Министр культуры Владимир Мединский накауне предложил депутатам Госдумы ввести протекционистские меры по защите российского кино от Голливуда Министр культуры Владимир Мединский накауне предложил депутатам Госдумы ввести протекционистские меры по защите российского кино от Голливуда Фото: duma.gov.ru

НА ВЕСЬ РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ ВЫДЕЛЯЕТСЯ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ БЮДЖЕТА ФИЛЬМА «ФОРСАЖ»

Один из самых обсуждаемых и противоречивых российских министров Владимир Мединский выступил вчера на правительственном часе в Госдуме. Речь шефа культурного ведомства была щедра на цифры, и в целом получилась весьма полная картина, которая свидетельствовала о том, что минкульт РФ делает большие успехи почти по всем направлениям. Хотя есть и проблемные участки. Хуже всего дела обстоят в цирке, сельских домах культуры и библиотеках. Но в целом депутаты остались довольны выступлением, и все фракции одобрили доклад Мединского, похвалив его лично за проделанную работу. А Владимир Жириновский даже назвал его самым лучшим министром культуры современной России.

Начал же Мединский с важнейшего, как говорил Владимир Ленин, из искусств. То есть с российского кино, которое уже не первый десяток лет ведет неравный бой с Голливудом. Невзирая на это, прошедший год, который был объявлен годом кино, стал вполне успешным. Мединский с удовлетворением сообщил депутатам, что кинотеатры посетили свыше 35 млн. человек (абсолютный рекорд за 26 последних лет), кассовые сборы выросли по сравнению с 2012 годом более чем на 40% и впервые за 30 лет была возобновлена программа кинофикации регионов (на 2016 - 2017 годы на нее выделено 3,2 млрд. рублей), было открыто более новых 600 кинозалов. Кроме того, две трети зрителей, по данным ВЦИОМ, отметили улучшение качества отечественного кино. Впрочем, все эти достижения перевешивает одна, но очень существенная ложка дегтя. Как сообщил министр, на поддержку всего отечественного кинематографа из бюджета выделяются средства, которые меньше бюджета одного американского блокбастера. «Это значительно меньше половины бюджета одного „Форсажа“, я уже не помню, какой номер, который идет сейчас на экране», — посетовал Мединский и предложил законодательно ввести протекционистские меры для защиты отечественного кино от экономической и, что еще важнее, идеологической, конкуренции Голливуда, подчеркнул оратор.

Позднее во время обсуждения доклада министра депутат от КПРФ, кинорежиссер Владимир Бортко уточнил, как же все-таки противодействовать американскому кинематографу: «У нас в прокате появилось 156 отечественных фильмов, но посмотрели их 18 процентов зрителей. Минкульт выделяет на производство одного российского фильма 35 миллионов рублей, что составляет 225 тысяч долларов США. В то время как средняя стоимость американского фильма — 12 миллионов долларов. Что делать — квотировать американские фильмы?» В ответ Мединский сказал, что минкульт выделяет средства на поддержку авторского, дебютного и детского кино, а также авторской мультипликации: «Средства не такие, как вы сказали. Есть „ножницы“. От 25 до 60 миллионов рублей. Не предполагается, что эти фильмы будут соревноваться с голливудскими блокбастерами в прокате. Однако целый ряд фильмов, вышедших под рубрикой „Авторское кино“, такие как „Битва за Севастополь“, „Батальон“, „28 панфиловцев“ стали безусловными лидерами проката».

В итоге конкретных протекционистских предложений министр с трибуны Госдумы не высказал, зато порадовал собравшихся новостью о том, что с мультфильмами в стране все отлично. По словам Мединского, здесь мы достойно конкурируем с Голливудом. А доход от их просмотров составляет существенную долю в сборах отечественного кино. Мединский также успокоил коммуниста Дениса Парфенова, который интересовался судьбой коллекции «Союзмультфильм» в случае его приватизации. Министр заверил, что таких планов нет. Более того, в этом году «Союзмультфильму» впервые за многие годы выделяется огромный госзаказ на съемки мультфильмов.

