О профилактике школьной агрессии .

Пожалуй, не стоит валить в одну кучу:

1. Проблемы агрессии школьников-убийц. 

2. Проблемы школы как зоны влияния криминалитета и ОПГ. 

3. Проблемы бунта «школоты». 

Хотя, кому-то такая «каша» и путанница может быть и на руку. Тем более, что школа в настоящее время стала окучиваться определёнными политическими силами. Так, например, партия власти с движением «наши»является, пожалуй, лидером влияния на школу. Зюганов завязывает красные галстуки 22 апреля. Жириновский принимает школьников в «соколята Жириновского». Навальный учит выходить на улицы в определенные дни и часы и т.п. 

На первый взгляд, эти влияния на школьников, вполне безобидны, чем влияние криминалитета, сект, преступных сообществ, и даже бизнес-структур, которые желают впарить нашим детям какой-нибудь ненужный товар, ограбив кошельки родителей. Поэтому утаивать истинные данные расследований и причин преступлений школьников, которые произошли в Перми, Челябинске и Улан-Удэ было бы большой ошибкой с точки зрения профилактики этих страшных и опасных проблем школы. Увы! Данные этих расследований не стали в российских СМИ главной темой. Тема таких расследований стала закрытой и до сих пор мы ничего не знаем об истинных мотивах этих преступлений и самих субъектов, которые повлияли на совершение этих деяний школьниками. 

Начну с проблемы агрессии. Надо признать, что в школах забюрократизированный преподавательский состав, педагоги, психологи часто не знают истинный уровень эмоционально-волевого состояния своих учеников. В школах даются оценки только за знания, но вот оценок эмоционально-волевого состояния учащихся не делается, и школьники стали непредсказуемы. Картина мира у современного школьника искажена. При развитии «кнопочного сознания» в условиях компьютерной зависимости подростки полагают возможным решать проблемы нажатием кнопки. Решение проблем в Интернете путем выключения кнопки они переносят и в реальный мир. Когда же оказывается, что так просто проблему не устранить, то развиваются тревога, депрессия, обида на общество. Терпению и преодолению трудностей современные подростки, увы, не приучены. Эмоционально-волевая сфера у человека развивается, когда есть преодоление – в спорте, в труде, еще в чем-то. Сейчас все это упущено. Даже взрослые деградируют в эмоционально-волевом плане, не то, что дети. Труд исчез, появились профессии, которые к труду никакого отношения не имеют. И школьники, привыкшие к тому, что можно кнопкой «выключить» кого-то, с социумом взаимодействуют реактивным образом (особенно те, которые страдают зависимостями и для них любая обида – это источник мощной агрессии). Они ищут решение своих проблем в простых вариантах: выключить и уничтожить.

Есть мнение, что этот бунт нового поколения никак не осознается, являясь лишь аффективной реакцией без всяких планов, проектов, без всякого влияния криминалитета, политиков, сектантов, бизнес-структур или иных взрослых субъектов.  

Если взглянуть на СМИ, то тема свёрнута и уже закрыта и не поступает никакой информации об истинных истоках и мотивах совершённых преступлений. Хотя внешне может показаться, что социум не желает пугаться и убегает от больной истины. Вероятнее всего это не так.
Понятно, что школьники всегда нуждаются в кумирах и в людях, которые могут вести за собой в «светлое будущее». В реальности, наши школьники таких людей не находят, но в играх и виртуальных пространствах такие опасные «вожаки» появляются и начинают им подсказывать что делать. Вот эта наша реальность, где нет реальных настоящих людей-примеров, на которых можно равняться и есть главнейшая проблема. Если это место не будет наполнено, то в него быстро войдёт криминалитет разного формата. Феномен «слова парня», ценность истинной дружбы и поддержки, ощущение настоящей мужской сущности в критические моменты (драки «один на один», «двор на двор» и др. ) – все это субкультура, направленная на Правду Себя и Правду Жизни, в которой так нуждаются подростки и школьники. Именно эту тягу к Правде и используют различные деструктивные и криминальные структуры нашего общества. Отмечу, что современный криминалитет, который будет завлекать в свои ряды школьников, будет иметь замаскированный формат, в частности, особое внимание нужно будет уделить в Татарстане активности мусульманского криминалитета. 

А что дает наше общество подрастающем поколению? Общество их «страусинные головы» больше погружает либо в «песок» виртуальных пространств, либо в мир обид и зависти к так называемой золотой молодежи. И этот нерв наших школьников хотят разыграть некоторые новоявленные политические силы.
Есть мнение, что произошедшие недавно криминальные события в школах не являются результатом группового влияния и связаны лишь с индивидуальным характером отдельных школьников. И все-таки, нужно быть объективными. В настоящее время, ещё ничего в России не сделано для того, чтобы не было возврата к криминальным группировкам. Тем более, статистика преступлений и милицейских сводок подтверждает, что идёт возрождение феномена сродни «казанскому феномену». И было бы нелепо думать, что «казанский феномен» был только в прошлом в Казани. Вся Россия тогда была охвачена группировками.
Поэтому в настоящее время существует большой социальный заказ на психологические методы профилактики агрессии среди школьников. Приведём лишь три основных направления этой работы:

1. Методы психологического тестирования и выявления лиц, склонных (в т.ч. легко манипулируемых) к агрессивным актам.

