Около 40 человек собрались в Больших Клыках. Главная цель схода — обсудить план строительства двух дорог в поселке, которые запланированы вплотную к их домам в сторону ЖК «Весна» Около 40 человек собрались в Больших Клыках. Главная цель схода — обсудить план строительства двух дорог в поселке, которые запланированы вплотную к их домам в сторону ЖК «Весна» Фото: Дмитрий Катаргин

«О СТРОИТЕЛЬСТВЕ УЗНАЛИ В 2018 ГОДУ — ИЗ СЛУЧАЙНО ОБНАРУЖЕННОЙ ПУБЛИКАЦИИ...»

Около 40 человек собрались на днях в Больших Клыках. Главная цель схода — обсудить план строительства двух дорог в поселке, которые запланированы вплотную к их домам в сторону ЖК «Весна». Здесь «Унистрой» продолжает строительство многоэтажек. Первая очередь завершается в 2019 году — и компания приступает ко второй. 

«Строительство второй очереди жилого комплекса „Весна“ запланировано на 2020 год и завершится в 2023-м, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе компании. — Общая площадь проекта составит 130 448 квадратных метров. По инфраструктуре вторая очередь жилого комплекса „Весна“ будет схожа с первой. Мы планируем поддерживать заданный уровень во всех последующих домах комплекса. Это будет качественная застройка с комфортными планировками, оригинальными фасадными решениями, концептуальными детскими и спортивными площадками, дворами-парками, свободными от машин».

Уже сейчас в комплексе проживают 1,7 тыс. семей, а к завершению строительства второй очереди число жителей превысит 9 тыс. человек. Основной выезд из ЖК сейчас сформирован в сторону Мамадышского тракта, и жалобы на утренние-вечерние пробки здесь не редкость. Проект планировки Мамадышского тракта предполагает формирование еще одного «окна» — поток пойдет через улицы Сабинская и Костина в сторону улицы Рашида Вагапова. Проект планировки выносился на публичные слушания в 2015 году, они были инициированы компанией «УнистройДом». Но жители Больших Клыков протестуют: никто не уведомлял их о предстоящих слушаниях, хотя все эти планы напрямую касаются их домов. Проект предусматривает прокладку двухполосных дорог одностороннего движения: 0,56 км — по улице Сабинской, 0,62 км — по улице Костина, а также их соединение. 

«Унистрой» продолжает строительство многоэтажек. Первая очередь завершается в 2019 году — и компания приступает ко второй «Унистрой» продолжает строительство многоэтажек. Первая очередь завершается в 2019 году — и компания приступает ко второй Фото: metshin.ru

«О строительстве мы узнали в 2018 году — из случайно обнаруженной публикации в „Сборнике документов мэрии“, — рассказали люди корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Но у нас ширина улицы такая, что 15-метровую двухполосную трассу не соорудить! Придется сносить дома...» Действительно, спускающаяся в сторону реки Ноксы улица Сабинская сужается настолько, что в самом конце просто не проехать. 

Но к возражениям людей мы еще вернемся, а пока вспомним, что говорилось и делалось на публичных слушаниях далекой осенью 2015 года — на которых, кстати, присутствовала и корреспондент «БИЗНЕС Online». Инициатором их проведения выступила компания «УнистройДом», презентацию проекта планировки провела его разработчик — главный архитектор «Казгражданпроекта» Талия Мухаметшина. Она рассказала, что объем нового жилищного строительства в пределах проекта планировки составляет 239,3 тыс. кв. метров общей площади, количество квартир — 4,8 тыс., а население — 7,9 тыс. человек (первая очередь «Весны»). Границами проектируемого района являются: с северной стороны — ул. Мамадышский Тракт, с восточной — магистральная улица общегородского значения №1, с южной — магистральная улица районного значения №2, а с западной — река Нокса.

Проект планировки основывается на генплане Казани от 2007 года. В этой зоне предусмотрено размещение жилых комплексов и организация рекреационной зоны вдоль Ноксы, отметила Мухаметшина. В рамках проекта предлагается размещение объектов обслуживания не только данного ЖК, но и индивидуальных жилых комплексов в Больших Клыках и Самосырово — школы и поликлиники. «В соответствии с данным проектом предлагается формирование улицы общегородского значения, которой еще не существует, и улицы районного значения, которая в рамках улиц Костина и Сабинская раздваивается в одну и в другую сторону, потому что возможности проложить широкий коридор для магистрали районного значения нет», — обратила внимание архитектор.

Уже сейчас в комплексе проживает 1,7 тыс семей — а к завершению строительства второй очереди число жителей превысит 9 тыс человек Уже сейчас в комплексе проживают 1,7 тыс. семей, а к завершению строительства второй очереди число жителей превысит 9 тыс. человек Фото: metshin.ru

«ЕСТЬ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — И ЕСТЬ ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ»

Один из жителей Самосырово, Ильшат Латыпов, поинтересовался сроками, а главное — судьбой домов, по которым буквально пройдет дорога. «Действительно, часть индивидуальной застройки подпадает под дорогу общегородского значения. Она предусмотрена и утверждена генеральным планом Казани», — подтвердила Мухаметшина. 

