«В ЭТОМ ГОДУ БОЛЬШИНСТВО ПРОЕКТОВ ИЗ ТАТАРСТАНА»

– Павел, 2 апреля заканчивается отбор проектов на экспортоориентированную акселерационную программу для отечественных инновационных компаний. Сколько заявок вы уже собрали? Какова их география и больше ли проектов, чем годом ранее?

На данный момент мы уже собрали 412 заявок. Ожидаем, что до 2 апреля еще будет подано около 30 заявок. Радует, что мы превзошли показатель предыдущего года, когда нам было прислано 378 заявок, в то же время мы совершенно не гонимся за количеством. Стоит отметить, что в прошлом году мы получили предложения из 15 стран мира, причем половина проектов из Татарстана. Отрадно, что местные предприниматели, имеющие инновационные и новаторские решения, верят в нашу площадку.

– Вы принимаете проекты из разных сфер, включая медицину будущего. Из какой области наибольшее количество заявок в этом году?

Отраслевое распределение в этом году достаточно широкое. Традиционно преобладают проекты в области IТ-сектора, «Нефтегаза», Hardware. Но распределение выравнивается. Радует, что затронуты большинство отраслей, которые есть и развиты в Татарстане. Это важно, потому что в рамках своих программ мы делаем большой акцент на то, чтобы проекты, которые попадают к нам, получили фундаментальную поддержку со стороны промышленных предприятий РТ. Они могут помочь, например, с экспертизой и внедрением продукта.

К слову, и мы переходим сейчас к экспертизе проектов, чтобы понять, с кем именно продолжим работу в будущем. Приоритетным остается качество проекта, его перспективы роста и коммерциализации.

– Тем не менее в финал пройдут только 15 компаний?

У нас нет жестких рамок по количеству. Есть оптимальные цифры, которых мы придерживаемся. Но даже если в финал пройдет 10 компаний, а не 15 – это не страшно. Нельзя забывать, что у нас очень строгие критерии при отборе финалистов и победителей, поскольку основная задача заключается в том, чтобы стартап к концу программы смог выполнить несколько условий: во-первых, привлечь следующее финансирование в большем объеме, нежели вложили мы.

Во-вторых, организовать продажи, которые позволили бы им иметь стабильное поступление денежных средств, дохода. В-третьих, необходимо найти технологического или инвестиционного партнера, который поспособствовал бы выходу компании на федеральный или международный рынок. Мы понимаем, что все эти цели крайне амбициозны, поэтому под них попадают не самые наукоемкие компании, а те, что готовы к коммерциализации.

«ИНВЕСТОРЫ ГОТОВЫ К ПРЕДМЕТНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ»

– Согласно информации на вашем официальном сайте, инвестиции в каждый стартап-победитель могут составить до 8 миллионов рублей. Это фиксированная сумма?

Это «потолочное» значение, сумма инвестиций индивидуально подбирается исходя из уровня и расходов проекта. Первые инвестиции даются на старте программы, но по итогам мы помогаем привлечь гораздо большие средства от международных фондов-партнеров программы. Есть определенный алгоритм и порядок инвестирования: они даются на подготовки выхода технологии на рынок и под целевые направления завершения разработок. Более того, привлечь серьезного инвестора невозможно, если компания не умеет по форме составлять отчет и корректно распоряжаться средствами. Но не будем забывать, что прежде чем получить средства, их необходимо привлечь.

Заключительный цикл нашей программы наступает в декабре, когда победители акселерационной программы Pulsar Venture Capital встречаются непосредственно с инвесторами на DemoDay, который пройдет в Казани. Примечательно, что посетят его сразу 50 инвесторов, которые будут заранее ознакомлены с проектами и будут готовы вести предметные переговоры с их авторами. Главная задача всего мероприятия – привлечь до Нового года инвестиции и найти технологических партнеров.

– В 2017 году будет уже шестая акселерационная программа от Pulsar VC. Скажите, насколько успешны те проекты, которые стали победителями в предыдущие пять лет?

Когда меня спрашивают про истории компаний, мне сложно ответить на этот вопрос по одной причине: 90 процентов всех проектов-победителей, которые прошли через нашу площадку, «живые». Просто все они находятся на разных стадиях: кто-то доделывает пилотную установку, кто-то выводит новую версию продукта на рынок и так далее. Есть и те компании, что способны совершить индустриальный переворот, но для этого нужно больше времени.

Если говорить об уже состоявших компаниях, которые прошли через нашу площадку, то есть сразу несколько ярких примеров. Например, компания Promobot. Она занимается разработкой робототехнических систем и роботов. Сейчас у них офисы в 13 странах мира. Компания стала одним из лидеров отрасли в России и за ее пределами.

Чуть более свежий пример - TryFit. Компания разработала программно-аппаратное решение, позволяющее сканировать внутреннюю поверхность обуви и стопы человека и, анализируя результаты цифровой симуляции их взаимодействия в процессе движения, прямо из дома подбирать в интернет-магазине наиболее подходящую обувь. Они уже сделали пилотный проект с Adidas и ведут переговоры с двумя крупными брендами из США. Раскрыть подробности не могу, уверен, скоро вы все узнаете.