Сегодня в России отмечают День радио. Между тем 25 лет назад в Казани открылась первая частная радиостанция «Радио Пассаж», появление которой стало настоящим событием для города. О том, как начиналась эра современного радиовещания в столице Татарстана, почему нынешние казанские станции мало чем отличаются от федеральных и как кризис ТФБ повлиял на рекламный рынок, «БИЗНЕС Online» рассказал экс-гендиректор «Пассажа», глава казанского филиала «Газпром медиа радио» Борис Мазин.
Борис Мазин: «16 сентября 1992 года в 11 часов утра первая казанская частная радиостанция «Пассаж» вышла в эфир с песней Билли Айдола White Wedding на частоте 66, 8 УКВ и ... понеслось»
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ «ПАССАЖА» — АЛЕКСАНДР ТАРКАЕВ И СУЛТАН САЛИМЗЯНОВ
— Борис, сегодня в России традиционно отмечают День радио. Это замечательный повод для того, чтобы вспомнить о начале 25 лет назад в Казани новой радийной эпохи. Как появилось «Радио Пассаж», почему возникла необходимость появления в городе первой радиостанции в УКВ-диапазоне?
— Идея появления частной радиостанции пришла из Москвы, где в это время уже осваивали эфир «Радио Рокс», «Эхо Москвы» и «Европа Плюс». В публичных местах некоторые бойкие юноши часто заявляли о том, что вот-вот откроют радиостанцию, поэтому подобных разговоров тогда было много. Это было модно.
На момент случайной уличной встречи со старым знакомым, пригласившим работать в юридически созданной, но еще физически неосуществленной радиостанции, я был одним из первых и успешнейших диск-жокеев Казани. Стаж работы тогда составлял 14 лет. Параллельно я работал журналистом — фрилансером, в том числе сотрудничал «на выезде» с USIA (информационное агентство США — прим. ред.) и ВВС. Кроме того, время от времени достаточно успешно пробовал себя в работе промоутера и роуд-менеджера ряда ленинградских рок-групп. И к моменту судьбоносной встречи все это мне несколько разонравилось и приелось, хотелось новых горизонтов.
Таким образом, к озвученному предложению как человек очень легкий на подъем я внутренне был готов и принял его в те 15 минут, что мы поднимались от набережной до известного здания «Пассаж», что на улице Кремлевской. Там, на четвертом этаже, в помещении с круглым окном под потолком, прекрасно различимым с фасада здания, кипела работа. Обшивались стены, возводились перегородки, остеклялась студия... Там и встретился с первым директором «Радио Пассаж», ныне известным «граду и миру», как Ян Арт. Случилось это 1 августа 1992 года.
Александр Таркаев (справа) был советником президента Татарстана по науке, Ян Арт (слева) – первый директор «Радио Пассаж»
— А кто же все-таки считается отцом-основателем станции и кого включал коллектив «Пассажа»?
— С отцами-основателями радиостанции я познакомился чуть позже. Александр Таркаев был советником президента Татарстана по науке и возглавлял компьютерную компанию «Форт Диалог», а экс- журналист Султан Салимзянов вел несколько успешных бизнес-проектов и владел одноименным зданием, давшим свое имя первой частной радиостанции Казани.
Коллектив состоял из бывших сотрудников газеты «Вечерняя Казань», которые и составляли первый состав радиостанции. Общими усилиями через полтора месяца мы сформировали музыкальную библиотеку и отработали первую эфирную сетку вещания. Расклад был таков — я и тот самый судьбоносный знакомый Ильшат Ракипов вели музыкальные программы, Елена Капитонова и Ольга Юхновская взяли на себя информационное насыщение программ городскими и республиканскими новостями, а сам Артем Карапетян (будущий Ян Арт) вел авторскую передачу и одновременно поддерживал работу собственного информационного агентства и опекаемого им «Театра 99».
16 сентября 1992 года в 11 часов утра первая казанская частная радиостанция «Пассаж» вышла в эфир с песней Билли Айдола White Wedding на частоте 66, 8 УКВ и ... понеслось.Через неделю о нас говорил весь город, через пару месяцев красный телефон на пульте звонил практически непрерывно...
— А почему станция сразу не начала вещание в FM-диапазоне?
