Накануне в Набережночелнинском городском суде вынесли приговор членам запрещенной организации «Таблиги Джамаат» Накануне в Набережночелнинском городском суде вынесли приговор членам запрещенной организации «Таблиги Джамаат» Фото: Сергей Кудрявцев

ДЛЯ ОДНИХ СМИ ПРОЦЕСС ОТКРЫТЫЙ, А ДРУГИМ — ХАРАМ

Накануне в Набережночелнинском городском суде вынесли приговор членам запрещенной организации «Таблиги Джамаат». На скамье подсудимых 9 человек — 29-летний Мубаракзян Вафин, 41-летний Салават Баязитов, 44-летний Ильгиз Загидуллин, 35-летний Марат Шарифуллин, 37-летний Ренат Насретдинов, 53-летний Гаяр Судияров, 45-летний Рамиль Султанов, 43-летний Ленар Зиятдинов и 28-летний Хадятулло Хасанов. Все обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности»).

Напомним, уголовное дело было возбуждено СКР по РТ 13 октября 2016 года. В основу уголовного дела легли материалы в отношении пропагандистов радикального ислама и идей создания исламского государства «Всемирный халифат», которые в течение полугода собирали сотрудники УФСБ по РТ. 20 и 25 октября были проведены одновременные обыски по 39 адресам пребывания 24 активных членов организации в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Азнакаево, а также в Рыбно-Слободском, Кукморском и Сабинском районах Татарстана. В результате 9 участников запрещенной организации были задержаны и арестованы. Собранный сотрудниками госбезопасности оперативный материал представляет собой аудио- и видеозаписи собраний участников «Таблиги Джамаат», а также изъятую у них экстремистскую литературу. Документы содержали пропаганду агрессивного и нетрадиционного для Татарстана ислама. 28 марта этого года дело было направлено в прокуратуру РТ, а 3 апреля подписано.

Стартовал процесс 18 апреля под руководством зампредседателя горсуда Айрата Идрисова. Поскольку подсудимые признали свою причастность к преступлению, судебного следствия не проводилось. В зале заседаний не допрашивали свидетелей, не изучали вещественных доказательств, материалы дела были лишь оглашены. Когда дошли до прений, представители прокуратуры — гособвинители Айдар Галиев и Евгений Лизунов — запросили для каждого члена «Таблиги Джамаат» по 4 года колонии. Адвокаты не могли настаивать на оправдании клиентов, так как имеются явки с повинной, но просили суд обойтись без изоляции своих подзащитных от общества. Иными словами, по их мнению, достаточно и условного наказания.

Примечательный факт: хоть официально заседания и значились открытыми, но с самого начала было заявлено, что прессу в зал до приговора не пустят, хотя изначально разрешение журналистами было получено. Отсутствие пишущей братии на судебном следствии, в прениях и на последнем слове объяснимо, например, тем, что подсудимые могут завести пропагандистские речи. Но каково же было удивление журналистов, когда и на приговор их не пустили. И это при том, что процесс считается открытым! Однако в назначенный час у охранников на входе появился некий список, состоящий из государственных СМИ, получивших зеленый свет : «Чаллы-ТВ», ТНВ и «Татар-информ». Остальным журналистам было заявлено: «Вам потом позвонят и все расскажут».

Пресс-секретарь суда Анна Трунова объяснила происходящее тем, что зал слишком мал, а желающих попасть в него много, поэтому присутствующих «проредили». По ее словам, в первую очередь это было сделано из соображений безопасности. Хотя практика показывает, что если соблюдать демократические принципы, то оглашение приговора по резонансным делам переносят на более просторные территории — от больших залов заседаний до спортзалов и даже стадионов. В данном случае, видимо, решили этого не делать.

«СЕГОДНЯ СУДЯТ МОЕГО СЫНА. ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ, У КОГО БЫЛА МАШИНА»

