«Сегодня очень важным становится производить качественную продукцию» — заявил Тахир Хадеев «Сегодня очень важным становится производить качественную продукцию», — заявил Тахир Хадеев Фото: gossov.tatarstan.ru

ЭРОЗИЯ, ЗАКИСЛЕНИЕ ПОЧВ, ГУМУСА ВСЕ МЕНЬШЕ...

В республике научились производить продукты питания: зерна — больше внутренней потребности, свеклы — завались, продукции животноводства, овощеводства — в избытке. «Сегодня очень важным становится производить качественную продукцию», — заявил накануне председатель комитета экологии Госсовета РТ Тахир Хадеев. Открывая очередное заседание профильного комитета татарстанского парламента, он, по сути, открыл дверцу в эру «зеленой экономики», о которой вскользь упомянул в своем недавнем послании президент РТ Рустам Минниханов

Хадеев привел любопытные данные: в мире производится биологических сельхозпрепаратов на $8,8 млрд, причем ежегодный рост рынка — 15–16%. Но доля России в общем объеме производства биопрепаратов пока очень мала — около 1,5–2%. Но иного пути, нежели биологизация почвы, нет, считают собравшиеся ученые и депутаты, поскольку состояние земли, которую десятилетиями пичкают минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений, мягко говоря, не радует. «В Татарстане есть серьезные проблемы с почвами, — уверен завкафедрой общего земледелия, защиты растений и селекции Казанского ГАУ, профессор Радик Сафин. — У нас происходит снижение содержания органических веществ в почве, снижается биологическая активность почвы, происходит переуплотнение, развивается эрозия».

«Если бы земля научилась разговаривать на человеческом языке, на первые три дня она, наверное, рыдала бы и плакала, а потом уже начала бы рассказывать о своей боли» «Если бы земля научилась разговаривать на человеческом языке, первые три дня она, наверное, рыдала бы и плакала, а потом уже начала бы рассказывать о своей боли» Фото: «БИЗНЕС Online»

Вот что говорят о состоянии почв в РТ сухие цифры статистики: площадь эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения в республике достигает почти 2,3 млн га, из которых переувлажнено 76,9 тыс. га земли, заболочено 55,7 тыс. га, засолено 15,6 тыс. га, а более 70% площади расположено на склонах различной крутизны. Площадь оврагов составляет 41,8 кв. км, причем каждый год от развития оврагов Татарстан теряет по 1 тыс. га земли. На нефтеносном юго-востоке Татарстана бушует ветровая эрозия. За последние 40 лет содержание гумуса в пахотном слое снизилось на 1,2 %, растут площади кислых почв, говорится в документации к мероприятию. При этом в почву вносится большое количество минеральных удобрений — под урожай 2017 года было внесено 70 кг действующего вещества на гектар пашни.

«Если бы земля научилась разговаривать на человеческом языке, первые три дня она, наверное, рыдала бы и плакала, а потом уже начала бы рассказывать о своей боли», — в грустно-поэтической форме описал положение дел Хадеев, беседуя с журналистами после совещания.

Интересно, что ведущее предприятие, которое минсельхоз РТ приводит в пример в качестве флагманского — это ФГБУ Россельхозцентр РТ, возглавляемый в республике Вагизом Мингазовом (справа) Интересно, что ведущее предприятие, которое минсельхоз РТ приводит в пример в качестве флагманского, — это ФГБУ «Россельхозцентр» по РТ, возглавляемый в республике Вагизом Мингазовом (справа) Фото: gossov.tatarstan.ru

ПРОГРАММА БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. СКОРО

Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ильдус Габдрахманов согласен с Хазеевым в том, что ежегодно плодородие почвы в республике снижается. «Проблемы есть — это высокий уровень эрозионности почвы и не всегда разумное использование нашей пашни», — признал он ошибки. По его словам, совместно с учеными минсельхоз разработал новую систему земледелия для республики, которая поможет значительно улучшить эту ситуацию. В ведомстве завершается разработка масштабной «Программы биологизации земледелия». Ее суть и соль — в том, чтобы возвращать в землю органических веществ и элементов питания больше, чем из нее забирается.

«Почвам, чтобы сохранить их потенциал, необходимо органическое вещество. Чтобы не было дефицита, мы должны вернуть более 4,5 миллиона тонн сухого органического вещества в свою пашню, но пока мы вносим только 2,5 миллиона, то есть мы ежегодно что-то теряем», — отметил чиновник. Он заверил, что «Программа биологизации земледелия», рассчитанная на 2018–2022 годы, будет готова к концу года. Это будет ведомственная программа минсельхоза РТ, и реализовываться она будет только за счет республиканских средств. Назвать точную стоимость программы по просьбе «БИЗНЕС Online» замминистра отказался, поясняя, что документ еще в стадии доработки.