2. Профилактика агрессии среди подрастающего поколения, ведущаяся на основе воспитания защиты против зомбирования и манипулирования.

3. Обучение бдительности и наблюдательности к возможным агрессивным актам.

Согласно моим наблюдениям и исследованиям, существует следующая типология молодёжи и школьников, склонных к преступным агрессивным актам: 

1. Экзистенциалы. Необходимо признать, что истоками появления агрессии лежит не только искусство манипулирования психопатологическим сознанием лиц, склонных к агрессии, но и феномен экзистенции, присущий всем людям — скрытой способности людей жертвовать своей жизнью ради Великой Цели или Ценности (детей, отечества, Бога, Святого и т.п.) и на этой основе ощущать свою уникальную сущность и ценность. Это разновидность духовной формы проявления инстинкта желания собственной смерти. Ради ощущения этой экзистенции многие искусственным образом подвергают себя различным рискам: играют в русскую рулетку, идут на войну, занимаются экстримом и т.п. Именно преодоление этого высшего барьера является источником специфической эйфории, называемой ощущением экзистенции. Человек всегда душой открыт к тому, чтобы почувствовать свою экзистенцию, ощущение которой, согласно экзистенциальной философии, возможно только в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Неосознаваемое (замаскированное) любопытство к собственной смерти есть у всех. Только в состоянии экзистенции возможно истинное ощущение жизни и себя.
Экзистенциалы самые непредсказуемые с точки зрения их выявления среди школьников и молодёжи

2. Психопаты. Если экзистенциалы действуют на основании высшей формы инстинкта собственной смерти, то этот тип, основывается на низшем уровне инстинкта собственной смерти. Он проявляется в виде садомазохизма, психопатологической агрессии, маниакального синдрома и мании величия (прославиться на весь мир по телевизору, стать Святым, Избранным и т .п.) Именно они чаще всего стреляют во всяких «кеннеди и леннонов». Такой тип требует наименьшей обработки и манипуляции. Им достаточно указать на мишень воздействия и обосновать ценности, которые он «получит» после совершения преступного агрессивного акта. 

3. Суицидники. Они страдают сильными депрессиями, благодаря которым у них отсутствуют ценности и смысл жизни (позитивные переживания и т.п), которые привязывали бы их к жизни. Этот тип желает избавиться от этих страданий, выключив собственную жизнь. Этот тип, как бы продаёт или жертвует своим суицидным желанием во благо совершения преступного агрессивного акта. 

4.Инфантилы. Инфантильные, не способные к учёбе и познанию. Среди этой группы много больных начальной формой олигофрении. Психотехнология манипулирования преступными сообществами в данном случае основывается на когнитивных структурах, то есть на незнании и безграмотности молодёжи и школьников. 

5. Зомбируемые. Это одна из самых распространённых технологий манипулирования, основанная на воздействии на психофизиологические структуры. В этом случае создаётся психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ (наркотиков, «травки» и т.п.) На этой основе развивается сильная депрессия, позволяющая «закачивать» в сознание информацию о враге, который является причиной всех страданий данной жертвы, в частности, врагом становятся школа, преподаватели, одноклассники и т.п. Хотя главным врагом оказывается наркотик, о котором жертва пока не догадывается. 

7. Солидарники. В этом случае чувство солидарности становится опасной психологической ловушкой для лица, склонного к агрессии. Он не должен подводить тех «своих парней», так как давал «слово парня». 

8. Эксплуатируемые. Эксплуатация идёт на основании финансовой зависимости, долгов, за то, что его выручали и др. Он должен отрабатывать. 

9. Гибриды. Необходимо отметить, что вышеприведённая типология условна и в действительности имеют место смешанные типы. 

Мне приходилось консультировать различных школьников, и казалось, перед тобой в кабинете сидит агрессивный самородок и никто не виноват в том, что он такой. Но постепенно, приходишь к выводу, что «вояка» шел к своему нынешнему положению долгие годы, а началось все с каких-либо сбоев, к примеру, в семье. Большую угрозу всплеска агрессии несет увеличивающееся количество наркоманов, которые без необходимой дозы находятся в состоянии фрустрации и готовы на все. Способствуют угрозе и расслоение, обнищание общества. Опасно устраивать пиры во время чумы, а рядом с бедными хибарами возводить новомодные дворцы. Поэтому в мегаполисах цивилизованных стран во избежание провокаций, вызываемых раздражением, есть четкое разделение на богатые, средние и бедные кварталы...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции