В лидерах снижения цен оказались фрукты и овощи

ИНФЛЯЦИОННЫЙ ТРИУМФ НАБИУЛЛИНОЙ: BACK IN THE USSR

В своем прошлом обзоре мы зафиксировали сразу несколько ценовых антирекордов: до исторических максимумов (за время наших наблюдений) подорожали сразу несколько продуктов — от капусты до йогурта. Мы прогнозировали, что в сентябре ценовые качели качнутся в обратную сторону, и пришло время разобраться, насколько оправдались наши ожидания. Напомним, что начиная с «черного» декабря 2014 года мы регулярно закупаем два набора продуктов: более бюджетный в магазинах сети «Магнит» и более дорогой в магазинах сети «Бахетле» и самостоятельно отслеживаем динамику цен. 

Сентябрь и впрямь порадовал потребителей, в том числе снижением цен на некоторые виды продовольствия до рекордных минимумов. Несмотря на погодные неурядицы в первом полугодии, сезонный фактор не подвел: каждая рачительная хозяйка знает, что это едва ли не лучший месяц для больших застолий и пополнения закромов. Поэтому, для целостности картины, мы добавили к сравнению сентябрь 2016 года.

Для начала об общей стоимости корзин. Набор продуктов из «Магнита» с июльских 2108 рублей подешевел на 5,1% до 2002 рублей на конец сентября. Относительно января цены снизились на 8,5%, а к сентябрю 2016-го на 10,5% — здравствуй, дефляция! Корзина «Бахетле» также подешевела, но не столь впечатляющим образом. Цена продовольственного набора от Муслимы Латыповой снизилась на 2,3% с 6880 до 6721 рубля. С начала года снижение составило 2,4%, а вот в годовом разрезе корзина подорожала, пусть и на символические 0,8%.

Таким образом, ценники казанских торговых сетей следуют в общероссийском фарватере, а там наблюдается весьма любопытная картина: после снижения потребительских цен в августе на 0,5% (рекорд!) в сентябре они опустились еще на 0,1%. В результате в России впервые с 1997 года два месяца подряд фиксируется дефляция.

Как следствие, недельная инфляция с 3 по 9 октября пятую неделю подряд оказалась нулевой. В годовом выражении она сократилась уже до 2,8% — столь низко инфляция не падала со времен СССР. И хотя в октябре эксперты ждут разворот в сторону роста, Эльвира Набиуллина может себя поздравить: ей удалось загнать своего главного противника в намеченные 4-процентные рамки.

ДЕФЛЯЦИЮ НАШЛИ В КАПУСТЕ

Основной вклад в снижение цен в России внесли продовольственные товары — минус 0,7% и 1,8% соответственно. Как легко догадаться, в лидерах снижения цен, в том числе по результатам закупок «БИЗНЕС Online», оказались фрукты — овощи.

Самый яркий пример — белокочанная капуста, которая еще в начале июля из-за холодов и позднего созревания поставила абсолютный ценовой рекорд на отметке 58,4 рубля за килограмм. Однако к концу сентября она подешевела на 83% (!) до 9,9 рублей за кило, и это самая низкая цена за все время наших наблюдений. Что ж, хотя бы капуста оправдывает прогнозы минэкономразвития, которое ранее уверяло, что фрукты с июня по сентябрь должны подешеветь на 80%. Для сравнения, в сентябре прошлого года капуста обошлась нам вдвое дороже — 21 рубль за кило. Безусловно, свою роль сыграл хороший урожай капусты и «выброс» на рынок наконец-то дозревших овощей: в результате в сентябре образовался колоссальное преобладание предложения над спросом. А вот на длинной дистанции данные наших наблюдений расходятся с официальной статистикой. Если верить данным Росстата, белокочанная капуста с конца декабря 2016 года по середину сентября подорожала на 1,2%. Но, судя по чекам из казанских магазинов, один из главных элементов борщевого набора за 9 месяцев подешевел на 8,3%.

