В ВЫХОДНЫЕ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ИЗО МУЗЕЯ КАЗАНИ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА КУЛЬТОВЫХ ВЕЩЕЙ ЭПОХИ ЗАСТОЯ

Посмотреть, как из джинсов делают культ, можно было выходные в выставочном зале ИЗО музея. Почетным гостем выставки стал мэр Казани Ильсур Метшин, который в неформальной обстановке рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», как молодому поколению тяжело объяснить, что такое джинсы.

«В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ КАЗАНЬ «ОБЪЕХАЛА» МОСКВУ»

Первая в мире и, по сути, единственная выставка джинсов, из которых в 70-е и 80-е годы в России сделали культ, открылась в эти выходные в Казани в стенах выставочного зала ИЗО музея.

Первая и единственная, потому что только в России в 70-е и 80-е годы о джинсах мечтали больше, чем о новом велосипеде, магнитофоне или портфеле. Гость выставки - мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, что стал считать себя реализованным человеком тогда, когда у него появились первые в жизни джинсы. «Это были не Levis и не Lee, назывались джинсы Avis. Мне казалось, что я жизнь прожил не зря: я в третьем классе, у меня уже жизнь состоялась, я достиг всего, о чем можно мечтать», - сообщил Метшин.

Мнение мэра Казани о «джинсах, как эпохе» разделил директор музея социалистического быта, частью экспозиции которого и является выставка джинсов, Рустем Валиахметов. «Это выставка – свидетельство того, что в очередной раз Казань «объехала» Москву», - подчеркнул Валиахметов. Джинсы также стали эпохой и для таких известных людей России, как Андрей Макаревич, Игорь Сухачев, Вячеслав Бутусов, Сергей Шнуров, Анжелика Варум, Александр Розенбаум и других, передавших свои джинсы в дар музею. Правда, сам Ильсур Раисович свои джинсы музею так и не оставил….

МЕТШИН: ДЖИНСЫ, КАК 20 МИНУТ СВОБОДЫ

Общий дух, царивший на выставке, можно было охарактеризовать, как неформальный и сугубо творческий. Несмотря на присутствие известных лиц, среди которых были экс-барабанщик «Машины времени» Максим Капитановский и редактор музыкального «самоиздата» «Токсикоз», автор журнала «Гнилая тусовка» Сергей Мурманский, и огромное количество фотографов, пытавшихся поймать интересные кадры, никаких официальных и пафосных слов «с высоких трибун» в честь открытия произнесено не было.

Параллельно беседе, которую с журналистами в разных концах выставочного зала вели Валиахметов и Капитановский, играла музыка групп «Листья травы», «Медвежий угол», «Братья Блюз» и других.

Неформальность встречи подчеркивал и внешний вид градоначальника – никакого классического костюма, а исключительно джины темно-синего цвета, легкая курточка, шарф, повязанный вокруг шеи, и коричневые ботинки. Мэр признался, что он вообще-то не обдумывал своей внешний вид для посещения выставки. «Я пришел в джинсах не специально, а потому что рабочий день уже закончился, - сказал мэр. - Джинсы я ношу часто, пять-шесть раз в неделю. Раскрою секрет: на работу еду и возвращаюсь не в костюме. И в эти 20 минут ощущаю себя свободным человеком. Только когда снимаешь галстук и надеваешь джинсы, приходит ощущение, что рабочий день кончился».

МУЗЕЙ СОЦБЫТА К УНИВЕРСИАДЕ

Наблюдать за тем, как люди разных поколений изучали индийские «Милтонс», цыганские Montana или болгарские «Рила», было забавно. Поколение, рожденное в 90-е, с любопытством изучало кассетные магнитофоны и телевизоры «Горизонт», казавшиеся предметами далекой истории. Представители поколения 60-70-х не столько и не только разглядывали джинсы и предметы эпохи своей юности, сколько просто беседовали.

