Как стало известно «БИЗНЕС Online», на челнинские частоты заявились весьма любопытные претенденты, два из которых москвичи, а два — челнинцы Как стало известно «БИЗНЕС Online», на челнинские частоты заявились весьма любопытные претенденты, два из которых москвичи, а два — челнинцы Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫБИРАТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ БУДЕТ КАРЕН ШАХНАЗАРОВ 

Предмет конкурса — две свободные до сего момента частоты — 95.9 МГц и 97.5 МГц, обе мощностью 0,25 кВт. Согласно условиям конкурса, участники должны осуществлять ежедневное круглосуточное вещание в свободной концепции. Именно лучшая концепция радиоканала и ее технико-экономическое обоснование и станет основным критерием для комиссии в выборе победителя конкурса. Кстати, в состав комиссии из числа 9 человек, как указано на сайте Роскомнадзора, помимо руководителя ведомства Александра Жарова и прочих чиновников, входит режиссер Карен Шахназаров, руководитель творческо-производственного объединения «Телеканал „Россия-Культура“ ГТК „Телеканал „Россия“» Сергей Шумаков и депутат Госдумы Сергей Железняк.

Кроме того, в условиях прописано, что участники должны внести единовременную плату в размере 5,1 млн рублей и конкурсный взнос 102 тыс. рублей. Как стало известно «БИЗНЕС Online», на челнинские частоты заявились весьма любопытные претенденты, два из которых москвичи, а два — челнинцы.

Местные участники представлены компаниями ООО «Радио Рекорд» и ООО «Челны Медиа Холдинг». Владелица первой — Фанзиля Полева. У бизнесвумен две действующих компании в области радиовещания: упомянутое «Радио Рекорд» и (неожиданно!) — «Радио Монте-Карло». Помимо этого фамилия Полевой фигурирует в числе совладельцев ООО «Челны-Телеком», которое, по всей видимости, является рекламным агентством. Также предпринимательница является совладелицей ООО «ТВ-7», которое, по имеющейся информации, фактически не ведет деятельность. «Радио Рекорд» в Челнах, Менделеевске, Нижнекамске и Елабуге вещает уже 6 лет на частоте 89.5FM с зоной охвата передатчика в 920 тыс. человек. Центр же вещания радио находится в Санкт-Петербурге. Впервые «Рекорд» вышел в эфир в августе 1995 года. Идея создания «Радио Рекорд» принадлежит композитору Виктору Резникову, но после его смерти проект дело продолжили его супруга Людмила Кольчугина и сын Андрей Резников. Сейчас «Рекорд» вещает в более чем 100 городах.

Местные участники представлены компаниями ООО „Радио Рекорд“ и ООО „Челны Медиа Холдинг“ Местные участники представлены компаниями ООО «Радио Рекорд» и ООО «Челны Медиа Холдинг».  Фото: «БИЗНЕС Online»

ООО «Челны Медиа Холдинг» принадлежит Аэлите Степановой, которая одновременно является председателем автостоянки «Чачкале», а также гендиректором и учредителем нескольких компаний: ООО «Ковка-дизайн», ООО «СтройКом КТР», ООО «НОВА» и туристического агентства «Саквояж». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что следы холдинга ведут к владельцам все того же «Радио Рекорд». Как следует из истории компании, в 2012 году гендиректором и совладелицей «Рекорда» была именно Степанова. Как выяснилось, за названием «Челны Медиа Холдинга» стоит «Дорожное радио. Челны». По крайней мере, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» изъявил желание поговорить со Степановой, на том конце провода ответили, что директором радиостанции является именно она. «Дорожное радио» в Челнах вещает на частоте 88.6 FM и входит в состав «Европейской медиагруппы». Сегодня станция звучит более чем в 670 городах России. Это вторая по размеру ежедневной аудитории сеть в России: ежедневно радиостанцию слушают около 10 млн человек, еженедельно — около 23 миллионов.

Обе челнинские компании по факту преемницы рекламного агентства «Медиа Центр», которое в свое время транслировало свои информационно-развлекательные программы на каналах «СТС Набережные Челны» и «Домашний». Однако в 2014 году федеральный партнер оставил за челнинским игроком лишь право на размещение рекламных блоков, а сам телеканал ушел под эгиду другого рекламного агентства «Трент», близкого к казанскому медиамагнату  Андрею Григорьеву. После того как у «Медиа Центра» не осталось своего телересурса, руководство, видимо, решило сконцентрироваться на радио, чтобы сохраниться на рынке. Возможно, это в какой-то степени объясняет и их участие в конкурсе радиочастот.

