ИДЕЯ ВОЗНИКЛА В 2014 ГОДУ, А В 2017-М УЖЕ НАЧАЛОСЬ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

С недавних пор в специализированных автомагазинах на рынках Татарстана и других регионов России появились новые аккумуляторные батареи брендов Oniks, e-Lab, Maq, Decus и так далее. Продукция вызывает интерес у покупателей, качество впечатляет, и цена устраивает. Но что странно: даже продавцы не знают их реального производителя. Одни говорят, что батареи казахские, другие — германские, третьи — американские. На самом же деле аккумуляторы произведены российской компанией. Завод BarsTechnology («Барс Технолоджи»), входящий в челнинскую ГК «Кориб» Олега Коробченко, расположен на территории Особой Экономической Зоны «Алабуга». 8 декабря состоялось его официальное открытие. Мероприятие посетил лично президент Татарстана Рустам Минниханов. На торжественной церемонии он сказал: «Мы живем в эпоху, когда все движется к электромобилям, и данное предприятие будет способствовать этому», — подчеркнув тем самым важность производства. Коробченко поблагодарил президента за поддержку проекта. «В 2015 году, когда рубль резко упал, мы задумались, строить этот завод или нет. Но когда вы сказали мне: «Строй. Я поддержу», — тогда у меня не осталось никаких вопросов. Если бы не вы, этого завода бы не было», — сказал бизнесмен, обращаясь к президенту РТ.

Предприятие действительно уникальное для нашего региона, да и для страны в целом. Поэтому после открытия завода мы решили рассказать о нем более подробно. Идея построить завод возникла в 2014 году, а уже летом 2017-го предприятие выпустило опытные образцы, с августа начало производить и серийные партии. На данный момент покупателям ушло порядка 70 тыс. аккумуляторов. Нареканий нет, наоборот, отмечаются превосходные характеристики батарей.

«Одно из преимуществ завода BarsTechnology в том, что на нем собрано современное оборудование, — рассказывает директор предприятия Марат Байкиев. — В период работы над проектом я посещал подобные заводы, существующие в России, и могу сказать, что большинство из них были построены лет 50, а то и больше назад. Оборудование на них встречается даже 1940-х годов выпуска. Мы же еще до строительства завода проехали по всем партнерам, которые занимаются оборудованием для производства аккумуляторных батарей, посетили различные международные выставки, изучили современные технологии, которые применяются в данном производстве. В итоге мы пришли ко мнению, что лучше использовать оборудование разных брендов: из Канады, Германии, Италии, Китая. Все эти линии высокопроизводительные».

К концу этого года завод BarsTechnology планирует выйти на выпуск до 100 тыс. аккумуляторов в месяц, или до 1,2 млн в год, проектная мощность — 1,5 млн батарей. Предприятие сейчас работает в две смены, на нем трудятся 170 человек. При переходе на круглосуточный режим штат будет увеличен до 330 сотрудников. При этом обратим особое внимание, что ручной труд на заводе сведен к минимуму: линия производства аккумуляторов полностью автоматизированная — сотрудники лишь отслеживают показатели по мониторам, следят за состоянием агрегатов. Исключение из производственного процесса пресловутого человеческого фактора означает только одно — исключение рисков ошибок или брака.

Марат Байкиев

К 2020 году BarsTechnology планирует увеличить объем выпуска продукции до 3 млн штук в год. В том, что она будет пользоваться спросом, можно не сомневаться. Все-таки предприятие обеспечивает все потребности автовладельцев за счет не только самого современного автоматизированного оборудования от ведущих мировых брендов, но и постоянных инноваций, уникальных технологий. Специалисты компании добиваются максимальных технических показателей и обеспечивают надежность и высокий ресурс продукции.

Тут следует заметить, что на российском рынке аккумуляторных батарей есть где разгуляться. Местные заводы обеспечивают спрос примерно на половину. Все остальное — это импорт или продукция совместных предприятий. Так что рынок вполне позволяет расти и завоевывать свои сегменты. Иными словами, BarsTechnology является ярким примером процесса импортозамещения, о котором так много говорят с высоких трибун. А если добавить сюда создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений, связанных с ростом объемов продукции, то можно говорить и о социальной направленности работы завода.

«Мы сейчас выпускаем полную линейку продукции — для легковых автомобилей, малотоннажных, среднетоннажных и для грузовых, — рассказывает Байкиев. — Кроме того, на предприятии внедрена система менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001. Сертификат ГОСТ Р ИСО подтверждает соответствие технологии и продукции международным требованиям по качеству. В наших планах освоение новых типов АКБ: стандарта JIS — для азиатских автомобилей, AGM — для автомобилей с системой «Старт-Стоп». Но и на этом мы останавливаться не собираемся. Номенклатура будет расширяться и дальше».