Позднее во время обсуждения доклада министра депутат от КПРФ, кинорежиссер Владимир Бортко уточнил, как же все-таки противодействовать американскому кинематографу Во время обсуждения доклада министра кинорежиссер Владимир Бортко уточнил, как же все-таки противодействовать американскому кинематографу Фото: duma.gov.ru

«РОССИЙСКИЕ ТЕАТРЫ ПОСТЕПЕННО ВОЗВРАЩАЮТСЯ ОТ БЕСКОНЕЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ И ПРОСВЕЩЕНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ»

После кино Мединский без лишних предисловий перешел к музеям. «Можно много говорить и гордиться тем, что в последние годы возник феномен культурных очередей, говорить о выставках Серова и Айвазовского, Рафаэля, Шедевров Ватикана. Но цифры, которые охватывают не только столицу, но и всю страну будут убедительнее», — подчеркнул Мединский и сообщил, что в 2016 году посещаемость музеев по сравнению с 2012 годом увеличилась на 41%, рост числа выставок федеральных музеев в провинции — в 6 раз (к 2013 году), а объем доходов от платных услуг по федеральным музеем составил 10 млрд. рублей (за 5 лет — рост 125%). Но самое главное достижение, как считает Мединский, заключается в том, что все федеральные и подавляющее число региональных музеев теперь совершенно бесплатно посещают дети до 16 лет. «Такого никогда не было ни в истории нашей страны, ни в одной другой стране», — добавил Мединский. Говоря о современном искусстве он, в частности, отметил, что дан «новый импульс и в этой сфере». Например, на ВДНХ восстановлен замечательный павильон, который раньше назывался «Советская культура». Там уже прошел «каскад востребованных выставок». При этом, по данным социологов, доля граждан, которые считают состояние музеев неудовлетворительным, сократилось в четыре раза с 23% до 6%.

Затем Мединский отчитался о показателях по театрам и филармониям. «Число спектаклей по итогам 2016 года — более 170 тысяч. Их число за минувшие пять лет выросло на 14 процентов в целом по России и на 22 процента в федеральных театрах. За тот же период посещаемость в целом по стране увеличилась на 14 процентов, а в лучших федеральных театрах — на 28 процентов. Доходы театров от основной своей деятельности выросли на 69 процентов до 22 миллиардов 300 миллионов рублей. Зрители голосуют и рублем, и собственным временем, — хвастался министр. — И что еще более важно, российские театры постепенно возвращаются от бесконечного экспериментирования к воспитанию и просвещению зрителей, к тому, ради чего много веков существует театральное искусство». Правда, радостную высокодуховную картину слегка подпортил депутат и режиссер Станислав Говорухин, рассказавший, как один из его коллег столкнулся с матом на театральной сцене, что является прямым нарушением федерального законодательства. «Гнать таких поганой метлой с работы», — уверен Мединский, хотя название театра и спектакля в данном случае так и не прозвучало.

Станислав Говорухин Радостную высокодуховную картину слегка подпортил депутат и режиссер Станислав Говорухин, рассказавший, как один из его коллег столкнулся с матом на театральной сцене Фото: duma.gov.ru

«БИБЛИОТЕКИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕСТОМ ТОЛЬКО КНИГОХРАНЕНИЯ, А КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ С ВИННО-ВОДОЧНЫМИ»

Был еще целый ряд ура-заявлений, но все же и о проблемах Мединский не умолчал. К примеру, цирки, по словам министра, тема больная. В прежние годы по 1,5 млрд. рублей ежегодно расходовалось только на их содержание, зарплат и приобретение кормов для животных. В цирки не инвестировалось ничего, наживались только частные прокатчики, а Росгосцирк не получал никаких средств. «Мы постепенно эту ситуацию меняем. В прошлом году была утверждена новая стратегия развития Росгосцирка, предполагающая реконструкцию и модернизацию цирков и выход Росгосцирка после 2018 года на самоокупаемость». Впрочем, и здесь ситуация не совсем плачевная. За последние два-три года капитально отремонтированы и реконструированы цирки в Сочи, Брянске, Иваново, Туле, Санкт-Петербурге и Омске. В этом году заканчивается реконструкция во Владивостоке, Рязани, Нижнем Тагиле и Кисловодске. «Ничего подобного в истории современной России не было. В прошлом году в состав Росгосцирка вернулся цирк на Фонтанке. Мы будем добиваться того, чтобы наш цирк был лучшим в мире и чтобы зритель шел на цирковые представления как на выставку Айвазовского, спрашивая лишний билетик», — сказал Мединский.

