«Дочка» ООО «Алабуга Девелопмент», созданная в ноябре прошлого года, чтобы выполнять генподряды для своих резидентов, получила первый заказ

НЕФТЕХИМИЧЕСКИЕ УДОБРЕНИЯ 

Сегодняшний день для «Алабуги» выдался насыщенным. Во-первых, президент Татарстана Рустам Минниханов на очередном наблюдательном совете утвердил четыре новых проекта на 9 млрд рублей с лишним. Во-вторых, площадка под один из этих проектов — производственную линию Grodan от действующего резидента Rockwool Russia и его материнской Rockwool International A/S — тут же и была символически заложена. В-третьих, наконец-то, спустя год со дня запуска в эксплуатацию, торжественно открылся завод санитарно-гигиенической продукции бельгийской компании Drylock. 

И самое, может быть, знаменательное событие — управляющая компания АО «ОЭЗ ППТ „Алабуга“» преодолела очередной рубеж в собственном бизнесе. Ее «дочка» ООО «Алабуга Девелопмент», созданная в ноябре прошлого года, чтобы выполнять генподряды для своих резидентов, получила первый заказ. О том, что площадку Grodan для датчан «Алабуга» построит своими силами, «БИЗНЕС Online» сообщил управляющий завода «Роквул-Волга» Максим Васильев.

На четыре новых проекта, по сути, приходится только один новый резидент — это производство комплексных минеральных удобрений стоимостью 715 млн рублей, которое запускает ООО «Инко-ТЭК Агро Алабуга». Управлять бизнесом станет «Оргнефтехим-холдинг» — группа со штабом в Москве и несколькими предприятиями в республике, руководит которой выходец из ТАИФа Александр Бабынин

В свое время Бабынин возглавлял ОАО «ТАИФ-НК», откуда ушел в 2011 году в условиях сдержанной конфронтации с руководством нефтегиганта. Бабынина не устраивала технологическая политика акционеров, в связи с чем он и основал ООО «Инко-ТЭК» под крылом таифовского конкурента — «Татнефти». За пять лет «ОНХ-Холдинг», созданный годом позже, учредил или вошел в капитал 17 предприятий, 12 из них сегодня входят в структуру группы. С их помощью холдинг реализует проекты полного цикла в области нефтепереработки и нефтехимии. Судя по данным системы «Контур.Фокус», минеральные удобрения станут для группы первым «шагом влево» — от нефтяников к сельхозпроизводителям. По проекту «Инко-ТЭК Агро Алабуга» станет производить по 120 тыс. т удобрений в год для аграриев Татарстана и соседних регионов начиная с четвертого квартала 2018 года.

Управляющий завода «Роквул-Волга» Максим Васильев сообщил, что площадку Grodan для датчан «Алабуга» построит своими силами

На вопрос «БИЗНЕС Online» о причинах столь крутого поворота в бизнесе нефтехимического холдинга Бабынин сообщил, что «Инко-ТЭК Агро Алабуга» — лишь начало большого пути. «Это не совсем сельское хозяйство, — ответил идеолог проекта. — Если мы производим на НПЗ дизельное топливо, которое используется для тракторов, это тоже сельское хозяйство? Здесь мы вышли на производство сложносочиненных удобрений и сам бизнес-концепт заключается в том, чтобы производить удобрения под каждое конкретное поле, под каждую культуру. Это могут быть компоненты как химического, так и органического свойства — то, что нужно конкретному предприятию. Плюс: то, что мы делаем, — это только один из сегментов большого колеса, нашего концепта природообразующих технологий. Тема стратегическая и секретная, раскрывать ее пока не буду, но в будущем вы увидите, что это наш первый проект в большом концепте».

Производство «Оргнефтехим-холдинг» планируется максимально автоматизировать, задействовав на нем около 50 сотрудников. По словам Бабынина, будущая продукция сама по себе не нова — в России производится порядка 6 млн т удобрений в год, из них потребляется примерно по 1,5 млн, остальное отправляется на экспорт. «Но подход будет новый, — подчеркнул Бабынин. — Почему мы и запускаем проект не в порту, как это делают остальные производители с расчетом на экспорт, а в республике. Мы ориентируемся на местного потребителя, причем адресно». 