— Все очень просто. Если бы в 1992 году «Пассаж» вышел на FM, то его практически некому было бы слушать. У 99 процентов городского населения были приемники только с «советским» диапазоном, а широкомасштабное насыщение страны западной техникой началось лишь через два года и достигло своего пика в 1995 году, когда мы, собственно, и обзавелись второй частотой 104,7 FM.
«Если бы в 1992 году «Пассаж» вышел на FM, то его практически некому было бы слушать. У 99 процентов населения были приемники только с «советским» диапазоном, а широкомасштабное насыщение западной техникой достигло своего пика в 1995 году, тогда мы обзавелись второй частотой 104,7 FM
«ЛЮДИ, ПРИХОДИВШИЕ К НАМ НА «ПАССАЖ», ПРЕДСТАВЛЯЛИ МЕНЯ ВЫСОКИМ БЛОНДИНОМ, ЧТО НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
— «Пассаж» на тот момент действительно стал событием для Казани?
— Популярность первого радио была просто невероятна: оно звучало в машинах, магазинах, офисах и квартирах. Сотрудник одной из казанских тюрем, например, договорился с начальством на трансляцию «Пассажа» в камерах вместо «Маяка» — и заключенные отказывались ложиться по этой причине спать после отбоя, хотели продолжать слушать эфир.
Радио всегда было театром разума. Человек, слушающий радио, всегда включал фантазию. Люди, впервые приходившие к нам на «Пассаж», почему-то представляли меня высоким блондином, что, естественно, не соответствовало действительности. Лихие времена начала 90-х с их бесконечными переменами, инфляцией и ураганным развитием технического прогресса были очень своеобразны. Мы начинали работать в студии с магнитофонных лент на бобинах, компакт-кассетах и виниловых пластинках, затем пришли компакт-диски и первые мини-дисковые аппараты. Появлялись новые персонажи в прямом эфире, постоянно были гости, до полуночи не гас свет в круглом окне...
— Что из себя представляла концепция станции?
— Изначально радио предполагалось музыкальным с легкими вкраплениями публицистики плюс интересными авторскими программами. Не обошли нас и поветрия того времени: гороскоп и программы по заявкам. Понятие «музыкальный формат» было еще не знакомо, и песни выводились в эфир по темпоритму, музыкальному настроению ведущего и текстовой составляющей. В голове сформировался некий собирательный облик слушателя (то, что сейчас называют «целевой аудиторией») — энергичный горожанин 30 - 45 лет с характерными для этого возраста и того времени вкусами и пристрастиями.
«В апреле 1993 года учредители устроили «перезагрузку», предложив мне должность генерального директора и дали карт-бланш на дальнейшую деятельность» (фото 1995 года)
— Насколько сильно менялись кадры на «Пассаже»?
— К сожалению, первоначальный состав проработал меньше года. По тем или иным причинам все разлетелись в новые печатные издания. Журналисты как творческие люди оказались плохо приспособлены к административной и коммерческой работе в жестких рамках самоокупаемости, а именно на таких условиях и должна была существовать радиостанция. Журналисты делали радио как газету, а я делал ее как дискотеку. И мой подход, ориентированный на аудиторию, оказался более правильным в то время.
В апреле 1993 года учредители устроили «перезагрузку», предложив мне должность генерального директора и дали карт-бланш на дальнейшую деятельность. Уже к лету 1993 года вся радиокоманда сократилась до трех человек. Кроме директора были оставлены лишь бухгалтер и второй ведущий. Он заменял меня ежедневно на четыре часа, в течение которых мне приходилось общаться с потенциальными и действующими рекламодателями, плюс записывать рекламные ролики, а также некоторые авторские передачи, идущие в вечернем эфире. Экономика предлагала быть экономными, а здоровья на работу в таком убийственном темпе пока хватало.
В следующем году были подготовлены еще двое ведущих музыкальных программ, новостями уже занимался собкор BBC в Татарстане Виктор Смирнов, вхожий в «большие кабинеты» и предоставлявший нам уникальнейшие интервью. К ноябрю 1994 года появились собратья по профессии — «Бим радио», с весны следующего года зазвучал ориентированный тогда на рок-музыку «Пульс», чуть позднее — танцевально-электронный «Татурос»...
— Когда в числе ваших акционеров появился владелец телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев?
