КАЗАНСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ БЫЛИ САМЫМ МОЩНЫМ ОРУЖИЕМ ВВС ЛИВИИ. СПОСОБНЫ ЛИ ОНИ ВЗЛЕТЕТЬ СЕГОДНЯ?

Судя по данным из Ливии, ее ВВС участвуют в подавлении беспорядков – бомбят находящиеся в руках мятежников аэродромы, военные склады и радиостанции. Наверняка, есть и планы на случай вторжения. Большая часть авиапарка – истребители и легкие бомбардировщики советского производства. Но в середине 70-х СССР поставил Ливии и тяжелые сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. Можно ли сегодня подготовить их к боевому вылету? Об этом «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у технического директора казанского филиала ОАО «Туполев» Льва Недзельского, который работал с этими бомбардировщиками в Ливии.

СВЕРХЗВУКОВЫЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ

Вначале – несколько пояснений для лучшего понимания предмета.

Ту-22 строились на казанском авиационном заводе с 1959-го по 1969 год. Всего было изготовлено 311 Ту-22 (стоимость каждого – около 10 млн. рублей) в модификациях бомбардировщика (Ту-22А и Ту-22Б), разведчика (Ту-22Р), ракетоносца (Ту-22К), постановщика помех (Ту-22П) и учебно-тренировочного самолёта (Ту-22У). Машина была сложной в эксплуатации и пилотировании. Пилотами на Ту-22 были только летчики первого класса - не все могли совладать с этим тяжёлым и скоростным самолетом. Освоение Ту-22 шло тяжело (что отражено в посвященном испытателям этой машины бестселлере Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю» и основанном на нем известном художественном фильме), с высокой аварийностью и выявлением различных особенностей. Так, при полетах со сверхзвуковой скоростью на высотах менее 4 тысяч метров обнаружилось, что ударной волной разрушает даже кирпичную кладку. В Дальней авиации Ту-22 служил до 1994 года, и у самолетов еще оставался ресурс.

В 70-х Ту-22 появились и за границей – сначала их поставили в Ирак, а потом – в Ливию. Встречаются утверждения, что с апреля 1979 года советские пилоты использовали Ту-22 ливийских ВВС для отслеживания действий западных флотов в Средиземном море. Ливийские Ту-22 участвовали в войне Уганды с Танзанией (1978-1979), в гражданской войне в Чаде (1980-1981), в чадско-ливийском конфликте (1981-1987). По неподтвержденным данным, две машины были сбиты (одна – зенитно-ракетным комплексом советского производства «Куб», вторая - ЗРК американского производства Hawk). Еще пара была захвачена чадскими повстанцами. В 2002 году такие авторитетные источники, как Jane's World Armies и Jaffee Center for Strategic Studies, сообщали, что пять Ту-22 все еще находятся в боеспособном состоянии.

КАТАСТРОФА НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ

- Лев Васильевич, приводятся разные данные о количестве поставленных в Ливию Ту-22, речь идет даже о двух десятках и более машин…

- Мне известно, что в Ливию поэтапно поставили восемь самолетов в варианте «чистых» бомбардировщиков – Ту-22А и одну учебно-тренировочную спарку Ту-22У. Первоначально их разместили на авиабазе на берегу Средиземного моря, километрах в пяти от Триполи. Но там такой климат, что техника стала энергично коррозировать. Тогда ливийское правительство решило построить авиабазу в пустыне. Место выбрали примерно в тысяче километров на юг от Триполи, в оазисе Эль-Джофра. Туда же перевели и командование ВВС. Советские инженеры и рабочие по советскому же проекту воздвигли шикарнейшую авиабазу, какой и в СССР не было.

- Как такое возможно?

- У нас же на всем экономили, а там – нет. В результате, сделали идеальную базу, с построенными по всем правилам специализированными мастерскими, с современнейшим оборудованием, с громадным количеством стендов. В СССР всего этого, как правило, специально не строили, оборудования и помещений постоянно не хватало, или они были плохие. Впрочем, в отличие от ливийцев, у нас всегда под боком имелись заводы.