Еще один острый вопрос — библиотеки. Министр признал, что проблема чтения существует. Молодое поколение все меньше читает книг на бумаге. Тем не менее традиционные библиотеки все равно развиваются. В регионах появляются новые современные библиотеки, преобразованные в досуговые центры просвещения. «Появилась программа минкультуры по подключению региональных библиотек к интернету. И за последние четыре года их стало больше в 3,5 раза. Ключевой проект — национальная электронная библиотека, где находится более двух миллионов книг, документов, научных работ. Они доступны тысячам библиотек. На виртуальном портале минкультуры расположено более трех тысяч бесплатных фильмов, спектаклей, трансляций концертов, содержатся сведения о 76 тысячах объектов культурного наследия. Количество посещений портала культуры и истории превысило 10 миллионов человек», — сообщил депутатам министр, которых эта тема тоже не оставила равнодушными. Например, парламентарий-единоросс Игорь Игошин отметил, что важно заботиться о книгах классических, и поделился, что в его регионе в 2016 году было 114 новых единиц поступлений на тысячу жителей, а это ниже установленной программы с показателем в 154 книги. «Есть, конечно, вопрос: как министерство культуры может помочь в комплектовании „живыми“ книгами?» — спросил депутат.

«У нас в стране 38 тысяч библиотек, из которых процентов 70 находятся на селе. Проблема комплектования есть. Мы не сокращали федеральную дотацию на комплектование книжных фондов. В 2015 году на эти цели было выделено 44 миллиона рублей. В 2017 году — 41,5 миллион рублей. Конечно, этого мало, — признал министр и рассказал о главном. — Мы концентрируемся на подключении библиотек к интернету. Две трети библиотек подключено, но комплектование библиотек — это задача региональных и муниципальных властей. Мы не можем из Москвы следить за состоянием в каждой сельской библиотеке», — заявил Мединский.

Депутат от КПРФ писатель Сергей Шаргунов тоже отметил, что в России ежегодно сокращается число библиотек — примерно на тысячу, а интерес к ним не падает. «Это места встреч, где формируется национальное самосознание. Сокращается и количество книжных магазинов. Хотелось бы пожелать, чтобы процесс оцифровки книг шел быстрее, чтобы люди получали возможность к открытому доступу, к культурному наследию», — сказал Шаргунов и обратил внимание министра на то, что люди хотят читать и толстые журналы, которые тоже надо поддерживать. Впрочем, это не помешало депутату раскланяться в реверансах министру в своем выступлении.

О книгах говорил в своей речи и Говорухин. Он отметил, что книга дорожает, а то, что люди переходят на электронные носители, — неправда. «В наших книжных магазинах полно народу. Читатель есть, но его все меньше. Сейчас Год экологии. Но уже экологическая проблема — спасти от исчезновения вымирающее племя российских читателей», — сказал Говорухин. Мединский же заметил, что в Госдуме находится законопроект о книжных магазинах, принятый в первом чтении. Он попросил его быстрее принять и сказал, что к этим магазинам многие относятся как к бизнесу, а это категорически неправильно. «Это учреждение просвещения, и нельзя его сравнивать с винно-водочным магазином. Книжные не могут платить коммерческую аренду, потому они и закрываются», — сообщил министр.

Александр Филипенко Александр Филипенко пояснил, что увеличение зарплат произошло главным образом за счет показателей начальников и руководителей административно-хозяйственного звена, а у большинства сотрудников зарплаты не выросли Фото: duma.gov.ru

О ДОМАХ КУЛЬТУРЫ: «ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ В ТАТАРСТАНЕ, В БАШКОРТОСТАНЕ, ОТЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗРАБОТАНЫ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ»

А вот о заработной плате Мединский сообщил с радостью. По данным Росстата, средняя зарплата в минувшем году в федеральных учреждениях культуры составила 51 500 рублей, в региональных — 32 400, в муниципальных — 20 200. По сравнению с 2011 годом рост составил 113%. Однако выступавший вслед за министром аудитор Счетной палаты Александр Филипенко пояснил, что увеличение зарплат произошло главным образом за счет показателей начальников и руководителей административно-хозяйственного звена, а у большинства сотрудников зарплаты не выросли. Но министр это замечание проигнорировал, и, когда ему уже депутаты сказали, что средняя зарплата библиотекарей в 2017 году составляет 11 тыс. рублей, а работников ДК — 16 тыс., рассказал о каких-то феноменальных заработках. «Проблема по зарплатам есть. Но 5 лет назад средняя зарплата работника культуры муниципального района составляла 7,5 тысяч рублей, а в 2016 году — почти 21 тысяча. Это наш большой успех, такого нет ни в здравоохранении, ни в образовании. А оплата в федеральных учреждениях культуры превышает и 100, и 120, и 150 тысяч рублей».

