«ФАКТОР БУДУЩЕГО» ПРЕДЛАГАЕТ РАБОТОДАТЕЛЯМ ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ИХ ПРОБЛЕМ   

Руководитель выигравшего грант президента России татарстанского проекта «Фактор будущего», член Общественной палаты РТ Ярослав Муравьев считает, что в России инновационный процесс развития сегодня невозможен. Но одновременно он предлагает свой инновационный выход из этой ситуации - социальный тренажер, благодаря которому можно подбирать экстра-специалистов для предприятий, в том числе по прямым локальным заявкам генералов промышленности.  

ПРОБЛЕМА НЕ В ДЕНЬГАХ, ПРОБЛЕМА В ЛЮДЯХ 

- Ярослав, почему вы взялись за такой проект? 

- Уверен, что в республике надо выстраивать систему работы с человеческим капиталом. Поэтому мы и решили разработать экспериментальный проект, создать социальный тренажер, который поможет крупным работодателям решить многие проблемы их производства и найти нужных им специалистов. 

Наш, пока пилотный, проект «Фактор будущего» - это не какое-то очередное развлечение для молодежи, а новый механизм по работе с человеческим ресурсом, реальный механизм связи молодежи, вузов и предприятий. Насколько это сегодня важно, я хорошо понимаю, поскольку сам пять лет занимался бизнесом, недвижимостью. Но затем понял, что мне куда интереснее работать с людьми, чем с деньгами. И вот теперь жить стал намного беднее, зато намного интереснее. 

- Вы говорите про нехватку специалистов. То есть подготовка их в вузах вас не устраивает?  

- Главное, что она не устраивает экономику. У меня есть понимание, почему в России инновационный процесс развития сейчас невозможен. Потому что все структуры - государственные, образовательные, общественные и так далее - не воспитывают человека, стремящегося к развитию, с раскованным, свободным мышлением, живым интересом ко всему новому. Самое главное в государстве - это человек, только он способен реально двигать инновационный процесс. Если нет такого человека, все остальное - оборудование, великолепные технопарки - смысла не имеет. Даже деньги сейчас - не самое главное. У нас проблема не в деньгах, у нас проблема в людях. И команда проекта «Фактор будущего» уверена, что мы нашли инструмент, который поможет воспитать «человека развивающегося». Я этими своими идеями поделился с президентом Татарстана Миннихановым, и Рустам Нургалиевич нашел их весьма интересными. 

НЕ НАДО СПРАШИВАТЬ - ДЕЛАЙ! 

- Так что такое - проект «Фактор будущего»? 

- По гранту президента России наш проект называется «Создание и внедрение системы развития инновационных компетенций у молодежи». Этим в России практически никто не занимается, большинство механизмов работы с молодежью неэффективны. Поэтому так мало людей, способных самостоятельно ставить цели и самостоятельно их реализовывать.

 И мы решили, что одним из механизмов формирования инновационного мышления может стать социальный тренажер, некое моделирование реальной ситуации, с большим количеством людей. Здесь можно получить процессы, близкие к реальным, здесь действуют те же принципы, те же самые взаимоотношения, что в реальной экономике. Но наш тренажер предоставляет молодым возможности для саморазвития и для экспериментов. Участники проекта могут, ничем не рискуя, учиться свободно и творчески мыслить, ставить грандиозные цели, искать решение труднейших задач. 

Социальный тренажер оказался отличной площадкой для саморазвития и для экспериментов. Запустив этот механизм, мы своими глазами увидели, как меняются его участники, как они все больше стремятся принимать решения самостоятельно, активно влиять на процессы. И все реже задают вопрос: «А можно?»… Наша принципиальная позиция: не надо спрашивать - делай! 

- С чего начался проект? 