Александр Бабынин: «Мы ориентируемся на местного потребителя, причем адресно»

О предварительных соглашениях, впрочем, он распространяться не стал, однако можно предположить, что концепт прорабатывался не без учета интересов «Татнефти» и собственно Альметьевска, в последнее время сосредоточенного на аграрной отрасли и активно осваивающего ягодное направление. Сельскохозяйственных угодий района, которых на конец 2016 года насчитывалось 122 тыс. га, вероятно, хватит, чтобы загрузить будущее предприятие даже без других потребителей. При выборе площадки, которой в итоге стала Алабуга, Альметьевск, кстати, тоже рассматривался.

Остальные три проекта не предусматривают создания новых юрлиц, поскольку запускают их действующие резиденты. С ними «Алабуга» просто скорректирует существующие соглашения. В их число входят упомянутый Grodan от Rockwool, вторая очередь турецкого завода санитарно-гигиенической продукции «Хаят Кимья», а также производство ПАН-прекурсора от АО «НПК Химпроминжиниринг», входящего в структуру госкорпорации «Росатом».

Связь Татарстана с датчанами из Rockwool уже настолько прочна, что их новый проект Grodan прошел наблюдательный совет и получил символическую отмашку к началу стройки в один день

«РОСАТОМ» БУДЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ КАЗАНИ

Интересно, что и «Росатом», и Rockwool изъявили желание расширить сотрудничество с «Алабугой» практически одновременно. Первые лица обеих компаний договорились об этом лично с Миннихановым в июне на петербургском международном экономическом форуме. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев тогда подписал с Миннихановым рамочное соглашение о строительстве завода, а президент группы Rockwool Йенс Биргерссон при встрече на форуме сообщил о планах датской компании.

Уже тогда предполагалось, что завод-пятитысячник «Росатома» станет вторым звеном в производственной цепочке композитных материалов. Первым был изготовитель углеволокна «Алабуга-Волокно» стоимостью 3,3 млрд рублей, из которых «Росатом» вложил 1,3 млрд рублей, остальные 2 млрд добавил федеральный бюджет. Теперь в производство сырья для «Алабуга-Волокно» госкорпорация вкладывает 4,8 млрд рублей, разделив инвестиционную нагрузку с управляющей компанией ОЭЗ: «Алабуга» финансирует строительство помещений площадью 8 тыс кв. м на 2,1 млрд рублей, чтобы впоследствии сдавать их федералам в аренду и отбить расходы на стройку за 11 лет. Отметим, что «Алабуга» стала первой российской ОЭЗ, которая ввела такую практику, и сегодня пошла по этому пути дальше, нарабатывая девелоперский опыт. Если площадки «Росатома», а также сервисного металлоцентра для СП «Джошкуноз» и Магнитогорского металлургического комбината управляющая компания строит за свой счет как арендодатель, то новорожденную «дочку» «Алабуга Девелопмент» Rockwool нанял как строительную организацию — вероятно, вдохновившись доверием «Росатома».

Сельскохозяйственный субстрат из минеральной ваты, который станет выпускать Rockwool на новой линии, призван заменить почву тепличным растениям

Напомним также, что проект госкорпорации стратегически важен для Татарстана не только статусом резидента. «Химпроминжиниринг» является сегодня управляющей компанией росатомовского дивизиона «Перспективные материалы и технологии», его миссия — формирование рынка композиционных материалов в России. Компания объединяет под своим началом научно-исследовательский центр и производителей высокопрочных углеродных волокон, применяемых в науко- и финансовоемких отраслях, таких как авиа- и автомобилестроение, строительство, производство новых синтетических тканей. «Алабуга-волокно» уже в четыре раза нарастила отечественные мощности по выпуску углеволокна, снизив тем самым себестоимость отечественной продукции, а строительство сырьевого завода — это, быть может, начало российского композитного кластера на территории республики.

Завод ПАН-прекурсора планируется запустить в четвертом квартале 2020 года, но налоги инициатор начнет платить уже сейчас — с 2017 по 2025 год, по информации от начальника отдела PR ОЭЗ «Алабуга» Михаила Миронова, в бюджеты всех уровней будет перечислено 2,7 млрд рублей. К этому моменту проект окупится. По расчетам, производство задействует 157 сотрудников.