Детали программы пока ясны лишь в общих чертах. Во-первых, она предполагает засевание части пашни многолетними травами и зернобобовыми культурами. Это даст корм  для скота, а также обогатит почву дефицитной органикой.

Второй важный пункт — это сидеральные пары, под них ежегодно предполагается отводить по 600 тыс. га пашни. Стоит пояснить, что сидерация — это такой прием, когда землю засеивают растениями, но в фазе цветения зеленую массу запахивают обратно в пашню. Это улучшает структуру почвы, спасает от эрозии и в целом дает эффект как от внесения навоза. «Мы заявляем, что со следующего года республика ежегодно 20 процентов своей пашни должна отдавать под сидераты. Трудно — не трудно, но мы будем это реализовать», — заявил  Габдрахманов уверенно.

Третий момент — это замещение минеральных удобрений и химических средств защиты растений органическими препаратами. В Татарстане есть ряд сильных производителей. Интересно, что ведущее предприятие, которое минсельхоз РТ приводит в пример в качестве флагманского в  этом направлении, — это ФГБУ «Россельхозцентр» по РТ, возглавляемый в республике бывшим главой империи «ВАМИН», а ныне депутат Госсовета РТ Вагиз Мингазов. Вторым крупным игроком называется биофабрика при комбинате «Майский», а также производство биологических средств защиты растений в «Органик парке» на «Химграде».

«Сегодня любая продукция не нужна [на рынке], а тем более напичканная пестицидами, поэтому республика идет по пути применения биологических препаратов. Динамика очень положительная», — воодушевлял Габдрахманов.

Вадим Хоменко: «Затраты превышают рост урожайности» «Затраты превышают рост урожайности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«АДЕКВАТНОЙ ОТДАЧИ В ВИДЕ РОСТА УРОЖАЙНОСТИ НЕТ»

Нотку скептицизма внес вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко. Он попросил увлекшихся борцов за органическое земледелие не забывать об экономике: «Если сравнить увеличение урожайности с ростом затрат, которые идут на получении экологически чистой продукции. В частности, при применении органических удобрений мы видим, что затраты превышают рост урожайности. То есть адекватной отдачи в виде роста урожайности нет».

«Где будут чисто органические производства, там себестоимость будет выше. Потому что урожай будет ниже», — согласился с ним Габдрахманов. Но он не видит в этом проблемы, поскольку экологически чистая продукция при хорошей рекламе может продаваться в специальных магазинах. «Состоятельные люди, думаю, будут по более высокой цене ее покупать», — считает Габрахманов.

Здесь возникает логичный вопрос: почему программа по развитию плодородия почв, которая подразумевает, судя по всему, и развитие органического земледелия, будет реализовываться при помощи бюджетных средств, собираемых со всего населения, но ее плодами сможет воспользоваться лишь узкая прослойка обеспеченных граждан? Но это вопрос риторический.

Как считает генеральный директор ООО «УК „Агро-Инвест“», депутат Раис Сулейманов, органика и химия при грамотном сочетании дает хороший результат. «Это уже веяние времени», — уверен депутат, который признался, что в его хозяйствах используются татарстанские препараты «Органик-парка».

Можно будет отчитаться о сотнях миллионов, потраченных на внесение органических удобрений в почву, но татарстанской земле от этого не станет слаще «Можно будет отчитаться о сотнях миллионов, потраченных на внесение органических удобрений в почву, но татарстанской земле от этого не станет слаще» Фото: gossov.tatarstan.ru

ХИМИЯ VS ОРГАНИКА

Своими сомнениями на этот счет с «БИЗНЕС Online» поделился председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. Он опасается, что как раз при неграмотном сочетании органики и химии результат будет нулевым, потому что химия, грубо говоря, сожжет всю органику. Другими словами, можно будет отчитаться о сотнях миллионов, потраченных на внесение органических удобрений в почву, но татарстанской земле от этого не станет слаще.

Байтемиров просит разделять понятия «биологизация почвы» и «органическое земледелие». «По самой сути севооборота уже предусматривается биологизация почвы.  Это наша повседневная работа. Так должно быть, по сути», — поясняет Байтемиров. Органическое же земледелие подразумевает использование биологических препаратов взамен химии. Но здесь есть много моментов. Так, важным условием является так называемая годность почвы. «Если взять данные исследования пригодности почвы [для земледелия], я, может быть, скажу крамольную мысль: у нас только 11 муниципальных районов имеют такую почву, где можно выращивать сельскохозяйственные культуры, которые мы употребляем в пищу», — заявил Байтемиров. Это не значит, что в других районах нельзя выращивать то же самое зерно, поясняет он. Можно — но при соответствующей обработке почвы.

«В некоторых регионах страны органическая продукция пользуется спросом у населения, потому что она получается экологически чистой, — отмечает глава ассоциации фермерских хозяйств РТ. — Но ее стоимость превышает цену обычной продукции».