«ДАКАР» — «КАМАЗ»: 40 ЛЕТ — 14 ПОБЕД

Ралли «Дакар» в этом году стартовал в сороковой раз, и, подобно героине Веры Алентовой из фильма «Москвы слезам не верит», устроители трансконтинентального марафона могут заявить, что в сорок лет жизнь только начинается. Во всяком случае, если с выдумкой подходить к косметическим изменениям внутри самой гонки. Например, в этом году помимо главного юбилея гонки можно праздновать другой — 10 лет, как она не заезжает в Африку, финишируя в столице Сенегала, а ее путь пролегает из одной страны Южной Америки в другую.

К примеру, долгое время маршрут пролегал из одного города Аргентины в другой с заездами в Чили, потом в качестве начальных и конечных этапов помимо Аргентины и Чили фигурировали также Парагвай и Перу, в этом году гонщики стартовали в столице Перу — Лиме, а финишируют в аргентинской Кордове.

За эти четыре десятка лет гонка неоднократно платила страшную дань в виде человеческих жизней. Увы, во время восьмого старта скончался сам инициатор «Париж-Дакара» француз Тьерри Сабин, разбившийся в вертолете с еще двумя его пилотами и двумя пассажирами. Еще через два года смертей было больше. В авариях умерли три гонщика, еще три человека погибли под колесами машин, помимо того, одна трагедия была косвенно связана с ралли, когда три человека погибли в поезде из-за паники, связанной с пожаром, в возникновении которого также обвинили гонщиков «Дакара». Наконец, ралли 2008 года было отменено из-за убийства четырех французских туристов, после чего, возможно, и приняли окончательное решение поменять неспокойную Африку на Южную Америку, где ралли продолжало платить страшную дань человеческими жизнями, но уже только в ДТП.

К счастью, в числе жертв ралли не было россиян. Они если и страдали, то только морально — от вынужденных сходов с дистанции. Команда «КАМАЗ-Мастер», образовавшись только в 1988 году, когда прошло 10 «Дакаров», не только догнала лидеров, но и вырвалась вперед с огромным запасом — 14 итоговых побед, первая из которых состоялась в далеком 1996-м. Половина триумфов на счету легендарного Владимира Чагина. Хотя у него тоже были свои «маленькие трагедии» «Дакара». К примеру, в 2007 году, обгоняя очередной джип, «КАМАЗ» врезался в груду камней высотой в рост человека, ограничивавшую сбоку трассу. Чагин просто не заметил ее в туче песка. Машина перевернулась, кузов был оторван, кабина смята. Экипаж в целом не пострадал, хотя на остатки машины было больно смотреть.

Последняя локальная неудача челнинцев в 2016-м вызвала интерес даже президента России Владимира Путина, который на заседании наблюдательного совета агентства стратегических инициатив поинтересовался президента Татарстана Рустама Минниханова судьбой камазовцев: «Перевернулась машина, да?.. Успеха ребятам пожелайте, работа у них тяжелая».

Минниханов пожелал — с тех пор не переворачивались, и год спустя, в 2017-м, экипаж Эдуарда Николаева вернул челнинцам звание лучших среди грузовиков.


В РЫХЛЫХ ПЕСКАХ И БЕЗ ДЕ РОЯ

Все прелести юбилейного «Дакара», по признанию пресс-атташе команды «КАМАЗ-Мастер» Эрика Хайруллина, команда уже успела ощутить сполна. Организаторы постарались нынче сделать маршрут настолько сложным, насколько это возможно. Гонка начинается сразу в перуанских песках. Команды приехали и попали, что называется, с корабля на бал — с парома в пески. Даже прологовый спецучасток в несколько километров был на редкость сложным. «Многие умудрились перевернуться, были серьезные поломки, несколько мотоциклистов пострадало. Сейчас 10 утра и 29 градусов за бортом. Но в песках еще жарче. Там плоскость песчаная жарит, особенно когда солнце в зените. С утра дымка такая обманчивая, но обгораешь моментально. Все усложняется тем, что, когда солнце в зените, дюны не отбрасывают тени. Когда едешь на машине, не понимаешь, насколько глубокий склон. Тут одно видео в интернете уже много просмотров набрало за два дня — как один из участников жестко приземлился и сломал позвоночник. Очень сложные пески, все усугубляется тем, что песок надутый, рыхлый, жара стоит — тяжело и людям, и машинам. Думаю, организаторы постарались учесть упреки в их адрес в течение последних лет, что порой спецучастки рафинированные, скоростные по грунтовым дорогам, что мало песчаных участков, мало бездорожья и движения курсами по дюнам. В текущем году все это с лихвой исправлено. Такие трудности уже на самом старте — на втором этапе — редко кто припомнит даже из старожилов», — рассказал «БИЗНЕС Online» в телефонном разговоре Хайруллин.

