В Челнах в минувший вторник, как минимум, 40 человек целые сутки не могли выбраться из нескольких остановочных павильонов. Входы и выходы тех интернет-салонов, где предоставлялись игорные услуги, были заблокированы бетонными плитами. «Бетонная акция» получила резонанс на всю страну. Журналисты «БИЗНЕС Online» опросили экспертов - а как бы они боролись с нелегальным игорным бизнесом? 

Владимир Иванов - генеральный директор бизнес-центра «Апельсин» (Набережные Челны): 

- Мне кажется это какой-то провокацией, потому что человек со здравым умом не пойдет перекрывать бетонными блоками пути и выходы из любого здания. Истинного положения вещей мы ведь не знаем, может быть, это сделали конкуренты, может быть, у администрации были свои цели. Способы борьбы должны быть законными, тем более я знаю, что мэрия Челнов в одном арбитражном процессе выиграла суд против игрового салона. Но кто бы за акцией ни стоял, на мой взгляд, бетонировать помещение, в котором находятся люди недопустимо. Бороться нужно медленно и кропотливо, используя нашу законодательную систему. Есть же у нас и милиция, и суды, и прокуратура. И депутатов у нас на душу населения не так уж и мало. Правоохранительная система должна работать, имея в виду, что игровые салоны запрещены законом.  

 

Ленар Кашапов - директор "Некоммерческая организация "Ассоциация развития игорной зоны Азов Сити": 

- Я не могу дать определенной оценки методам борьбы с нелегальным игорным бизнесом, которые были использованы в Набережных Челнах. С одной стороны, по-человечески жаль людей, запертых в незаконных игорных заведениях. С другой стороны, то, что у нас на каждом углу работают салоны игровых автоматов, действительно, отвратительно. У нас есть закон, а представители нелегального игорного бизнеса демонстративно нарушают его. Власти должны что-то делать, и пример Челнов очень показательный. Власти могут идти на крайние меры, ведь наличие игорных салонов – это удар по имиджу власти. Мэр Челнов, несмотря на официальное опровержение своей причастности к этому инциденту, заработал себе очки перед правительством. А организаторы азартных игр получили урок. Думаю, теперь они более активно возьмутся за поиск законных способов реализации своих предпринимательских способностей. 

Сергей Ромадановский – председатель профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ: 

- Есть игроманы, от которых только вред и семьям, и обществу. Поэтому считаю, что государство или те люди, которые провели в Челнах «бетонную акцию», поступили правильно. Никто же сегодня не понимает русского языка, то есть того, что незаконно играть нельзя! Если принят закон, он должен четко выполняться. 

Если мы считаем, что игровые автоматы приносят вред обществу, то государство, предприниматели, жители должны выступать единым фронтом. А то получается, что жители сейчас осуждают власти и говорят, что те поступили неправильно. Мое мнение другое. Я поддерживаю мэра Челнов, и считаю, что это решение принесет немало пользы. Другим неповадно будет! 

Антон Ватман – арт-директор студии «Новый дизайн» (Набережные Челны): 

- Проблема игровых салонов меня никогда не касалась, как и способы борьбы с ними. Есть такое понятие - мафиозные разборки. Когда одна мафия мочит другую, обывателей это не касается. Так и тут: это их проблемы и их разборки. Поэтому у меня нет отношения к этому. Это то же самое, как если бы метеорит упал на поверхность Луны - меня это никак не волнует. Я не считаю, что с подобными явлениями вообще нужно бороться. Если эти салоны есть, значит, это кому-то нужно. А к самой акции у меня тоже нет ни отрицательного, ни положительного отношения. Это как снег прошел, ну было и было, и что? 

Тимур Тимуршин - директор ООО «Татнефтепродукт-медиа»: 

- Администрация Набережных Челнов приняла достаточно жесткие меры для ликвидации нелегальных игровых салонов. Но, думаю, что эффекта от этих действий не будет: в игровых салонах просто начнут продавать посетителям бутерброды и воду. И вообще: а если, не дай Бог, в закрытом помещении случится (намеренно или непреднамеренно) несчастный случай, например, инфаркт у одного из посетителей, пожар или еще что-нибудь? Тогда проблем у администрации и непосредственных исполнителей «бетонной акции» будет более чем достаточно.

Решать проблему нужно в рамках действующего законодательства, и более жесткими мерами, направленными как против собственников и персонала подобных заведений, так и против их посетителей. 

Айрат Тагиров – владелец пляжного клуба «SunDale» (Набережные Челны): 

- То, что происходило в Набережных Челнах, из области фантастики. Тем более, сейчас и законных рычагов достаточно, зачем такие меры? Лучше всего ежедневно конфисковывать аппаратуру, на это милиция вполне имеет право. Просто этого не делает никто, только говорят, что вот мы закрыли столько-то салонов. На самом деле закрыли один-два салона, те, которые, грубо говоря, были без «крыши». Остальные крышуются. Сам удивляюсь, что во многих клубах стоят эти игровые автоматы, что уж говорить об остановочных павильонах. Это же игра в открытую! Милиция конфисковывает, а потом куда игровые автоматы девает? Значит, где-то должны быть склады, набитые этими игровыми аппаратами. Вопрос в том, где эти склады?.. 