Финансовые показатели компаний, к сожалению, не блещут. Например, в 2016 году «Челны Медиа Холдинг» сработал с выручкой 292 тыс. рублей с падением относительно 2015 года в 70%. Однако компания всегда работала с прибылью, которая, правда, год от года сильно скакала, показывая результат то в 160 тыс., то в 30 тысяч. Результаты же «Радио Рекорд» просто никакие — по крайней мере официальные. На конец 2016 года выручка у компании была нулевой, а убыток составил 36 тыс. рублей.

Особенно на фоне таких прибылей и убытков противники челнинцев являются просто мастодонтами в сфере медиа. Бенефициаром третьего претендента на челнинский эфир — ООО «Наше Радио» — является не кто иной, как Виталий Богданов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Сенатор еще в 2010 году образовал «Мультимедиа холдинг», в состав которого сегодня входят «Наше радио», Rock FM, Ultra (работает в режиме интернет-вещания), «Радио Jazz», а также российское информационное агентство «Национальная служба новостей». Финансовая статистика у Богданова тоже будет покруче. Выручка только «Нашего Радио» за 2016 год составила 182,2 млн рублей, правда, убытки у компании тоже миллионные — 4,8 миллиона

Второй участник из столицы — ООО «Лав Радио сеть», конечным бенефициаром которой является Михаил Гуцериев, хозяин «Русснефти», входящий в список 200 богатейших бизнесменов России, занимающий в 2017 году 20-ю строчку с состоянием $9,91 миллиарда. Напомним, что в конце 2013 года Гуцериев выкупил у продюсера Игоря Крутого 75% его холдинга Krutoy Media, а также приобрел «Финам FM» у бизнесмена Виктора Ремши. В 2014 году в Казани начали вещание две новые радиостанции холдинга Гуцериева, непредставленные ранее в столице РТ, — «Радио Дача» и «Такси FM». При этом с запуском этих радиостанций холдинг Krutoy Media открыл в Казани полноценный филиал — второй в стране после Санкт-Петербурга. Теперь, по всей видимости, Гуцериев решил войти и на рынок Челнов.

«НИКТО НЕ ХОЧЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ЭТОМ КОНКУРСЕ»

К сожалению, челнинские участники тендера не пожелали прокомментировать как-либо предстоящее мероприятие. О своих спарринг-партнерах в лице акул радиобизнеса они прекрасно осведомлены, именно поэтому раньше времени и не хотят озвучивать какую-либо информацию относительно своих планов и надежд на новый эфирный коридор. Что касается московских участников, то запросы в оба медиахолдинга отправлены, но ответы к моменту публикации наше издание не получило.

В городе фактически не ведется подсчет радиослушателей. Это происходит из-за отсутствия заказчиков — подобные замеры проводятся в городах «от миллиона» В городе фактически не ведется подсчет радиослушателей. Это происходит из-за отсутствия заказчиков — подобные замеры проводятся в городах «от миллиона» Фото: «БИЗНЕС Online»

Любопытно, но никто из известных челнинских бизнесменов в сфере медиа не рискнул заявиться на конкурс. По мнению медиаэкспертов, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online», сумма в 5 млн рублей, которую просят заплатить участников конкурса, может быть подъемной только для федеральных игроков. Владелец холдинга «СТВ-медиа» Абдулхак Батюшов свое неучастие объяснил отсутствием экономической целесообразности. «Все процессы после конкурса — покупка оборудования, пуско-наладка, лицензирование и так далее — миллиона на 2 потянут, плюс сам взнос в 5 миллионов — итого 7 миллионов вложений понадобится. При этом сразу надо понимать, что станция в первый год не войдет ни в топ-5, ни в топ-10 радиостанций. Срок окупаемости составит 6–7 лет в лучшем случае. Поэтому мы приняли решение, что в этом конкурсе участвовать не будем», — объяснил свою позицию Батюшов.

Логика формирования конкурсного взноса тоже оказалась не очень понятна челнинскому медийщику. «Первоначально, когда зарождалась эта конкурсная схема в 1999 году, участники конкурса просто лицензировались, частоту разрабатывали и вещали. А потом придумали вот такую схему: платить деньги за определенное число радиослушателей, за зону охвата — чем она больше, тем больше взнос. Но раньше были конкурсные сборы от 1,7 до 2,5 миллионов. А сейчас — 5 миллионов. Может, хотели таким образом отсеять лишних», — предположил Батюшов.

«Я считаю, что это очень высокая цена для Набережных Челнов, — согласен с коллегой экс-гендиректор холдинга „Румедиа-Казань“ Марат Ибляминов. — Аналогичные суммы заявляются и на миллионную Казань, хотя рынки по своей финансовой емкости у этих двух городов сравнивать просто нельзя. Они разные уже потому, что в Казани живет в два раза больше населения, чем в Набережных Челнах. Соответственно, и финансовые потоки разные».

