Константин Хабенский Константин Хабенский

НОВЫЙ СМЫСЛ В СТАРЫХ СЛОВАХ

Открытие резиденции АРТХАБ на Лобачевского, 11 в пятницу вечером напоминало встречу выпускников, которые не виделись чуть ли не с самого окончания вуза, а если прислушаться, то сильно походило на спектакль «Квартета И» про «Разговоры мужчин среднего возраста...». Михаил Волконадский, исполнительный директор пространства, не без помощи народного артиста РФ Константина Хабенского, который из-за границы буквально на один день прилетел в Казань для поддержки проекта, сумел собрать на одной закрытой вечеринке людей, знающих друг друга с молодости, но из-за разных жизненных обстоятельств не видевшихся чуть ли не тысячу лет. И куда ни посмотри, везде люди творческие. Правда, мужчины уже с проблесками первой лысины... И тем не менее в глазах некоторых проглядывалась легкая зависть: известный казанский шоумен сумел раздобыть под свои проекты исторический особняк XIX века, а в партнерах у него один из самых известных отечественных артистов.

Обилие еды и алкоголя только сокращало годы нереализованного общения. Среди гостей можно было заметить и диджея «БИМ-радио» Артема Рычева, и вокалиста «Волги-Волги»  Антона Салакаева, а когда в зрительном зале перед официальным открытием появился молодой муж и экс-глава аппарата мэрии Казани Игорь Сивов, то людей, желающих заключить его в свои дружеские объятия, практически нужно было организовывать в очередь. Как позже признался Волконадский, старый товарищ Сивова по КВНу, случайных людей в этот вечер в новом театральном пространстве, которое вмещает чуть меньше 100 человек, не было.

«Я берусь за этот проект просто потому, что это новая для меня история, — рассказывал Хабенский журналистам на пресс-конференции, которая состоялась чуть ранее. — Если бы я проходил через подобный проект ранее, я участвовал бы, наверное, сейчас как советчик, не более того. Как и несколько лет назад, Татарстан бурлит и жаждет новых свершений. Тут собралась команда людей, которая хочет сделать что-то новое у себя дома, и столица республики выступила  экспериментальной площадкой творческого начала. Это созидание и объединение людей в направлении театра и кино». Хабенский уверен, что новое заведение, которому он не побоялся дать свое имя, для тех, у кого есть определенные наработки, но они не собраны в единое целое. Соединение творческих людей и попытка найти что-то свежее, интересное и убедительное — это является главным смыслом существования.

Организаторы ожидают, что в год смогут запустить три-пять интересных проектов. Уже есть договоренность, что со своими мастер-классами приедут режиссер Александр Велединский и клоун, актер, режиссер Леонид Лейкин. Сам Хабенский планирует приезжать в Казань по мере появления новых театральных идей. Кстати, если будут интересные планы по постановке спектаклей или фильмов на татарском языке, то организаторы проекта готовы учитывать и этот местный компонент. «Много лет назад я создавал детские  студии творческого развития в Казани и в 10 городах страны именно потому, что я не знаю, как надо, но как не надо, я точно знаю. Мы хотим вложить в те слова, которые уже забиты и превратились в черт знает что, тот смысл, который в них когда-то был заложен изначально. Это и есть новая форма», — говорит Хабенский.

«МНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ЭТО МЕСТО БЫЛО ПРОСТО РЕСТОРАНОМ»

Меценатом, который не только помог с помещением, но и отремонтировал его, стал известный в Казани бизнесмен Яков Маргулис. Хотя сам он себя таковым не считает: ему просто любопытно, что из всего этого получится. «К искусству я, конечно, отношение имею, хоть и не такое плотное, — поведал он свою историю перед VIP-аудиторией. — Я окончил музыкальную школу, а потом стал играть на гитаре и даже записал диск. Но не это главное. Здание хорошее, и оно ждало этого момента лет 15. Я приобрел его в 2000 - 2002 годах, где-то так. Предполагалось открыть ресторан, какой-то банк выходил на меня, чтобы я передал его в аренду. А мне не хотелось, чтобы это здание было просто рестораном, и наконец сейчас все срослось».