«ПРИ ЗАЯВЛЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ЦЕЛОМ ПО РЫНКУ, МЫ ПО ЦЕНЕ ЗАНИМАЕМ «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ»

«При проектировании завода были сделаны отдельные акценты на нескольких моментах: это высокая производительность, качество продукции и экологичность, — поясняет директор завода. — Есть три сегмента аккумуляторных батарей: эконом, стандарт и премиум. Мы свою продукцию выпускаем в сегменте «стандарт». И по результатам наших тестов могу сказать, что характеристики батарей завода BarsTechnology не уступают показателям наших конкурентов. Это опять же за счет того, что мы используем современное оборудование. Например, пусковые токи у нас выше. Это дает беспроблемный пуск двигателя в зимнее время и увеличивает срок эксплуатации. В вопросах качества мы следим за рынком, анализируем наших конкурентов. Эта тема является для нас приоритетной, мы в этом плане все время развиваемся, движемся вперед».

BarsTechnology использует оригинальный метод изготовления свинцовых пластин для аккумуляторов — не за счет плавления, а через высекание на специализированном оборудовании. При этом пластины получаются более высокого качества, одинакового веса и размера, на них отсутствуют дефекты: порывы жилок решетки и заусенцы. Благодаря этому срок использования аккумуляторов из «Алабуги» будет долгим, а для автолюбителя очень важно, прослужит батарея год или пять лет.

А еще на заводе используется ноу-хау при зарядке батарей. Благодаря уникальному оборудованию этот процесс сокращается в разы. Если на заводах-конкурентах на зарядку аккумулятора для легковых машин уходит около 20 часов, то на BarsTechnology — 5 - 6 часов, при этом обеспечивается более высокий уровень качества. На сборочной линии, где производится закладка пластин в аккумуляторы, скорость процесса составляет четыре батареи в минуту для легковых автомобилей и две — для грузовых.

Но, как говорится, доверяй современному оборудованию, но проверяй. Завершает процесс изготовления финишная линия. На ней аккумуляторы проходят мойку и чистку, а также каждый произведенный  аккумулятор проверяется по всем параметрам функциональности, в том числе по пусковому току и на отсутствие дефекта, например, короткое замыкание. Таким образом, полностью исключается факт продажи потребителю батареи несоответствующего качества.

«Именно в сегменте «стандарт» максимально проявляется качество аккумулятора, — рассказывает Байкиев. — Да, есть в магазинах и батареи «эконом», они дешевле. Но даже сам продавец, который заинтересован в реализации товара, зачастую честно говорит, что такой аккумулятор «проходит» год-два. А сегмент «стандарт» подразумевает ценовую нишу чуть подороже, зато качество и функциональность мы предлагаем гораздо более высокого уровня. Что касается нашей ценовой политики, то тут мы проводили маркетинговые исследования, изучали рынок, продукцию других российских и зарубежных производителей аккумуляторов. В итоге мы установили цены, что называется, в «золотой середине». И это при том, что заявленные характеристики у нас лучше, чем в целом по рынку».

Конечно, BarsTechnology как современное предприятие не делает цену своей продукции «железобетонной». Здесь компания применяет гибкую политику. В первую очередь это касается потребителей, приобретающих продукцию завода в больших объемах. Кроме того, будут проводиться различные акции, объявляться сезонные скидки и так далее. К слову, несмотря на то, что завод работает всего несколько месяцев, у него уже имеется собственная дилерская сеть, в которую включено 35 дилеров. Они работают на территории, охватывающей около 75% всей России, и многие из них уже заявили солидные объемы закупки аккумуляторов из «Алабуги». То есть они на себе уже испытали прелесть гибкости ценовой политики BarsTechnology. Для них стоимость аккумуляторов является максимально выгодной.

Кроме того, в качестве потенциальных потребителей BarsTechnology рассматриваются и автопроизводители. По словам руководителя предприятия, пробная партия аккумуляторов уже поставлена на КАМАЗ для проведения испытаний. Предприятие проведет тестирование батарей на своих автомобилях, и после принятия заключения стороны начнут переговорный процесс. Опытные образцы предоставлены и ряду других автопроизводителей. Так что рынок сбыта для BarsTechnology обещает быть серьезным. Понятное дело, что и для автопроизводителей, закупающих продукцию завода в больших объемах, тоже будут предусмотрены особые ценовые условия.