«Серебро» по скорости падения ценника достается картофелю. В корзине «Магнита» с июля по сентябрь он подешевел на 52% до 14,5 рублей. Однако по сравнению с прошлым годом второй хлеб оказался дороже на 7,4%, а к январю текущего — на 0,7% (по данным Росстата — на 16,3%). Похожая картина и в корзине «Бахетле»: за последние пару месяцев цена самого популярного среди татар и русских овоща упала на 59% до 16,5 рублей за кило. Однако с начала года картошка здесь подорожала на 3,8%, за 12 месяцев — на 10,7%.

Сравнительная дороговизна картофеля относительно прошлогоднего сентября может быть обусловлена снижениям сборов в Татарстане. Если верить Татарстанстату, за 8 месяцев аграрии убрали с полей убрано картофеля на 48,2% меньше, чем годом ранее. Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов уверяет, что «в целом население республики полностью будет обеспечено собственным качественным картофелем», но называет нынешний год «нестандартным для картофеля». Фермеры не столь дипломатичны: по их словам, урожай в Татарстане в этом году плохой, да и сама картошка неважного качества. Хорошей на всех потребителей не хватит, и торговцам придется закупать второй хлеб в других регионах и за границей. А значит, осенний картофельный «ренессанс» будет недолгим, и цены пойдут на взлет раньше и быстрее, чем обычно.

Плодоовощную тематику закроем бананами. Тропические фрукты вошли в пятерку лидеров по снижению стоимости. С июля по сентябрь они подешевели в «Магните» на 22% до 53,8 рубля за килограмм. Что, к слову, совпадает с выявленным нами «золотым стандартом» стоимости бананов — $0,9 - 1,1 за килограмм. Год к году бананы подешевели на 14,6%. При этом их цена на казанских прилавках падала быстрее, чем доллар по курсу Центробанка. Так, средний курс «американца» с 23 июля по 23 сентября составил 58,9 рубля — на 9,4% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

К слову, бананы — пожалуй, самый свежий пример того, что не всегда стоит доверять прогнозам, основанным на разного рода страшилках. В апреле СМИ сообщили об угрозе урожаю этих фруктов со стороны грибка TR4 или «панамской болезни». Сегодня эти заявления выглядят скорее как попытка манипулировать рынком (бананы — биржевой продукт) или желание пропиарить эксперта по болезням растений, который открыл этот устрашающий грибок.

Бананы — пожалуй, самый свежий пример того, что не всегда стоит доверять прогнозам, основанным на разного рода страшилках

СУПЕРПРЕДЛОЖЕНИЕ ИВАНА ЕГОРОВА

Приятно порадовал ценник на один из «стратегических» продуктов в корзине «Магнит». Всего 31,3 рубля за десяток куриных яиц категории С1 — это на 27% меньше июльской стоимости, на 28% ниже ценника годовой давности и сразу на 55% дешевле, чем в начале года. Более того, это абсолютный рекорд за всю историю наших наблюдений.

Производство куриного яйца в Татарстане за 8 месяцев текущего года выросло на 3,3% до 542,1 млн штук. Однако это не объясняет супервыгодное предложение в сети Сергея Галицкого. О скидке в связи с истекающим сроком годности речи тоже не идет: на момент покупки «куриных фруктов» их можно было хранить еще две недели. Уточним, что производителем с самым выгодным предложением оказался  птицеводческий комплекс «Ак Барс», который через ООО «Инвестиции и консалтинг» и ФК «Тимерхан» контролирует лично генеральный директор холдинга «Ак Барс» Иван Егоров.

А вот в «Бахетле» цены разочаровали. Отборное яйцо категории С0 обошлось нам в 92,7 рубля за десяток. Это на 41% дороже, чем в июле текущего и в сентябре 2016 года, и только на 3,1% дешевле, чем в январе. При этом на полках образовался дефицит категории, выбранной для корзины «Бахетле» на старте нашего проекта. Подавляющее большинство упаковок, на которых ранее мы обнаруживали метку «Отборное С0», к сентябрю вдруг «измельчало» до «Отборного С1», отчего образовался разброс цен от 58 до 94 рублей за десяток. Собственно, ценники на яйцо последней категории соответствовали июльским для С0, так что не исключен чисто технический фактор ужесточения требований.