Миллиарды вкладывает в территорию и турецкий производитель салфеток и бумажных полотенец «Хаят Кимья». Вторая очередь обойдется туркам в 3,32 млрд рублей, вместе с которыми общий объем инвестиций компании достигнет уже 9,5 миллиарда. Вторая очередь нарастит объем выпуска продукции с 65 до 140 тыс. т в год. Старт запланирован на первый квартал 2019 года.

Минниханов назвал Rockwool стратегическим резидентом и выразил уверенность, что и новый продукт обязательно будет востребован в стране

ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧВА ИЗ МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ

Связь Татарстана с датчанами из Rockwool уже настолько прочна, что их новый проект Grodan прошел наблюдательный совет и получил символическую отмашку к началу стройки в один день. Это второй подобный прецедент в истории «Алабуги»: так же, без лишних проволочек, в декабре 2016 года был заложен первый камень в основание металлоцентра, — тоже, напомним, строящегося силами «Алабуги». В данном случае, правда, камнем дело не обошлось. Минниханов даже в приветственном слове оговорился — мол, давайте-ка заложим, но ему неожиданно вручили лопату и предложили на пару с Васильевым посадить елку. Впрочем, к корням ели понадобилось только подбросить немного земли, а само по себе символическое содержание церемонии вполне логично, ведь производиться здесь будет искусственная почва.


Сельскохозяйственный субстрат из минеральной ваты, который станет выпускать Rockwool на новой линии, призван заменить почву тепличным растениям. Сегодня Rockwool уже продает этот продукт в России, импортируя его со своих производств в Голландии и Польше, поэтому со сбытом вопросов не ожидается — клиентура наработана. Локализация в «Алабуге», по словам Васильева, потребует вложений на уровне 500 млн рублей. Проект, что очевидно, небольшой, штатное расписание компании он увеличит лишь на 20 новых работников. Однако политика развития отечественного агросектора делает импортозамещающий проект актуальным и востребованным, хотя Rockwool пока не спешит делиться статистическими подробностями будущего производства. По некоторым данным, линия сможет производить до 4 тыс. т субстрата в год, оставляя возможность нарастить мощность вдвое. Нового участка компании не понадобилось — «Алабуга Девелопмент» намерена открыть площадку уже в первой половине будущего года на земле нынешнего завода ООО «Роквул-Волга», занятого производством негорючей теплоизоляции. Grodan займет 48,9 гектара. Васильев пояснил, что помещение под новую линию будет пристроено к существующему заводу.

Отметим также, что на сегодня у компании в России работает четыре завода по производству негорючей каменной ваты — кроме «Алабуги», они размещаются в Балашихе, Выборге и Троицке. Татарстанская площадка, построенная пять лет назад, работает круглосуточно — она загружена на полную мощность, выпуская в год по 110 тыс. т ваты, которая продается по всей России. Минниханов назвал Rockwool стратегическим резидентом и выразил уверенность, что и новый продукт обязательно будет востребован в стране.


ТРУДНАЯ СУДЬБА БЕЛЬГИЙСКИХ ПОДГУЗНИКОВ

Что касается запоздалого открытия санитарно-гигиенического производства ООО «Драйлок Текнолоджиз», стоит напомнить о непростой судьбе бельгийского проекта. Drylock начал строиться в Алабуге еще в марте 2013 года, однако в 2014-м стройка была заморожена. Еще год спустя инвестор принял решение о возобновлении строительства, и в августе прошлого года предприятие было введено в эксплуатацию. Это тоже по-своему уникальный опыт для ОЭЗ: «Драйлок Текнолоджиз» стал первым проектом, который упал, но сумел подняться, продемонстрировав волю иностранных инвесторов к размещению в Татарстане. Перед церемонией гостям даже напомнили об этом в ролике: Минниханов и владелец холдинга Drylock Барт Ван Малдерен молотками разбили в 2015 году ледяной куб, освободив часы и тем самым заново запустив обратный отсчет стройки. Но вот почему завод, сданный больше года назад, еще год отработал без официального открытия, однозначно сказать нельзя. С одной стороны, определенная симметрия в этой ситуации есть: сколько раздумывали над продолжением стройки, столько и ждали потом главу республики. С другой — в общении с журналистами Ван Малдерен так и не смог четко прояснить, сколько линий, собственно, запускается. Инвестплан изначально предполагал 14 линий к 2020 году. Инвестор же, говоря сегодня о текущей готовности производства, то называл 4-5 готовых линий с планом удвоить их количество, то вообще говорил о конвейере в единственном числе. Показательно, что на завод журналистов даже не пригласили — видимо, не хотели смущать пустыми пространствами.