«В двух словах о развитии инфраструктуры культуры в регионах, на селе», — перешел далее к еще одной горячей теме министр. «В прошлом году в рамках ФЦП впервые были выделены средства на реконструкцию и строительство сельских ДК. Мы приводим в порядок 30 сельских домой культуры, и эта программа стала настолько востребована, что мы поискали и нашли через перераспределения с других направлений еще 1,5 миллиарда рублей на строительство и капремонт сельских ДК в наиболее проблемных регионах. Еще современных 120 домов культуры появятся на селе по этой программе. „Единая Россия“ поддержала и выделила 1,4 миллиарда рублей в рамках партийной программы, по которой в еще 71 регионе будут модернизироваться сельские ДК. Я искал исторические аналоги, но нашел их только в начале 70-х годов прошлого века», — признался Мединский.

Несмотря на то что министр уделил этой теме всего «два слова», депутатов она интересовала гораздо больше. Возможно, потому, что недавно по этому поводу высказывался и Владимир Путин. После того как Мединский рассказал ему, что в сельских ДК мужчины могут вместе смотреть телепрограммы, президент удивился, почему это могут делать только мужчины, и посоветовал председателю правительства взять на воспитание министра культуры.

В продолжение темы единоросс Максим Кудрявцев спросил Мединского, какими он видит проекты развития программы «Единой России» по домам культуры. «Спасибо, хороший вопрос, — поблагодарил депутата министр и добавил. — На программу, о которой я вам радостно докладывал, выделяется 2,9 миллиарда рублей по линии министерства культуры и примерно 300 миллионов по линии ФЦП. Эти средства пойдут на строительство, ремонт, модернизацию домов культуры. А программа будет пролонгирована на последующие годы, и это позволит нам вводить не менее 130 новых домов культуры ежегодно».

Фото: duma.gov.ru

Член ЛДПР Алексей Диденко тоже задал вопрос про ДК, но в другом тоне: «Я не разделяю эйфории коллеги из „Единой России“ по сельских домам культуры. Может, потому, что в последние две недели вместо положенного отпуска я как раз по этим сельским ДК ездил и встречался с избирателями. В единичных случаях что-то отремонтировано. В подавляющем же большинстве ужасное состояние, а где-то они просто закрыты. Если мы поделим 3 миллиарда рублей на 18 тысяч сельских поселений, то получим 60 тысяч рублей на один дом культуры, а у нас 150 тысяч населенных пунктов. Сколько объективно нужно средств, чтобы отремонтировать все ДК?» «Спасибо, только ,насколько я помню по депутатским годам, положенный отпуск у них в августе, а сейчас была региональная неделя», — съязвил Мединский, но его поправили из зала, что думцев действительно отпускали в отпуск после отчета в ГД Дмитрия Медведева. «Ошибаюсь? Уже по-другому? Отстал от жизни, виноват, — пошутил бывший парламентарий и сказал уже всерьез. — Конечно, этих 3 миллиардов рублей в год не хватает. Но их вообще раньше ни копейки не выделяли. Всегда говорили, что ДК на балансе муниципалитета и пусть он с ним и разбирается. А у муниципалитетов зачастую нет средств ему зарплату платить. 25 лет эта тема была заброшена. Там не 60 тысяч на ДК, потому что средства эти не размазаны тонким слоем. Эйфория связана только с тем, что эту программу продлевают на следующие годы. Конечно, мало, надо объединять усилия. В некоторых регионах, например в Дагестане, стали привлекать частный бизнес для ремонтов этих домов культуры, потом там дают возможность чайхану сделать. Да слава Богу, пусть будет».

