Николай Басков Николай Басков

«ИГРА» НА $2 МИЛЛИОНА

Популярный артист неожиданно появился в столице Татарстана за 10 дней до своего шоу «Игра», которое должно состояться 22 мая в «Татнефть Арене». Николай Басков, по собственному признанию, 7 лет вообще не гастролировал: «И так жилось хорошо. Нефть была высокая, и корпоративов было много». Однако безмятежной жизни «золотому голосу России» было мало. Три года он вынашивал идею собственного шоу, на процесс создания ушло полтора года, затраты — больше $2 миллиона. «Я сначала думал показать его в Москве, никуда не ездить после премьеры и жить своей жизнью. Но после созданного понял, что я артист, что соскучился по зрителям, и, может быть, я накопил в себе другого человека, не которого создают телевидение и прочие СМИ. Мы все примеряем на себя маски, в которых нам удобно, пытаемся выбиться с ними в социум», — философствовал Басков на встрече в КФУ.

Однако, по словам героя вечера, сам он на «Игре» не зарабатывает, потому что она обходится дорого в обслуживании: три грузовика техники, 72 человека обслуживания, а сколько еще подтанцовки... Судя по ролику, который показали журналистам, масштаб зрелища завораживает, и оно должно быть не хуже киркоровского «Я». Только, в отличие от Филиппа Бедросовича, который пригласил в качестве постановщика бельгийца Франко Драгоне, знакомого нам по спектаклям Цирка дю Солей, Басков решил обратиться к отечественным производителям, ибо только они могут понять тонкости русской души. В итоге над «Игрой» работал прекрасно известный в Казани постановщик церемоний открытия и закрытия Универсиады-2013, а также ЧМ по водным видам спорта – 2015 Алексей Сеченов. Конечно, в Кремле это шоу прошло более масштабно, но в России больше нет таких сцен, где можно было развернуться по полной...

Легкие нотки нарциссизма постоянно звучали в речи Баскова. К публике он вышел в черном пиджаке со стразами на рукавах, и на это была своя причина. «Мне как-то модельер Валентин Юдашкин сказал: „Зачем выходить к публике в том, что надеть на себя может каждый“. И я стал заложником его слов. Артист не может этого позволить. Я сейчас не про рок-музыкантов говорю, а про артиста, который пытается всегда делать праздник. Он должен соответствовать мифу Голливуда, фабрике грез. Это создает уважение к публике. Я не понимаю, когда мои коллеги приехали в машине на концертную площадку и в этом же выходят на сцену», — говорит экс-солист Большого театра.


А еще он не жалует газетной шумихи вокруг себя: «Скандалы не всегда позитивно влияют на самого артиста. Да, это привлекает внимание к гастролям, но как это откладывает отпечаток на его жизни?» По словам Баскова, об этом он начал размышлять после того, как упал в обморок на телевизионной съемке и его привезли на операционный стол. «Люди потеряли ценность восприятия своей жизни, — считает певец. — Все думают, что они вечные. Большинство коллег живут тем, что будет когда-то, а не сейчас. Но это когда-то может не наступить. Я дал 165 благотворительных концертов, у меня есть золотая медаль фонда мира... Я зарабатываю своим здоровьем. Я не качаю нефть или газ, не рублю лес».

...

«А ЕЩЕ Я ПРЕКРАСНЫЙ ВОКАЛИСТ...»

Как оказалось, для Баскова быть популярным среди молодежи — самое страшное, что может случиться. Причина в том, что у нее за полгода или год меняется представление о прекрасном.

«А еще я прекрасный вокалист, и я это чувствую по публике, которая купает меня в овациях на концерте. И не потому, что я надел блестящий костюм, а потому что я пою профессионально, эмоционально и знаю, что вкладываю в произведение. И если со всех радиостанций звучит „Между нами тает лед“ — это прекрасно, потому что это дает другие эмоции. Но я помню, 10 лет назад была популярна песня „Подождем твою маму, подождем твою мать“. Она гремела — я пел. Ее давно уже не слышно, а я по-прежнему пою», — считает гость КФУ.