Марат Ибляминов: «Аналогичные суммы заявляются и на миллионную Казань, хотя рынки по своей финансовой емкости у этих двух городов сравнивать просто нельзя» Марат Ибляминов: «Аналогичные суммы заявляются и на миллионную Казань, хотя рынки по своей финансовой емкости у этих двух городов сравнивать просто нельзя» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ибляминов тоже отметил сложность пути, по которому предстоит пройти победителю конкурса, ведь покупка частоты является лишь первой его ступенью. «Среди соискателей на сегодняшний день нет ни одного национального радио, хотя подобного рода планы и проекты вынашиваются, насколько я знаю, в Азнакаево, в Челнах, есть несколько проектов в Казани, — сказал Ибляминов. — Но никто не хочет участвовать в этом конкурсе. Тому есть несколько причин. С момента победы на федеральной конкурсной комиссии до вывода частоты в эксплуатацию пройдет в лучшем случае год-полтора, в худшем случае — до трех лет. Это с учетом сдачи объектов связи, закупки оборудования, согласования в различных инстанциях, получения паспорта объекта связи, санитарного паспорта и прочего. Это долгие инвестиции, не каждый в состоянии себе их позволить. Поэтому сейчас мы наблюдаем такую ситуацию, что на федеральную конкурсную комиссию идут либо крупные московские холдинги, либо холдинги, которые уже имеют несколько СМИ в регионе, из средств которых можно подпитывать новые проекты».

Экс-гендиректор холдинга «Румедиа-Казань» считает, что отсутствие заявок от национальных вещателей на федеральной конкурсной комиссии показывает одну очень тревожную тенденцию: они не уверены в своих силах, не имеют ни финансовой, ни политической, ни меценатской поддержки. Хотя спрос на национальное вещание в таких городах, как Казань, Альметьевск и Набережные Челны, есть.

«К сожалению, мы еще раз увидели, что вопросы поддержки языка и культуры пока не находятся на должном уровне внимания, — сказал Ибляминов. — Все говорят о том, что необходимо развивать государственный холдинг „Татмедиа“, какие-то планы заявляются. Но на сегодняшний день „Татмедиа“ не ведет агрессивную политику, не выходит на частоты, хотя имеет полноценный филиал в Набережных Челнах, фактически упуская возможность дополнительного извлечения прибыли и большей финансовой самостоятельности».

ЧТО ЖДЕТ 90% НОВИЧКОВ?

Соучредитель «ООО „Информационные системы“» («БИМ-радио») Вячеслав Долгополов, комментируя розыгрыш радиочастот в Челнах, предложил снизить цену до 1 млн рублей. «Я считаю, что здравая цена была бы в миллион рублей, — сказал он. — Затраты такого же порядка предстоят на покупку передатчика, антенны, каждый месяц нужно будет платить за электроэнергию, аренду, нанимать сотрудников, создавать контент. Даже если ты вложишь миллион, не факт, что ты сможешь выйти на самоокупаемость. Риск, с которым столкнутся 90 процентов новичков, — невозможность содержать станцию».

Вячеслав Долгополов: «Я считаю, что здравая цена была бы в миллион рублей» Вячеслав Долгополов: «Я считаю, что здравая цена была бы в миллион рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Технический директор РА «ТренТ» Дмитрий Покров оценил открытие в Челнах радиостанции «с нуля» в 15 млн рублей. «Для москвичей 5 миллионов рублей — это нормальная сумма, спокойная, подъемная. Для них она небольшая, а вот для Челнов высоковата — в принципе, это логично, потому что в нашем городе осталось не так уж много свободных частот. Радиостанций много, мы ими наполнены», — сказал Покров.

Он предположил, что разыгрываемые частоты с большой долей вероятности достанутся участникам из столицы. «Скорее всего, москвичи получат частоту, — высказал мнение Покров. — Такая тенденция есть по всей стране: если заявляются столичные желающие, то почему-то у них больше возможностей получить частоту, ее им быстрее дают. Может быть, даже по той причине, что они себя уже зарекомендовали. А с местными всегда бывают небольшие проблемы: могут не потянуть, бывает такое, что кто-то выиграл конкурс и отказался. Это у местных происходит чаще, чем у столичных заявщиков».

Батюшов тоже высказался за высокие шансы москвичей на победу. «В последние четыре-пять лет неожиданностей на таких конкурсах не бывает. С каждым годом местным все труднее и труднее получать это право на вещание, если только за тобой не стоит федеральный вещатель. Если Полева, например, идет на конкурс с радио „Рекорд“ и если у вещателя есть определенные позиции среди членов комиссии или в Роскомнадзоре, то шансы есть. Правда, бывали и времена когда по 7–9 участников претендовали на челнинские радиочастоты. Хотя я честно не понимаю, почему наш рынок федералам так нравится. Каким медом он мазаный?»

