"БИЗНЕС ONLINE" ПРОВЕЛа РЕВИЗИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИВИИ И ТАТАРСТАНА: НЕФТЬ, ПОРОХ, ВЕРТОЛЕТЫ И ДЕПЕШИ ИЗ WIKILEAKS

Сегодня «БИЗНЕС Online» стали известны тревожные новости из Ливии, касающиеся специалистов из РТ, находящихся в этой стране, где сейчас фактически идет революция. Как сообщил источник нашего издания в Татнефти, в 6 часов утра состоялся последний телефонный разговор с татарстанскими нефтяниками и с тех пор возобновить связь с ними не удается. По различным данным, в Ливии сейчас находятся от 30 до 100 специалистов Татнефти. Татарстанская компания, первой из нефтяников РФ начавшая работать в Африке, еще совсем недавно имела здесь амбициозные планы…

БЕСПОРЯДКИ РЯДОМ С ТАТНЕФТЬЮ 

Сегодня стало известно, что около 350 российских граждан, которые работают в Ливии, включая сотрудников РЖД, из-за беспорядков не могут покинуть страну. Об этом сообщило «Эхо Москвы» со ссылкой на представителя компании «Зарубежстройтехнология» Валентина Манжиева, который связался с радиостанцией.

Это тревожные новости приобретают особое значение на фоне того, что в этой североафриканской стране работает и несколько татарстанских компаний, а именно Татнефть и нефтесервисная компания ТНГ-Групп.

По данным мировых СМИ, несмотря на то, что основные боевые столкновения с оппозицией происходят в городах Бенгази и Эль-Байда, волнения прошли и в Сирте, где родился Муаммар Каддафи и  где работает Татнефть. Поэтому беспорядки, видимо, все-таки не могли не сказаться на деятельности татарстанских нефтяников.

В конце дня РИА «Новости» сообщало, что Газпром и РЖД, работающие в Ливии приступают к эвакуации своего персонала. Ранее, в середине дня появилось сообщение Интерфакса со ссылкой на анонимного представителя Татнефти, который заявил, что на данный момент в Ливии находится "в пределах 100 сотрудников" компании. Он отметил, что с работниками в Ливии имеется сотовая связь, ведется переписка по интернету, правда, с перебоями. Представитель компании отметил, что сотрудники в Ливии в настоящее время "работают в рамках контракта". Об их возможной эвакуации ничего не сообщается, в пресс-службе Татнефти «БИЗНЕС Online» по этому поводу ничего сказать не смогли.

Ближе к концу рабочего дня корреспонденту газеты удалось на условиях анонимности побеседовать с высокопоставленным источником в ОАО «Татнефть». Он сообщил нам информацию, которая несколько отличалась от того, что сообщалось прежде и выглядела более тревожной.

«В Ливии сейчас находятся около 30 сотрудников «Татнефти», включая членов семей. Проверенной информации о том, все ли у них в порядке, на данный момент нет, связи нет – ни сотовой, ни другой. По официальной информации, все нормально… Не знаю, кому верить… В последний раз наши сотрудники выходили на связь сегодня, примерно в 6 утра. О том, что им что-то угрожает, речи не шло – они же по домам сидят».

«СМИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РАЗУМНОГО ПОЛИТИКА ЭДАКИМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ КЛОУНОМ» 

Напомним, что подготовка к выходу татарстанских нефтяников в Ливию началась еще десять лет назад. Этим занимался лично Рустам  Минниханов, тогда еще премьер-министр РТ.

В феврале 2001 году начался визит татарстанской делегации во главе премьером. Был в составе группы тогда и вице-премьер-министр экономики и промышленности РТ Сергей Когогин (ныне гендиректор КАМАЗа). Татарстанцам в ходе визита даже удалось встретиться с вождем ливийской революцией  Каддафи. Хотя в первоначальной программе встреча с главой североафриканской страны не планировался.

«Несмотря на скандальные публикации в прессе, - заявил государственный советник при президенте РТ Тимур Акулов, произвел на нас впечатление здравомыслящего и уравновешенного человека. 45-минутная встреча убедила татарстанцев в том, что пресса в очередной раз искажает факты и представляет разумного политика эдаким непредсказуемым клоуном», - писала тогда газета «Республика Татарстан».

Во время встреч с руководителями правительства Ливии Татнефть предложила поделиться технологиями и разморозить скважины, где обводненность нефти достигает 20%. Гендиректор Татнефти Шафагат Тахаутдинов убеждал ливийцев, что это верх расточительности. Татнефти разрабатывает скважины с 80%.