- С серьезной экспертной сессии, которая проходила в декабре прошлого года. Мы собрали на нее известных специалистов - из Росатома, центра стратегических разработок «Северо-Запад», международной ассоциации корпоративного образования, фонда «Интеллектуальный альянс», межгрегионального проекта подготовки кадров «Санкт-Петербургская школа сценирования» и других. Получился очень удачный пул экспертов - все умные люди, с огромным опытом. Они помогли нам прописать правила проекта, обозначить его ключевые моменты. 

Именно на экспертной сессии была предложена для второго этапа проекта тема космоса. Тем более что в этом году исполняется 50 лет со дня полета Юрия Гагарина. А что такое работы для космоса в СССР и России? Это локомотив реального инновационного прорыва! К тому же космос - это неисследовательность, это непознанное, это бесконечность… Есть, куда стремиться. Космос очень подходит для символа, который может объединить достаточно большое количество людей. 

Так что второй этап проекта мы назвали «Лунная гонка». Он стартовал 1 февраля нынешнего года и закончится 5 марта. Его участники в виртуальном пространстве строят и осваивают новые космические производства и исследовательские центры, решают сложнейшие экономические, технологические и экологические проблемы, вступают во взаимоотношения с Евросоюзом, Америкой, Китаем, который, кстати, и в виртуальном мире, и в реале, стремится обогнать другие страны в космических исследованиях. Все это подстегивает участников, заставляет мыслить стратегически, стремиться быть на шаг впереди всех. В науке такое называется - использование проактивных методов. 

 

ЭТО БЫЛО СОВЕРШЕННО НЕ ПРОГРАММИРУЕМО, НЕ ОЖИДАЕМО 

- Сколько было участников проекта на втором этапе? 

- Мы зарегистрировали 780 человек, в основном, это люди молодые, много было студентов. Активных участников среди них оказалось около 400, сверхактивных - примерно 150. Это очень много. Реально получилось около ста команд. 

- Каковы предварительные итоги второго этапа? 

- Может быть, главное, что участники погрузились в почти реальное производство, поняли, что это такое производственные процессы, инновационные процессы, взаимодействие, противодействие… Скажем, возникла очень жесткая дискуссия на тему - насколько необходимо проводить аудит на безопасность разработок. Это было совершенно не программируемо, не ожидаемо… То есть все, как в реальной жизни. 

Кроме того, мы запустили механизм замера компетенций. Это означает, что и мы, и сами участники поняли, реально оценили свои возможности, способности, предпочтения… Причем, это качества, проверенные жизнью, пусть и в виртуальном пространстве. У нас уже появились несколько заказчиков, которые оценили такой социальный тренажер, и готовы потратить не очень большое количество денег на эксперименты в реальном производстве. 

- Что дальше? 

- Наш пилотный проект направлен на отработку технологии. Дальше мы планируем сделать глобальную интеллектуальную сеть. Она очень нужна в России. Я достаточно много общаюсь в последнее время с крупными промышленниками. У них проблема - нет новой крови, нет нужных специалистов и нет эффективных механизмов их поиска. А у нас уже создана экспериментальная площадка, мы готовы взаимодействовать с теми, кому интересен человеческий ресурс, кто согласен с ним экспериментировать, вкладываться в новую инфраструктуру. В таком случае наши разработки, наши технологии будут успешно применяться. 

Ведь, что дает наш социальный тренажер? Он дает умение использовать свои знания. А знания, как показывает второй этап нашего проекта, у ребят есть. И это очень радует. Но вот применять эти знания они не могут. Потому что у них не было ни практики, как таковой, ни востребованности в этом… Некуда пойти - и попробовать что-то сделать. И как раз в этом плане наш механизм оказался очень эффективен. И мы знаем, как его развивать. 

ХОТИМ СОЗДАТЬ ГЛОБАЛЬНУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СЕТЬ 

- Значит, глобальная сеть? 

 Да, мы хотим создать глобальную интеллектуальную сеть, которая была бы встроена в образовательный процесс, - а стандарты третьего поколения сейчас это позволяют. Мы могли бы предоставить вузам, причем, любому вузу, огромную поляну для моделирования. Могли бы дать работодателям реальные портреты компетенций специалистов. И это будет уже не просто характеристика или ответы на вопросы анкеты, - а полное понимание, как человек ведет себя в той или иной ситуации, на что способен. 