«РАДИО САМО ПО СЕБЕ НЕ УМРЕТ НИКОГДА»

Говоря о рынке, следует отметить, что количество радиостанций в полумиллионных Челнах запредельное — в радиоэфире вещают 25 радиостанций, при этом подавляющее большинство их — это ретрансляторы федеральных, которые врезаются в радиоэфир со своей рекламой и программами. В топе находятся «Авторадио», «Европа Плюс», «Русское радио», радио NRJ. «На 12-миллионную Москву 50 радиостанций, и в Челнах —  25, — сравнивает Батюшов. — А рекламный-то пирог не увеличивается. Число радиостанций растет, соответственно, доходы каждой уменьшаются. Поэтому тем, кто не входит в топ-5, приходится заниматься такими вещами, как демпинг. Ну что это такое — за две копейки товар отдавать? Значит, это не очень качественный товар. С другой стороны, что такое демпинг — это снижение рентабельности, уменьшение инвестиционных вложений в качество контента и модернизацию оборудования. И те рекламодатели, которые торгуются за рекламу, тоже вносят свой вклад в убийство радиостанций. Если ты работаешь в районе нуля, это значит, что ты будешь думать не о хорошем микрофоне за 2 тысячи долларов, а о том, как заплатить зарплату, налоги и плату РАО».

Ибляминов отметил и общие тенденции в сфере радиовещания — радио становится все более нишевым. Так, в конце 80-х — начале 90-х годов радио «Маяк» удовлетворяло потребностям всех слоев населения. С утра — «Пионерская зорька», днем — программа «В рабочий полдень», вечером — танцы под «Ритмы зарубежной эстрады». С развитием радио произошло разделение — появилось радио для взрослых, для среднего поколения, для молодых, для детей... Более того, радио для молодого поколения разделилось на попсу, хип-хоп, рок и так далее — каждый теперь может выбрать то, что ему нравится.

«Если тебя не устраивает никакая музыка, ты можешь выбрать разговорное радио. Если уж совсем ничего не устраивает, ты можешь послушать аудиокниги. Радио становится нишевым — это мировая тенденция, и мы не исключение, мы живем по тем же мировым законам», — сказал Ибляминов.

С развитием радио произошло разделение — появилось радио для взрослых, для среднего поколения, для молодых, для детей... С развитием радио произошло разделение — появилось радио для взрослых, для среднего поколения, для молодых, для детей... Фото: pxhere.com

С «нишеванием» происходит и уменьшение аудитории отдельных станций, которые закрепляются за одним направлением, что ведет к уменьшению рекламного пирога и снижению доходности. «С приходом интернета, в частности мобильного интернета, у людей появилась возможность слушать радио через него, — отмечает Ибляминов. — Радио само по себе не умрет никогда. Просто раньше была возможность слушать 20 частот в FM-диапазоне, а благодаря интернету теперь есть тысячи радиостанций, причем с шикарным качеством. Со временем будет происходить девальвация самого FM-диапазона — эфирного радио. Само радио останется, но форма его доставки изменится — это будет Wi-Fi, мобильный интернет, 3G, 4G, 5G».

«Радио сегодня слушают в автобусах, такси, магазинах, — сказал Покров. — Конечно, дома сидеть и слушать радио — это сейчас почти нонсенс. А вот в автомобиле — пожалуйста, или в общественном месте. Другой среды, в принципе, и нет. Вы можете пойти в парк, взять с собой магнитолу, посидеть, кофе попить. И то это бывает очень редко, потому что есть совершенно другие носители, которые можно программировать, как хочешь».

Эксперты отметили и ряд сложностей, связанных с радиовещанием в Челнах. Одна из них — в городе фактически не ведется подсчет радиослушателей. Это происходит из-за отсутствия заказчиков — подобные замеры проводятся в городах «от миллиона».

«В Челнах не считает „Медиаскоп“ — то есть нет подсчета аудитории, — сказал Долгополов. — Смысл тогда федералам заходить в этот город? Просто „чтобы было“? Как ты потом будешь федеральные бренды там продвигать? На пальцах объяснять, сколько слушателей? Откуда ты знаешь, сколько у тебя слушателей, как ты будешь следить за динамикой роста или падения? Как ты будешь отслеживать информацию — вслепую, на ощупь?»

Ибляминов предположил, что в Челнах вполне могут появиться две радиочастоты с одним и тем же контентом. «Расстояние между Челнами и, например, Нижнекамском небольшое — радиочастоты оттуда идут. Радио „Ретро“, например, вещает из Нижнекамска — куда подаваться рекламодателю? Он дезориентирован. Есть еще интересный способ — получаешь разрешение на вещание в Елабуге, направляешь на Челны,= и на федеральную конкурсную комиссию даже не заявляешься, потому что город меньше 100 тысяч человек — не надо лицензию получать. Де-юре тебя нет в Челнах с этой частотой, а де-факто ты там есть», — выдал секрет Ибляминов.