СОВЛАДЕЛЕЦ ОАО «КРАСНЫЙ ВОСТОК АГРО» ВЫСКАЗЫВАЕТ "БИЗНЕС ONLINE" СВОЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ СЕЛА, СЕМЕЙНЫХ ФЕРМ И ДЕМОГРАФИИ В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ

Депутата Госдумы РФ Айрата Хайруллина заинтересовала одна из наших недавних публикаций – интервью с доктором социологии Флюрой Ильдархановой. В нем, напомним, она рассуждает о демографической ситуации в республике, отмечая, что в будущем РТ еще ожидает серьезный спад рождаемости. Хайруллин, известный своими проектами на селе, предложил нашему изданию опубликовать свой комментарий к интервью ученого. Мы предлагаем этот текст вниманию читателей. 

В принципе, статья отражает реальную действительность, но это лишь следствие, а для полного понимания надо немного  коснуться истории.

В начале ХХ века в Лондоне проходила конференция, где обсуждался вопрос – когда же Россия обгонит Китай по количеству населения, хотя уже тогда в Китае проживало 300 млн. человек, а в России – всего 150 млн.  Темпы прироста населения в России были значительно выше за счёт большей рождаемости. Россия тогда уже стала аграрной державой и занимала  ведущую позицию в мировой торговле зерном и сливочным маслом, при этом население с 1897 по 1917 гг. всего за 20 лет выросло на 40 %.

В XX веке России пришлось пережить много ударов: гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, индустриализация страны, но самая большая проблема в том, что у нас в стране никогда не ценилась человеческая жизнь. Достаточно вспомнить слова маршала Жукова: «не жалей солдата, русская баба ещё нарожает».  Но даже при всем при этом, население России в двадцатом столетии ежегодно увеличивалось на 1,5 – 2,0 млн. человек  в год. Ситуация резко изменилась после развала страны в  90-х и после того, как начали завозить субсидированное  импортное продовольствие.

Дело в том, что источником роста населения всегда было и будет село. Если сравнить рождаемость на селе и в городе, то получается, что в среднем   городские жители вступают в брак в возрасте 25 лет и имеют, как правило, только одного ребенка, следовательно, за 100 лет – всего 4 человека потомства. Сельские жители создают семью в возрасте 20 лет, и рожают в среднем по три ребенка, 9 внуков, 27 правнуков, 81 праправнуков, 243 прапраправнуков. За 100 лет получается  362 человека  потомства (!!!). Поэтому задача нашего государства создать условия для проживания максимального количества людей на селе, так как ни один город не является самодостаточным. Горожане за свою жизнь воспроизводят максимум 70 % населения, поэтому без притока извне все города обречены на вымирание.

Кстати, если изучить, кто в городах имеет 2-3 ребенка, то окажется, что это те, кто в Iпервом – втором поколении – выходцы из деревни.

Напомню, что до 90-х годов Россия по населению была растущей страной, сегодня же население страны ежегодно сокращается на 400 000 – 600 000 человек. Это произошло после того, как в результате очень быстрого (2–3 года) разрушения сельхозпроизводства в стране вся потенциально многодетная молодежь устремилась в города в поисках работы, а так как большая часть их не имела не только жилья в городе, но и  была неприспособлена к городской жизни, то в лихие 90-е многие из них  были либо убиты, либо погибли в результате несчастного случая, в чем можно убедиться, зайдя на сельские кладбища и пообщавшись с местными жителями о причинах смерти похороненных там молодых людей, могил которых за 20 последних лет больше, чем за всю историю деревни.

Главное правило: люди живут только там, где есть работа, и задача России превратиться из страны, импортирующей продовольствие, в страну экспортирующую продовольствие, но это отдельная стратегия, отдельные подходы, отдельное финансирование, потому что всё, что было создано в советские времена, разрушено, а создать новое – нужны новые большие средства.

Ещё хуже то, что большая часть из тех, кто проживает сегодня на селе: это пенсионеры, и люди предпенсионного возраста, то есть те, кто уже не будет рожать, поэтому нужно действовать быстро.

Семейная ферма – это конечно, хорошо, но всё намного сложнее, чем кажется со стороны.

Во–первых, сельхозпроизводство – очень капиталоемкая отрасль, например, чтобы производить 1 литр молока в день нужно инвестировать минимум 40 рублей, то есть, чтобы произвести 1 000 литров в день, нужно вложить 14,6 млн. рублей. Чтобы наладить зерновое производство нужно минимум 400 евро на гектар, не считая элеваторов и т.д.

Но самое сложное, где вы найдете столько людей, которые хотят работать без выходных и отпусков.

В свое время в России провели болезненную коллективизацию, благодаря чему появились крупнотоварные производства, которые были очень перспективные и конкурентоспособные, так как они позволяли помимо производства продовольствия выстроить социальную инфраструктуру и улучшить условия жизни сельчан.  Работники колхозов и совхозов, в отличие от семейных фермеров, имели возможность отдыхать. И во всем мире – и в США, и в Европе  эти подходы и системы считали более перспективными. Конечно, было много недоработок, но их можно было преодолеть: построить дороги, повысить производительность труда, внедрить новые технологии. Это был вопрос времени.

Но главное, что пока Россия производила продовольствие, она не имела демографических проблем…

Айрат Хайруллин,
депутат Госдумы РФ