Андрей Шипелов Михаил Щетинин: «Законом РФ вводятся контрольные сроки по переходу на новую систему обращения с ТКО» Фото: council.gov.ru

17 РЕГИОНОВ ВПЕРЕДИ

Сегодня в Совете Федерации в Москве прошли парламентские слушания по теме перехода субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Стало известно, что многие субъекты РФ уже перешли к работе по-новому. Территориальные схемы уже утверждены  в 81 субъекте РФ, региональные программы утверждены в 52 субъектах, выборы региональных операторов состоялись в 17 регионах. Два субъекта полностью перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами — это Ивановская и Астраханская области, два субъекта перешли на новую схему частично — это Краснодарский край и Камчатский край. Напомним, что территориальная схема обращения с отходами предполагает, что вместо множества мелких сборщиков мусора в РТ появится один или два крупных регоператора. В частности, в территориальной схеме Татарстан был поделен по географическому принципу на две примерно равные зоны — западную и восточную. В западную зону включили 21 район с центром в Казани. В восточную зону — 22 района с центром в елабужско-челнинской зоне. В каждой из зон образуется примерно по 1 млн т ТКО в год, которые и предстоит вывозить главным мусорщикам. 

Однако Татарстан до сих пор не попал в число российских «пионеров». Нужно отметить, что некоторые шаги навстречу чистому и светлому будущему в Татарстане уже были предприняты — так, год назад была принята территориальная схема обращения с отходами, в апреле этого года вышел в свет порядок сбора твердых коммунальных отходов, который начнет работать с 1 января 2018 года с рекомендациями по раздельному сбору отходов. Также было принято решение о строительстве в РТ мусоросжигательного завода — конкурс выиграла близкая в «Ростеху» структура «РТ-Инвест» Андрея Шипелова, но после серии недовольств граждан стройку решено было отложить до середины 2018 года. На данный момент также не определено точное место дислокации завода. Однако до сих пор в республике не выбран региональный оператор по обращению с ТКО и не приняты тарифы, по которым он будет работать.

Правда, были намечены планы дальнейших действий. Согласно дорожной карте минстроя РТ, выбрать регионального оператора по обращению с отходами в восточной и западной зонах РТ планируется в 2017/18 годах. В январе-феврале будущего года операторы должны утвердить инвестпрограммы в области обращения с ТКО, а к маю — установить единые тарифы на услуги региональных операторов. Далее в течение трех лет со дня начала работы регионального оператора в РТ будет необходимо построить межмуниципальные полигоны захоронения мусора. Таким образом, новая схема обращения с ТКО в республике в полную мощь сможет заработать лишь к 2021/22 годам. К этому времени планируется запустить и мусоросжигательный завод.

... Новая схема обращения с ТКО в РТ в полную мощь сможет заработать лишь к 2021/22 годам. К этому времени планируется запустить и мусоросжигательный завод
Фото: Ирина Ерохина

«ЧТОБЫ НИ ОДИН КЛОЧОК ЗЕМЛИ В СТРАНЕ НЕ БЫЛ БЕСХОЗНЫМ»

Глава комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин на сегодняшнем совещании всячески старался поторопить отстающих. Он напомнил, что все субъекты РФ до конца 2017 года должны завершить разработку и установление нормативов накопления ТКО, утвердить региональные программы, провести корректировку территориальных схем и, наконец, подготовить документы для отбора региональных операторов по обращению с ТКО.

«Законом РФ вводятся контрольные сроки по переходу на новую систему обращения с ТКО. Не позднее 1 мая 2018 года должны быть заключены соглашения между органами исполнительной власти субъекта РФ и региональными операторами. Не позднее 1 июля 2018 года должны быть направлены предложения по установлению тарифа на услуги регионального оператора», — на всякий случай напоминал Щетинин тем, кто подзабыл.

