В ГТРК "Корстон" в пятницу завершился третий заключительный этап международного проектного семинара "Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий Казани". Перед 10 проектными группами была поставлена задача в три этапа разработать концепцию застройки казанских берегов Волги, Казанки и озер Кабан. По информации источника "Бизнес Онлайн" в казанской администрации, в этот раз городские власти не поскупились и каждой из 10 групп выплатили по 1 миллиону рублей. Однако, вопреки планам, консолидированная концепция так и не была представлена.

 

По мнению участников, в результате работы в столице Татарстана в итоге должна родиться новая команда градостроителей и архитекторов, второй "Рубин", как образно ее назвал гость из Белоруссии Юрий Важник.

 

А поскольку любая российская команда немыслима без легионеров, то и в сборной градостроителей не обошлось без иностранцев. Правда, в отличие от "Рубина" число варягов оказалось несколько меньше. Из 10 проектных групп, принявших участие в работе семинара только 4 были из Европы. Это группы Джоржии Бутина Уотсон из Великобритании, Джулиус Эйлерс из Германии, Рене Бауман из Нидерландов и смешанная группа Ольги Мезей (Россия – Финляндии). Среди российских групп были представители частных мастерских, проектных институтов, вузов и строительных компаний. 

 

Проверить силы будущей сборной мэрия решила на так называемой Центральной береговой зоне, которая охватывает берега Волги, Казанки и Кабана площадью 5036 га.

 

- Казань – это город с гигантским потенциалом, с одним из лучших побережий мира. Прежде казанское городское строительство развивалось вдоль Волги, но потом город был отсечен от реки транспортной инфраструктурой. Сегодня, на наш взгляд, более выигрышным будет развитие берега через создание зеленых зон, бульваров и набережных, портовые пирсы можно использовать для застройки жильем, - такими словами открыл заключительный этап семинара завкафедры градостроительного планирования и проектирования Штутгартского университета Франц Пеш.

 

Он не забыл напомнить, что в основе всех преобразований лежат финансы, и порадовался за Казань, которая в связи с Универсиадой - 2013 может получить серьезные финансовые вливания.

  

Предложения голландского архитектора Рене Бауман, отличавшиеся масштабностью, поначалу несколько озадачили сидевших в зале местных архитекторов.

 

- Необходимо убрать железную дорогу, которая расположилась вдоль Волги. Нужно перенести порт. В результате улицу Татарстан можно будет изменить до неузнаваемости, продлив ее до северного портового пирса. Между рядами зеленых насаждений можно пустить трамвай. Пустующее здание речного вокзала для оживления бухты можно, к примеру, превратить в шопинг-молл. Из его окон будет открывать прекрасный вид на водную гладь. Мне очень нравится монументальное индустриальное здание Волжского элеватора. Его можно было бы сохранить как памятник, - объяснил Бауман.

 

Предложения остальных докладчиков отличались меньшей масштабностью и не всегда были связаны с вопросами градостроительства. Соединить озеро Кабан каналом с Волгой, создать для застройки этих районов государственную девелоперскую компанию, развивать экологический туризм, участвовать в целевых федеральных программах – лишь некоторые из них. 

Завершил семинар мэр Казани Ильсур Метшин, который терпеливо полтора часа слушал все выступления.

 

- Сегодня мы проходим ту дорогу, которую другие  европейские города прошли 30 лет назад. Раньше в наших городах были одинаковые гостиницы, похожие кинотеатры, одна серия типового жилья. Сегодня у нас наступает новый этап развития города, к которому мы должны подготовиться. Надо, чтобы подходы, пути решения и идеи были подготовлены на берегу. К сожалению, реализовать рисунки с планшетов не так же просто, как их нарисовать. Только прибрежная зона Казани застраивалась в течении ста лет, но у нас нет столько времени.

На прощание мэр посоветовал участникам семинара не ожидать следующего мероприятия, а делиться своими идеями лично с ним. Идеи будут оплачены, пообещал он.

Арслан Минвалеев