Владимир Трунов Владимиру Трунову инкриминируют махинации с налогами. По версии следствия, декларации «Камдорстроя» содержали ложные данные, позволявшие сэкономить на транспортном налоге, налогах на прибыль и на добавленную стоимость Фото: kzn.ru

КОЛЬЦО ВОКРУГ БИЗНЕСА ШВЕЦОВЫХ ВСЕ ТЕСНЕЕ

Уголовное дело против бывшего директора ЗАО «Трест Камдорстрой» 43-летнего Владимира Трунова и неустановленных должностных лиц показывает, как неумолимо сжимается кольцо вокруг семьи экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова. Пока сам Швецов чудом избежал задержания, а его сын Владимир Швецов-младший проводит досудебный период под арестом дома, четвертый отдел по расследованию особо важных дел СУ СК России по РТ инкриминировал бывшему управленцу из империи Швецовых п. «а» и «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере»).

Как сообщил сегодня в официальном релизе следственный комитет, Трунову инкриминируют махинации с налогами в течение трех лет — с января 2012 по декабрь 2014 года. В это время, по версии следствия, декларации «Камдорстроя» содержали ложные данные, позволявшие сэкономить на транспортном налоге, налогах на прибыль и на добавленную стоимость. «В результате [они] уклонились от уплаты налогов в размере 82,5 млн рублей, что составляет 11,9 % от подлежащих уплате сумм налогов и сборов с ЗАО „Трест Камдорстрой“ в пределах трех финансовых лет подряд», — сказано в пресс-релизе. Вместе с этим следователи припомнили «Камдорстрою» невнятную ситуацию с бюджетными 206 млн, в хищении которых Трунова обвиняли в 2015 году. Фактически расследования вокруг бюджетных средств, выделенных на подготовку казанского аэропорта к Универсиаде, закрутились еще в 2013 году.

Тогда, в год Универсиады, все началось с голодовки 45 волгоградских рабочих, которых субподрядчик «Камдорстроя» — «Волгоспецмонтаж» — привез на реконструкцию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Казань». В апреле 2013 года протест вахтовых рабочих из-за невыплаты им 2 млн рублей зарплаты и суточных побудил Татарскую транспортную прокуратуру проверить расходование федеральных средств на реконструкции аэропорта — и к сентябрю сделать любопытные выводы. Прокуратура установила, что ЗАО «Трест Камдорстрой» и ООО «Волгоспецмонтаж» заключили договор субподряда на 599,8 млн рублей, но фактически субподрядчик потратил из них всего 274,9 млн рублей, а остальные 257,8 млн присвоил. Тогда дело было возбуждено по ч. 2 ст. 201, ч. 4 ст. 159 УК РФ, а задержали по нему гендиректора «Волгоспецмонтажа» Ярослава Глущенко.

В ноябре 2014 года на суде Глущенко рассказывал, что деньги ушли на счета аффилированного со структурами Швецовых свердловского ООО «СтройДивизион», с которым и прежде, еще на строительстве аэропорта Анапы, «Камдорстрой» вынуждал волгоградцев заключать договора субподряда. Анапский проект 2011 года, напомним, стоил 2,6 млрд рублей, причем «Камдорстрой» на конкурсе отбил его у БАЗЭЛа Олега Дерипаски. По словам Глущенко, Трунов, добиваясь участия свердловской компании, фактически выводил на объект своих людей, и основную часть работ «Камдорстрой» выполнял самостоятельно, нигде не светясь. Собственно Трунов к ноябрю 2014 года уже был уволен из «Камдорстроя» в связи с утратой доверия, а Глущенко утверждал, что вкладывал в недоделки «СтройДивизиона» свои деньги, причем люди Трунова подготовили ему некачественный проект, без учета особенностей почвы, что привело к дополнительным расходам. Глущенко настаивал на проведении строительно-технической экспертизы, однако она не состоялась, а суд отправил директора «Волгоспецмонтажа» в колонию общего режима на 4,5 года за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере, обязав его еще и возместить челнинскому тресту 274,5 млн рублей.

Трунову обвинение предъявили только в августе 2015 года — тоже за мошенничество в особо крупном размере с использованием своего служебного положения. Московская межрегиональная транспортная прокуратура заявила тогда, что на строительстве казанского аэропорта он заменил сметное водоочистное оборудование на дешевый аналог, присвоив 206 млн рублей. В феврале 2016 года суд приговорил Трунова к 2,5 годам условного срока, установив, что эти деньги он потратил не на личные нужды, а на дополнительные работы по реконструкции аэропорта. От наказания его тут же освободили по амнистии, и это решение устояло в ВС РТ.

