НА  АВТОГИГАНТЕ ОТРИЦАЮТ, ЧТО ХОТЯТ РАСПРОДАТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ЗЕМЛИ  ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО КОТТЕДЖЕЙ 

В начале марта  на очередном судебном заседании  встретятся представителя национального парка «Нижняя Кама», управления Росимущества по РТ и ОАО «КАМАЗ» - по вопросу незаконной приватизации автогигантом земель нацпарка. В Арбитражном суде ПФО будет рассматриваться кассационная жалоба КАМАЗа на решение самарского апелляционного  суда. В конец прошлой недели представители нацпарка решили донести до масс -медиа свою точку зрения на спор. Как заявили БИЗНЕС Online на КАМАЗе, прошедшую пресс-конференцию они расценивают как давление на суд.  

НАЦПАРК ГОТОВ ИДТИ ДО КОНЦА

Место для пресс-конференции представители национального парка «Нижняя Кама», которая прошла в минувшую пятницу, оказалось с говорящим названием: казанское кафе «Точка кипения». Здесь они представили аргументы, которые собираются использовать в ходе предстоящего судебного разбирательства.   

Напомним, уже  не первый год ОАО «КАМАЗ» и национальный парк «Нижняя Кама» спорят о принадлежности 500 га земли на территории нацпарка («БИЗНЕС Online» неоднократно писала о спорах сторон). До начала 90-х годов земли были закреплены за КАМАЗом, и на них строились объекты соцкультбыта (базы отдыха, детские лагеря и санатории). В середине 90-х ряд участков КАМАЗа вошли в границы нацпарка. Но в 2009 новое руководство автогиганта (непомнящее ситуацию 90-х) посчитало, что они могут быть приватизированы. КАМАЗу удалось в Арбитражном суде РТ доказать свое право на владение землей, но нацпарк с решением не согласился. В декабре 2010 года Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд Самары удовлетворил жалобу нацпарка «Нижняя Кама» и признал недействительным постановление главы Тукаевского муниципального района о передачи земельных участков в собственность ОАО «КАМАЗ»…  

Представители нацпарка решили встретиться с представителями  СМИ в преддверии очередного судебного разбирательства и рассказать о положении вещей в настоящее время. Нацпарк твердо намерен бороться за земли до конца, объясняя это одним аргументом – земли включены в состав нацпарка по закону, и если не удастся установить контроль сейчас, то при возможном переходе их в руки КАМАЗа контролировать и сохранять земли уже не удастся. Дирекцию нацпарка также интересует вопрос, что же мешало КАМАЗу строить свои объекты раньше. 

Было заявлено, что если нацпарк  проиграет суд в марте, то представители  пойдут дальше и обратятся в Высший арбитражный суд, решение которого поставит в деле окончательную точку. Если же Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставит решение самарского суда, то спорные земли отойдут к национальному парку.  

БАЗЫ  ОТДЫХА НА ЗЕМЛЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

По словам юридического представителя нацпарка Светланы Каштановой, земли выделялись КАМАЗу из гослесфонда, - это могли бы подтвердить правоустанавливающие документы, а они в заседаниях КАМАЗом не представлялись.  

Некоторые участки, предоставленные КАМАзу под строительство пионерлагерей, спортивного комплекса, на протяжении более 20 лет так и остались незастроенными, утверждает Каштанова. Сейчас на этих участках около двухсот собственников – они имеют право собственности на здания, но не на земли. И соответственно, теперь их имущество находится на землях КАМАЗа с категорией "земли промышленности". Если решение самарского суда не будет оспорено в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, то собственники будут регулировать вопросы аренды земли с территориальным управлением Росимущества по РТ, которое является уполномоченным органом государственной власти и представителем собственника земель – Российской Федерации.  

«Одно дело быть арендатором у КАМАЗа, другое –  у государства. В первом случае, размер аренды может быть совершенно любой, и КАМАЗ в любой момент может захотеть использовать земли для промышленных целей, во втором –  собственники могут рассчитывать на стабильную аренду земли от государства. КАМАЗ через какое-то время, как собственник земли, может решить построить на этой земле промышленный объект. Что тогда будет с собственниками, неизвестно. В любом случае – выкупить землю у частного собственника они не могут», - подчеркнула Каштанова. 

ПОШЛИ НА УСТУПКИ

«Первоначально  в споре находились всего шесть земельных участков. Но так как Арбитражный суд РТ отказал в наложении КАМАЗу запрета делить и продавать земельные участки на время судебных разбирательств, то КАМАЗ смог в процессе суда разделить три участка на 47, а потом продать 25 из них своему представителю - гражданину, который представляет интересы КАМАЗа во всех судебных процессах с 2009 года», - сообщает  Каштанова. 