В цифрах 40-я по счету гонка выглядит следующим образом: общая протяженность — более 8,7 тыс. км, из которых 4 154 км — скоростные участки. Маршрут разделен на 14 этапов, стартовали в ралли 337 экипажей: 105 джипов, 42 грузовика, 190 мотоциклов и квадроциклов. Гонщики представляют 54 страны мира, 80 спортсменов участвуют в «Дакаре» впервые. 7 этапов ралли в песчаных дюнах, 5 дней гонка будет проходить на высотах более 3 тыс. м над уровнем моря, маршрут включает в себя марафонский этап: между Ла-Пасом и Туписой (7-й и 8-й этапы), где участникам всех категорий придется обойтись без технической помощи.

Нынешний «Дакар» стартовал необычно поздно — пролог состоялся только 6 января, дав возможность участникам встретить Новый год со своими семьями, а финиширует ралли 20-го числа. Команда «КАМАЗ-Мастер» выставила на ралли четыре экипажа: Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Камазовцам на этой гонке предстоит защищать титул действующего победителя ралли. Основными соперниками традиционно остаются спортсмены, выступающие на Iveco, Renault, Tatra. При этом на нынешнем «Дакаре» не выступает один из главных противников россиян — голландец Жерар де Рой, владелец команды Team De Rooy Iveco. Об этом он сам сообщил на своей страничке в «Фейсбуке». На вопросы болельщиков о причинах отказа от участия в гонке спортсмен однозначного ответа не дал, однако, по неофициальной информации, ему просто не понравился маршрут «Дакара-2018». И сейчас голландец колесит по пескам Африки, участвуя в гонке Africa Eco Race.


«Синяя армада» в этом году, напротив, отказалась от участия в африканском ралли. Пресс-атташе команды объяснил это тем, что пока все силы брошены на создание новой газомоторной машины для участия в «Шелковом пути – 2018». «Все-таки Africa Eco Race — это гонка, которая ассоциируется с газодизельным проектом. Это совместный проект ВТБ, „Газпрома“ и „КАМАЗ-Мастера“. Именно поэтому пока решили сконцентрироваться на „Дакаре“», — сказал Хайруллин нашему изданию.

Однако, несмотря на отсутствие главного конкурента, „КАМАЗ-Мастера“, команда Iveco несильно ослабла. Хайруллин перечислил главных претендентов на дакаровский подиум. В ралли участвуют талантливый гонщик Федерико Виллагра, многократный чемпион аргентинского чемпионата по классическому ралли, очень хорошо освоившийся за рулем грузовика, а также голландец Ван ден Бринк, которого пресс-атташе российской команды назвал «достаточно стабильным участником, ездившим без поломок в последние годы». Нельзя забывать про быстрых чехов — Алеш Лопрайс на первом этапе уже громко заявил о себе. Да и фамилия ко многому обязывает — он племянник шестикратного чемпиона «Дакара» Карела Лопрайса, вдобавок ко всему имеет возможность участвовать на привычном для себя капотном автомобиле Tatra. «Тут нельзя говорить о каком-то одном серьезном противнике, все они очень амбициозные и быстрые. Многое зависит от случая, вполне может „выстрелить“ любой», — подытожил обзор пресс-атташе команды «КАМАЗ-Мастер».

«ПРИХОДИТСЯ УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ МОТОРА И ДАЖЕ НЕМНОГО ЕГО ОСТУЖАТЬ»

Главной интригой гонки является то, что одна машина, которую ведет Сотников, оснащена 13-литровым двигателем, разработанным под регламент следующего года. Напомним, что ранее обновление правил для оборудования грузовиков ставили под сомнение участие «КАМАЗ-Мастера» в нынешнем «Дакаре». Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин даже заявлял, что введенное ограничение заставит автогигант приостановить выступление команды в гонках в Южной Америке на пару лет, однако худшие опасения не сбылись. Сейчас главный для команды этап — плоскогорье Боливии, где и должен проявить себя новый «пламенный мотор».

«У соперников разные машины, разных годов выпуска, среди них есть и автомобили с 13-литровыми моторами, — прокомментировал пресс-атташе команды. — Дмитрий [Сотников] сказал, что в условиях жары и тяжелых рыхлых песков приходится подстраиваться, приспосабливаться к мотору. На втором этапе была глубокая воронка несколько километров в диаметре, которая „съела“ много участников, — было сложно выехать, мешали надутые склоны, и Ситникову приходилось учитывать специфику мотора и даже немного его остужать в какой-то момент, чтоб двигатель смог набрать необходимую мощность и выехать из воронки».

Хайруллин поведал «БИЗНЕС Online», что инновации в раллийных автомобилях появляются каждый год и держатся в строжайшем секрете: «Тот же Алеш Лопрайс — его машина называется Тatra Queen 69 Reborn, явно эта новая приставка к названию связана с какими-то доработками. Те же татровцы из „Багиры“ сказали, что после „Шелкового пути“ серьезно поработали над узлами автомобиля. У Мартина ван ден Бринка были проблемы с турбинами, машина загоралась на нескольких гонках, и сейчас она серьезно улучшена в плане турбокомпрессоров».

