ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ МИННИХАНОВА О СВОБОДЕ ПРЕССЫ В ТАТАРСТАНЕ. ЧИТАТЬ ВСЕМ ЧИНОВНИКАМ, ОСОБЕННО В РАЙОНАХ!  

Президент РТ Рустам Минниханов впервые публично озвучил планы властей республики относительно СМИ, контролируемых государством. По его словам, не исключено, что уже в обозримом будущем  крупнейший в республике игрок на медиарынке (ОАО «Татмедиа») будет приватизирован и получит совладельца в лице некоей крупной коммерческой структуры.  

КРИЗИС? ОЧИЩАЮЩИЙ ЭФФЕКТ

Марат Муратов - руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, последним из министров и руководителей ведомств отчитывался  5 марта о работе подведомственной структуры за прошлый год. О степени важности отрасли говорит тот факт, что отчетная коллегия  прошла в здании дома правительства РТ и – самое главное!- с участием президента РТ Рустама Минниханова.

С самого начала Муратов выдал колоссальную для республики цифру – в медиаотрасли зарегистрировано 982 средства массовой информации. Поэтому закрытие в прошлом году ряда СМИ стало своего рода очищающим эффектом кризиса, признал он.  Количество газет и журналов сократилось на 27% - с 964 до 700 (по сравнению с 2009 годом). Количество ТВ- и радиопрограмм на 16% - с 318 до 265.

«В целом в России устойчива тенденция к сокращению совокупного подписного тиража, однако в нашей республике ведущие печатные издания хотя и снизили свои тиражи, но в целом сохранили свою целевую аудиторию», - сообщил Муратов.

В лидерах по количеству тиражей в РТ, по поданным агентства, "Российская газета" ("толстушка, 86,6 тыс. экз.), "Комсомольская правда" ("толстушка", 42,1 тыс. экз.), "Республика Татарстан" ("толстушка", 37,7 тыс. экз.), "Татарстан яшьляре" (31,1 тыс. экз.), "Казанские ведомости" ("толстушка", 27,9 тыс. экз.). О тиражах этих и других СМИ газета «БИЗНЕС Online» рассказывала в публикации по итогам подписной кампании.

Затем Марат Яшарович уточнил – интернет сегодня в корне меняет ситуацию. "Традиционным СМИ, если они хотят оставаться на рынке, предстоит проявить изобретательность в борьбе за аудиторию", - сказал Муратов. Цифровизация СМИ – одна из главных тенденций 2011 года.

Отметил глава агентства еще один момент, касающийся финансового участия государства в медийном рынке. В 2010 году на «реализацию социально значимых проектов» (за этим эвфемизмом значилась поддержка госСМИ)  было выделено и распределено среди 150 различных СМИ 1 млрд. 24 млн. рублей. На слайдах во время доклада были продемонстрированы цифры о размерах господдержки. Так, электронные СМИ получили 447 млн. рублей, здесь главным образом речь идет о телевидении. Ведущим государственным газетам («Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан») было выделено 30,3 млн. рублей на двоих.

Кроме того,  Муратов озвучил важные данные о рынке рекламы в РТ.

Суммарный объем рекламы, размещенный в СМИ Татарстана в прошлом году, составил 2 млрд. рублей. Это на 17% больше, чем в 2009-м. Полное восстановление рекламного рынка до докризисного уровня (примерно 4 млрд. рублей) прогнозируется не ранее, чем к концу 2012 года, сказал Муратов. 55% рекламных сборов в прошлом году пришлось на долю ТВ, 22% - печатных СМИ, 18% - радиостанции, 5% - интернет-ресурсов. Больше всего в прошлом году выросло ТВ (+25%), затем печатные СМИ (+20%), интернет (+15%) и радио (+10%).

ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА

Как сказал Муратов, еще одним трендом 2011 года станет реализация вектора по сбрасыванию власти груза в виде "заводов, газет, пароходов", о чем в своем послании на 2011 год, напомним, заявлял президент РФ Дмитрий Медведев.. В результате сокращения господдержки, по прогнозам некоторых экспертов, до 80% региональных изданий в РФ могут прекратить свое существование, выразил свое беспокойство руководитель агентства.

 Минниханов сразу же среагировал на этот пассаж  Муратова.

 - Программа приватизации у нас есть, мы ею занимаемся, но видим, насколько мы безграмотно расстались с государственной, муниципальной собственностью, - отметил президент РТ. - У нас есть холдинг "Связьинвестнефтехим", где мы имеем наши активы. Те активы, которые дадут стратегический рост нашей республики по экономическому потенциалу. Но это не значит, что данный актив мы будем вечно хранить. Со временем из многих предприятий мы будем уходить.