Однако Маргулис не сразу привел Волконадского с его театром «Сдвиг» на Лобачевского. Вначале на просьбу шоумена помочь ему с помещением Яков Израилевич предложил ему 150 метров в ЦСК «Смена»: «И потом я пришел, смотрю, они неплохо сорганизовались, спектакли идут — все замечательно. Я увидел несколько их постановок за какое-то время, а потом предложил Михаилу данное помещение. Однако он согласился не сразу, потому что работы предстояло очень много». По словам собственника, этот особняк постройки середины XIX века принадлежал дочери писателя Аксакова, ее племянница была замужем за Бутлеровым, и супружеская пара проживала здесь. А 20 лет назад на этом месте располагалась «Аптека № 6»... Здание находится под охраной министерства культуры, и, как заметил Хабенский, по пальцам можно пересчитать случаи, когда проект рождается и ему предлагаются роскошные архитектурные условия и возможность творить.

В итоге в распоряжении Волконадского и Ко оказалось 600 метров площади в центре города. На ней будут представлены театр «Сдвиг», который будет основным резидентом, школа актерского мастерства «Ок.но» и само творческое пространство, где будут рождаться проекты. Говорят, в зрительном зале даже планируется появление камина, правда, пока технически непонятно, как его установить... Хабенский поставил для себя планку — через два года оглянуться и посмотреть, что же в итоге получается с этим проектом. Если эксперимент будет признан удачным, то можно ожидать открытия подобных творческих лабораторий в других городах страны. «Может, нас засыпят сразу новыми идеями, и мы  скажем, что на 5 лет закрылись для реализации этих проектов. А если не появится этих предложений, то будем заниматься „Сдвигом“ и „Ок.ном“ и ждать, когда же интересные идеи появятся. Просто так для галочки работать уже не хочется, не очень интересно», — говорит народный артист России.

«Мы берем за основу историю с акселерацией, когда с подключением разных экспертов и технологии дается возможность быстро превратить идею в замысел, замысел в концепцию, а концепцию в дорожную карту, — говорит Анна Фельдман, программный директор заведения. — Но большая часть бизнес-инкубаторов отпускает своих людей. Для нас важно перейти в третий этап. Первый — это помочь им понять, как реализовать свой проект в теории. Второй — воплотить его в жизнь. И третий момент — признание ценности этого творческого продукта как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны зрителей».

«МЫ В СВОЕ ВРЕМЯ РУКАМИ ТОЧНО ТАК ЖЕ ДЕЛАЛИ АМФИТЕАТР»

«Я понял, это как раз то место, которое может быть альтернативой академической школы: института культуры и театрального училища, где обучают по старым канонам, — признался режиссер-документалист, кинооператор Николай Морозов. — Тут будет тот синтез, который заставит людей жить командой. На сегодняшний день я работаю в институте, и мне обидно, что молодежь разобщена. Надо создавать команду. Наконец-то в нашей деревне нашлась площадка, в которой это можно воплотить». «У нас не деревня», — с легким раздражением и снобизмом в голосе произнесла одна из представительниц молодого поколения, проходившая мимо. «Москва — это большая деревня, Казань — средняя», — со знанием дела отметил Морозов. 

Правда, Хабенский ушел от ответа на вопрос «БИЗНЕС Online», почему академические театры теряют свою популярность, а небольшие театральные проекты, наоборот, набирают ее. Отказался он и сыграть в постановке театра «Сдвиг», ибо, ознакомившись с ролью понял, что все-таки придется уделить время репетициям, которого у него нет, а авантюристом в Казани ему быть в этом плане не захотелось.

«Я окончил театральный институт на Моховой, и у нас там была аудитория №51. И я опять как будто бы оказался  в этой аудитории, — вспоминает Хабенский. — Мы в свое время руками точно так же делали амфитеатр, так же выложились для того, чтобы творить, дерзать, фантазировать. Это пространство очень похоже на ту аудиторию, просто с того момента прошло много времени. Также там висела корабельная рында, и перед  каждым уроком мастерства, которое начиналось в четыре часа дня, а заканчивалось, когда закрывалось метро, и некоторые оставались там же на ночлег, раздавался звон колокола, с которого и начиналось наше погружение в фантазии, этюды, споры. Тут тоже есть рында, это очень символично».

«Я бы хотел, чтобы этот звук рынды тоже означал, что люди в АРТХАБе начинают заниматься творческим поиском», — отметил артист и дернул за колокол, тем самым обозначив возможно новый этап в театральной жизни города.