.

«В целом в стране сложная ситуация с тренерами, советские профессионалы уехали в 90-х заграницу, а новых пока очень мало, — рассказывает Каппушева — Потому мы пока далеки от мировых лидеров, но при должном подходе можно наверстать упущенное, хотя будет сложно».

У школ в сельских районах больше шансов воспитать настоящего спортсмена, хотя конный спорт, безусловно, остаётся очень дорогим удовольствием У школ в сельских районах больше шансов воспитать настоящего спортсмена, хотя конный спорт, безусловно, остается очень дорогим удовольствием Фото: «БИЗНЕС Online»

Особенность конного спорта еще и в том, что в детях воспитывают не только базовые навыки обращения с животными, но и требуют, чтобы юные спортсмены занимались уходом за лошадьми, не исключая чистку конюшен. Возможно, потому у школ в сельских районах больше шансов воспитать настоящего спортсмена, хотя конный спорт, безусловно, остается очень дорогим удовольствием. Есть сложности и с генофондом лошадей, который в Нурлате в последние годы перестал улучшаться. По словам Каппушевой, чтобы генофонд в целом российских конезаводов подтянулся до европейского уровня, требуется довольно много времени.

«Я бы сказала, что речь идет о 15 - 20 годах кропотливой и долгой работы, ничего невозможного нет, главное, чтобы была должная поддержка», — считает Каппушева.

Что касается татарстанских конников, то среди немногих успехов следует отметить успешный старт актюбинского школьника Сергея Прохорова, который выиграл две золотые медали на первой летней Спартакиаде учащихся 2003 года. В том же году на других соревнованиях отличился еще один актюбинец Руслан Ибатуллин, ставший победителем европейских соревнований. Увы, в обоих случаях 2003 год значится последним в карьерах актюбинцев, которые, окончив школу, уходили из спорта. К сожалению, Татарстан, сделав ставку на неолимпийские дисциплины конного спорта — бега и скачки, не представлен в составе сборной России.

В целом в стране ситуация с конным спортом не лучшая, хотя положение выправляется благодаря вниманию со стороны русских олигархов. Республика, решив уделить пристальное внимание традиционному для татар коневодству, оказалась еще и в модном элитно-аристократическом тренде. Так, бывшая супруга главы «Роснефти» Игоря Сечина, Марина Сечина, в декабре минувшего года стала президентом федерации конного спорта России. Супруга еще одного российского олигарха и близкого друга Владимира Путина Бориса Ротенберга, Карина, возглавляет федерацию конного спорта Москвы, а также известна своим увлечением конкуром. Лошадьми увлекается и сам миллиардер. В линейке каналов «Матч ТВ» с недавних пор есть специализированный телеканал «Конный спорт», который, как говорят, создали по личной инициативе президента «Газпрома» Алексея Миллера, также большого любителя коней. В этом смысле Маганов войдет в весьма престижный клуб.