Прежде чем заняться вирусами, продолжим предыдущую тему.

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан продолжает войну против недобросовестной рекламы. Вот последняя сводка с фронта боевых действий.

18 сентября возбуждено дело в отношении ООО "Издательский дом "Кураж" по факту распространения рекламы SPA-центра "Ocean of life". Этот самый "Ocean of life", зазывая женщин на соблазнительные косметические процедуры — мезолипосакцию, ультразвуковой массаж, какую-то "биоревитализацию", что в переводе на русский означает, видимо, "омоложение", — ни словом не упоминает о противопоказаниях и возможных осложнениях — чего закон справедливо требует, поскольку речь идёт о здоровье, а иногда даже о жизни человека.

Разнообразные "салоны красоты" и "SPA-центры" вообще не утруждают себя предупреждениями о возможном вреде своих действий. Попала под раздачу и хозяйка студии красоты "Лилу", разместившая в журнале "Дорогое удовольствие" (дорогое — это точно) свою рекламу без малейших указаний на возможные опасности и необходимость консультации у специалиста перед тем, как подвергать себя всяким  "биоревитализациям".

Такая же беда приключилась и с ООО "Центр медицинской косметологии и здоровья", который рекламировал себя в автобусе 45-го маршрута — с помощью видеомонитора. Заодно досталось и ООО "Маршрут-Инфо", имевшему несчастье эту рекламу разместить — оно тоже понесёт ответственность. И не один раз: тот же злосчастный видеомонитор в автобусе 45-го маршрута показывал ещё и рекламу центра здоровья мужчин "Ираклис" — и тоже, разумеется, безо всяких предупреждений об опасностях, ожидающих в "Ираклисе" (для нас всё-таки привычнее древнегреческий вариант "Геракл", а не византийский "Ираклис") сильную половину человечества.

Да всех нарушителей и не перечислишь…

Всего с января по август этого года в ходе войны за чистоту рекламы УФАС РТ рассмотрело 108 дел о нарушении рекламного законодательства, возбудило 176 дел об административных правонарушениях и взыскало 3,3 млн. рублей штрафов, что в 2,5 раза больше, чем за весь 2007 год.

В общем — будьте бдительны, господа рекламодатели и рекламоразместители! Берегите чужое здоровье, как своё!

А теперь — к вирусам.

Самое популярное направление в маркетинге и рекламе последних лет — это вирусный маркетинг. Популярное — потому что эффективное. Дёшево и сердито. Только фантазию приложить надо.

Идея проста: реклама должна быть самораспространяющейся-саморазмножающейся, как вирус. Подобные вещи, конечно, применялись и в досетевую эпоху, но только с развитием интернета вирусный маркетинг стал серьёзным оружием.

Челнинская компания МОСТ, выпускающая бумажный справочник "Бизнес-справочник "Набережные Челны 2008" и электронный "Весь Татарстан. Бизнес" полагает, что вирусный маркетинг — это когда "с одного диска делается 8-10 установок баз данных предприятий Татарстана, а число установок не ограничивается", в результате чего "диски начали "поход" между фирмами и предприятиями".

Замечательно, что челнинская компания выпускает такой нужный справочник, и ещё более замечательно, что он пользуется спросом — стало быть, там есть полезная информация. Но если разрешение делать с диском что угодно — передавать другим, делать неограниченное количество установок где хочется и как попало — называть вирусным маркетингом, тогда у нас главный герой вирусного маркетинга — это операционная система Windows, которая в нашей стране распространяется, в основном, именно таким способом — и без всякого разрешения. Да и любая информация, попавшая в сеть, именно так и расползается по миру — программы, справочники, книги и вообще что угодно.
Это ещё не вирусный маркетинг. Вирусный маркетинг — это когда покупателей принудительно заставляют обращать внимание на товар, и делают это так, что не только внимание обратишь, но ещё и захочешь передать другому.

И вообще вирусный маркетинг — это обычно скандал. Люди любят скандалы; о них важно рассуждают дети в детском саду и толкуют старушки на скамейках около подъездов. Чтобы запустить слухи — лучшую форму рекламы с древнейших времён — надо устроить скандал.
Последнее по времени, что мне попалось на глаза, — этот реклама программы "Суперстар-2008" на НТВ, где её ведущая, Лолита Милявская, появляется совершенно голая, лишь прикрытая двумя компьютерными "фиговыми листочками" в виде чёрных прямоугольников, которые она кокетливо поправляет руками, чтобы при ходьбе не сдвигались. Ролик этот можно много где посмотреть — например, здесь:

http://video.i.ua/user/709652/11660/59634/. Показывали его по НТВ или нет — мне узнать так и не удалось. А узнал бы, так всё равно бы не поверил — ни тому, ни другому. Да когда имеешь дело с вирусной рекламой, это уже неважно. Главное тут — что ролик хорошо расползся по Сети. Потом разъясняли, что на самом деле Лолита не голая, а на ней такой специальный латексный костюм, и что это была её личная идея, и что "фиговых листков" потребовала цензура (а зачем, если на Лолите был костюм?) — и так далее. Всё это — не более чем приложение к ролику, продолжение рекламной кампании. В общем, для раскрутки программы "Суперстар-2008" было сделано всё, что надо, и так, как следует.

Вот это — действительно вирусный маркетинг.

Вспомню ещё рекламный ролик к первому голливудскому боевику Тимура Бекмамбетова  с Анжелиной Джоли "Особо опасен" — один из вариантов можно посмотреть, например, вот здесь: http://rutube.ru/tracks/758752.html?v=4e4f1d324eb5c09ae53eb1fe5f50ad91. Съёмка как бы со стационарной видеокамеры наблюдения, не придерёшься. Между прочим, на ней видно, как кто-то в правом верхнем углу кадра снимает буйство менеджера на мобильный телефон, и вот эта съёмка как бы с мобильного телефона — тоже вирусный ролик, выложенный в сеть. Результат: только за первую неделю рекламу "Особо опасного" (ещё не зная, что это реклама! — секрет был раскрыт позже) посмотрело 11 млн. человек — отличная аудитория. Фильм себя окупил.

При желании примеров вирусного маркетинга можно найти тьму. И не только в интернете.
А вот в Татарстане какой-либо вирусно-маркетинговой эпидемии я что-то не приметил. Всё хорошо? Производители производят, торговцы торгуют, покупатели покупают, никому ничего не надо?

Век рекламных фокусов недолог — они быстро приедаются, поскольку реклама — продукт сверхмассовый. Ещё пару лет — и вместо вирусной рекламы придумают что-нибудь другое. Так что следите, пока это есть, — штука интересная.