«ВЫВОЗЯ СВИНЕЦ ЗА ГРАНИЦУ И ЗАКУПАЯ ГОТОВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ, МЫ ТЕРЯЕМ 1,5 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ В ГОД»

Но не все так радужно в секторе бизнеса, который представляет BarsTechnology. Дело в том, что любой автомобильный аккумулятор — это на 70 - 80% свинец. А его, к сожалению, на данный момент в России практически не добывают. Производители аккумуляторов получают его из вторсырья — благо он своих свойств не теряет. Но проблема в том, что очень много этого металла вывозится за рубеж. Причем многие компании вообще не продают его на внутреннем рынке, предпочитая исключительно экспортировать. Соответственно, свинец потихоньку «вымывается» из нашей страны. Как следствие, российским производителям приходится его покупать по завышенной цене. А это, естественно, сказывается и на конечной стоимости аккумулятора.

Байкиев считает, что такой подход к использованию свинца кардинально неправильный. По его мнению, при существующем положении дел не происходит не только защиты российских товаропроизводителей, но, наоборот, они вынуждены работать в условиях, более жестких, чем иностранные производители аккумуляторов. Директор BarsTechnology обсудил данный вопрос с рядом своих коллег из других регионов России и нашел у них понимание. Компании, на долю которых приходится около 40% внутреннего рынка аккумуляторов, планируют выйти с законодательной инициативой об ограничении экспорта свинца путем резкого увеличения таможенных пошлин. «Если мы вывозим свинец в чистом виде за границу, а взамен ввозим готовые аккумуляторы, — это потеря налогов, потеря рабочих мест, — аргументирует свою позицию Байкиев. — По нашим расчетам, государство ежегодно теряет от этого порядка 1,5 миллиардов рублей в виде недополученных поступлений в бюджеты разных уровней, так как добавленная стоимость готового продукта остается у зарубежных производителей. Мы же можем развернуть это сырье на внутренние заводы, тем самым обеспечив уход от сырьевой экономики в экономику готового продукта. Ведь по факту аккумуляторы, произведенные в России в пределах одного стандарта, не уступают по качеству зарубежным. Такое переориентирование позволит не только существенно пополнить казну государства, но и высвободит дополнительные ресурсы для новых инвестиционных проектов».

В ТРУДНЫЙ ПЕРИОД ГОСУДАРСТВО ПОДСТАВИЛО СВОЕ ПЛЕЧО

Первый этап столь грандиозного проекта был реализован за какие-то три года — пройден весь путь от идеи до реального бизнеса. Сделать это удалось в том числе благодаря поддержке местных и федеральных властей — в первую очередь президента Республики Татарстан. Проект был представлен ему в «Алабуге», и именно он дал добро на размещение BarsTechnology в ОЭЗ, которая, как известно, предлагает беспрецедентные льготы для компаний-резидентов. Поддержало строительство завода гарантиями и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», возглавляемое Александром Браверманом. Кроме того, «АК БАРС» Банк (ПАО), тщательно оценив все риски, принял участие в реализации проекта. Помогает компании и Фонд развития промышленности РФ. В результате завод был построен в чистом поле за небольшой срок. К слову, предприятие уже стало предметом внимания федеральных СМИ. В частности, фильм о заводе под названием «Заряженный бизнес» снял канал «Россия-24»⃰⃰ и показал его в рамках проекта «Специальный репортаж».

Кстати, на господдержку в том или ином виде BarsTechnology рассчитывает и в дальнейшем, ведь завод не собирается останавливаться на достигнутом и развитие не ограничивается увеличением объемов выпуска продукции и расширением номенклатуры. Дело в том, что проект предусматривает еще и строительство на тех же площадях нового цеха: BarsTechnology планирует закупать старые аккумуляторы и перерабатывать их для собственных нужд.

Третий этап — это изготовление пластмассовых изделий. В основном опять же они пойдут на собственные нужды BarsTechnology. В первую очередь речь идет о пластмассовых моноблоках аккумуляторов. Сегодня компания их закупает, но видит вполне реальную перспективу наладить выпуск у себя. Таким образом, серьезно возрастет локализация производства в «Алабуге». А это, однозначно, приведет к удешевлению конечной продукции — аккумуляторных батарей — и повышению их конкурентоспособности. Кроме того, реализация двух последующих этапов проекта — это опять же новые рабочие места и увеличение отчислениий в бюджет.

Подведем небольшой итог. Аккумулятор от BarsTechnology — это быстрый старт автомобиля, устойчивость к высоким температурам и вибрации, высокая резервная емкость, уверенный пуск двигателя после длительных простоев,  безопасная эксплуатация, длительный срок службы. И все это по вполне разумной цене. По вопросам сотрудничества и приобретения продукции BarsTechnology обращаться на предприятие (ОЭЗ «Алабуга», ул. Ш-2, строение 17В/1, тел. 8 (85557) 52-2-12) или к региональным дилерам, контакты которых указаны здесь.

⃰ 18+