При этом процесс  дробления продолжается и сейчас. Представители нацпарка могут только предположить,  что раздробленные  земли КАМАЗ планирует продать  под индивидуальную застройку. Размер 10 соток весьма удобен для возведения коттеджа, подходящий пионерлагерь на таком пятачке получится едва ли.  

В настоящее  время в спор за земли включилось территориальное управления Росимущества по РТ, которое подало иск в Арбитражный  суд РТ о том, чтобы признать ничтожным договор купли-продажи спорных земельных участков ОАО «КАМАЗ» и признать право собственности России на эти участки.  

В мае 2010 года КАМАЗ  пошел на уступки и произвел добровольно ограничение применения в пользу национального парка на 372 га, которые определил по своему усмотрению. На эти земли теперь распространяется режим заповедника. При этом, по мнению представителей нацпарка, КАМАЗ, таким образом, уступил «проблемные» и неинтересные земли, в частности, занятые арендаторами. В то же время, в число «режимных» объектов не вошли «чистые», не обремененные арендаторами участки, которые впоследствии можно разделить и продать. 

КАМАЗ: ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ЗАКОНУ

Ситуацию для  «БИЗНЕС Online» прокомментировали и представители КАМАЗа. 

Олег  Афанасьев - директор департамента по информационной политики ОАО «КАМАЗ»: 

- Правоустанавливающим документом на землю является государственный акт, подтверждающий право выделения земель автоконцерну. А он уже делается на основе постановления совета министров. Эти документы без распоряжения совмина никто бы не выдал. А в суде их не показывают потому, что постановления совмина в суде не требуют.  

Что касается арендаторов, то мы с чужой собственностью ничего не сможем сделать, потому что нам, как  и нацпарку, придется договариваться, выкупать у них ее. А так, чтобы мы пришли и снесли постройки, скажем, – этого, разумеется, не будет. Мы можем поступить только в соответствии с законом.  

Касательно утверждения  о том, что «раздробленные по 10 га земли КАМАЗ планирует продать для застройки коттеджами» - мы неоднократно говорили, что на этих участках будут социокультурные оздоровительные комплексы КАМАЗа! Никаких других объектов на этих участках мы строить не планируем. Кроме того, прошедшую пресс-конференцию можно расценивать как давление на суд! 

Николай Шауклис - представитель ОАО «КАМАЗ»: 

- Когда образовался  нацпарк «Нижняя Кама», 371 га постановлением совета министров РТ должно было войти в состав нацпарка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Площадь нацпарка 26,1 тысяч га, из них в постоянное пользование нацпарку переходило 17,5 тысяч га, остальные земельные участки перешли «без изъятия из земель сельхозэксплуатации». Ведь порядка 7,8 тысяч га были землями колхозов, совхозов. А 493 га – землями предприятий под объектами социальной сферы. В том числе 371 га – ОАО «КАМАЗ». Соответственно должна была пройти процедура согласования выделения этих земель. Но этого сделано не было. Документов согласований с КАМАЗом, документов о землеустроительных процедурах нет. В 1998 году вышло постановление об изъятии у КАМАЗа земель – 384 га. Но, опять же, непонятно каких. В результате всего этого 10 лет был правовой вакуум.  

Мы его в 2009 году прекратили, долго судились, дошли даже до Верховного суда. И в соответствии с судебными решениями оказалось, что у КАМАЗа никто никаких земель в установленном законом порядке не изымал. Как у нас были госакты на 669 га, так они у нас и остались. Затем, в соответствии с требованиями закона «Об обязательном переоформлении госактов на право бессрочного пользования», нужно было переоформить земли либо в аренду, либо в собственность. И мы переоформили в собственность. Затем мы столкнулись с тем, что в каком-то постановлении совета министров на наши земли должен быть распространен режим ограничения. Мы обратились в минприроды, в нацпарк – сказали: «Ребята, давайте соберем комиссию и определим, как оно должно быть, приведем в соответствии с законом». Но наши предложения были проигнорированы. Мол, нет у КАМАЗа земель, всё принадлежит нацпарку. Почему? «Потому что мы так хотим и закон нам не писан». И начались суды. 

В соответствии с главой 12 Гражданского кодекса РФ – «Самозащита прав» – мы провели размежевание своих земельных участков, и зарегистрировали в регслужбе обременение на землю. Это земли собственников и пользователей в границах нацпарка без изъятия из сельхозэксплуатации на 372 га. Те же земельные участки, которые не вошли с этим обременением, они, как были нашими, так и остались. И мы уже подали иск в Арбитражный суд РТ об обязании Росимущества и нацпарка «Нижняя Кама» провести государственную регистрацию обременения. Мы же сами сделали, заплатили достаточно большую пошлину, показали им – а нацпарк этого не признает. Почему – непонятно. Позиция КАМАЗа в данном вопросе – все должно быть по закону. 

Наталия Токранова
Сергей Афанасьев