Так вот, там никогда не бывает дождей и минусовой температуры, поэтому прекрасно сохранились даже дороги, построенные англичанами еще до Второй мировой войны. А современные дороги - просто шикарные, причем асфальт для них возили в бочках из Испании… В этом климате ничего не гниет. Скажем, барана режут, выбрасывают, что не надо, и ничего не портится – высыхает моментально. Может, поэтому к чистоте и порядку ливийцы не привыкли. Первое впечатление от базы - гора мусора. Для нас это было дико, и мы сразу самосвалов десять в пустыню вывезли.

- В чем заключалась ваша работа?

- Смотрели за состоянием самолетов, курировали всевозможные ремонты, которых было немало – то машина сядет до полосы, то выкатится за ее пределы и так далее. Производственной стороной занимались сотрудники рязанского авиаремонтного завода.

- Самолеты были «подержанными»?

- Возраст – 6-8 лет. Их собирали по частям Дальней авиации. В Казани машины ремонтировали, снимали оборудование для ракет и ядерного оружия, наносили пустынный камуфляж и опознавательные знаки ливийских ВВС.

- 16 июля 1976 года при посадке на заводской аэродром на одной из этих машин разбился экипаж Владимира Шевцова. Что случилось?

- Я их всех знал… А штурманом-оператором был муж моей сестры - Юра Ребрик. Мы с ним в тот день на рыбалку собирались: прилечу, говорит, позвоню… У них сработала сигнализация – «Пожар в левом двигателе». Потушили – он дымился, но не горел. Садились с одним двигателем. Эта ситуация расписана в летной инструкции – закрылки на определенный угол выпустить, скорость держать больше, чем обычно. Они все это нарушили, в результате, «провалились» – подъемной силы не хватило, и рухнули с высоты 35 метров. Самолет развалился пополам… Как узнал, помчался туда. Прибежал, начальник цеха говорит: «Найдешь Юрку?» Брезент поднимает, а там - три обугленных тела в кожаных летных костюмах. Лица и руки до костей сгорели. Говорю: надо завернуть рукав куртки. Завернули, смотрю – наколка, «Юра»… Поехали втроем к сестре. Они тогда в Северном посёлке снимали комнату, сын только родился. Татьяна, когда ей сказали, потеряла сознание… Пенсию она за Юру получала хорошую, но как в четырехметровой комнате с сыном жить? Взял Татьяну и пошел на прием к Виталию Егоровичу Копылову - директору авиазавода… Жесткий был мужик… Как же так, говорю, они, летуны, под Богом ходят, а погиб человек, и все - никому ничего не надо… Копылов походил из угла в угол, потом говорит отвечающему за квартиры: «Завтра покажешь ей не однокомнатную, а две самых лучших двухкомнатных, пусть выберет».


МАТОМ ЛИВИЙЦЫ ОВЛАДЕЛИ В СОВЕРШЕНСТВЕ

- Какими были в Ливии бытовые условия?

- Интересными. Жили по четверо в итальянских домиках, которые почему-то называли «трейлерами»: две спальни, кухня, столовая, ванная, туалет. Обязательно – кондиционер: летом – жара до 70 градусов, на обшивке самолета яйца варили. Поэтому работали с 5 до 11 утра, потом - с 4 вечера и до упора.

Едят ливийцы только руками. Например, кашу с мясом и специями. А мы сами себе готовили, благо, продукты очень дешевые, но было интересно их кухню попробовать. Раз говорю начальнику технико-эксплуатационной части (ТЭЧ), Таипом звали: «Можно попробовать, что твои едят?» Нет проблем. А из чего едят?! Валяется на земле картонка, фанерка, он подбирает, на нее шлеп каши, и ест. И мне тоже с пола что-то подняли. Ну да ладно… Попробовал - один перец! Вздохнуть не могу, слезы текут! А они довольны: для мужского здоровья, дескать, хорошо!