До приговора подсудимых содержали в чистопольском СИЗО №5. На спецтранспорте их доставили к зданию суда, вывели в наручниках. Внешне все выглядят одинаково, как обычные глубоко верующие мусульмане — в тюбетейках и халатах. Кто-то прятал лицо, кто-то, наоборот, смотрел прямо перед собой. «Сегодня судят моего сына, — сказал журналистам отец Мубаракзяна Вафина, единственный из родных подсудимых, кто не отказал в комментарии. — Его вовлек в эту группу знакомый Дамир». Как выяснилось, этот Дамир, по крайней мере сегодня, скамьи подсудимых умудрился избежать. А вот сам Вафин-младший, по мнению отца, не особо-то и виновен, хотя и признал свою причастность к «Таблиги Джамаат». «Он единственный, у кого в этой группе была машина. Его просили: туда отвези, сюда давай съездим. Убеждали, что все это делается во имя Аллаха. Он не мог отказать. Уезжал когда на три дня, когда на месяц и больше. Они проводили собрания по нескольку часов подряд. Собирались то в квартирах, то в мечетях, то еще где. Сын не раз пытался выйти из этой организации. Тогда сразу приходили человек 10 - 15 и говорили: „Ты почему выходишь? Мы же дело делаем во славу Аллаха“. Убеждали. Не получилось у него выйти из группы».

Как указано в материалах дела, о существовании в Татарстане ячейки «Таблиги Джамаат» республика узнала 20 октября, когда были задержаны 7 активных экстремистов. Через несколько дней после этого было объявлено о задержании еще двух членов экстремистской ячейки. На этот раз в руки правоохранительных органов попали Судияров, отвечавший в группе за финансы и организацию выездов за рубеж, а также организатор радикальной религиозной ячейки Загидуллин. Расследование еще не закончено: в отдельное производство выделено уголовное дело в отношении других лиц, которые пока не установлены.

ПО СЛЕДАМ «ХИЗБ УТ-ТАХРИР» И «ЧИСТОПОЛЬСКОГО ДЖАМААТА»

Впервые в Татарстане ячейка «Таблиги Джамаат» появилась в лихие 90-е. Тогда в нашу республику приехало немало сторонников радикального ислама из Пакистана. Впоследствии они завербовали здесь себе единомышленников. У истоков нынешней татарстанской радикальной группы, по версии следствия, стоял Загидуллин. Остальные, оказавшиеся на скамье подсудимых, присоединились к религиозному течению намного позже — в 2005-м, 2006-м. Практически все проходили обучение за границей — в Индии, Бангладеше и Пакистане. Главной задачей таблигов в Татарстане были поиск и вербовка на свою сторону новых членов. Продолжили они эту работу и после 2009 года, когда Верховный суд РФ признал деятельность религиозной организации запрещенной.

Ради справедливости заметим, что методы «Таблиги Джамаат» сильно отличаются от приемов, например, запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», над членами которой в Татарстане в марте начался суд, или религиозных фанатов «Чистопольского джамаата», 9 участников которого в конце марта Казанский военный гарнизонный суд отправил в тюрьму на 170 лет. У них главная цель — установление всемирного халифата в среднесрочной перспективе, в том числе с помощью терроризма. Главный же инструмент таблигов — агитация и вербовка своих сторонников. С этой целью участники экстремистской организации колесили по городам и районам Татарстана, проводили встречи в мечетях, на съемных квартирах или вовсе на улицах. Применительно к Челнам таблиги работали и на рынках, где торгует много киргизов, казахов. Сколько человек входит в сеть «Таблиги Джамаат», определить сложно. В материалах дела указаны порядка 20 человек, которых пытались завербовать. Как бы то ни было, сотрудники правоохранительных органов считают, что мирные методы не менее опасны, так как, поехав за религиозными знаниями в Пакистан, Бангладеш, Индию и так далее, их адепты вполне могли оказаться членами других, более радикальных движений. Есть даже факты того, что некоторые из них принимали участие в вооруженных конфликтах. Нередко приверженцы этого течения становятся в последующем активными участниками «Аль-Каиды» и «Талибана». Бывшие члены «Таблиги Джамаат» устраивали теракты во Франции, Узбекистане, Индии. Только в 2015 году сотрудниками ФСБ было зафиксировано 14 конспиративных собраний в городах Татарстана таблигов из Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Самарской, Кировской, Ульяновской областей.

Но вернемся к сегодняшнему приговору. Учитывая все обстоятельства дела, роль каждого из подсудимых в преступлении, Идрисов вынес вердикт: признать всех девятерых виновными. Решением суда Загидуллин приговорен к лишению свободы сроком на 3 года 9 месяцев, Зиятдинов — на 3 года 6 месяцев, Шарифуллин — на 3 года 3 месяца, Султанов и Баязитов — на 3 года, Насретдинов — на 2 года 8 месяцев, Вафин — на 2 года 6 месяцев, Судияров и Хасанов — на 2 года. Отбывать наказание все должны в исправительной колонии общего режима. Приговор может быть обжалован в Верховном суде РТ. Вероятнее всего, адвокаты воспользуются этим правом.