 Когогин также предложил организовать совместное производство по сборке грузовиков "КАМАЗ" и попытался приостановить контракт Ливии с компанией "Эрбас" на поставку пассажирских лайнеров на сумму $9 млрд. Татарстанцы предложили вариант поставки казанского самолета Ту-214 взамен европейской машины. "В любом случае, - заявил  Когогин, - следующий визит делегации Татарстана в Ливию состоится на самолете Ту-214. Эту машину лучше один раз показать, чем долго о ней рассказывать".  

БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ВАС

Согласно годовому отчету Татнефти за 2009 год из более чем $58 млн. зарубежных инвестиций львиная доля приходится именно на Ливию ($43,8 млн.). Разработка на скважине A1-82/04 на месторождении нефтяного блока в районе Гедамес позволила компании получить приток нефти в объеме 400 баррелей в сутки.

В октябре 2010 года, во время визита председателя национальной нефтяной корпорации Ливии Шукри Ганема в Казань, глава Татарстана напомнил, что нефтедобывающая компания «Татнефть» работает в Ливии с 2005 года, и в целом на эти проекты было направлено около $200 млн.

Татнефть в Ливии работает в рамках соглашения на разведку и раздел продукции (СРРП) с национальной нефтяной корпорации Ливии (Libyan National Oil Company - NOC) сроком действия 25 лет. Ливийский филиал татарстанской компании был зарегистрирован в Триполи в июне 2005 года. Тогда Татнефть стала первой российской компанией, вышедшей на нефтяной рынок Ливии. В октябре 2005 года в рамках второго открытого международного тендера, объявленного NOC, Татнефть подписала соглашение на разведку и раздел продукции в районе Гедамес. В ходе третьего международного тендера, состоявшегося в декабре 2006 года, компания выиграла право работать еще на трех нефтяных участках в бассейнах Гедамес и Сирт.

Кстати, приход Татнефти в Ливию не остался незамеченным госдепом США. «БИЗНЕС Online» удалось обнаружить в базе WikiLeaks депешу американского посольства, датированную мартом 2008 года,  в которой подробно описывается деятельность российских компаний в ливийской Джамахирии в связи с возможным приездом Владимира Путина к  Каддафи.

«Что касается коммерческих интересов, Мартынов (Анатолий Мартынов, советник посольства России в Ливии – ред.) отметил, что нефтегазовая и георазведовательная  компании "Татнефть" двигалась вперед, проводя сейсмическую разведку блоков в бассейнах Гедамес и Сирт. Она гарантировала в декабре 2006 в рамках переговоров с Национальной нефтяной корпорации и заключенного соглашения о разделе продукции (EPSA). (Примечание: "Татнефть" выиграла право разработки на блоки в районе 82 и 98 в бассейне Гедамес и блоки в области 69 в бассейне Сирта».

НАЧИНАЛИ С ОБОРОНКИ

Ливия, в отличие от своих североафриканских соседей – Туниса и Египта с момента начала внешнеполитической изоляции в 70-е годы прошлого века никогда не имела славы популярных курортных зон. Западные элиты наградили ее «почетным» званием «страны изгоя». Неслучайно отсюда, что первоначально внешнеторговые отношения между Россией (а ранее СССР) и Ливией во многом носили военный характер.

В этом же русле можно рассматривать поставки тогда еще Советским Союзом в Ливийскую Джамахирию бомбардировщиков средней дальности Ту-22 производства КАПО им. Горбунова и продукции судов Зеленодольского судостроительного завода им. Горького. Позже, весной 2003 года стало известно, что военное министерство Ливии, Рособоронэкспорт и казанское НИИ химпродуктов, входящее в состав ФГУП “ФHПЦ” ГКHПП им. Ленина (в обиходе - “поpоховой завод”) активно обсуждают в настоящее время условия поставки режиму полковника Каддафи боевых изделий. Речь, скорее всего тогда шла о порохе для артиллерийских снарядов. Пеpвый заместитель генеpального диpектоpа - главный инженеp пpедпpиятия Ильдус Самитов ограничился только самой общей информацией. По его словам, непосpедственные контакты с ливийцами осуществляет Рособоpонэкспоpт, казанские поpоховщики - лишь “технические” исполнители. Обсуждение заказа началось в 2001 году, контpакты заключены в 2002-м. 