КАК ПЕРЕВОРАЧИВАЛИ МАРДЕЕВА И ВЫЗВОЛЯЛИ СОТНИКОВА

На сегодняшнее утро пройдено уже три этапа ралли. Первый официально считался прологом. Но, как отметили гонщики, по сути, он оказался полноценным спецучастком. «Редко за 9-летнюю историю моих „Дакаров“ бывали такие непростые стартовые допы, — рассказал официальному сайту команды „КАМАЗ-Мастер“ Мардеев. — Он короткий, но приключения на нем можно было найти». «Это даже не пролог, а полноценный спецучасток, который организаторы обычно делают либо во второй половине, либо ближе к середине гонки, когда экипажи уже успевают „вкатиться“ в гонку. Песок довольно коварный. Были и опасные места. Много обрывистых дюн, где можно было выпрыгнуть с последствиями. Поэтому мы сочли, что лучше перестраховаться и проехать этап не рискуя понапрасну», — вторит партнеру по команде Шибалов. Как следствие, выиграл пролог Алеш Лопраиз на Tatra, опередивший Мартина ван ден Бринка на Renault и нашего Николаева. Шибалов пришел пятым, Дмитрий Сотников — седьмым, Мардеев — восьмым. Впрочем, отставания между участниками на тот момент были чисто символические.

На втором этапе лучше всех проявил себя экипаж Николаева, записавший по итогам дня на свой счет победу. Другие камазовские пилоты были, к сожалению, менее удачливы. В дюнах на 68-м километре трассы «лег на бок» «КАМАЗ» Мардеева. На выручку товарищам по команде пришел экипаж Шибалова. Застряли в песках ван ден Бринк и Сергей Вязович, выступающий на «МАЗе». На машине еще одного мазовца, Александра Василевского, вышла из строя турбина. Артур Ардавичус на Iveco имел проблемы с подкачкой колес и также потерял время в песках, застряв в неудобном месте.


Комментируя «БИЗНЕС Online» первую неудачу «КАМАЗ-Мастера», Хайруллин сообщил, что экипаж Мардеева не пострадал. «В той песчаной воронке много участников сидело. Айрат выбирал траекторию выезда, там приходилось ездить галсами, выбирая пологие участки. Был автомобиль на пути у Айрата, пришлось брать рулем круче, хотел перевалить боком эту дюну. Но это оказался коварный пухляк — и машина завалилась и легла на бок. Эвакуация была сложной. Даже Шибалову стало плохо во время операции по постановке машины Мардеева на колеса. Он чуть не потерял сознание. Но, к счастью, обе машины вернулись на бивуак своим ходом. Повреждения у Айрата были значительные, но за ночь механики ударно потрудились. К утру она уже была как новая — бок полностью восстановили. Правда, поехали заправляться под утро и услышали стук в заднем редукторе. Пришлось оперативно его менять. И машина на старт выехала готовой», — рассказал подробности Хайруллин.

На старт третьего этапа в зачете грузовиков вышло всего 30 машин из 42, стартовавших в Лиме. И тут аварии продолжились. Машины голландца Тони Генугтена и Вязовича опрокинулись, ван ден Бринк долго не мог найти навигационную точку, на чем потерял много времени. Не избежали проблем и камазовцы. Сначала грузовик Сотникова застрял в дюнах, позже экипажу пришлось менять муфту охлаждения водяного радиатора. На помощь гонщикам пришел экипаж Шибалова, но все равно спортсмены на устранение неполадки потратили около часа.

Выиграл же в третий день Виллагра на Iveco, лишь 35 секунд проиграл ему Николаев, третьим был Мардеев. В генеральной классификации на данный момент лидирует Николаев. Победитель третьего этапа проигрывает россиянину около 9 минут, третьим идет мазовец Алексей Вишневский. Сотников — десятый с отставанием в 1 час 40 минут, Мардеев — на 16-м месте, за ним Шибалов с разницей от лидера 3 часа 49 минут.

Какой участок окажется самым тяжелым, сейчас не берется предсказывать никто. «Мы думали, что будет какая-то разминка перед стартом, не исключено, что именно пески и запомнятся как самый сложный участок, — поделился своими мыслями пресс-атташе российских гонщиков. — Впереди еще пустыня Фьямбала в Аргентине. Она всегда была коварной. Там другая сторона Анд, другой климат, очень-очень жарко и душно, пески другой структуры, тоже будет сложно. И плоскогорье Боливии плохо тем, что там мало кислорода, у людей постоянные головные боли, моторы греются. В общем, гонка покажет».

Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-Мастер», на официальном сайте команды философски заметил, что вся суть «Дакара» в непредсказуемости и сложности там, где их не ждешь. «Все эти факторы кратно увеличились из-за того, что с первых же спецучастков участников ждали тяжелые пески, — прокомментировал он начало гонки. — Но это честный экзамен. Тем больше сейчас наше желание исправить ситуацию с результатами трех наших экипажей. Другая важная задача: хорошо показавший себя экипаж Эдуарда Николаева должен зацепиться за результат и продолжать ехать быстро и надежно одновременно».