— Еще в 1994-м начались переговоры. Предполагалось появление новых радиостанций, и я заблаговременно подготавливал почву для создания всех возможных конкурентных преимуществ — не только внутренних, но и внешних. Да и сам «Пассаж» на Кремлевской вскоре собирались полностью закрывать на ремонт. Андрей предложил тогда переехать в новое здание телекомпании на улице Пролетарской и взаимовыгодно «дружить домами». Симбиоз стал интересен обеим сторонам: мы получали телевизионное рекламное пространство и эксклюзивные новости, которые были у программы «Город», а «Эфир» — дополнительный источник воздействия на аудиторию.
Ян Арт, Ольга Юхновская, Елена Капитонова, Марина Сажина, Борис Мазин, Олег Маковский, Ильшат Ракипов, Вячеслав Лопатин, 1992 г. Фото Лауры Ильиной
«ГЛАВНОЕ, ЧТО Я ВЫНЕС ИЗ АМЕРИКИ, — РАБОТАТЬ ТОЛЬКО С РОССИЙСКОЙ МУЗЫКОЙ»
— В то время вы ездили на учебу в Америку. Что запомнилось из этой поездки, что в дальнейшем пригодилось в работе?
— Осознание теоретической беспомощности (интернета в России еще не было) привело к поискам тех, кто мог бы научить и рассказать. Давнишние знакомцы по совместной деятельности из USIA рекомендовали вложить первые же свободные деньги в профильное образование у тех, кто и придумал коммерческое радиовещание Так и было сделано. До сих пор в рабочем кабинете хранятся первые американские учебники: основы основ Electronic Media Management и библия программного директора The Programming Operations Manual. С автором последнего, Стивом Уорреном, мы крепко подружились и позднее, в начале 2000-х, он мне официально передал права на выход перевода этой книги в России.
Первое, что посоветовал мне учитель, — это поменять формат радиостанции и сделать ее полностью русскоязычной. Главным его аргументом было следующее: вы можете представить русскоязычную станцию для широкой аудитории в Америке? Нет?! Тогда почему же вы работаете с музыкальным контентом другой страны, не России?
Еще в ходе обсуждения он предлагал два успешных формата в США: классическую музыку или разговорное радио. Но talk-радио в нашей стране малоинтересно, потому что некоторые обсуждаемые темы нежелательны для широкой аудитории. Классическую музыку у нас слушает неизмеримо меньшее количество людей, нежели чем популярную. Фрэнк был удивлен: на тот момент в США подобные станции любила аудитория, обладающая большим коммерческим потенциалом, как правило, с высшим образованием. Но, если вы помните, сразу после перестройки именно те, кто был лучше всего образован, в массе зарабатывали меньше всех. Тем не менее главное, что я вынес из Америки, — работать только с российской музыкой.
«На протяжении нескольких лет мы были лидерами в этой гонке, оставив далеко позади то же «Бим-радио», «Европу Плюс» и прочих коллег по радиобизнесу»
— К тому моменту в Казани уже сформировался радийный рынок?
— В 1995 году в Казани было 6 радиостанций, которые были похожи друг на друга и делились только на местных и федералов. Местные — это «Бим», «Пассаж», «Пульс» и «Татурос». Федеральные — «Европа плюс» и «Русское радио». Можно было отличить местных ведущих и московских, ну и в подборке музыки наши немного отличались, а во всем остальном все было одно и тоже. Меня не устраивало то, что предлагало московское «Русское радио». Они пытались охватить всю аудиторию от 12 до 80 лет, что по мировым стандартам программирования не допускалось. Формат не предполагал такого широкого рассеивания. Первоначальный всеобщий успех мог исчезнуть через год-другой. Возникал конфликт интересов: молодежи не нравилось то, что звучало для пенсионеров, и наоборот.
«Радио Пассаж» в 2000 году
Я получил доступ к исследованиям ВЦИОМа, согласно которым в столице Татарстана самой многочисленной аудиторией был возраст 35+. В январе 1996 года мы резко изменили формат вещания: остался прежний АС Contemporary c некоторыми правками, создающими местный колорит, и стопроцентно русскоязычной музыкой. Пришлось резко уменьшить свой плей-лист, так как музыки первое время реально не хватало. Буквально через неделю пошла мощная отдача, очередной рейтинг взлетел до первого места. На протяжении нескольких лет мы были лидерами в этой гонке, оставив далеко позади те же «Бим-радио», «Европу Плюс» и прочих коллег по радиобизнесу.
