СЕРГЕЙ ГАБЕСТРО СЧИТАЕТ, ЧТО ТАТАРСТАНСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА СОЗДАНА НЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ, А ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДРУГИХ ЗАДАЧ

Совладелец электронной площадки «Фабрикант. ру» Сергей Габестро прокомментировал  газете БИЗНЕС Online интервью главы агентства по госзаказу РТ Якова Геллера. В  нем последний рассказывал о том, как татарстанская электронная площадка проигрывает в борьбе с конкурентами, в том числе из-за их особых лоббистских ресурсов.

«МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ЧИТАТЬ»

- Вы, наверное, знаете Якова Вениаминовича Геллера. В интервью нашему изданию он частично списал неудачи площадки ЭТИС на конкуренцию с «Фабрикантом», а точнее ваши суперлоббистские возможности…

- Я видел это интервью. Мне было очень приятно читать. Я прочитал и подумал, что даже если бы мы платили журналистам, то вряд ли бы смогли получить такую статью.

- Одним из контраргументов в той беседе было то, что вы увели КАМАЗ, в частности. Все-таки хотелось понять, что произошло с КАМАЗом. Почему они ушли к вам?

- На самом деле ситуация простая. КАМАЗ хочет повышать эффективность управления. У нас бизнес-модель организована для этого. Есть клиенты, с которых мы берем деньги очень условно. Например, десять тысяч рублей в полгода. Тогда бизнес партнеры начинают размещать у нас свои заказы. В то же время участники торгов, те же самые поставщики, платят нам по 15 тысяч рублей в квартал. Это абонентская плата. Таким образом, для крупных организаторов мы делаем очень многое просто задаром. Мы делаем аналитику, выстраиваем систему закупок, с нами работают очень хорошие консультанты, т.е. мы предоставляем услуги очень дорогие и качественные услуги за очень не большие деньги.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ

- То есть,  КАМАЗ оптимизировал свои расходы за счет того, что решил не платить агентству по госзаказу РТ?

- Наверное. Спросите у КАМАЗа. Если вы посмотрите, чем принципиально отличается торговая площадка Татарстана от торгового портала Fabrikant.ru, то главное, пожалуй, то, что на ЭТИС через интернет невозможно зарегистрироваться ни продавцу, ни покупателю и сразу принять участие в торгах. Там нельзя увидеть, как реально в режиме онлайн проходят торги, а ведь основные задачи электронной торговой площадки - это создание конкурентности и прозрачность.

На «Фабрикант.ру» вы можете зарегистрироваться в течение двух часов и принимать участие в торгах. Просто у разных площадок свои задачи. У площадки ЭТИС задача какая-то своя, я до конца ее понять не могу. Задача «Фабриканта» – создать информационно прозрачное пространство, которое будут регулировать огромное количество участников малого и среднего бизнеса. Наша площадка отличается таким понятием как сервис. Каждая процедура отрабатывается с позиций того, что к нам обратился клиент. Т.е. наш принцип «мы и клиенты», а не «мы и стадо компаний, которые мы загоним».

По поводу КАМАЗа есть еще один момент. Мы создаем сейчас автомобильный сектор на «Фабриканте». Через нашу площадку уже закупают товары Sollers, КАМАЗ, Уралвагонзавод, ООО "Ферронордик Машины". Есть у нас и договоренности с иностранными производителями. Мы все делаем для того, чтобы создать единый автомобильный сектор, в котором будут производители, имеющие возможность выбирать разных поставщиков и производителей комплектующих. Мы все это делаем на основе самого главного принципа – прозрачности. Зайдите в «Фабрикант», и увидите все операции в архиве и те операции, что проходят сейчас.

- А все-таки переговоры с Когогиным вами лично ввелись?

- Да все это ерунда о всяких договоренностях на самом верху! У нас вся система построена на взаимовыгодном сотрудничестве. Удобно и эффективно – это наши самые главные принципы.

«ЕСЛИ УЧАСТНИКОВ ПЯТЬ, ТО СГОВОР НЕИЗБЕЖЕН»

- Кроме КАМАЗа, какие еще предприятия из Татарстана принимают участие?

- У нас их много. Если зайти в раздел "участники" и выбрать поиск по Татарстану, то увидим, что у нас зарегистрировано 354 организации по региону. А всего предприятий на «Фабриканте» - свыше 18, 5 тысяч. Для примера, из Нижегородской области у нас зарегистрировано более 2000 предприятий. Татарстан еще пока не самый развитый регион, в силу той же самой конкуренции.

- Татарстан оказался вторым по количеству лотов имущества предприятий-банкротов, выставленных арбитражными управляющими на торги…

- Что касается банкротств, то в 2006 году Татарстан вместе с Нижегородской областью участвовал в пилотном проекте налоговой службы по реализации имущества. В 2006 году ни одной другой площадки, где можно реализовывать имущество не было. Это сейчас их уже шесть или семь. И это хорошо. Есть такой экономический закон: если участников пять, то сговор неизбежен, а если больше десяти, то сговор маловероятен. Поэтому когда федеральные власти отобрали пять национальных площадок, было очевидно, что сговор будет, сговор уже есть.

- Т.е. именно поэтому вы инициировали суды против этих пяти площадок?

- Да.

- В целом как вы оцениваете эти пять электронных площадок, определенных государством?

- Что касается электронной торговой площадки Татарстана, то она проигрывает на фоне остальных. РТС сделана по примеру татарстанской площадки. Электронная площадка Сбербанка сегодня обыгрывает всех, но у них очень много проблем. Представьте, если на компанию, которая уже много лет присутствует на рынке, наваливается большой объем заказов. Естественно, даже опытную компанию будет лихорадить. А электронная площадка Сбербанка была создана в 2009 году, поэтому они вынуждены сейчас решать много проблем. Если к этому добавить отсутствие профессионализма и соответствующих компетенций у людей, которые ставят этим площадкам задачи, то картина рисуется грустная.

«ПОЛУЧАЕТСЯ ПЕРЕКОС В СТОРОНУ ОРГАНИЗАТОРОВ»

- Хотел спросить ваше мнение об корпоративных площадках.

- Их достаточно много и с корпоративными площадками следующая история. Например, корпорация создает площадку. Сотрудники площадки зарплату получают и, безусловно, зависят от руководства корпорации. Поэтому они будут преследовать корпоративные цели. Получается перекос в сторону организаторов площадки. И этот перекос будет всегда. Направленность на клиентов, клиентский сервис будет страдать. Налицо конфликт интересов. Площадка всегда будет того или иного организатора. Она может быть хорошим корпоративным инструментом, но не более того. Выход такой электронной площадки даже на региональный уровень маловероятен.

- Какие крупнейшие в России площадки?

- Назову только самые конкурентоспособные, в категории b2b. ЭтоB2b –center, TenderPro и Setonline.

- А татарстанская, по-вашему, слабовата?

- Решает клиент. И московская, и татарская площадки, наверное, еще долгое время будут иметь региональные компоненты, от которых достаточно сложно избавиться. У региональных площадок другая задача - сохранить систему регионального заказа.

Арслан Минвалеев

P.S. Завтра «БИЗНЕС Online» опубликует ответное интервью главы агентства госзаказа РТ Якова Геллера, в котором он высказывает свои аргументы по затронутому кругу вопросов.