«Наша задача — чтобы ни один клочок земли в стране не был бесхозным с точки зрения обращения с твердыми коммунальными с отходами. Чтобы если появляется какой-то мусор на любой территории, чтобы  была ответственная компания за его утилизацию и чтобы прекратилось безобразие, когда под покровом ночи мусор едет на те полигоны, куда уже давно ничего нельзя возить», — вдохновлял и замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Андрей Чибис «Несмотря на кучу скандалов на эту тему, особенно в связи со строительством мусоросжигательных заводов в Московской области и в Татарстане...» — в первый и последний раз упомянул Андрей Чибис на слушаниях нашу республику Фото: council.gov.ru

Он не стал скрывать, что в регионах еще чувствуется противостояние реформе в сфере сбора и утилизации ТКО. «Каждый владелец полулегального или нелегального полигона, мягко говоря, не заинтересован, чтобы на территории региона появлялась прозрачная и подконтрольная схема. Это сопротивление и саботаж часто такого рода инвестируют в формирование общественного мнения», — откровенничал Чибис. Но он считает, что за год ситуацию удалось переломить, регионы начали дружно принимать территориальные схемы и выбирать региональных операторов. «Несмотря на кучу скандалов на эту тему, особенно в связи со строительством мусоросжигательных заводов в Московской области и в Татарстане...» — в первый и последний раз упомянул он на слушаниях нашу республику.

Печальным оказался опыт Ивановской и Ульяновской областей, которые поспешили с принятием терсхем, которые в последствие были обжалованы в судах, и сейчас их переписывают заново. Этим отчасти объясняют свою некоторую нерасторопность чиновники минстроя РТ. Мол, поспешишь — людей насмешишь, и теперь они тихо-спокойно дописывают свои многостраничные фолианты, которые в дальнейшем намерены вручить будущему регоператору как пособие по применению.


Приберег для совещания Чибис и приятную для будущих регоператоров новость — в конце следующей недели в Госдуме запланировано принятие поправок, которые  отменят обязанность мусорных полигонов вносить в Росприроднадзор плату за негативное воздействие окружающей среде. Как ранее уже писал «БИЗНЕС Online» плата была установлена чудовищно высокая — примерно по 1 тыс. рублей за каждую тонну отходов, которая попадает на свалку. В компании «РТ-Инвест» (владеет полигоном ТБО «Восточный» в Казани) тогда подсчитали, что плата за «негатив» природе будет равна годовому обороту компании-оператора и полностью лишит саму компанию всякого резона заниматься этим дурно пахнущим (в самом прямом смысле слова) бизнесом.

Ясно, что это тариф больно отразился бы в тарифе и для населения резким скачком квартплаты. «Мы не можем допустить, чтобы из-за формального условия у людей возросла плата», — уверял Чибис.

... В конце следующей недели в Госдуме запланировано принятие поправок, которые  отменят обязанность мусорных полигонов вносить в Росприроднадзор плату за негативное воздействие окружающей среде
Фото: Ирина Ерохина

«ТАРИФ ПОЛУЧИЛСЯ ДОВОЛЬНО БОЛЬШОЙ...»

В числе принципиальных моментов, на которые обратил внимание чиновник, — это то, что терсхема должна охватить не только города, но и села. «Зачастую сельские жители сбрасывают мусор в овраг, а потом возмущаются: „Как так, вода стала хуже!“  А то, что за 15 лет там уже свалка настоящая образовалась, не задумываются!» — возмущался он. Ну а для того, чтобы тариф для сельских жителей не стал по настоящему «золотым», районы объединяют с крупными городами.

«Именно для этого регоператор выбирается на целую зону. Понятно, что из села вывозить невыгодно, а из города — супервыгодно. Наша задача — чтобы регоператор, вывозя из города и из села, обеспечивал адекватную и доступную стоимость для потребителя», — разъяснял Чибис суть реформы. 

Также он заявил, что в будущем в тариф также должны будут включить расходы на сортировку отходов.

