УФАС ПО РТ ВЗЯЛО ПОД КОНТРОЛЬ ВСЕ СЕТИ РОССИИ

Глава татарстанского УФАС Александр Груничев стал всероссийским ревизором торговых сетей. Как сообщил сегодня на пресс-конференции замруководителя ведомства Игорь Павлов, центр ответственности был перенесен в Татарстан. Причина — не только хорошие показатели работы местного управления, но и специализация (есть, оказывается и такая!) — на законодательстве о торговле. Сегодня Павлов отчитался об итогах февральских проверок, а также пригрозил торговцам многомиллиоными штрафами.

Антимонопольщики изучали сетевиков — как местных, так и федеральных — на предмет исполнения изменений закона о торговле. Изменения эти были задуманы с целью создания прозрачной схемы ценообразования со стороны торговых сетей. К примеру, законом был установлен максимальный размер в 5% (до этого было 10%) так называемых входных ретробонусов (плата за вход в сеть), которые могут взиматься сетями с поставщиков продовольственных товаров.

«Если поставщик будет платить меньшую сумму сети за поставленный товар, то эти затраты не будет включаться в стоимость», — рассуждал Павлов. Таким образом, они теоретически могут привести к увеличению доступности продуктов питания.

Всего выборочно была проверена документация 701 сети по всей России. Нарушения обнаружены в 69 регионах страны, в каждом десятом изученном договоре. В числе самых «популярных» нарушений со стороны сетевиков — несоблюдение сроков платы за поставленные товары. «При сроке годности продовольственного товара до 10 дней срок оплаты поставщику должен составлять не более 8 рабочих дней, при годности от 10 до 30 дней — не позднее 25 календарных дней, при сроке годности свыше 30 дней — не более 40 календарных дней», — напомнил Павлов последние изменения законодательства. Он пояснил, что в предыдущей редакции закона разрешенные сроки отсрочки оплаты были больше. Обнаружены также случаи, когда в договоре сроки оплаты прописаны верно, но на деле не соблюдаются. Часть нарушений составили так называемые входные ретробонусы, установленные свыше разрешенного 5-процентного барьера. «Выявлены случаи, когда торговые сети формально привели договоры в соответствие с требованиями закона, но при этом заключили договоры на оказание услуг с другой подконтрольной организацией, что в конечном итоге приводит поставщиков к обязанности по выплатам свыше 5 процентов», — говорит Павлов.

«Баловались» поставщики установкой ретробонусов и в отношении поставщиков социально значимых товаров — подобные сборы устанавливать запрещено. Это, в частности, мясо кур, молоко питьевое, хлеб и хлебобулочные изделия. В то же время было отмечено, что большинство федеральных сетей в 2016 - 2017 годах вообще отказалось от взимания вознаграждения за поставку товаров. Кроме того, Павлов сообщил, что 12% нарушений касалось несоблюдения порядка раскрытия информации о себе торговыми сетями.

Навязывание условий возврата товара по истечении срока годности обнаружено у сети «Августина Навязывание условий возврата товара по истечении срока годности обнаружено у сети «Августина» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕСТРЕЧИНКА» ПОПАЛАСЬ НА УСТАНОВКЕ РЕТРОБОНУСОВ, А СЕТЬ «АВГУСТИНА» — НА ПРОСРОЧКЕ

Делом чести для татарстанских антимонопольщиков стало прошерстить и местное «поле» магазинов. В общей сложности было проверено 17 сетей, нарушения обнаружены в 10. В числе «героев» — «Агроторг» (сеть «Пятерочка»), «Перекресток», «Союз Святого Иоанна Воина» (сеть «Верный»), ООО «Бахетле-1», ООО «Азык» («Пестречинка»), ООО «Оптовик» («Эссен»), ТД «Челны-Хлеб», ООО «Арслан» («Августина»), торговая компания «Эдельвейс», «Ак Барс Регион» («Чак-чак») и «Вавилон». Всего выявлено 154 нарушения из 1061 проверенного договора поставки — 14% от общего числа.

