Блокировка банками операций клиентов приобрела угрожающие масштабы — по данным Росфинмониторинга, с начала года было приостановлено 460 тыс. сомнительных трансакций, пишет «Коммерсантъ». «Мы не пустили в теневой оборот порядка 180 миллиардов рублей», — заявил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Владимир Путин и Юрий ЧиханчинФото: kremlin.ru

Обжаловать такие блокировки непросто в силу отсутствия внятного механизма, а с появлением черного списка даже единичные отказы фактически лишают клиента доступа к банковским услугам в будущем и множат новые блокировки.

По словам Чиханчина, в Росфинмониторинг поступило около тысячи заявлений о несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками» — такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей». Эксперты полагают, что на самом деле жалоб бизнесменов значительно больше: дело в том, что основной поток жалоб идет в ЦБ, Росфинмониторинг получает лишь малую часть.

Появление доводимого до сведения банков черного списка отказников, который формируют Росфинмониторинг и ЦБ, усугубит ситуацию. Компании и граждане получают «черную метку» при первом же отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет). Список доступен банкам с июня 2017 года, причем только на момент начала рассылки в нем уже были порядка 200 тыс. клиентов, а за несколько месяцев список вырос более чем вдвое.

Механизм исключения из списка на данный момент не предусмотрен, но в текущих условиях необходим, уверены эксперты. Вопрос реабилитации будет обсуждаться в Банке России в ближайшие дни, однако решение проблемы осложняет нежелание самих банков признавать, что блокировки происходят в рамках черного списка.

«Информация об отказах является важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять обслуживание добросовестных клиентов», — сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе ЦБ.

По мнению собеседников издания, на самом деле банкиры не готовы тратить время и силы на дополнительный анализ операций клиентов, но не хотят и рисковать, поэтому перестраховываются, автоматически блокируя фигурантов черного списка.