«Мы благодарны губернаторам, которые решились и идут вперед. Это как операция, когда надо вырезать опухоль, но мы должны пройти этот путь», — благодарил чиновник. Он рекомендовал властям больше общаться с народом, мол, если не разъяснять, что к чему, повестку дня перехватят «скандалисты». «Все скандалы в Ивановской области связаны с тем, что не было адекватной работы с информацией и с людьми», — уверен он. «Надо объяснять: ну нет там резкого скачка тарифов! В 17 регионах, где регоператор выбран, это видно», — восклицал Чибис для большей убедительности.

Чуть позже  с ним поспорила министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова. Она отметила, что тариф  для регоператора у них получился «довольно большой» — 426 рублей за кубометр, или 87–100 рублей с человека в месяц. «Это достаточно существенной рост тарифа, но мы предполагаем, что он покроет расходы регионального оператора», — считает Гладкова. Это неизбежно, уверена челябинская чиновница, ведь оператору предстоит строить массу новых объектов — полигонов, мусоросортировочных станций и так далее.

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ СОБИРАТЬ ОТДЕЛЬНО

Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды минприроды РФ Андрей Колодкин пообещал массу материальных благ для регионов – борцов с мусором. Напомнил, что начиная с 2018 года наиболее активные субъекты будут поддержаны при помощи экологического сбора.

«20 субъектов РФ получат экологический сбор в 2018 году. Это средства, собранные в рамках расширенной ответственности производителей, они будут направлены прежде всего на создание системы сортировки отходов, утилизации и исключения возможности их захоронения на полигонах», — обещал Колодкин.

Кроме того, субъектам будут предоставляться субсидии из федерального бюджета, чтобы поощрять создание мусоросортировочных комплексов и сортировку отходов. Планируется также, что предприятия станут более ответственно относиться к тому, в какую упаковку они упаковывают свои товары, — через механизмы экологического сбора.

Заместитель директора департамента металлургии и материалов минпромторга РФ Роман Куприн считает, что введение раздельного сбора мусора нужно отработать на нескольких пилотных проектах. По его предложению, на первых порах стоит разделять мусор на две фракции: пищевые отходы и все остальные. «Такое разделение не сильно усложнит жизнь домохозяйств, но это позволит устранить свойственные российскому мусору недостатки — повышенную влажность, слежанность, которые ограничивают возможности его переработки и отбора полезных фракций», — уверен Куприн. Стоит отметить, что подобная практика была распространена в советское время. Принятый в РТ порядок сбора твердых коммунальных отходов также предполагает этот вариант.

Для глубокой переработки мусора минпромторг предполагает строительство экотехнопарков. «Это специализированные комплексы, в рамках которых будет производиться не только выделение вторичных ресурсов, но и выпуск готовой продукции из вторресурсов, что будет снижать [финансовую] нагрузку на население», — считает чиновник минпромторга РФ. 

Он видит в мусоре золотое дно, но «его потенциал надо раскрыть». В первую очередь необходимо ввести понятие «вторичных ресурсов» в законодательство РФ (оказалось, что нет такого!), уверен он, чтобы ничто не мешало давать отходам вторую жизнь.

МСУ: «А МЫ ЗА МУСОР СЕЙЧАС ВООБЩЕ НЕ ОТВЕЧАЕМ!»

Еще один момент, на который обращали внимания многие выступающие, — это неотрегулированность  взаимоотношений регоператора с муниципальными властями. «Многие муниципалитеты говорят теперь: „А мы за мусор сейчас вообще не отвечаем!“» — говорит Чибис.  

С ним солидарна Гладкова. «На контейнерных площадках творится бардак, контейнерные площадки в муниципалитетах не находятся ни на чьем балансе. Там большой клубок проблем, и все это на фоне повышения тарифов создает неприятную ситуацию», — сетует она. Часто складывается ситуация, что ТКО операторы собирают и вывозят, но на контейнерных площадках остается крупногабаритный мусор, старая техника, мебель, обрезки деревьев — в тариф регоператора эти виды мусора не включены.