В Ливии - сухой закон. Для местных военных за распитие – расстрел, а нашим специалистам, если попались, - высылка из страны, а государству – 100 тысяч долларов штраф. Всю жизнь будешь расплачиваться. Но строители, говорят, все равно пили зверски – брагу (а дрожжи и сахар там почти ничего не стоили). Невозможно было с ними сладить. Не все, конечно, так жили. Наши специалисты чуть ли не годами не видели спиртного. Но русские люди (в смысле «российские» - среди нас были и татары, и узбеки, и украинцы) все равно так устроены, что хоть немного, но выпивают. А в Ту-22 - четыреста литров «шпаги» - сорокапроцентного раствора спирта для системы кондиционирования. Но даже когда в ходе ремонта его сливал, запастись было невозможно - за мной постоянно следили. Почему? Я на фирме командовал вооружением, а в Ливии такими вещами занимались только местные кагэбэшники. Поэтому они думали, что и я такой, то есть могу шпионить, и за мной разве что в туалет не ходили… Но как-то приехал к инженерам-«мигарям» (рядом базировались МиГ-25). Их майор спрашивает: как устроились? Нормально, отвечаю, только даже в праздник не примешь, да и нет ничего. Вон, говорит, видишь, - бочка? Итальянский апельсиновый спирт. Сколько надо, бери. В общем, налил канистру. Приехал домой, вечером сделали плов, выпили, но не более ста граммов на человека, чтобы утром – как стеклышко.

- Как общались с местными?

- Нормально. Большинство их летчиков училось в Союзе. Русский они знали неплохо, а мат – в совершенстве. Настолько профессионально ругались, что даже наши так не могли… Заработки у офицеров были высокие, на месячные командировочные можно было купить машину. Если в семье рождался третий ребенок, государство выплачивало 100 тысяч долларов. Среднее количество детей в семье – шесть. Разрешалось иметь четырех жен, но таких семей было немного. Чтобы жениться, мужик должен подарить невесте украшений на два килограмма. Считаю, правильная традиция. Если женщина не имеет детей, через год супруг ей может сказать: уходи. Но золото она забирает с собой, то есть существует на эти деньги.

Таип показал мне фотографию - шестеро детей. Смотрю – какие-то они слишком белые. Оказалось, жена – белоруска. Как-то приехали к ним в коттедж, она вышла - крепкая, краснощекая, лет сорок, Дарьей звать. Обрадовалась: «О, ребята! Здорово! Как я соскучилась по русским!» «Как ты решилась? – потом ее спросил. - Климат жуткий, люди совсем другие!» - «Вот ты где отдыхал в прошлом году?» - спрашивает. - «В саду». - «А в этом году?» - «Тоже» - «А на следующий год?» - «Ну, куда я с такими деньгами поеду?» - «А я в прошлом году в Таиланде была с детьми, в этом - на Гаити поеду. Старшая дочка в Кембридже учится, ты можешь детей послать в Кембридж?» - «А если он возьмет себе вторую, а то и третью жену?» – спрашиваю. - «Пусть только попробует, я ему оторву чего надо! Ха-ха!»…

Фантом ВМС США сопровождает ливийский Ту-22 над Средиземным морем

Держала его в руках только так… Спустя двадцать лет, когда мы вновь ехали по делам в Триполи, с нами летел посол Ливии в России, он спросил: с кем бы вы хотели работать? Я назвал Таипа. Привезли меня на военный аэродром, смотрю, на лавочке сидит военный, весь в эполетах, орденах. Увидел меня: «Мистер Лев?!» «Таип?!» Обнялись. Он был уже на пенсии. И опять мат сплошной! Хотя, говорит, совсем забыл русские слова.

ПОДДАННЫЕ ЗЕЛЕНОГО ДВОРЦА

- Как менялась страна между вашими визитами? Кстати, сколько их было?

- Пять… Раньше это была очень мусульманская страна. В Триполи - ни одного театра или кинотеатра, зато мечети – на каждом шагу. А последний раз приехали – женщины за рулем, по улицам девчонки ходят без всяких платков. Много иностранных компаний – американских, турецких, очень много китайцев, наших немало. Кстати, их посол очень хорошо отзывался о Татарстане… Богатая страна, и внедряться туда есть смысл. Помню, и я сам в первой командировке заработал неплохо: за два месяца получил 1 тысячу 200 долларов – большие деньги по тем временам.