ВЕРТОЛЕТЫ «ПРИТОРМОЗИЛИ»

В феврале 2010 года Россия и Ливия подписали контракт на сумму 1,3 млрд. евро на поставки вооружений. Как полагают эксперты, большой объем в пакете контрактов занимала вертолетная тематика: ливийской стороне были предложены к закупке несколько десятков вертолетов четырех типов с тренажерами. Однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ОАО «КВЗ» по внешнеэкономическим связям Валерий Пашко, поставки Ми-8 (транспортные) и Ми-14 (противолодочные) были еще в советские годы, сейчас связи с Ливией «притормозились». Отметим, что следует учитывать традиционную сверхзакрытость информации о каких-либо экспортных делах КВЗ.

Своими впечатлениями о визитах в Ливию в 90-е годы с «БИЗНЕС Online» поделился бывший сотрудник экспортного отдела КВЗ Михаил Тихонов:

«Я бывал там наездами, работа была связана с вертолетами Ми-14. Показали они себя великолепно! Единственная незначительная проблема была связана с тем, что краска облезала. А конкурентами на этом рынке у нас были французские «Суперфрелоны»… Отношение к русским в Ливии было иным, нежели в других странах региона, где нас принимали очень хорошо – ведь мы все для них делали. В Ливии, наоборот, никакого «предпочтения» для русских не было. И есть в ливийцах эдакое высокомерие, что ли… Что думаю о нынешних событиях? У меня такое впечатление, что это наши американские «друзья» постарались. А то с чего бы вдруг все страны в регионе поднялись? Кто-то шептал, готовил людей».

Отметим, что поначалу ливийцы скептически отнеслись к Ми-14, и для базирования в Триполи были выбраны «Суперфрелоны». Однако в ходе эксплуатации тех и других машин настроения кардинально изменились. В итоге, к купленным изначально шестнадцати Ми-14 были приобретены еще столько же.

Сегодня вооруженные силы Ливии на 90% укомплектованы техникой советского производства. По разным данным, в вертолетном парке насчитывается 12 Ми-14 и 25 Ми-8/Ми-8МТВ. По оценке специалистов, эта техника устарела и требует модернизации. И у Триполи были планы на этот счет. Более того, Ми-14 зарекомендовал себя в Ливии столь хорошо, что ливийцы хотели закупить новую партию таких вертолетов. В прессе даже появлялись сведения о том, что в Казани возобновят серийный выпуск. Тогда реализовать эти намерения мешало эмбарго ООН на поставки вооружений в эту страну, отменное в 2000-м.                         

 

 

Комментарии 

Радик Вахитов - представитель МИД РФ в Казани:

- Пока информации о том, что происходит с гражданами России в Ливии, нет. Но, по сообщению посольства России в Ливии, об эвакуации наших граждан, которые работают там на нефтепромыслах, речь не идет, нет никаких данных и о том, что кто-то пострадал».

Сергей Войтович - заместитель начальника по тематическим работам   геологоразведочного управления ОАО «Татнефть»:

- Я не уполномочен давать какие-либо комментарии. Я сам в Ливию лет пять подряд ездил. Нормальная страна, развитая, причем с каждым годом все более и более. Не знаю, почему на Востоке вдруг так с головами плохо стало.

Ида Ильина – проректор по учебной работе и дополнительному образованию альметьевского государственного нефтяного института:

- В прошлом году четырнадцать ливийцев три месяца проходили курсы повышение квалификации по специальности «Техника и технология добычи и сбора нефти, геология нефти и газа». Лекции им читали по-английски – преподаватели работали в парах с переводчиками Татнефти, института ТатНИПИнефть, а также нашего института… Ливийцы показали себя очень дотошными специалистами. Были бытовые нюансы, приходилось кое с чем разбираться - южный народ… Следующую группу ливийцев планировали встретить 4 апреля. Не знаю, как будет, но мы готовимся.

Тимур Латыпов,

Арслан Минвалеев,

Евгений Сергеев

Справка

Ливия (официальное название — Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия) — государство в Северной Африке на побережье Средиземного моря, самая восточная страна Магриба. При площади 1 759 540 кв. км, 90% которой занимают пустыни, Ливия — четвёртая по площади страна Африки и семнадцатая в мире. В столице - Триполи - проживают 1,7 млн. человек из 6,3 млн. ливийцев.  Основу экономики Ливии преимущественно составляет добыча нефти и газа. 

По данным Татарстанстата, по итогам 2009 г. внешнеторговый оборот РТ с Ливией составляет $1 млн. При этом весь внешнеторговый оборот пришелся на экспортные поставки. По итогам 2010г., согласно данным татарстанской таможни, внешнеторговый оборот РТ с Ливией (также экспорт) вырос в более, чем 7 раз - $7,2 млн. Оборот можно считать незначительным – названные суммы очень невелики.