А вот зампредседателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Кирилл Пащенко уверен, что окупаемость контейнерных площадок надо отдать регоператору, мол, в стоимости тарифа это отразится не сильно, зато будет чистота и порядок. Чибис согласился, что содержание контейнерных площадок нужно включить в тариф регоператора. «Он может нанять дворника, и на контейнерной площадке будет красота и чистота, при этом влияние на тариф будет 3 копейки, но это решение проблемы», — считает Чибис.

Подводя итог, он сообщил, что также в числе задач на будущее — определить глубину переработки мусора в срок до 2025 года по каждому региону.

...
Фото: Ирина Ерохина

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ЭТО ОТСУТСТВИЕ ПОЛИГОНОВ ЗАХОРОНЕНИЯ»

«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов о том, почему республика тормозит с выбором регоператора и готова ли она к новой «мусорной» схеме.

Рустем Богданов  начальник отдела министерства строительства, архитектуры и ЖКХ:

— Ситуация складывается так, что у разных субъектов РФ разный подход к выбору регионального оператора. Некоторые субъекты, стремясь оказаться в числе первых, в основу угла поставили срок проведения конкурсного отбора. Исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин сообщил в своем недавнем интервью, что до Нового года в России порядка 20 субъектов определят своих региональных операторов.

Но ситуация такая, что некоторые из субъектов в числе первых выбравших регионального оператора в дальнейшем погрязли в судебных разбирательствах и столкнулись с существенными организационными проблемами. А нам этого не хочется. Мы пытаемся разработать документацию об отборе регионального оператора качественно и предотвратить возможные конфликтные ситуации на переходном этапе. И нам бы не хотелось каких-то дополнительных встрясок и недоразумений. Мы серьезно подходим к разработке документации об отборе регионального оператора.

И потом, после того, как все субъекты утвердили территориальную схему, в том числе и РТ, все прекрасно понимают, что эти схемы были утверждены в состоянии цейтнота, когда правительство РФ дало чрезвычайно мало времени. И во многих субъектах эти схемы разрабатывались наспех. В момент их разработки правительство РФ продолжало издавать нормативные правовые акты, которые должны были быть учтены при разработке территориальной схемы (ТС). А ряд правительственных постановлений вышли уже за пределы срока, отведенного для утверждения ТС. Но эти постановления тем не менее должны были быть учтены при разработке ТС. Поэтому на федеральном уровне были даны рекомендации актуализировать ТС, привести их и в соответствие с правовыми актами, вышедшими позже. В частности, это касалось нормативов накопления твердых коммунальных отходов. После утверждения территориальной схемы мы утвердили эти нормативы, потому что завершился полный цикл сезонных инструментальных замеров, которые проводились в течение года. Поэтому мы сейчас осуществляем актуализацию территориальной схемы. А документация об отборе регионального оператора должна полностью соответствовать территориальной схеме. Поэтому мы и хотим сначала актуализировать территориальную схему, а потом в соответствии с ней уже разработать документацию об отборе регионального оператора.

Кроме того, сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект, который вносит существенные изменения в федеральный закон №89. Поэтому некоторые субъекты не торопятся с проведением конкурсных отборов региональных операторов, ждут соответствующих изменений в законодательстве. Наша позиция такова, что мы учитываем грядущие изменения в законодательстве, пытаемся доработать территориальную схему с учетом этих изменений и в соответствии с актуализированной территориальной схемой сформировать документацию об отборе регионального оператора, в которой вопросы, связанные с последующим тарифным регулированием, были бы тщательно проработаны.