Отметим в защиту бельгийцев, что им не повезло с выбором инвестиционного периода, ведь антироссийским санкциям, стартовавшим в 2014 году, сопутствовало не только похолодание внешнеэкономических отношений с европейцами, но и валютный кризис. Если новоиспеченный резидент «Драйлок текнолоджиз» в 2013 году закладывал в бизнес-план 1,16 млрд рублей инвестиций, то сейчас, по словам Ван Малдерена, речь идет о 40 млн евро, что по нынешнему курсу соответствует 2,8 млрд рублей.


Ван Малдерен, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о влиянии санкций на его бизнес в России, не захотел акцентировать внимание на европейской политике. Проволочки в инвестиционном периоде он списал на технические сложности. «Установка оборудования требует времени, мы вводили линии постепенно и сейчас они готовы к полнофункциональной работе, — заявил инвестор. — Это сложный продукт. Технологические ожидания растут, требования клиента ужесточаются. Поэтому много компонентов, которые необходимо друг к другу подогнать».

Однако президент, напутствуя «Драйлок» в новом качестве, дал понять, что в заморозке проекта в 2014 году политика сыграла свою роль. «Общественно-политическая ситуация сложилась так, что на некоторое время нам пришлось остановиться, но благодаря стремлению инвестора проект реализован. Проект очень нужный для нашей страны. Мы будем продвигать эту продукцию. У нас тут Талия Минуллина, Альберт Каримов — они, конечно, сами не пользуются, но будут рекомендовать», — пошутил Минниханов.

«Проект очень нужный для нашей страны. Мы будем продвигать эту продукцию. У нас тут Талия Минуллина, Альберт Каримов — они, конечно, сами не пользуются, но будут рекомендовать», — пошутил Минниханов / Фото: tatarstan.ru

Впрочем, по мнению Ван Малдерена, продукция компании рано или поздно понадобится всем. Пока единственным продуктом являются детские подгузники, которых инвестор планирует выпускать по 3–3,5 млрд штук в год, но, в принципе, компания, как отметил собственник, работает с тремя группами товаров: кроме детских это и взрослые подгузники (потребитель — дома престарелых и больницы), а также предметы женской гигиены. В производственных линиях «Драйлока» реализованы собственные патенты компании.

«Каждое поколение продукта становится все более тонким, — пояснил Ван Малдерен. — Здесь мы выпускаем самые тонкие подгузники на сегодняшний день, а в перспективе намерены внедрить технологию, которая позволит обойтись без древесного сырья. Производство без целлюлозы — это то, над чем мы сейчас работаем, наш следующий патент».

Собственник прогнозирует, что вложения окупятся в течение пяти лет, включая те, за счет которых «Драйлок Текнолоджиз» расширит ассортимент продукции. Если сейчас на заводе трудоустроены порядка 200 человек, то по мере поступления нового оборудования штат увеличится до 350–400 сотрудников. Также Ван Малдерен рассчитывает на интерес поставщиков сырья, который позволит «Драйлоку» локализовать снабжение. «Сейчас много компонентов приходится привозить из-за границы, — отметил он. — Но, во-первых, наши поставщики захотят локализоваться, во-вторых, местные производители тоже захотят поставлять нам сырье, когда увидят, что мы уже что-то выпускаем». Для существенной локализации инвестор ставит срок от трех до пяти лет. Российский рынок он называет приоритетным, однако производство ориентируется на мощности, которые позволят «Драйлоку» наполнять и экспортные рынки.

Пока одобренные Миннихановым проекты не заключили или не скорректировали свои соглашения с «Алабугой», ОЭЗ по-прежнему насчитывает 56 резидентов, из которых 22 запустили производства. Сегодня на долю «Алабуги» приходится 68% выручки всех российских экономических зон, на ее предприятиях работают 5,6 тыс. человек. По данным отдела PR, объем законтрактованных частных инвестиций в ОЭЗ составляет 155,8 млрд рублей.