Сергей Никитин (на фото) потребовал отменить электронный аукцион на организацию и проведение «Казанской звездной велоночи», которая впоследствии была переименована в «Ночной велофест» Сергей Никитин (на фото) потребовал отменить электронный аукцион на организацию и проведение «Казанской звездной велоночи», которая впоследствии была переименована в «Ночной велофест» Фото: Наталья Голобурдова

ВМЕСТО МОСКВИЧЕЙ ТЕНДЕР НА «ВЕЛОНОЧЬ» ВЫИГРАЛА НЕКТО МАРИЯ ОЛЕНИЧ

Сегодня в управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РТ прошло рассмотрение жалобы Сергея Никитина на действия дирекции по конкурентной политике и закупкам Казани и комитета содействия развитию туризма Казани при проведении аукциона на предмет «Организация и проведение мероприятия „Казанская звездная велоночь“». Напомним, схожее по замыслу мероприятие было проведено без участия москвичей и под другим названием — «Ночной велофест».

Ждать заседание пришлось ровно час, в душном коридоре без кондиционера мужественно томились как сам создатель проекта «Велоночь», так и его визави — директор комитета по содействию развитию туризма Казани Дарья Санникова, пришедшая на высоченных каблуках (места ей так никто не уступил), а также представители комитета по закупкам, юристы и добрых два десятка журналистов. В Никитине все выдавало представителя московской богемы — плавные движения, манера держаться и говорить, непроницаемые черные очки и деревянный значок с изображением Пушкина на груди... Поначалу Никитин скромно сел в одно из кресел для зрителей и лишь по персональному приглашению работника УФАС прошествовал на свое место за большим столом.

Организатор «Велоночи» рассказал, что проект существует уже 10 лет, за это время он прошел в таких городах, как Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Рим, Тула, Сергиев Посад, Флоренция, Иркутск, Верона. За это время в нем приняли участие более 100 тыс. человек. В трех казанских «Велоночах» участвовали 13 тыс. человек. Никитин рассказал, что с зимы этого года работал над концепцией четвертой «Велоночи», в которой одним из рассказчиков хотел видеть Асгата Сафарова в качестве победителя казанской огрпреступности. «Мы долго и упорно согласовывали маршрут и вдруг узнали, что на организацию и проведение авторского мероприятия объявлен конкурс. И проект этот называется в аукционе „Казанская звездная велоночь“», — констатировал Никитин. 

Его юрист Сергей Чечурин рассказал, что еще в 2012 году за Никитиным был закреплен товарный знак «Велоночь», поэтому его клиент принципиально отказался участвовать в аукционе «на свою же собственность». Историк, который до этого все мероприятия проводил на средства спонсоров и с госзаказом столкнулся впервые в Казани, считает, что законом специально для таких случаев предусмотрено заключение договоров с единственным поставщиком.

«Была проведена огромная работа, по сути, выполнена вся первая часть техзадания — по организации фестиваля», — отметил юрист. Уточняющие вопросы антимонопольщиков показали, что письменных официальных договоренностей стороны не заключили, предпочитая обсуждать детали отношений в соцсетях. После извещения о проведении тендера Никитин отказался в нем участвовать, но тем не менее потребовал 700 тыс. рублей за выполненную работу.

. После извещения о проведении тендера Никитин отказался в нем участвовать, но тем не менее потребовал 700 тыс. рублей за выполненную работу по организации и проведению велопробега

Представитель комитета по туризму Александр Токмаков подтвердил, что они с Никитиным вели предварительные переговоры о возможности проведения мероприятия с февраля 2017 года. При этом в процессе переговоров «комитетом была предложена идея, концепция проведения мероприятия в текущем году, также с ГИБДД велась переписка». Санникова уточнила, что именно они «предложили посвятить [фестиваль] в рамках „Доброй Казани“ меценатам и благотворителям». После отказа Никитина участвовать в конкурсе мэрия пообещала соблюдать авторские права организаторов «Велоночи». «Мы обязались, что, кроме как в технической документации, слово „Велоночь“ упоминать не будем, и в дальнейшем само мероприятие изменили на „Казанский ночной велофест“», — отметил представитель комитета по туризму.