. Уголовное дело, по которому задержаны непосредственно члены семьи Швецова, касается мошенничества на 60 млн рублей с залоговым имуществом ПАО «ПАК»
Фото: chelny-biz.ru

ДЕНЬГИ, АВТОБУСЫ, ВОКЗАЛ

Трунов проработал в «Камдорстрое» 15 лет, быстро продвигаясь по карьерной лестнице. Начинал он мастером, прошел через должности начальника участка, начальника производственного отдела СУ-930, главного инженера и затем начальника СУ-928. В 2011 году решением совета директоров управляющей компании он был назначен генеральным директором «Камдорстроя». Нынешний состав собственников компании не раскрывается. Изначально в их составе с долями 22,97% были Евгений Шишканов и дочь Швецова Инесса Дроздецкая. Отношения Владимира Александровича лично с челнинским дорожно-строительным гигантом юридически оборвались вместе с его переездом в Казань в 1995 году — тогда он стал заместителем премьер-министра РТ. «Камдорстрой» стал для Швецова мощным карьерным трамплином: к 1993 году, когда он возглавил бывший минстроевский трест, компания практически контролировала рынок дорожного строительства закамско-прикамской зоны. Силами «Камдорстроя» были построены дорожные сети Набережных Челнов, дороги ЕлаЗа, нижнекамской промзоны, «Татнефти», аэропорт Бегишево. Как специалиста по строительству и ремонту аэродромов «Камдорстрой» приглашали на аналогичные объекты в Красноярск, Новосибирск, Астрахань, Курган, Минеральные Воды, отдавали им подряды и на военных аэродромах.

Интересно, что в январе этого года ФАС выкатила «Камдорстрою» еще одно обвинение — в картельном сговоре с ПАО «Трансстроймеханизация», с которым челнинская компания была связана подрядами на строительстве нескольких аэропортов и взлетно-посадочных полос в городах России. 10 января обе компании стали фигурантами уголовного дела, которое, по предварительным данным, оперирует оценкой дохода картеля в сумме 25 млрд рублей. Рассмотрение данного дела пока отложено на 10 апреля.

Основное же на данный момент уголовное дело, по которому задержаны непосредственно члены семьи Швецова, касается мошенничества на 60 млн рублей с залоговым имуществом ПАО «ПАК» — еще одного челнинского титана, в свое время крупнейшего советского автотранспортного комбината. Главным подозреваемым по нему остается сын Швецова, задержанный сотрудниками УБЭБиПК 14 ноября 2017 года. Отметим, что следователи МВД сотрудничают со следственным комитетом и в рамках дела Трунова.

По версии следствия, в 2006 году, когда старшая дочь Швецова Эллина Шайер руководила ЗАО «Авангард», а ее сестра Дроздецкая — материнским ЗАО «Гармония», «Авангард» взял в «АК БАРС» Банке 156 млн рублей под залог 7 зданий и арендованного муниципального участка. Вся недвижимость принадлежала ПАКу, а сам комбинат являлся на тот момент госсобственностью. В 2015 году «Авангард» задолжал банку 40 млн рублей просрочки и остаток долга по кредиту вместе с правом требования залога перекупило ООО «Союздорстрой» под руководством Швецова-младшего. ПАКом к тому времени управлял уже многолетний друг семьи Марат Исламов. Когда в 2017 году Исламов решил реализовать залоговое имущество, Швецов-младший как обладатель права требования залога, по версии следствия, согласился, но только за 60 млн рублей рублей в благодарность. Исламов обратился в органы, и в день перевода деньги были арестованы вместе со счетом, а через неделю сын экс-министра отправился в ИВС.

В декабре ему предъявили новый эпизод — по выводу с баланса обанкротившегося ЗАО «ПАК-Инвест» лизинговых автобусов через переуступку договоров лизинга одноименному и тоже подконтрольному ООО. Оттуда автобусы были перепроданы в ОАО «РИАТ» — общая сумма сделки оценивается в 171,9 млн рублей. В тот же ряд уголовных расследований, предположительно, укладывается и продажа здания казанского автовокзала «Южный», в связи с которой в августе прошлого года был арестован конкурсный управляющий ЗАО «Холдинговая компания „Республиканское объединение автовокзалов и автостанций“» Вакиль Абдрашитов. ХК «РОАиА», напомним, тоже бывшая швецовская компания, а следствие полагает, что автовокзал себестоимостью 150 млн рублей был продан конкурсным управляющим за 52 млн рублей.

Напомним также, что и самого экс-министра следователи пытались задержать в конце января, однако после допроса Швецов вместо камеры попал в сосудистый центр РКБ №2 и был оставлен на свободе под обязательство о явке, а защищать его в качестве адвоката взялся Айрат Уразманов — бывший начальник второго отдела СК по расследованию особо важных преступлений, того самого отдела, который и ведет сегодня дело Швецовых.