Вольностей обнаружено немало. «Пестречинка» (входящая в холдинг «Ак Барс») установила плату за доступ на полки для социально значимых продуктов питания (напомним, это табуированные для ретробонусов куриное мясо, молоко, хлеб). Превышение 5-процентного максимума для бонусов (для всех остальных товаров) обнаружено у «Бахетле», «Вавилона», «Агроторга» и «Перекрестка».

Сеть магазинов «Челны-Хлеб» предусмотрела выплату вознаграждения вне зависимости от объема поставленного товара. «А по закону этот ретробонус может взиматься не просто за вход в сеть, а за поставку определенного количества товара», — обратил внимание Павлов.

Превышение установленного законом срока отсрочки оплаты товара поставщикам — у «Вавилона», «Августины» и «Эссена». Навязывание условий возврата товара по истечении срока годности обнаружено у сети «Августина». Кроме того, у «Вавилона» не нашлось сайта, что также является нарушением, так как есть перечень информации, который должен быть обязательно опубликован. Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», владелец сети принял решение закрыть бизнес, так что вопрос с сайтом для него уже неактуален. У сети «Чак-чак» выявлено отсутствие части необходимой информации на сайте. Стоит отметить, что корреспондентам «БИЗНЕС Online» вообще не удалось обнаружить полноценного сайта сети «Чак-чак». В «Ак Барс Регионе» изданию пояснили, что такого сайта действительно нет, но договоры выложены на сайте http://e5domain.ru.

Но вернемся к Павлову. Он заверял, что, несмотря на множественные шалости торговых организаций, ни один из поставщиков с жалобой в УФАС по РТ так и не обратился, ограничившись кулуарными разговорами о недовольстве поведением сетей. Впрочем, объясняется это вовсе не природной скромностью, а скорее боязнью дальнейших «санкций» со стороны торговых сетей.

Замруководителя УФАС по РТ отметил, что анализ полученной со всей России информации продолжается и данные носят промежуточный характер. Также пока не решен вопрос о наложении штрафов. Однако ранее при проведении плановой проверки к ответственности была привлечена компания «Эдельвейс» — в договорах найдены «дискриминационные условия». В конце 2016 года наложено два штрафа по 1 млн. рублей (при этом максимально штраф может достигать 5 млн. рублей). Сейчас сеть оспаривает акты УФАС по РТ в арбитраже. ООО «Азык» («Пестречинка») было оштрафовано за отсутствие сайта на 300 тыс. рублей. Арбитражи, учитывая, что сеть внесла необходимую информацию на сайт, снизили штраф до 150 тыс. рублей.

Игорь Павлов: «При проведении плановой проверки к ответственности была уже привлечена компания «Эдельвейс» — в договорах найдены «дискриминационные условия» При проведении плановой проверки к ответственности была привлечена компания «Эдельвейс» — в договорах найдены «дискриминационные условия» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ РЕГИОНАЛЬНУЮ СЕТЬ СИЛЬНО НАКАЗАТЬ, ТО ОНА НЕМИНУЕМО РАЗОРИТСЯ»

«БИЗНЕС Online» направил запросы в такие сети, как «Перекресток», «Бахетле-1» , «Пестречинка», «Эссен», «Челны-Хлеб», «Эдельвейс», «Арслан» («Августина») и «Вавилон». Выяснилось, что представители торговых сетей по большей части считают проверки УФАС придирками из разряда «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать».

Генеральный директор ЗАО «Эдельвейс Корпорейшен» Илшат Хайруллин прямо заявил, что все свои обвинения ФАС «строит на своих предположениях, а не на фактах».