Антимонопольщики подчеркнули, что сейчас разбирательства идут именно по процедуре проведения аукциона и они не касаются нарушения авторских прав, их Никитин изъявил желание защищать уже в Арбитражном суде. Любопытно, что в оспариваемых торгах, оказывается, был выбран победитель — ООО «Антей-Групп» (учредитель и генеральный директор — некая Мария Оленич), но с этой фирмой, видимо, из-за жалобы Никитина исполком Казани не успел подписать договор, так как аукцион был приостановлен. И вопрос юриста «Кто же тогда провел мероприятие в прошлую субботу?» подвис в воздухе. Со стороны мэрии донеслось только красноречивое молчание. Согласно базе данных «Контур.Фокус», «Антей-Групп» в Татарстане работает довольно активно. Всего госконтрактов компания выиграла на 21 млн рублей. Среди них, например, организация и проведение гастрономического фестиваля «Вкусная Казань», организация и проведение XIV всероссийского фестиваля театров малых форм им. Райкина «Икариада-2015» и др.

В итоге УФАС по РТ постановило, что жалоба необоснованна и торги следует разморозить. Однако в процессе рассмотрения заявления было обнаружено некое иное, неназванное нарушение, материалы для дальнейшего рассмотрения будет переданы должностному лицу УФАС по РТ. 

Дарья Санникова Дарья Санникова рассказала, что если раньше на проведение «Велоночи» привлекались внебюджетные средства, то в текущем году на эти цели нашлись деньги в бюджете, но они могут быть получены только на основании результатов аукциона

«ЕСТЬ ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ АУКЦИОНА — ОДИН ИЗ НИХ ВЫИГРАЛ»

В ожидании решения антимонопольного органа корреспондент «БИЗНЕС Online» расспросил Санникову о предмете конфликта с Никитиным. Собеседница издания напомнила, что если раньше на проведение «Велоночи» привлекались внебюджетные средства, то в текущем году на эти цели нашлись деньги в бюджете, но они могут быть получены только на основании результатов аукциона. На вопрос, почему известный велоактивист не принял участия в аукционе, Санникова констатировала, что он наотрез отказался. «Мы, конечно, находимся в дружеских, партнерских отношениях с Сергеем Никитиным. Но после того, как мы предложили ему участвовать в аукционе, он отказался. Какие есть еще варианты? Есть другие участники аукциона — один из них выиграл», — говорит директор комитета по содействию развитию туризма Казани.

Представитель Никитина, Сергей Чечурин, пояснил демарш своего клиента аналогией: «Никто же не говорит, что концерт Гергиева (дирижер Валерий Гергиевприм. ред.) может провести кто-то, кроме Гергиева... Почему „Велоночь“ может провести кто-то, кроме Сергея?! Он занимается этим 20 лет! У него на это все права. Исключительное право возникает тогда, когда оно публично заявлено. Сергей 10 лет публично заявляет во всех городах мира, что у него приоритет на название, формат и так далее. При этом никто не говорит, что нельзя ездить на велосипеде ночью, но не надо называть это „Велоночью“», — говорит представитель Никитина.

Сам организатор «Велоночи» также не удержался от сравнений, которые помогли бы лучше понять причины его отказа от участия в аукционе. «Недопустимо покупать у себя собственную машину. Если вы написали „Войну и мир“, вы не будете сами у себя ее покупать!» — заметил он.

Был якобы и чисто технический момент. «Мы узнали о проведении аукциона 20 или 21 июля, то есть меньше чем за четыре дня до окончания первого этапа, а регистрация на площадке занимает пять рабочих дней. Когда мы узнали, уже невозможно было участвовать», — добавил Чечурин.

Однако источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией изнутри, утверждает иное: Никитин был уведомлен о проведении аукциона еще в мае, однако то ли по причине большой занятости при организации «Велоночи» в других странах, то ли по собственному легкомыслию все время откладывал оформление необходимых документов и в итоге элементарно не успел подать заявку на аукцион. А когда выяснилось, что уже невозможно что-то изменить, стал торговаться и требовать оплатить хотя бы использование авторских прав.

. Никитин считает, что организовать «Велоночь» за три дня, как это якобы сделал победитель аукциона, нереально. К примеру, согласование с ГИБДД и МВД было сделано еще в апреле – мае, а концепция и вовсе разрабатывалась с февраля 2017 года

«ОЙ, КТО ЭТО НАПИСАЛ? ДА ЭТО ЖЕ Я НАПИСАЛ!»