Игорь Шолохов – руководитель Казанского правозащитного центра: 

- Бороться и действовать нужно в соответствии с законом. Челнинская акция была незаконна. Борьбу надо проводить в соответствии с законом об игорном бизнесе. Говорят, что это подпольные игровые салоны, но почему подпольные, я не понимаю? Когда люди работали легально и совершенно открыто, никаких паролей и тайных слов не было, фэйсконтроль тоже проводить не нужно было. Почему, если эти игровые заведения называют подпольными, власти не решали этот вопрос законными методами? 

Администрация города говорит, что это не они, милиция тоже от этого открестилась. Так что же такое происходит в Челнах? Возникла какая-то тайная организация, которая ездит на автомобилях, использует автокраны и специальные приспособления, бетонные блоки - и никто об этом не знает? Все друг на друга перекидывают ответственность, потому что понимают, что незаконность этих действий лежит на поверхности. 

Эмиль Гатауллин – юрист: 

- По факту ограничения свободы прокуратура должна назначить расследование, а потом возбудить уголовное дело. Прокуратура как раз должна выяснить, кто должен нести ответственность за эту акцию. В рамках уголовного дела у прокуратуры есть специальные возможности, помогающие собрать документы и опросить людей. Думаю, что это безобразие обязательно должно стать причиной возбуждения уголовного дела. 

В 80-х годах были салоны, где люди смотрели запрещенные к просмотру фильмы, - милиция просто приходила и выключала свет. А за просмотр фильма типа «Рембо» сажали в тюрьму. Акция в Челнах сейчас напоминает те времена. А, может быть, это не власти сделали, а конкуренты? В конце концов, уголовное дело можно возбудить, а дальше уже смотреть по количеству собранного материала… 

А как бороться с нелегальным игорным бизнесом – сложный вопрос. И у меня нет на него ответа. Бумажку, закон какой-нибудь, который карает, написать-то просто, но дело ведь в психологии. 

Сергей Еретнов – депутат горсовета Набережных Челнов, председатель комитета по противодействию коррупции и защите конституционных прав граждан «Ревизор»: 

- Борьба с интернет-салонами – дело хорошее, но только вот делать это надо законными способами. Администрация должна подавать пример законности, а ей, получается, на закон начхать. Она не привыкла с кем-либо считаться, не только с бизнесменами, но и с жителями города. Огромное количество денег уходит на взятки, но об этом все молчат. А сейчас нашли мишень – интернет-салоны, с которыми пытаются бороться любыми способами, не думая о том, что власти сами должны подавать пример соблюдения законов. 

Власти нарушили несколько пунктов Уголовного кодекса: превышение служебных полномочий, использование служебного положения, ограничение свободы людей… Это ни в какие рамки просто не лезет! Я по этому поводу написал письмо прокурору города с просьбой разобраться, узнать, кто это реализовал, привлечь к ответственности. Нельзя оправдывать даже якобы хорошее дело, которое делается такими способами. 

Почему «Единая Россия» тормозит принятие четкого закона? Сколько уже лет он валяется в Госдуме России? Порой за день там проходят сразу три чтения законов, которые нужны власти, а тут… Делаю вывод, что закон не принимается намеренно. 

Гульнара Гайнутдинова - директор агентства «Мастер церемоний»: 

- Опыт показывает: то, с чем борются, наоборот, развивается. Просто надо давать этим людям другие возможности, - например, развивать игорный бизнес и интернет-салоны, раз там играют, за пределами города. Это хороший способ борьбы. Не думаю, что люди будут ездить за пределы города в интернет-салоны. Меры, в любом случае, должны быть мягкие, борьба ни к чему не привела. Не понимаю, как людей можно было закрыть, ведь там, скорее всего, была и вентиляция плохая, и окон толком не было. Но в центре города и в жилых кварталах интернет-салоны обязательно нужно запретить. 

Андрей Юдов - директор Казанского филиала ОАО «ВымпелКом»: 

- Я уверен, что подобные действия работников администрации города (если это они сделали) неправомерны. Существует закон, и именно в рамках закона необходимо бороться с игорным бизнесом. Если закон «бессилен» - значит, такая ситуация выгодна отдельным лицам. Пока сами представители власти не будут неукоснительно следовать букве закона, любая антизаконная деятельность будет иметь отличную почву для развития. 

Нияз Гараев - директор агентства интернет-рекламы «Реаспект»: 

- Я отношусь к челнинской акции крайне негативно - это очередное проявление недалекости тех решений, которые чиновники применяют в отношении бизнеса и людей. Один придумал, другие горячо поддержали. Это показатель слабости - они сделать ничего не могут и идут на такие глупые меры. Это как орать на маленького ребенка или бить его за то, что он описал колготки. На горшок нужно учить ходить. Нужно бороться не со следствиями, а с причинами. В данном случае, власти должны заниматься латанием дыр в законе, а не бегать за игроманами и кассирами. 

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»: 

- Думаю, радикальные меры по борьбе с игорным бизнесом должны быть направлены не на последствия, а на его истоки. Это компетенция, прежде всего, силовых структур. Именно они имеют опыт и возможности использовать все предоставленные им законом методы пресечения и борьбы с подобными антиобщественными явлениями, будь то борьба с наркотиками или игровыми салонами. Вторым, на мой взгляд, сильнейшим способом борьбы является возможность открытого освещения данной проблемы в СМИ и предание огласке преступных действий всех участников данного бизнеса, вне зависимости от их социального статуса. И, конечно же, должна быть неотвратимость жесткого наказания. 

Надежда Замалиева

Тимур Гайнутдинов