Тем временем охлажденное куриное бедро подешевело на 4,9% до 133 рублей за килограмм и теперь стоит на 12,6% меньше, чем годом ранее. Дешевле этот продукт был только в январе и апреле текущего года и практически столько же стоил в декабре 2014-го.

 Растительное масло «Олейна» в «Магните» с июля осталось при своих позициях, а вот «Миладора» обошлась на 4,8% дешевле

БАКАЛЕЯ ИДЕТ «НА ЮГ»

Топ-5 подешевевших товаров в корзине «Магнит» замыкает подакцизный чай (говоря об импортных товарах, еще раз подчеркнем, что и рубль в квартальном разрезе не был так стабилен и крепок с декабря 2014 года). Более Greenfield Golden Ceylon упал в цене на 15,2% до 84 рублей, однако бюджетная «Принцесса Канди» не только подорожала на 30% к июлю до 42,5 рубля, но и слегка подросла относительно январского и прошлогоднего уровней.

А вот желтый ценник на сублимированный растворимый кофе Nescafe Gold в упаковке 150 гр был настолько хорош (196 рублей), что перекрыл на 8,8% июльскую акцию и на 45,5% обычную цену годичной давности. В итоге кофе швейцарского производителя присоединился к капусте и яйцам от Егорова, обновив рекордный минимум для нашего индекса. Его немецкий коллега по цеху скинул только 10 рублей до 339,9 рубля за пачку Jacobs Monarch.

На фоне жалоб производителей на низкие закупочные цены на сахар в текущем году на рознице ситуация в отрасли практически не отразилась.Сахар в корзине «Магнита» чисто символически подешевел на 0,2% до 43,2 рубля за кило. Посмотрим, сделают ли скидку покупателям хотя бы на финише года, когда окончательно завершится уборка сахарной свеклы, или же торговцы предпочтут оставить себе крутую наценку.

В наши закупки бакалеи вмешался и технический фактор: из-за отсутствия в четырех магазинах «Магнит» макарон в упаковке 900 граммов мы были вынуждены для текущего обзора приобрести пачку массой 400 граммов за 18,9 рубля и привести ценник к сопоставимому показателю с пересчетом на массу. Как ни странно, но даже при таком подходе (обычно чем меньше упаковка, тем выше стоимость товара) макароны в «Магните» подешевели на рубль. В общем, как выражаются биржевые трейдеры, бакалейные цены определенно «двигались на юг».

Топ-5 подешевевших товаров в корзине «Магнит» замыкает подакцизный чай

ИЛЬШАТ ФАРДИЕВ УСТУПАЕТ САРАТОВЦАМ «МАГНИТ», А ПРОДАННЫЙ УДМУРТАМ КАЗАНСКИЙ МОЛКОМБИНАТ ПОКА ЛИДИРУЕТ В «БАХЕТЛЕ»

Молочная битва за покупателей продолжается. С одной стороны, в «Магните» по цене доминирует продукция Саратовского молзавода. Его «Добрая буренка», по нашим наблюдениям, попавшая на прилавки в августе, в жесткой упаковке с клапаном по цене 45,9 рубля за 950 граммов оказалась на 3,4% дешевле, чем в июле продукт от «Вимм-Билль-Данн». Близких к этому предложений в аналогичной фасовке в сентябре на полках сети Галицкого не было. Хотя можно отметить зарезервированную самим «Магнитом» марку «Сметанин» в жесткой упаковке, но без клапана — по 46,9 рубля. Ее производство организовано на мощностях «Сарапул-Молоко» головной компанией ОАО «Милком», входящей в известную «Комос Групп» из Ижевска.

Сменившее владельца «Просто молоко» в асептическом пакете стоило 56,9 рубля: на 22% (!) дороже, чем в июле, на 11,6% — чем годом ранее и на 5,4% — чем в начале года.  Уточним, что в данном конкретном случае речь идет о продукции челнинского ООО «Агросила-Молоко», входящего в сельскохозяйственную империю гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева. Напомним, что после того как республика не продлила арендный договор с Маратом Муратовым, «Агросила» выкупила часть активов бывшего холдинга Вагиза Мингазова «Вамин Татарстан».