Именно на «Пассаже» прозвучал первый в истории Татарстана радиомост Казань — Вашингтон (через спутник) с Биллом Магуайром. Также был эксперимент со звучанием радиостанции в городских троллейбусах. Тогда городская администрация выделила 10 машин и два года в их салонах звучали привычные позывные первой казанской радиостанции. Эксперимент доказал возможность и желательность подобного: он был одобрен горожанами, но все, как всегда, остановилось из-за недостатка финансирования.
«В наши дни большинству слушателей все равно, какой прописки радиостанция. Элемент местного присутствует не полностью, лишь в тщательно просчитанном объеме»
«ЧТО СЕГОДНЯ ОТЛИЧАЕТ МЕСТНУЮ КАЗАНСКУЮ РАДИОСТАНЦИЮ ОТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ? ДА ПОЧТИ НИЧЕГО»
— Если не ошибаюсь, в Америке превалируют как раз региональные радиостанции. В России же и в Казани в частности мы видим обратную тенденцию — федералы поглощают местных игроков. Почему так происходит?
— Существовал тезис, что региональное телевидение всегда уступает федеральному, а вот с радиостанциями все наоборот. Сейчас это далеко не всегда так. В Америке подобное происходило в 50 - 70-е годы, и эта формула эффективно действовала лишь в маленьких городках до 10 тысяч человек. Местную радиостанцию знал почти каждый житель, и по формату она напоминала радиогазету с утра до вечера. В большом миллионном городе это не пройдет.
Что сегодня отличает местную казанскую радиостанцию от федеральной? Да почти ничего. Местные ведущие, программа по заявкам, местные новости есть и там, и там. Для сетевиков, работающих в регионах, федералы даже устраивают тренинги, чтобы местный эфир по звуку не отличался от федерального и был не заметен момент переключения со столичного эфира на местный. Это забавно, но некоторые слушатели до сих пор спрашивают, а откуда «Мурзилки» (герои утреннего шоу на «Авторадио» — прим. ред.) в Казани выходят в эфир. В наши дни большинству слушателей все равно, какой прописки радиостанция. Элемент местного присутствует не полностью, лишь в тщательно просчитанном объеме..
«Бим», кстати, в этом отношении — уникальное радио в Казани. И хотя к ним нельзя подходить с мерками обычного программирования, количество постоянной аудитории показывает, что они ей интересны до сих пор и делают свое дело хорошо.
— Значит, тенденция поглощения местных игроков федералами — это навсегда?
— Радио может существовать достаточно долго и обходиться не очень дорого в сравнении с телевидением. Вопрос в другом. Ради чего нужно малоуспешное местное радио, если оно не справляется со своими задачами, не имеет должного количества слушателей и коммерчески убыточно? Чтобы висело как ружье на ковре, которое когда-нибудь выстрелит? Для полного переформатирования станции нужно оплатить услуги специалиста и быть готовым к расходам на дальнейшие изменения. Гораздо проще привлечь платформу успешного сетевого проекта и на ее основе отстроить местные включения. Конечно, кому-то это может показаться скучным, и он убедит инвесторов делать полностью свое местное радио. Как говорил Мао Цзэдун: «Пусть веет сто ветров, пусть развеваются сотни флагов». У каждого может быть свое радио, но экономическая составляющая большинства таких станций сегодня печальна.
«В 2000 году учредители станции решили выйти из медийного бизнеса и передали все свои акции одному человеку — Андрею Григорьеву» / Фото: «БИЗНЕС Online»
«Я БЛАГОДАРЕН ГРИГОРЬЕВУ ЗА «НАУКУ ВЫЖИВАТЬ»
— «Пассаж» в итоге также стал жертвой подобных тенденций?
— Сыграло несколько факторов. Радиостанция с 1996-го до 1999-й была первой по охвату аудитории и имела максимальные рейтинговые показатели. Несмотря на это, я чувствовал, что «Пассаж» вот-вот начнет повторяться и мы начнем утрачивать лидерство в своем сегменте.