При этом любой работодатель, не вкладываясь в серьезную инфраструктуру, может сделать заявку на некий важный для него набор ситуаций. Скажем, гендиректор крупного промышленного предприятия сообщает нам, что у него есть проблема с разработкой новых материалов. Мы актуализируем тему в рамках нашей сети в молодом научном сообществе, даем участникам заказ: используя ресурсы, создать новый материал, естественно, с какими-то определенными критериями, условно говоря, вес, твердость и так далее. Сначала начнется бред и фантазия. Но людям интересно, и на втором - третьем шаге они начинают этим жить. Начинают что-то изучать. Предлагают идеи. Появляется некий пул людей, интересующихся этой темой. Когда обнаруживается, что у кого-то недостаточно компетенций, в команду приглашают нужного специалиста. Соответственно, сюда начинают подтягиваться смежные темы. И неминуемо появляются интересные идеи, лучшие из которых из виртуального мира можно вытащить в реальный. И нужные специалисты найдутся, которых уже спокойно можно приглашать на предприятие, заказавшее тему. 

У нас сейчас задача - нарастить аудиторию проекта, чтобы на следующих этапах было не 780, а уже 20 - 30 тысяч участников. Для этого надо очень сильно автоматизировать систему. Что интересно, во время второго этапа мы уже нашли специалистов, которые способны это сделать. То есть проект сам себя кадрами уже обеспечил… 

- А не появились еще, благодаря социальному тренажеру, идеи, которые можно использовать в реале? 

- Один пример. Участники нашего проекта - лицеисты разработали для автомобилей фары на светодиодах. Они качественнее и дешевле существующих, причем, не требуют никакой переделки авто: вытаскиваешь лампочку стандартную - и вставляешь новую. Но у молодых разработчиков не было экономического обоснования, и сами они не умеют его составлять. Тогда ребята дали объявления в рамках нашего социального тренажера и нашли в виртуале экономиста - второкурсницу финансово-экономического института. Она написала им бизнес-план, сделала экономическое обоснование. И ребята повезли свою разработку технологам КАМАЗа. Не знаю, что из этого получится. Но вижу, что уже сложилась отличная команда, - благодаря задействованному нами механизму. 

Елена Чернобровкина 

На правах рекламы

Комментарии 

Артур Николаев - начальник организационного отдела, заместитель председателя правления ТПП РТ: 

- У нас в России следующая ситуация по кадрам: вузы готовят каких-то спецов, с  какими-то компетенциями, которые выходя на рынок и не могут найти себе достойную работу. С другой стороны, на предприятиях, особенно на промышленных, идет старение кадров, многие руководители видят необходимость резкого омоложения и нуждаются в притоке новых специалистов. Специалистов именно с определенными навыками, которые могут решать поставленные задачи и которых не надо натаскивать. Есть необходимость создания мобильных групп, которые можно собирать, как пазлы, под проблему. Необходимо этих ребят постоянно интеллектуально накачивать, для этого нужна площадка, «Фактор будущего», я надеюсь, поможет в этом молодым ребятам. 

Наталья Таркаева - заместитель председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан: 

- Что нужно для построения инновационной экономики?! Финансы, инфраструктура, кадры… Финансовые и инфраструктурные механизмы для бизнеса в республике уже созданы, причем на очень высоком уровне, – такого нет ни в одном регионе. Сейчас, наверное, самой важной задачей является отработка социальных механизмов – необходимо создавать систему выявления и выращивания кадров для экономики, формирования человеческого капитала, развития мышления молодежи. Здесь традиционно важную роль играет вузовское образование, однако набор фундаментальных знаний - условие необходимое, но недостаточное: надо уметь ставить цели, формулировать задачи, определять механизмы их решения, находить нестандартные подходы. Именно такие кадры сейчас востребованы работодателями во всех сферах.