Иная картина на полках «Бахетле», где «Просто молоко» выдвинуло лучшее предложение в жесткой упаковке с клапаном в 59 рублей, но уже в исполнении Казанского молкомбината. Последний 24 июля выкупила, а в сентябре фактически запустила производство упомянутая «Комос Групп». Сентябрьское молоко оказалось на 1,5% дешевле июльского, на 21% — январского и на 7,7% дешевле, чем год назад. Впрочем, сделаем важную ремарку: купленный нами продукт датирован 18 июня, а его срок годности истекает в декабре. То есть это молоко было выпущено еще при Муратове, и насколько сильными в «Бахетле» окажутся позиции Казанского комбината под управлением удмуртской команды, мы увидим позже.

По данным Росстата, в целом по стране молоко цельное пастеризованное с начала года подорожало на 2,7%.

Закрывая тему молочки, добавим, что в сегменте сливочного масла на полках «Бахетле» последние месяцы безраздельно царствует Зеленодольский молкомбинат с его торговыми марками «Васькино счастье» и «Очень важная корова». Но в сентябре 180-граммовая пачка «счастья» обошлась нам в 89 рублей, или 494,4 рубля за килограмм. Это на 1,2% дороже июля, на 10,4% дешевле января и на 17,2% дороже прошлогоднего. Для сравнения, с начала года по середину сентября сливочное масло в РФ подорожало на 7,7%. Так, у ЗМК еще есть пространство для ценового маневра, куда можно подтянуть ценник. Если, конечно, зеленодольцы не боятся после этого потерять часть покупателей.

По данным Росстата, в целом по стране молоко цельное пастеризованное с начала года подорожало на 2,7%

«МАЙОНЕЗНАЯ» АТАКА НИЖЕГОРОДЦЕВ, «МАСЛЯНАЯ» СКИДКА ИРЕКА БОГУСЛАВСКОГО

Самое выгодное предложение классического провансаля жирностью 67% покупателям в «Магните» сделал Нижегородский масло-жировой комбинат — 99 рублей за упаковку 744 грамма. Соус оказался дешевле, чем в в июле, но дороже, чем в январе и год назад. Традиционный фаворит майонезной гонки «Миладора» от АО «Нэфис-Биопродукт» Ирека Богуславского не вошел в зачет, поскольку был представлен облегченным продуктом с жирностью 50% — впрочем, с ценой 102,9 рубля он все равно бы не смог победить.

В «Бахетле» мы традиционно закупаем майонез бренда Mr. Ricco, и в сентябре он обошелся нам в 54 рубля за упаковку 400 миллилитров. Интересно, что динамика его стоимости оказалась зеркальным отражением колебаний цены в «Магните». По сравнению с июлем соус слегка подорожал, зато к январю подешевел сразу на 20,5% и на 6,7% к прошлогоднему уровню.

Родственный майонезу продукт — растительное масло — марки «Олейна» в «Магните» с июля остался при своих позициях. А вот «Миладора» скинула 4,8% и стала заметно дешевле, чем на двух других «отсечках». До исторического минимума нашего индекса, зафиксированного в апреле, бренд недотянул буквально пару рублей. Что ж, на руку потребителям в этом году играет не только крепкий рубль (он снижает выгоду экспортных поставок), но и рекордный мировой урожай подсолнечника 2016 - 2017 годов. Нынче рекорда не ожидается, но и сильного падения в России эксперты не ждут: прогноз Oil World для РФ уменьшен всего на 0,5 млн до 11,3 млн тонн.

РОССИЯНАМ ПОДСЛАСТЯТ НОВЫЙ ГОД?

И несколько слов о продуктах, которые, подорожав, пошли против общего тренда. В корзине «Магнита» лидером по росту цены за июль — сентябрь стала Coca-Cola. Сладкая газировка прибавила 54% до 109,9 рубля, но причина тому чисто техническая — хорошие летние скидки, а в целом цена напитка остается стабильной и за год выросла меньше чем на 3%.