Но депутаты все не унимались. Гаджимурад Омаров из «Справедливой России» посетовал на то, что число клубов уменьшилось более чем на тысячу за минувший год. Но министр гнул свою линию: «ДК, которые мы строим и софинансируем, другие. Мы в субботу в Рязани обсуждали и выбирали лучшие региональные практики по созданию инновационных домов культуры, и такие практики с региональными особенностями очень интересные есть — в Татарстане, Башкортостане, отличные проекты разработаны в Красноярском крае».

Действительно, в Казани уделяют внимание этой теме, курирует проекты реконструкции ДК в исполкоме столицы РТ Дамир Фаттахов. Ранее сообщалось, что в этом году в развитие материально-технической базы учреждений культуры Казани будет вложено почти полмиллиарда рублей. Основные средства будут направлены на капитальный ремонт построенного в 1934 году ЦКС «Московский» (119,5 млн. рублей) и КДК им. Ленина 1960 года постройки (349 млн. рублей), а также на проектные работы по реконструкции КЦ «Чулпан» (5,75 млн. рублей). Еще 17,8 млн. рублей будет направлено на строительство нового клуба на 300 мест в жилом массиве «Отары».

«РПЦ ЕЩЕ НЕ ПОДАЛА ДОКУМЕНТЫ НА ПЕРЕДАЧУ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА»

Интересный вопрос поднял депутат-единоросс, сын киношного Д’Артаньяна Сергей Боярский, касался он билетной мафии. «Билетные мафии были всегда и есть во всех странах. Мы с вами помним еще, как в советские годы работала билетная мафия. Начинали с этого нынешние олигархи, сколачивали первоначальный капитал и приобретали опыт организационной работы, — сказал со знанием дела министр и продолжил. — Меры мы принимаем. Министерством разработан законопроект. Он внесен на согласование, который предусматривает целый ряд мер по борьбе с билетной мафией». Среди этих мер — ограничение количества сайтов-перекупщиков, вводится система по их скорейшему закрытию — спекулянтов-однодневок. По законопроекту нельзя будет продавать билет дороже, чем указанный номинал. Строго будет ограничен перечень причин, по которым можно сдать билет. «Ведь как мафия работает? Она выкупает, а потом за 15 минут до начала спектакля возвращает билеты в кассу, и по закону отказать им нельзя», — пояснил министр и сообщил, что законопроект согласован с театральным сообществом. «Кстати, билетная мафия затрагивает не только театры. Востребованность музеев и музейный бум привели к тому, что по спекулятивным ценам продавались билеты и на московские выставки, в несколько раз превышая номинал, — почему-то усмехнулся министр. — Это, с одной стороны говорит о том, что мы хорошо работаем. Но, с другой стороны, конечно, нужно предпринимать усилия, чтобы люди могли попасть по той цене, которую устанавливает учреждение культуры». Кроме того, минкульт заказал разработку единой электронной системы, которая статистически будет собирать информацию со всех подведомственных организаций и смотреть, какие там реальные продажи. По словам Мединского, запуск этой системы запланирован на лето.

Еще один резонансный вопрос и самый горячий в последние месяцы для Санкт-Петербурга касался судьбы Исаакиевского собора. О том, как Мединский видит разрешение этой проблемы, его спросил депутат-справоросс Олег Нилов. «Самые главное, чтобы не были ущемлены интересы жителей и посетителей Исаакиевского собора. Богу — Богово, кесарю — кесарево, — ответил Мединский и отметил, что этот вопрос может решиться сейчас, а может через год или даже через три. «Я насколько знаю, РПЦ пока даже не подала пакет документов на передачу, и мы сейчас дискутируем о проблеме послезавтрашнего дня. А ключевым моментом является договор, который будет заключен между правительством Санкт-Петербурга и пользователями Исаакиевского собора», — сказал министр.

По его словам, в этом документе должны быть четко прописаны порядок доступа посетителей в собор, бесплатность, график работы собора, система сохранения музейных ценностей, кто отвечает за коммунальные и прочие вопросы ЖКХ, кто отвечает за ремонт, кто — за реставрацию. «Если все эти вопросы будут сформулированы в договоре, который будет общественно обсужден и согласован, то вопрос этот совершенно потеряет свою остроту, поверьте», — уверен Мединский.