Какие еще перемены? В Эль-Джофра было красивейшее озерцо, голубое-голубое. Когда только приехали, первая мысль: о, искупаемся! Хорошо, местные предупредили – ни в коем случае: высокая концентрация солей, потом экзема замучает… В этот раз были – все изменилось! Пальм – видимо-невидимо. В это озеро из-под земли качают воду, и теперь оно не просто стало сотни метров в диаметре, но в нем можно купаться, и рыба водится. Более того, подземная вода и сам климат изменила – там стали выпадать дожди! И видно, что ливийцы очень гордятся сделанным.

- Каддафи видели?

- В первый приезд были на приеме в зеленом дворце. Беседовали с ним. Нормальный мужик. Речь шла о том, можем ли мы поставить еще такие самолеты, можем ли построить ремонтный завод, обучить людей. Они хотели создать базу, чтобы покупать наши самолеты, но не зависеть от нас… Что поразило? Кругом его портреты, разве что в туалетах нет, культ личности – дикий!

- Что-то аналогичное нынешним волнениям было?

- Нет, даже намеков. Наверное, выросло поколение, которое может думать о чем-то. А тогда... Есть цивилизованный народ, который учился в СССР, Америке, Англии - обычные интеллигентные люди. А основная масса – полудикая. Бывало, едешь с их солдатами, они с автоматами, а все лица расписаны татуировками – ну, дикари! Думаешь: сейчас как возьмет и бабахнет. Просто так.

- Как ливийцы показали себя с профессиональной точки зрения?

- Прямо скажем, нижний слой населения слаборазвитый – очень долго надо объяснять, чтобы человек что-то сделал. И это не все. Как-то потребовалось снять панель крыла, для чего надо открутить две тысячи хорошо прикипевших болтов. Попросил человека в помощь. Таип привел здоровенного негра, я при нем три болта отвернул - понял? Понял. Таип ушел, мой помощник отвернул один болт, взмок, сел на бетонку, закурил, одну сигарету кончил, вторую от нее прикурил. Я уж за это время пять болтов открутил. Давай, говорю, работай. Нет, не хочет. Пошел к Таипу: твой-то сачкует. Как?!! Пошел вразвалочку, на ходу достал из высокого ботинка стек, и как обходил этого! Но как ушел, мой помощник опять сел и закурил… Еще пример. Для работы были нужны теодолит, нивелир. Спрашиваю: «Где у вас все это?» А вон, показывают на комнату. Открываю, а там песок до потолка – надуло в щелочки.

Вояки они неважные. Если в Ираке - очень хорошие летчики, то ливийцы, в основном, пользовались услугами наемников - корейцев, китайцев, тех же иракцев. Они жили в Ливии, откуда их командировали на учебу в СССР. К тому же там был и учебно-тренировочный Ту-22, постоянно находился испытатель туполевской фирмы. При мне работал один, фамилии не помню, я его Складным Ножом звал - он весь такой шарнирный. А летать любил!.. И курильщик жуткий. Его пристегивают к креслу – курит, начинают поднимать - курит: «Сигарету выкинь!» – кричу. – «Выкину, выкину…» И вот он поднялся и только тогда выбросил окурок в форточку.

Очень достойные летуны корейцы и иракцы. У ливийцев было двое хороших парней, а остальные – так, без любви. Если наши используют малейшую возможность, лишь бы полететь, то ни – «ну, если надо, полечу».

- При вас самолеты совершали боевые вылеты?

- Да. Только впервые приехали на авиабазу, спрашивают: «Кто из вас вооруженец?» Я, говорю. Меня – в машину и на стоянку самолета. Оказывается, вернулись из вылета, а бомбы (фугасно-осколочные ФАБ-250, десять штук на внутренней подвеске, хотя можно было гораздо больше брать) не сошли. Разобрался… И они не только бомбили, но и обстреливать умудрялись. У Ту-22 в хвосте - пушка для обороны, так они даже всадников на дорогах из нее расстреливали! А то еще и просто ходили над противником низко на сверхзвуке. А под такое попасть…

- Это правда, что два «Ту» сбили и еще два захватили?