После очередного ценового минимума в июле гречка успела подорожать на 23,4% до 34,8 рубля за пачку массой 800 граммов. И эту цену можно назвать более чем доступной, однако вскоре возможен очередной обвал. Согласно прогнозам минсельхоза, Россию этой осенью ждет рекордный урожай гречихи — 1,4 - 1,6 млн тонн. Для сравнения, в прошлом году валовой сбор составил менее 1,2 млн тонн, а в 2015 году — 860 тыс. тонн. Съесть все своими силами не получится: внутреннее потребление крупы составляет 650 - 700 млн тонн. А для большинства прочих стран гречка является весьма экзотическим продуктом, примерно как азиатский дуриан для европейцев. Для россиян это довольно странно звучит, но диетологи всего мира утверждают: сваренная гречневая крупа — горькая и имеет явный химический привкус. Выходцы из СССР к нему привыкли с детства и уже не чувствуют (китайцы ведь тоже едят переперченную пищу и не жужжат). Словом, внешний рынок гречки весьма ограничен, и нынешний грандиозный урожай уже заранее печалит производителей. На конец сентября крупа стоила на 28,8% дешевле, чем в январе, и на 45,7%, чем год назад, но впереди ее могут ждать новые исторические минимумы.

После очередного ценового минимума в июле гречка успела подорожать на 23,4% до 34,8 рубля за пачку массой 800 граммов

Самые доступные спагетти отечественного производства, которые удалось обнаружить на полках «Бахетле», обошлись нам в 39 рублей. Это в 2,1 раза дороже чем в июле, но на четверть дешевле, чем в начале года и годом ранее. На этот раз шанс доказать, что они не хуже оригинала, получили спагетти «Знатные» от московского ОАО «Экстра М».

Наконец, собственная продукция «Бахетле» совершила годовой «оборот»: цикл удешевления сменился ростом цен и по итогам сентября финишировал практически на той же точке. Это справедливо сразу для нескольких позиций. Так, пельмени с бараниной по-мусульмански с июля подорожали на 17,8% до 411 рублей за килограмм и стоят лишь на 3% дороже, чем годом ранее. Салат с крабовым мясом подорожал на 17,6% до 387 рублей за кило — почти как в сентябре 2016-го. Лишь губадья с кортом, ценник которой не переписывался три квартала, сжалилась над покупателями и подешевела на 15% до 289 рублей за килограмм. И это очередной абсолютный рекорд в истории наших обзоров.

В заключение хорошие новости для сладкоежек. Резкое удорожание шоколада в «Бахетле» можно объяснить снижением акционной скидки, в результате цена плитки выросла на 33% до 59,9 рубля. В «Магните» молочный шоколад к июлю подешевел на 3 рубля, но в целом последний год держится в коридоре 66 - 67 рублей за плитку. Между тем россиян употребляют все больше этого «сладкого антидепрессанта».  Как выяснил центр исследования кондитерского рынка (ЦИКР), потребление шоколадных изделий по итогам второго полугодия может вырасти до рекордных 4,8 - 5 кг «годовых» на человека. Для сравнения, в тихом докризисном 2013 году граждане съедали по 4,3 кг в год. Сегодня в структуре трат на «кондитерку» шоколад и его производные занимают самую большую долю — 37% против 32% в 2013 году.

Собственная продукция «Бахетле» совершила годовой «оборот»: цикл удешевления сменился ростом цен и по итогам сентября финишировал практически на той же точке

«Во втором полугодии 2017 года для кондитерской отрасли России складываются наиболее благоприятные условия за последние три года, которые могут привести к значительному улучшению производственных показателей», — говорится в исследовании ЦИКР. Во-первых, пока дешевели отечественные компоненты — сахар, мука и подсолнечное масло. Кроме того, обвалились мировые цены на какао-бобы и продукты их переработки — с 2550 британских фунтов стерлингов за тонну бобов в октябре 2016-го до 1570 фунтов стерлингов в текущем октябре. И если не случится ничего экстраординарного, российских сладкоежек к Новому году может ждать подарок в виде «серьезного снижения цен», считают эксперты.

Оправдается ли этот прогноз, какие продукты продолжили дешеветь, а какие огорчили покупателей и кто из производителей доминировал на полках торговых сетей под занавес 2017 года, читайте зимой в нашем итоговом обзоре.

==table1780==
==table1781==