Андрей Шипелов — гендиректор «РТ-Инвест»:

— Мы считаем, что Татарстан был готов гораздо раньше, чем прошли слушания. Татарстан — один из лучших регионов в этой части, потому что на протяжении пяти лет мы видим, сколь много делается для появления самой современной системы. Мы считаем, что компетенция местных органов исполнительной власти, которые занимаются разработкой новой модели по обращению с отходами, одна из лучших компетенций во всей стране. Поэтому работаем, кроме Москвы и Московской области, только в Татарстане.

Сначала должна появиться компания, которая будет ответственна за весь процесс [сбора, транспортировки, сортировки и утилизации отходов]. Как правило, если нет ответственного лица, то и систему сделать невозможно. Только определение ответственного лица, которым по закону является региональный оператор и который будет нести все необходимые гарантии, в том числе финансовые, позволит построить заявленную и выбранную властью систему обращения с отходами. В данном случае это обязательная стадия раздельного сбора, промышленной сортировки отходов и после этого термическое обезвреживание на заводе. И самая главная цель, ради которой все это делается, — это отсутствие полигонов захоронения.

Здесь нет никакого двойного дна, попытки выдать желаемое за действительное. Это [отсутствие конкретики по обязательности системы раздельного сбора мусора в законодательстве РТ] связано только с тем, что финальные поправки в федеральное законодательство, 89-й федеральный закон («Об отходах производства и потребления»), сейчас находятся в Думе. Прописать раньше, чем это пропишет федеральный закон, невозможно. Все ожидают, что эти поправки выйдут в ближайшее время, и только после этого все региональное законодательство должно быть приведено в соответствие нормам и правилам, которые будут прописаны в федеральном законе. Это обязательно будет, потому что вся реформа направлена на то, чтобы изначально иерархия соблюдалась, — это раздельный сбор, придание второй жизни отходам и только после этого термическое обезвреживание.

...
Фото: Ирина Ерохина

«НА БУМАГЕ РАБОТА ИДЕТ, А В РЕАЛЬНОСТИ НИЧЕГО НЕ СТРОИТСЯ»

Марат Алтынбаев  исполнительный директор «Ассоциации организаций по обращению с отходами РТ»:

— Пока все остается только на уровне документов. Принят ряд положений о сборе ТБО, тех же коммунальных отходов. Сейчас, насколько я знаю, подготавливается положение о выборе регионального оператора. Прорабатываются возможные варианты соглашения с региональным оператором. Но суть в чем? В том, что на бумаге работа идет, а в реальности ничего не строится, ничего не делается. 
Сама по себе система по сортировке отходов у нас в республике в основных местах есть. Если бы ее не было, все места сбора отходов были бы завалены. В нашем субъекте критической ситуации по этому поводу нет. Инфраструктура есть, она действует и работает. Структура по сбору мусора достаточно организована. 
Надо говорить о конечном размещении отходов, о том, что отходы мало обрабатываются и в основном захороняются на полигонах. Здесь Татарстан продолжает идти по прежнему пути. Инновационные подходы особо не применяются. Традиционным остается подход с размещением на полигонах. Локально есть места селективного, раздельного сбора и утилизация отходов, переработка и сортировка. Но из общего объема не больше 25 процентов ТБО подвергается какой-то сортировке и обработке. А 70–75 процентов напрямую, сразу после сбора, захораниваются. То есть инфраструктуры переработки почти нет. 
Мы можем эти отходы собрать, и мы эти отходы собираем. Осталось их только как-то перерабатывать. Но при той системе сбора, которая существует на сегодняшний день, эти отходы перерабатывать просто невыгодно. Пока нет экономики, бизнес этим не будет заниматься.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Прежде всего нужно, чтобы у нас вместо свалок были сортировочные заводы. Также должна быть четкая система по выбросу мусора в разные места. Допустим, за границей на улицах три-четыре вида бачков для разных отходов, и люди к этому привыкли. У нас нужно приучить не только людей, но и «сборщиков». К примеру, поставили контейнеры для пластиковых бутылок, а они стоят полные еще долго-долго. Остальное — дело техники, тем более мусор рвется в «мусорные дела». Конкурс по выбору регионального оператора, очевидно, не объявлен потому, что и без того много других проблем. Не всюду столько вкладывают в поликлиники и школы. Если говорить о мусороперерабатывающих предприятиях, то мы здесь продвинулись на 60 процентов.