- О таком мне неизвестно.

- Летали все девять самолетов?

- Нет, один почти сразу сел в пустыне и поломал шасси. Еще один перегнали в Ирак.

САМОЛЕТЫ И ПОЛИТИКА

- Какие-то нарекания к технике были?

- Ярко выраженных – нет. Недостатки были – как всегда и везде. Ливийцам не нравилось, что на Ту-22 катапультирование – вниз: боялись, и правильно – при катапультировании ниже двух тысяч не выживали.

- Как в общем они оценивали советскую технику?

- А им не с чем было сравнивать. Да, ливийцы использовали французские истребители «Мираж» и вертолеты «Суперфрелон», но когда мы приехали, эти машины почти не летали. Больше тысячи советских самолетов купили! Последний раз был, смотрю - стоят в капонирах без дела. Причем классные машины, например, МиГ-25. И налет – 8-10 часов! Для острастки же соседним странам купили. И Ту-22 стоят брошенные на аэродроме. И у них налет мизерный. Для поставок выбирали машины с налетом 100-200 часов, да в Ливии они «накрутили» по 50-60. Для сравнения: в СССР Ту-22 летали по 30-35 часов в месяц, и 10 тысяч часов общего налета были нередким делом.

- Когда в крайний раз видели ливийские Ту-22?

- Кажется, в 2003-м. В середине 90-х контакты с Ливией прекратились, и Ту-22 встали - ничего ливийцы без нас не могли. Лет восемь к бомбардировщикам никто не подходил. Но вот на очередную годовщину революции Каддафи заставил одну машину поднять. Не знаю, было ли такое в истории: самолет, который не обслуживался 8 лет, заправили, и он полетел. Походил над Триполи, вернулся. Говорят, когда летчик выбрался из машины, встал на колени и молился… Мы приехали спустя пару недель после полета. Видел я и этот самолет: все под ним было заставлено поддонами – керосин тек: баки-то - резиновые, восемь лет к ним никто не прикасался, и керосина в них не было, конечно, трещины появились… Грустно было видеть авиабазу – ни одного работоспособного самолета. В здании ТЭЧ – десятисантиметровый слой пыли. Стоило нам уехать и все - ничего сами не могут.

- А зачем ездили?

- Ливийцы просили посмотреть, можно ли Ту-22 привести в боевую готовность. Осталось шесть машин, и сохранились они - удивительно! Протестировал электронику – выдает все положенные параметры! Проблема в том, что к Ту-22 не хватает запчастей – не делают давно таких. Вот где сейчас взять ламповый приемник?! То есть если сломается, отремонтировать будет нечем.

Тем не менее, мы поработали, побывали на ремзаводах, нашли запчасти, людей, договорились, что морем самолеты доставим в Калининград и отремонтируем. Но вмешалась политика.

- Так все-таки, можно их привести в боевую готовность?

- Мы можем это сделать, ливийцы  - нет. Хотя и нам это будет очень трудно. Легче новые самолеты поставить. Кстати, видимо, по политическим же причинам не состоялась и сделка по продаже Ливии намного более серьезной техники, тоже казанского производства – Ту-22М3, хотя мы были готовы продать, а они - купить.

Тимур Латыпов

Справка

Ту-22. Год принятия на вооружение – 1962. Размах крыльев - 23,6 м, длина - 41,6 м, высота - 10 м. Масса пустого - 50000 кг, максимальная взлетная масса – 94000 кг. Тип двигателя – два турбореактивных РД-7М. Максимальная скорость - 1640 км/ч, дальность полета на крейсерской скорости - 5500 км, боевой радиус действия - 1300-2200 км, потолок - 13500 м. Экипаж – пилот, штурман-навигатор, штурман-оператор. Вооружение - 23-мм пушка НР-23. Бомбовая нагрузка - 12000 кг: бомбы калибром от 250 до 9000 кг (в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов. На Ту-22К - 1 управляемая ракета «воздух-земля» Х-22.

 

Фото сайтов vif2ne.ru, airforce.ru, thelliervoyages.com, ifun.ru и Николая Пантелеева