На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему в отечественных «голубых огоньках» одни и те же песни и лица перемещаются с канала на канал, Басков возразил: «Если вам скучно, идите на более веселый канал. Масштабное развлекательное телевидение во всем мире одинаково. Все зависит от того, насколько это приносит рейтинг. То, что высшее руководство каналов принимает решение включить в программу того или иного персонажа — это тоже зависит от рейтинга. Мне, например, интересен не молодой артист, который только что появился. Интересно наблюдать за людьми, кто прошел огромный путь: Леонтьев, Ротару, Пугачева, тот же Киркоров. Можно смеяться над ними, но они прошли от 20 до 40 лет своего творческого пути и по-прежнему на экране. Значит, это им удалось. Не такая она уж и сладкая борьба под солнцем, это выдерживают не все. Кто-то снаркоманился, кто-то стал алкоголиком, есть артисты, которые поют одну песню в течение 35 лет, не создавая никаких концертов и т. п.»

...

У людей должны быть кумиры, которые имеют право оригинальничать: «А что не чудить-то? Вдруг завтра тромб оторвется — и чудить некогда. Поэтому кто-то хочет и перья на себя надеть, а кто-то — юбку покороче и в ванной для ТV сняться. Это дает дополнительную энергию».


Рассказал Басков по просьбе «БИЗНЕС Online» и о своем отношении к нынешнему киевскому «Евровидению», которое прошло без участия России. Он сказал, что не собирался смотреть шоу в прямом эфире. «Это политическая история. То, что людей постепенно подводят под определенное сталкивание в культуре или в музыке, — это ужасно. И мы переживаем очень непростое и тяжелое время. И самое обидное — иногда понимаешь, слыша некоторые высказывания: там, наверху, в мировом определенном пространстве, к сожалению, совершенно на нас наплевать. Они даже не понимают, что мы чем-то живем, какие у нас мысли, идеи. Небожители живут своей жизнью и создают свой спектакль. Мы не можем как-то изменить ситуацию, повлиять на это мы тоже не можем. Подставлять под это свои жизни — сам человек должен на это решиться. Я, например, не могу».

Басков отметил, что еще несколько лет назад этот конкурс вообще в нашей стране не транслировался и о нем мало кто знал. Да, Дима Билан победил в свое время с прекрасным выступлением, но это не достижение страны, а личный успех артиста. Если бы страна давала грант, помогала нанять режиссеров, хореографов — это одно, но тратится сам артист: «У Сергея Лазарева благодаря Киркорову появилась возможность поставить у греков и сделать интересный номер, и слава богу. Гагарина отделалась платьем, на которое все проецируется. Полине было так комфортно».

...

«Я КАК ГЕРОЙ ФИЛЬМА «СПЛИТ», НО В ХОРОШЕМ ВАРИАНТЕ»

Артист опроверг существующее мнение, что он выступает в качестве ведущего на корпоративах только за бешеные гонорары. Оказывается, иногда он это делает «за идею». «Я часто веду мероприятия глав государств. И когда меня пригласили быть ведущим юбилея президента Татарстана Рустама Минниханова, я приехал как человек, который уважает большого политика. И так часто бывало. Недавно мне позвонили и пригласили вести одну свадьбу но предупредили, что денег нет. „Но там такие-то люди будут жениться, ведущих отбирают на конкурсной основе, но невеста хочет тебя“, — раздался голос в трубке. Когда я услышал фамилию, кто будет сочетаться браком — для меня это счастье и удовольствие, если я буду вести этот вечер». По понятным причинам Басков не стал раскрывать, что же это будет за VIP-мероприятие.

...

Зато он рассказал, почему в свое время бросил оперу. Оказывается, когда Монтсеррат Кабалье захотела устроить еще один совместный концерт с артистом, она принялась за его обучение, в чем Басков преуспел. Тогда в жизни артиста наступило раздвоение — эстрада и опера: «И я не выдержал оперу, поскольку от нее у меня были адские головные боли. Но я получил колоссальный опыт, к Кабалье приезжали молодые и самые талантливые музыканты и специалисты со всего мира, я тогда многое в себя впитал».

Басков не считает себя просто творческой единицей, он — это глобальный театр. «Во мне нет такого, что я в определенном направлении развивался. Я и оперу пою, и оперетту, и эстраду, и веду передачи на ТV, и в кино снимаюсь, и вокал преподаю, и дизайнером был, и парфюм выпускал. Вы смотрели фильм „Сплит“? Вот я такой же, как этот главный герой, только в лучшем варианте».