Напомним, еще 10 января губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что вопрос о передаче Исаакия в безвозмездное пользование РПЦ уже «решен». Это вызвало массовые протесты в городе — противники передачи были обеспокоены судьбой музея и сохранностью памятника культуры. Затем РПЦ выступала с заявлениями, что этот вопрос согласован с главой государства, но его завуалировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. И вот теперь, судя по словам министра, вопрос про Исаакий, видимо, все-таки решили отложить в дальний ящик, чтобы не раздувать еще одну волну протеста в Северной столице и не повторять печального опыта реновации в Москве.

Владимир Жириновский Владимир Жириновский заявил, что министр культуры должен быть главным министром Фото: duma.gov.ru

«КРАСИВЫЙ КОСТЮМ И МАШИНУ МЫ ДЛЯ ЧЕГО ПОКУПАЕМ? ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЕЧЕРОМ ИДТИ В ТЕАТР НА СПЕКТАКЛЬ»

В завершение своего выступления Мединский снова сослался на статистику и сказал, что, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, доля респондентов, которые положительно оценили состояние в культурной сфере за два последних года, увеличилась почти вдвое. А за последние 10 лет число граждан, посетивших за месяц театры или кинотеатры, увеличилось в два раза, концерты — в четыре раза, а музейные выставки — в пять раз. «Мнение наших граждан красноречивее, чем любые даже самые позитивные статистические ведомственные отчеты», — сказал министр.

Выступавшие от фракций депутаты все как один его хвалили. Например, писатель-коммунист Шаргунов с удовлетворением отметил, что долгое время министерство культуры было министерством Москвы и Санкт-Петербурга, а остальная Россия была в тени забвения. Теперь же все изменилось.

Вышедший за ним на трибуну Владимир Жириновский и вовсе заявил, что министр культуры должен быть главным министром, а мы, мол, не должны заниматься хрущевками и колбасой. «Красивый костюм и машину мы для чего покупаем? Для того чтобы вечером идти в театр на спектакль», — сказал Жириновский и добавил, что «Владимир Ростиславович — один из лучших министров культуры в новой России». «Почему? Он был среди нас. Он автор многих исторических книг. Меня удивило, что он ответил мне на замечание фактологического порядка, и в следующем издании другой книги сообщил об этом. Это простимулировало меня прочесть и вторую книгу. Министр, который сам является деятелем культуры. И правильная позиция — защита классики. Наши великие предки — Достоевский, Чайковский, Мусоргский и все наши писатели — не должны переоцениваться. Современную культуру надо поддерживать, но не делать акцент на том, чтобы актеры раздевались догола на сцене, я уже не говорю о некоторых физиологических процессах, даже неудобно здесь говорить...» — засмущался обычно нестеснительный Жириновский. «Вот „Анну Каренину“ Шахназаров снял. Сколько раз ее можно снимать? Все дети знают, как она оказалась в треугольнике, и Вронский ее не устраивает. А молодой дипломат из МИДа застрелил жену, дочь и себя. Вот это происходит сейчас, в мае 2017 года. И где великий писатель Шаргунов? Об этом пишите. Вот трагедия», — нашел сюжет из жизни глава либерал-демократов. Нравится Жириновскому также и то, что Мединский уделяет большое внимание русской культуре и русскому языку. В этой связи он упомянул Северный хор, хор нацгвардии, от которых все в восторге и ... мужской хор фракции ЛДПР.

В унисон с коллегами выступила и актриса-справоросска Елена Драпеко. «Начну хорошего. С конца. Фракция „Справедливая Россия“ признает работу министерства культуры удовлетворительной... Мы отмечаем успехи... Особенно стоит отметить усилия по созданию масштабных проектов в области информационной доступности достижений отечественной культуры. Гигантский проект национальной электронной библиотеки аналогов в мире не имеет, это будет уникальный проект...»

Наконец, Мединский резюмировал, что во время правительственного часа все говорили о деньгах и это была такая традиционная ролевая игра минкульта «Плач Ярославны». «Не случайно я так много говорил о росте внебюджетных собственных доходах учреждений культуры. Культура может быть экономически эффективной отраслью, она может сама зарабатывать и создавать свою экономику. Сегодня есть регионы, где растут бюджеты на культуру. Коллеги, следите за вашими региональными бюджетами, — призвал депутатов министр и снова обратил к социологии. — Коллеги, по данным ФОМа, 80 процентов россиян считают, что культура относится к сферам первостепенной значимости для страны наряду с обороной. Только вместе с вами мы можем сделать так, чтобы ожидания 80 процентов россиян воплотились на практике».