«Во все времена было правило существенности нарушений. За незначительные нарушения нельзя крепко наказывать. Наказание должно носить предупредительный, профилактический характер, а не карательный. Сегодня региональные сети работают на грани дефолта. Редко у кого рентабельность превышает 0,5 - 1 процент. Если региональную сеть сильно наказать, то она неминуемо разорится. Их разорение приведет к снижению конкуренции, а значит, неминуем рост цен в федеральных сетях в нашем регионе. Неужели эти дяденьки из УФАС этого не понимают? Пусть прокатятся по Уралу, где уже поработали их коллеги, и сравнят цены в наших регионах. „Магнит“, кстати, даже не скрывает, что у них в Татарстане самые низкие цены по России. А это только благодаря тому, что у нас в республике еще сохранились местные сети», — сообщил гендиректор ЗАО «Эдельвейс Корпорейшен».

«Не хочу думать о плохом, но, видимо, не на ровном месте у антимонопольщиков возник интерес к нам. Сейчас получается, что чем лучше цены для покупателей, тем хуже чиновникам из УФАС, — удивляется Хайруллин. — Мы очень плотно общаемся со своими поставщиками. По их мнению, работа с ТК „Эдельвейс“ покрывает все их убытки по работе с федеральными сетями. Всегда можно найти нарушения у любой компании. Но у одних они на виду, а у других надо выкапывать. Именно этим занимается УФАС последние четыре месяца по отношению к нам. Удивительно, но в их претензиях за 2017 год описаны события 2016 года. Но тогда и требования закона о торговле были иными», — удивляется глава компании.

В компании «Челны-Хлеб» нам сообщили, что на сегодняшний день нарушение, выявленное УФАС по РТ, уже устранено: в договор поставки внесены изменения в части выплаты вознаграждения. «Поставщиками, с которыми на данный момент заключены договоры поставки, также подписаны дополнительные соглашения к договорам — о выплате вознаграждения. В дальнейшем планируется тесная работа с УФАС РТ по недопущению впредь подобных ситуаций», — говорит Лия Юзеева, помощник генерального директора ООО «ТД Челны-Хлеб».

... Сегодня региональные сети работают на грани дефолта. Редко у кого рентабельность превышает 0,5 - 1%
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО НАМ РЕТРОБОНУСЫ ДАСТ ЗА ПЯТЬ МАГАЗИНОВ?»

В «Августине» нам прокомментировали, что условие о возврате товара по истечении срока годности действительно было в договорах, заключенных несколько лет назад. «Поставщиков очень много, мы просто не со всеми успели перезаключить договоры. После проверки они были тут же обновлены, буквально на следующий же день», — пояснили в компании. Что касается второй претензии УФАС — о превышении максимальных сроков отсрочки платы за поставленные товары, в «Августине» заверяют, что это редкость. Но бывает: из-за большого числа поставщиков просто нет физической возможности следить за всеми сроками оплаты. «Произошла задержка, потом мы ее нагнали, это единичные случаи были», — сообщили в компании.

Директор сети продуктовых магазинов «Вавилон» Андрей Трушкин сообщил «БИЗНЕС Online», что сеть, существующая уже 20 лет, в ближайшее время будет закрыта. «Много причин: и контролеры, и проверки, и конкуренция», — объяснил он. Ранее «Вавилон» представлял из себя сеть из 11 магазинов, сейчас осталось 3, но и они будут закрыты в ближайшее время. По этой причине компания не намерена обзаводиться новым официальным сайтом. Трушкин сообщил, что на данный момент все договоры с поставщиками приведены в соответствие с законодательством. На вопрос о якобы незаконно взимаемых ретробонусах директор лишь удивленно развел руками: «Кто нам ретробонусы даст? За пять магазинов (на момент проверки в сети было 5 магазинов прим. ред.) вы будете нам бонусы давать?» Также Трушкин заверил, что сеть не допускала просрочек по оплатам поставщикам товаров. «Все замечания ФАС мы устранили, и на момент проверки у нас сайт был. Временный, но был, — сказал он и добавил. — Как в фильме: „Полет нормальный. Мы падаем!“».