Так, в неформальной беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Метшин рассказал, что молодому поколению тяжело объяснять, чем были джинсы для них. «Когда я своему помощнику, ему не более 20-и лет, стал рассказывать, чем были джинсы для нас, то увидел непонимающий взгляд», - рассказал Метшин.

Экс-барабанщик группы «Машина времени»  Капитановский также отметил, что джинсы, которые Андрей Макаревич передал в дар музею, несмотря на то, что в них музыкант записывался на легендарной «Битловской» студии ABBEY ROAD, ценны не сами по себе, а как предмет определенного времени. А директор музея социалистического быта у ярко-голубых джинсов тутовской швейной фабрики с поэтическим названием «Мечта курортника» не смог сдержать эмоций и обнял манекен.

Отметим, что больше всего мэр Казани ностальгировал по популярному в середине 70-х годов велосипеду «Уралец». Увидев его, мэр вспомнил, как у него в юности украли велосипед. А покидая выставку, отметил, что будет способствовать тому, чтобы в Казани появился полноценный музей соцбыта. «Мне бы очень хотелось, чтобы такой музей в Казани появился, особенно в преддверии Универсиады и чемпионата мира по футболу», - сказал мэр.

Надежда Замалиева
Фото Ильи Лавриненко

P.S. Джинсы могут скоро стать роскошью

К концу года белье подорожает на 50%, джинсы не менее, чем на 70%, предупреждают производители. Дело в том, что фунт хлопка подорожал на 10%%, а с начала года рост цен на это сырье составил 44%.

В пятницу цены на хлопок достигли исторического максимума. На бирже ICE Futures в Нью-Йорке стоимость фунта превысила $2. Фьючерсные контракты с поставкой в мае торговались по $2,04 за фунт ($4498 за тонну). За три дня цены выросли на 18 центов. Скачок спровоцировало сообщение министерства сельского хозяйства США о росте объема продаж сырья за неделю: он увеличился на 63% по сравнению с данными за предыдущую неделю.

С начала текущего года хлопок подорожал на 44%, подсчитали в Reuters. А с августа прошлого года — начала торгового сезона — мировой индикатор цен на хлопок Cotlook A Index подскочил в 2,6 раза, с $1903 до $4993 за тонну, говорит директор агентства «Антитэкс» Владимир Сидоркин.

Причина роста цен — сокращение запасов хлопка: с лета прошлого года они уменьшились на 84%, передает Bloomberg. Это произошло из-за наводнений в Австралии, которая занимает четвертое место в мире по объему экспорта хлопка, и Пакистане.


Рост цен спровоцирован также увеличивающимся спросом на одежду из натуральных тканей. Производители верхней одежды и белья держат фабрики в Китае, что превратило страну в крупнейшего в мире потребителя хлопка. В прошлом году Китай увеличил объем производства изделий из хлопка на 14%.

Из-за роста мировых цен текстильные изделия, при производстве которых этот материал используется, — джинсы, нижнее и постельное белье — к маю текущего года могут подорожать на 25—30%, говорит Сидоркин.

Производители и продавцы текстильных изделий считают, что цены вырастут сильнее. Из российских тканей шьют только спецодежду, а материал для модельных изделий покупают за рубежом — в Китае или Объединенных Арабских Эмиратах. «В июле прошлого года я взял в Китае образцы ткани для джинсов. В декабре мне подтвердили цену на них, она была на 50% выше, чем летом», — рассказал директор фабрики по производству джинсовой одежды Morozoni Виктор Морозов.

С учетом стоимости издержек, роста цен на сырье и ткани джинсы через год подорожают на 70%. «К лету цены вырастут на 20%, осенью — на 50%»,— говорит Морозов. По его словам, производители на рост цен на сырье реагируют не сразу. Коллекции шьют за полгода до начала сезона. Поднимать цены в момент продажи продукции невыгодно. «Всегда будут те, кто этого не сделает, к ним и уйдут клиенты», — пояснил Морозов.

Газета.ру

Фоторепортаж: Выставка джинсов в Казани