Власти города ждали Никитина на аукционе. Об этом говорят не только горячие заверения мэрии Казани в том, что они сожалеют о решении организаторов отказаться от участия в торгах, но и содержание техзадания. В нем было прописано все, что уже в большей степени сделал Никитин: исполнитель, к примеру, должен был написать сценарий эфира, почерпнув материалы в библиотеке Веронского университета и библиотеке Политехнического института в Милане.

«Вот перед вами профессор Веронского университета!» — театрально воскликнул адвокат Никитина, показывая на своего подопечного. Как эти условия попали в техзадание конкурса, если, по мнению организаторов «Велоночи», городские власти якобы преследовали цель не допустить велоактивиста до проведения мероприятия, остается загадкой. «Это все настолько сюрреалистично, что я не могу это как-то объяснить», — прокомментировал сам Никитин.

На вопрос о том, как удалось подготовить мероприятие в столь короткие сроки — всего за три дня после подписания протокола, Санникова ответила кратко: «Ну мы же вот организовали, по-моему, всем понравилось». «По-моему, все было четко и ясно — все согласования с ГИБДД и УВД делает комитет исключительно, и у нас также большой потенциал историков и краеведов, которые могут сделать экскурсии», — заметила собеседница издания.

Однако у Никитина своя правда: он уверен, что при проведении велофеста были использованы именно его наработки. «Ни одного из адресов, заявленных в изначальном списке, присланном нам комитетом, мы не использовали. Нам казалось, что нужно рассказать о других меценатах, о которых казанцы, может быть, слыхом не слыхивали, обратить внимание на новые имена. За исключением Шамовской больницы, это те темы, которые именно мы предложили поднять. Почему же нельзя было предложить другой маршрут? Почему нужно было просто брать все наши разработки? Название остановок, поэтические аллегории... Я зашел на сайт „Велофеста“, смотрю: „Ой, кто это написал? Да это же я написал!“» — поэтично недоумевал велоактивист.

Никитин считает, что организовать «Велоночь» за три дня, как это якобы сделал победитель аукциона, нереально. К примеру, согласование с ГИБДД и МВД было сделано еще в апреле – мае, а концепция и вовсе разрабатывалась с февраля 2017 года.


«ВЕЛОНОЧЬ» В КАЗАНИ: ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА

Первая «Звездная велоночь» в Казани прошла в 2014 году и была посвящена известным ученым и писателям города. В 2015 году мероприятие включало экскурсы в историю, архитектуру и общественные пространства Казани, а в прошлом году темой велопрогулки была авиакосмическая тематика. Ежегодное мероприятие было совместным плодом работы мэрии Казани и московского ИП Никитин, который и обладает товарным знаком «Велоночь». Источник финансирования первых трех ночных велопробегов — внебюджетные средства. Мероприятие уже стало традиционным и в этом году должно было состояться в конце мая – начале июня. Но веломарафон внезапно перенесли — затем дата вновь изменилась под предлогом проведения Кубка конфедераций, и вместо 10–11 июня двухколесный пробег назначили на 5–6 августа.

Перенос «Велоночи» инициировал исполком Казани, объяснив его тем, что мероприятие требует большого количества сил безопасности. В этом году велопрогулка была включена в городскую программу развития туризма, что позволило привлечь бюджетное финансирование по линии программы Visit Тatarstan, пояснили в пресс-службе исполкома Казани.

Надо отдать должное мэрии Казани: несмотря на все сложности, связанные с Кубком конфедераций, а потом конфликтом с Никитиным, праздник в столице Татарстана в минувшие выходные все же состоялся. Правда, он не был похож на предыдущие: многие участники «Велофеста» отметили, что со сменой вывески пробега пострадало и качество велоэкскурсии. Эфир «БИМ-радио», по которому велась ее трансляция, больше напоминал программу «Привет приветов». Там постоянно разыгрывали какие-то призы от спонсоров и плюс ко всему включали заранее записанные поздравления от чиновников и депутатов Госсовета РТ, что выбивалось из концепции мероприятия. В велоколонне было немало приезжих из других городов — они с большим удовольствием узнали бы побольше о Казани.