С 2000 года готовился ребрендинг станции. Было придумано и подготовлено утреннее шоу в том понимании, в котором оно существует во всем мире: со сквозным сюжетом, постоянными и легко узнаваемыми персонажами, тематическими рубриками. Предполагалось, что слушатель утром попадет в виртуальный вагон некоего поезда, где его сопровождают двое ведущих — проводников, по внутривагонной трансляции будут звучать новости, из купе являются некие характерные пассажиры («торговец кавказской национальности», «дембель», «бабушка, едущая в гости», «братва с разборок» и т. д.). Вся эта публика принимает самое непосредственное участие в обсуждении утренних новостей. В трудных случаях ситуацию разбавляют «сержант милиции» и «начальник поезда»... Существует правило — если ты удачно сделал утреннее шоу — ты сделал радио. Основная аудитория начинает прослушивание радио утром, вот и... Ребрендинг и ввод новых сотрудников требовал увеличения расходов.
«Парк Горького» в гостях у «Радио Пассаж»
— Владельцы на это не пошли?
— В 2000 году учредители станции решили выйти из медийного бизнеса и передали все свои акции одному человеку — Андрею Григорьеву. Вполне естественно, что все движения по продвижению и ребрендингу было нужно согласовывать непосредственно с ним. Мы стали частью телерадиокомпании «Эфир» и столкнулись с элементами оптимизации расходов. С одной стороны, все правильно, по хозяйски. Ребрендинг — это всегда огромный риск. Можно потерять старых и не приобрести новых слушателей. С другой — я привык рисковать и работать при полном карт-бланше. Возможно, был недостаточно убедителен. Наверное, сказывалась усталость, накопившаяся за годы работы на предельных скоростях.
К тому времени появились мысли об изменении своей жизни, все-таки 40 лет. Да и интересные предложения получал постоянно, в том числе и от зарубежных коллег, которые тогда широко открывали свои филиалы в России. Приглашения случались регулярно от «Интерньюс», будучи специалистом по программированию радио, часто ездил по городам и весям, помню долгую поездку в Бишкек и тому подобное. И тут я получил предложение от будущего кабельного оператора ТВТ перейти на работу к ним и опять все создать с нуля: взять частоту на московском конкурсе и запустить эффективный коммерческий проект с упором на самофинансирование. К тому моменту я уже знал, как делать самостоятельное радио от первого до последнего стежка. Захотелось поработать с готовыми величинами, тем более что в «Пассаже» совмещал три должности: был генеральным, коммерческим и программным директором в одном лице. С одной стороны, это здорово, нет никакого конфликта. Ты сам создаешь продукт в зависимости от потребностей радиослушателей и сам продаешь его клиентам, нуждающимся в аудитории радиостанции. Вполне естественным было взять качественный сетевой продукт и адаптировать его под Казань. «Авторадио» взлетело как ракета.
Ведущий Слава Лопатин берет интервью у Ирины Отиевой в прямом эфире
— А радио «Пассаж» в итоге закрылось.
— Позднее, в 2003 году, через полтора года после моего ухода, в кулуарах телерадиокомпании было принято правильное решение закрыть «Радио Пассаж», который поддерживать на конкурентном уровне было просто некому, и вывести молодежное DFM.
С Григорьевым случилось все честно. На каком-то этапе он даже предлагал мне перейти на TV на административную должность. Поговорили, поняли друг друга, попрощались, и я пошел дальше. Никаких интриг или скандалов вокруг этого не было и не могло быть. Более того, я искренне благодарен ему лично за те бесценные знания и возможности креатива, что получил, общаясь с ним, за науку выживать, пригодившуюся уже в новом проекте.
«Все мы вышли из общей категории «советских людей» и в целом обладали неким общим менталитетом. Тут или рок, или ролл, или попса, или народная музыка»
«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК КАЗАНИ — ПЯТЫЙ В РОССИИ»
— Как обстоит сейчас дело с рекламным рынком в отрасли?
— Он увеличивается каждый год примерно на 5-7 процентов. Однако после недавней ситуации с несколькими банками Татарстана пострадали юридические лица, мелкий и средний бизнес, те, кто работал в том числе и на рекламном рынке. Их будущее под вопросом. Кто-то безвозвратно все потерял, у кого-то еще есть шансы на восстановление. Все это приводит к некоторому непрогнозируемому ранее спаду, у моих коллег по бизнесу доходы снизились на 5 - 7 процентов. Все в этом смысле предсказуемо, поскольку коммерческое радио — это зеркало экономики. Если обществу плохо и экономику тошнит, то и радио нездоровится.