Если взять медиапространство, когда мы консолидировали (речь шла о ОАО «Татмедиа» - ред.), многие издания были убыточны, банкротами. Вообще, надо выстроить систему, а информационное обеспечение – это обязанность государства. Более того, как еще донести информацию и не только о тех событиях, которые происходят в мире, но и о событиях в Татарстане? У нас есть опыт – есть ТНВ, это пример частно-государственного партнерства, мы нормально работаем. Я не исключаю, что со временем ОАО «Татмедиа» будет иметь стратегического партнера. Но сегодня мы выстраиваем систему. Но тот актив, который мы продаем… Мы сначала разрушаем, потом пытаемся продать. Это неправильно.

Этот краткий комментарий президента перетек в целое 20-минутное выступление, где он, среди прочего, также покритиковал СМИ за излишнюю слащавость в материалах.

- Нам нужна объективная информация. Правда может быть горькой, но ее надо принимать как пилюлю во время болезни – неприятно, но без нее не поправишься. Мы все боимся испортить настроение начальнику, - произнес удивительные слова президент РТ. Было ощущение, что это говорит лидер какой-то оппозиции, а не высший чиновник. Потом он добавил: "Считаю, что я ваш союзник".

При этом Минниханов встал на сторону журналистов, которые сталкиваются с давлением госчиновников. Он заметил, что часто, особенно в районах чиновники начинают продумывать, как бы создать сложности журналисту или редактору, осмелившемуся публиковать материалы о реальных проблемах. Причем даже могут использовать прием давления через родственников. «Это вместо того, чтобы спасибо сказать!» - отметил Минниханов.

Словам главы республики хотелось похлопать (кстати, зал, где сидели опытные люди, этого не стал делать), но в воздухе повис вопрос: нужен механизм обеспечения защиты масс -медиа и журналистов от ретивых чиновников…

ОТ ГРИГОРЬЕВА К АМИНОВУ 

Вслед за  Муратовым за трибуной появились один за другим руководители СМИ. По-своему сенсационным стало выступление владельца «Эфира» Андрея Григорьева, который крайне редко выступает публично и который единственный, по большему счету, представлял частный сектор медиа-рынка РТ. Увы, он не смог представить картину с точки зрения частных медиа, у которых несколько отличный взгляд на процессы, нежели у госсектора. Как известно, Григорьев является одним из основных инициаторов продвижения в РТ технологий цифрового телевещания – этому и была посвящена его речь, ориентированная, скорее, на коллег по телевизионному цеху.

Айдар Салимгараев - генеральный директор ОАО «Татмедиа» (до сих пор даже в СМИ не всем ясно, что это акционерное общество и республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям – не одно и то же, во всяком случае юридически), рассказывая о результатах работы предприятия,  особо остановился на крупнейшем в регионе издательстве «Идел-пресс» и его проблемах. Как известно, оно было передано в структуру Татмедиа и, выяснилось, требует серьезных денежных вливаний. Как рассказал Салимгараев, в здании с момента его постройки (45 лет назад) не было капремонта, полиграфическое оборудование нуждается в серьезном обновлении. Что, как следовало из речи топ-менеджера, требует значительных денежных вливаний. В их отсутствие клиенты, способные платить за большие тиражи, уходят к полиграфистам других регионов. Кстати, гендиректор Татмедиа озвучил интересную цифру:  средняя зарплата в компании составляет 12,2 тыс. рублей – как видим, очень скромно… Видимо, на статистику влияют районки.

Генеральный директор телеканала ТНВ Ильшат  Аминов с трибуны неожиданно стал рассуждать на тему того, что татарстанские компании не заботятся о продвижении своих брэндов. По мнению Аминова, в РТ есть только два брэнда, известных на федеральном  уровне – КАМАЗ и «Крошка Сорти» (продукция «Нэфис-косметикс»). Попытки ТНВ демонстрировать достижения татарстанских компаний, со слов Аминова, разбиваются о пассивность их руководителей.  По всей видимости, гендиректор ТНВ все-таки имел в виду, что они не торопятся размещать рекламу на его канале, хотя насчет отсутствия понимания маркетинга ведущими компаниями РТ он прав… При этом он высказал возмущение политикой федеральных каналов. Мол, как-то предложил «Первому каналу» дать сюжет  об открытии в Татарстане завода, а те ему ответили, что было бы гораздо интереснее, если бы завод взорвался…

Президент РТ  в ответ, как и недавно на коллегии минэкономики, призвал все же показывать больше положительных примеров – в бизнесе, на производстве. "Я приехал на завод –  и сам не знал, что у него такие успехи! Показать пример успешного человека - это лучше, чем ругать кого-то в своем кабинете", - подытожил Минниханов.

Владимир Казанцев

Ринат Билалов