Оригинально была обеспечена безопасность на маршруте. Перекрестки в центре города, мимо которых проезжали велосипедисты, были перекрыты тяжелой техникой, чтобы автомобилисты, не дай бог, не помешали велодвижению. Зато на улице Николая Ершова и некоторых других участках ГИБДД пустила автомобильный поток во встречном направлении, обозначив линию разграничения легкими металлическими барьерами, а где-то и вовсе обычной лентой. Слава богу, никто ни на чью территорию не посягал.

Ну и главный «облом» — это сам маршрут. 28 километров велосипедисты проехали в среднем за 2,5 часа, и в половине первого ночи толпа собралась около Казанского кремля, явно сожалея, что все так скоротечно кончилось. На «Велоночи», которая стартовала в полночь, все заканчивалось на рассвете, в 5–6 утра. Во всем остальном праздник получился, даже кратковременный ливень не смог подпортить впечатления.

«СЕРГЕЙ НИКИТИН НЕ МОЖЕТ МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЛИ ИДЕЮ — ЭТИ ВРЕМЕНА ПРОШЛИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», указывают на то, что для участников велопробега не так важно, под чьей вывеской он будет проведен, главное, чтобы на одну ночь в году Казань принадлежала велосипедистам. 

Леонид Иванов — представитель велокультуры Казани:

— В массовом сознании название «Велоночь» так и будет еще долго в головах участников велофеста. Сергей Никитин является владельцем данного бренда, он придумал это слово. Три года подряд мероприятие проходило с таким названием, и его уже топором не вырубишь из душ велосипедистов. Даже ведущие «БИМ-радио», через эфир которого можно было слушать экскурсию, постоянно сбивались на это название.

На самом деле момент экскурсий очень важен, ведь многие приезжают именно на нее, на культурологическое путешествие, люди открывают для себя новые точки в городе, поэтому недооценивать данный фактор не стоит. Я же с удовольствием отвлекался на общение с друзьями.

Большой плюс Никитина в том, что он глубоко подает материал, доходит до академических людей, ищет интересные истории. Именно он смог открыть кабинеты городских руководителей, убедить в нужности этого мероприятия, ведь первая «Велоночь» была самой трудной. Сейчас уже гораздо проще организовывать подобные праздники. И сотрудники ГИБДД лояльнее, и городские руководители понимают необходимость такой велопрогулки. Да и автомобилисты уже так не возмущаются ночным перекрытием дорог. Случился коллективный сдвиг по велофазе.

Но стратегическая ошибка Никитина в том, что он оставлял за бортом активистов велодвижения и занимался организацией данного мероприятия самостоятельно вместе с городскими властями. Я надеюсь, что Никитин вернется и отойдет от тактики борьбы и бряцания оружием. Любая схватка отвлекает и не позволяет двигаться вперед. Он был бы хорош в подаче исторического материала, в оформлении и продвижении «Велоночи» в Казани за пределами республики. Я не считаю, что в этом году произошло воровство идеи и праздник был подпорчен скандалом. Я сторонник того, что у каждого своя «Велоночь». Сергей Никитин не может монополизировать информацию или идею — эти времена прошли.

Людям, которые увлечены брендом «Велоночи», «Ночной велофест» понравился меньше. В том числе и потому, что [исполком Казани] попытался политизировать данное мероприятие, включая по радио поздравление политиков. А в части городской культуры это было действительно великолепно. Многим показалось, что маршрут был небольшим, но людям это не помешало после финиша до утра кататься по городу.

Фарид Ахметов — представитель велоклуба «Негонки» по вопросам развития велоинфраструктуры:

— Меня не совсем устраивал формат «Велоночи»: хотелось общаться с друзьями, а не слушать экскурсию. Ну и на прошлых мероприятиях у некоторых объектов экскурсии приходилось подолгу стоять. А тут все динамично прошло, было постоянное движение. Единственное, наверное, это мероприятие можно было бы делать пораньше, чтобы больше людей могло поучаствовать.

Были столкновения велосипедистов друг с другом — этого непросто избежать. Но в целом я остался доволен. Приятно проехаться большой толпой в 2 тысячи человек — создается ощущение, что город на несколько часов принадлежит велосипедистам. Это было больше похоже не на экскурсию, а на велопарад.

Насколько я понимаю, маршрут согласовывался с Никитиным, формат для него готовился, но потом произошел какой-то разрыв его отношений с администрацией. Я не знаю деталей. Хочется, конечно, чтобы мероприятие становилось все лучше, а с Никитиным или нет, мне по большому счету все равно. Меня в этом году все устроило.