— Как будет развиваться отрасль в ближайшее время, на ваш взгляд? Не заменит ли интернет привычное вещание и возможно ли появление в России цифрового радиовещания?
— Печатные издания плавно идут ко дну — теряют читателей и уменьшают тиражи. Необходимые условия их существования — стоимость печати, бумаги и доставки — делают подобные СМИ малорентабельными по сравнению с электронными. Появление «сетевых версий» печатного продукта мало-помалу приведет к непременной ассимиляции с их «могильщиком» — интернетом. Там — новости в реальном времени, форумы и чаты для их обсуждения. Специализированные сайты и гиперссылки есть в любом сетевом «печатном» издании. Все это для аудитории от 8 до 60. Массовое распространение планшетов и электронных книг делает надежды на выживание печатных медиа абсолютно беспочвенными.
Но при кажущемся своем всесилии как рекламный носитель интернет пока несовершенен именно из-за обилия и многообразия размещаемой информации. Рекламодателю сложно остановиться на каком-то определенном местном сайте и получить нужную ему аудиторию в объеме, превышающем возможности местного теле- и радиовещания.
Вечный соперник радиовещания — ТV — тоже переживает непростые времена. Кабельное телевидение и грядущая «цифра» мультиплексовых каналов ведут старое-доброе аналоговое телевещание к печальному исходу. Три четверти городских домохозяйств подключены к тому или иному кабельному ТV, что дает потребителям продукта от 30 до 150 каналов на любой вкус. В давнем сражении между местным и сетевым телевещанием побеждает кабельное.
Наружная реклама в Казани уменьшилась в объемах (сокращение количества рекламных поверхностей перед Универсиадой) и подорожала почти в четыре раза...
— А что же на рынке радио?
— С момента появления первой казанской радиостанции «Радио Пассаж» в сентябре 1992 года и по сегодняшний день рынок освоен достаточно плотно. Конкуренция высока: в Казани работают три десятка радиостанций. Фавориты практически не меняются добрый десяток лет. Появление каких-то новых нишевых радиостанций и программных дублей уже работающих не в состоянии изменить нынешнюю ситуацию. Для хорошего стартапа требуется несколько десятков миллионов рублей, для нормального продвижения действующей радиостанции — ежегодно 3 - 5 миллионов рублей, а это не каждому по силам.
На рекламном радиорынке в течение нескольких лет происходит постоянная положительная динамика роста, за первый квартал 2017 года он составил 5 процентов, и это на фоне того, что рынок телевизионной рекламы в том же году показал меньший прирост. Сегодня очень большое значение при распределении бюджета играет не количество радиостанций, а максимально точное попадание в целевую аудиторию. Аналитики признают, что на сегодняшний день рекламный рынок Казани — пятый в России, и дают оптимистические прогнозы его развития. А это означает, что в выигрыше будут все: и рекламодатели, и потребители. В связи с этим не ожидаю существенных изменений в расстановке сил на рынке, думаю, реклама на радио сохранит устойчивые позиции.
Конечно, если в России появится цифровое радио, это может привести к резкому увеличению количества нишевых станций. Представьте, что у вас не 30 радиостанций, а 300 и все они по законам радиорынка будут востребованы, должны иметь своего слушателя и хорошо продаваться? Вот уж вряд ли. Поскольку именно спрос влияет на предложение, то не будем торопиться с выводами. Время покажет.
«Для хорошего стартапа требуется несколько десятков миллионов рублей, для нормального продвижения действующей радиостанции — ежегодно 3 - 5 миллионов рублей, а это не каждому по силам»
«РАДИО УДИВИТЕЛЬНО ПЛАСТИЧНО, И ЛЮБЫЕ ПЕРЕМЕНЫ МОЖНО ВВЕСТИ БУКВАЛЬНО ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ»
— Поменялись ли за эти 25 лет музыкальные вкусы нашей местной чиновничьей элиты и бизнеса?