К обязательному раздельному сбору мусора не готовы ни жители, ни власть, ни бизнес. Со временем ситуация изменится. Если забрать часть сортировки с заводов, то это даст эффект. Жителю же просто самому сортировать: здесь — тара, бутылки, здесь — все остальное. Тогда первичная сортировка перейдет на людей, она к тому же и бесплатная. Но после этого придется решать проблему с мусороуборочными машинами, придется их грузить и вывозить, а не всем скопом, как сейчас.

«БУДУТ ЛИ ЖИТЕЛИ СОБИРАТЬ РАЗДЕЛЬНО? Я В ЭТОМ СОМНЕВАЮСЬ»

Гульназ Смирнова — общественный активист движения против мусоросжигательного завода:

— Татарстан готов, он еще в марте выпустил постановление, в котором говорится, что с января 2018 года вводится раздельный сбор, написано, что он обязательный. На этом вся обязательность заканчивается! Для того чтобы ввести раздельный сбор, ничего не предусмотрено, а эффективность обязательности на словах равна нулю.

Без жесткого административного ресурса, непопулярных у населения штрафов никакого раздельного мусора не будет. Он будет в небольшом количестве, поэтому как люди собирали все в одну урну, так и будут туда собирать.

Нам говорят, что Татарстан поделят между двумя региональными операторами в восточной и западной частях. Минстрой сообщал, что регионального оператора определяет до 1 января 2019 года. Что мешает сделать это раньше? Я не думаю, что это как-то зависит от граждан. Тут все зависит от руководства. Как созреют, так и объявят.

Насколько я знаю, в Казани пара-тройка предприятий перерабатывают пластик, а переработки других отходов нет. Да, в Набережных Челнах перерабатывают бумагу. Дворы стали постепенно заполняться сетками по сбору пластика. То, что контейнеры будут установлены, я нисколько не сомневаюсь, но будут ли жители собирать раздельно? Я в этом сомневаюсь. Наличие контейнеров совсем не обязывает относить туда мусор раздельно. Да, будут в городе пункты по приему батареек, ртутных ламп, но кто-то туда поедет, а кто-то нет.

Ольга Гудимова — директор «Поволжской экологической компании» (ПЭК):

— Для начала, конечно, нужно завершить разработку территориальной схемы, чтобы было понятно, как все будет функционировать. Поскольку Татарстан пошел по пути создания не формальной территориальной схемы, а реально работающей, то это большой труд. Пока она не готова, так как тема сложная. И то нет уверенности, что при проделанной работе схема будет на сто процентов отвечать реалиям. Во всяком случае, она все равно качественнее, чем в других субъектах РФ. Как много времени понадобится для ее разработки — вопрос к минстрою. Мы же ее увидим, когда она будет согласована с государственными органами. Именно из-за того, что территориальная схема не готова, не объявлен и конкурс по выбору регионального оператора. Судя по тому, что мы видим с вами каждый день, инфраструктура по сбору и утилизации отходов работает. Это исторически сложившийся бизнес. Мусор вывозится, полигоны функционируют. Конечно, не хватает отдельных производств, которые бы занимались вторичной переработкой собранного мусора. Но реформа как раз нацелена на то, чтобы эти производства появились.

Татарстан работает на довольно высоком уровне. Насколько я слышала, новая система предполагает дуальный сбор. Отдельно будет собираться вторичное сырье, отдельно — отходы, которые не подлежат утилизации. Необходима исключительно экономическая готовность, потому что все это несет большие затраты, необходимо оснащение дополнительными контейнерами, транспортными средствами.