— В качестве радиослушателя все равны — президенты и рабочие, топ-менеджеры и госслужащие. Мне доводилось разговаривать с местными сильными мира сего, и их музыкальные пристрастия были вполне предсказуемы, ведь почти все мы тогда вышли из общей категории «советских людей» и в целом обладали неким общим менталитетом. Тут или рок, или ролл, или попса, или народная музыка. На «Пассаже» было всего в меру: регулярное проведение фокус-групп позволяло более или менее точно определять музыкальные и стилистические пристрастия нашей аудитории.
— Однако впоследствии вы отказались от программы по заявкам радиослушателей. По крайней мере, такой местной программы на нынешнем «Авторадио» нет.
— Во времена «Пассажа» это была самая сложная программа для ведущих. И самая неинтересная. Песни по заявкам были одни и те же, а репризы и подводки к ним нужно было делать разные, иначе могло бы быть примитивно и скучно. Ведущие обкладывались книжками, тостами, сборниками пожеланий и долго, трудно готовили себя к этим эфирам. Судя опросам фокус-групп, со временем эта программа начала раздражать часть аудитории, она ее отвергала. Стоит отметить, что многие радиостанции с помощью платных пейджинговых сообщений стали зарабатывать на «приветах» деньги, причем очень неплохие. Мне же казалось, что лучше найти дополнительный способ коммерциализации эфира, чем раздражать слушателей архаичными приветами «от нашего столика — вашему столику».
— Что невозможно представить в сегодняшнем эфире, что можно было в 90-е?
— Представить можно все что угодно, ведь радио удивительно пластично, и любые перемены можно ввести буквально за несколько часов. Другой вопрос: какие цели и задачи поставлены перед руководителем радиостанции? Легко можно сделать буквально на коленке ряд нишевых станций, рассчитанных на определенный социальный, гендерный или возрастной состав аудитории. У меня сохранилось несколько любопытных проектов, сделанных под ключ, но невыведенных в Казани. Основная причина — в медленной рентабельности и возвратности вложенных средств.
Понятно, что радио с музыкальной основой smoothjazz будет приносить несколько меньше денег, чем «Шансон». Иными словами, для денег одно наполнение, для души — несколько иное (при условии, что подобного продукта нет на рынке). Встретился, например, несколько лет назад с топ-менеджером одной местной компании, желавшим иметь радио, ориентированное на диско 70-х, соул 80-х и r’n’b 2000-х в привлекательной современной упаковке. Проект и бизнес-план для подобного были рассчитаны давным-давно, но возврат вложенных средств предполагался не менее чем через 5 - 7 лет, что потенциальному инвестору было не по карману. Красивый, но малорентабельный проект просто не мог состояться.
— Сейчас в республике много говорят о проблемах татароязычных FM-станций?
— Некоторые станции так называемого nationalradio просто предполагают дотации государства или меценатов. Часто приходится слышать, что в национальных республиках станций на родном языке, во-первых, мало, а во-вторых, они не очень много зарабатывают. Это вполне объяснимо. В той же Казани станция на татарском всегда оказывается изначально в неравном положении в сравнении с русскоязычной с точки зрения количества слушателей. Практически все татары знают русский язык, но очень много русскоязычных жителей Казани татарского языка не знают. Таким образом, подобные станции недоступны примерно половине потенциальной аудитории зоны охвата. Соответственно, страдает рекламное наполнение и бюджет. И вот здесь могли бы помочь государство или заинтересованные частные лица, как и происходит во всем мире.
Мазин Борис Эрнстович
Родился 2 октября 1960 в Ульяновске.
1977 - 1983— учеба в КГПИ по специальности «преподаватель иностранных языков».
1983 - 1990 — режиссер казанских дискотек в ДК им. Ленина, казанском Доме ученых, Молодежном центре, журналист-фрилансер «Комсомолец Татарии»и «Вечерняя Казань».
С 1984-го — организатор первых рок-концертов в Казани, в том числе Майка Науменко из группы «Зоопарк» и «Объект насмешек».
1992 — ведущий на радио «Пассаж».
1993 - 2002 — генеральный директор ЗАО «Пассаж М».
2002 - 2011 — начальник отдела радиовещания телерадиокомпании ТВТ («Авторадио — Казань»).
2011 - по наст. время — директор казанского филиала «Газпром Медиа Радио»: радиостанции «Авторадио», «Детское радио», «Юмор FM», Energy.
Женат, трое детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.