Ситуацию прокомментировала и замначальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Анастасия Латыпова. «Вы можете существовать там до тех пор, пока городом не будет принято решение о строительстве. Здесь вы хотите не хотите, эту территорию у вас заберут, компенсируют по рыночной стоимости и объект недвижимости, на который у вас имеются права, и сам земельный участок», — предупредила она как юрист УАиГ. Впрочем, тут же она дала подсказку. Если у собственников вдруг появится намерение что-то пристроить или перестроить на своей земле, город им такого разрешения выдать уже не сможет, поскольку территория запланирована под изъятие, и этим можно воспользоваться. 

— В этом случае город вам отказывает в выдаче разрешения на строительство, что дает вам право требовать провести процедуру обмена земельного участка уже сейчас. То есть не ждать, когда у города появятся деньги на дороги, а сейчас оценивать имущество и просить о соответствующей компенсации — участок, пригодный под жилищное строительство с компенсацией стоимости дома, — разъяснила она.

— А что, право собственности уже не действует? — обострил вопрос мужчина.

— Есть право собственности и есть публичные интересы, а также дороги, которые должны быть построены в интересах множества лиц. Земельный и Градостроительный кодексы это предусматривают, — развела руками Латыпова. 

Идею сделать из поселковой дороги дорогу районного масштаба жители поселка считают для себя катастрофой Идею сделать из поселковой дороги дорогу районного масштаба жители поселка считают для себя катастрофой Фото: Дмитрий Катаргин

«У ГОРОДА НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛИ — БРАЛИ КРЕДИТЫ, НАНИМАЛИ ТРАКТОРЫ, РЫЛИ ЯМЫ»

Идею сделать из поселковой дороги дорогу районного масштаба жители поселка считают для себя катастрофой. Все коммуникации — электричество и газ —собственники участков в Больших Клыках в свое время проводили за свой счет, сами занимались отсыпкой дороги. Канализация здесь, понятно, требует постоянной откачки, и илососы частенько блокируют проезд. Как мимо их окон будет идти поток, вывозящий тысячи людей из ЖК, люди просто не представляют. Да и вообще все тут строили сами, ничего у чиновников не просили, не надеялись на власть. И вот на тебе. 

«Мы все делали сами, нанимали тракторы, рыли ямы, покупали трубы, а теперь и газ, и вода окажутся под дорогой. А если там что-то случится?» — риторически вопрошают жители. «Ширина дороги, если они хотят перевести ее в районное значение, должна быть не 15 метров, а 40! А у нас и 15 метров кое-где нет», — беспокоится Галина Чеснокова. «Уже на сегодняшний день, если ехать по Оренбургскому тракту, с Магистральной улицы уже начинаются пробки. Приходится 5–6 минут ждать, чтобы выехать на эту дорогу. И если еще тут сделать дорогу — что здесь будет? Тут вообще не будет жизни!» —  соглашается с ней соседка. По словам жильцов, в УАиГ Казани на вопрос о том, почему ведомство не строит Вознесенский тракт, который реально мог бы разгрузить Мамадышский, ответили: проект слишком дорогостоящий. «Наша дорога решит им вопросы до 2035 года, а там видно будет», — резюмируют они. 

«Нас берут в газовое кольцо. Как так можно?! Мы же платим за землю, сельхозпродукцию выращиваем. Как я должна своих внучек яблочками со свинцом кормить? Или кабачками?» — продолжает Чеснокова. «Да не в этом дело! Это же будет загазованность страшная. Мы же будем этим дышать!» — перебивают ее в толпе. «Мы хотим вырастить нормальных, здоровых, а не больных детей. Люди-то уходят из многоэтажной застройки, чтобы жить...» — вразнобой говорят жильцы. При этом сами они утверждают: все дома в поселке построены в соответствии с разрешительной документацией.

Местные жители утверждают, что все дома в поселке построены в соответствии с разрешительной документацией Местные жители утверждают, что все дома в поселке построены в соответствии с разрешительной документацией Фото: Дмитрий Катаргин

«Все эти земли в основном выделялись постановлением Высокогорского районного совета. Когда земли уже начали заканчиваться, в 1993–1995 годах, город уже знал: эта земля есть, она находится в собственности людей и выделена им по закону», — отмечают жильцы. «Нам говорят: сносить ваши 60 домов мы не будем. Мы их только подвинем, и там, где нужно, земельные участки приведем в соотношение с дорогой. Но у людей, площадь участков которых 6 соток, градостроительные нормы сразу нарушаются, — продолжают высказывать свои отношения жильцы. — А в дальнейшем город может сказать: у вас нормы градостроительные не соответствуют, проще будет снести последующие дома. «Унистрой» делает для своей выгоды продажу, а мы должны страдать», — отмечают они. По предварительным подсчетам жителей, пока что под снос подпадают порядка 8 домов (эту цифру «БИЗНЕС Online» назвали и в пресс-службе исполкома), но со временем это количество может увеличиться.

Опасения подкрепляются тем фактом, что среди жителей поселка есть люди, однажды уже попавшие под программу сноса. Пенсионер Шамиль Закиров переехал в Казань с семьей из маленького города Бодайбо в Иркутской области. «Там у меня тоже ситуация такая получилась — нашу улицу всю сносят. Там старые деревянные дома еще постройки советских годов. Несколько домов снесли, ну а наши говорят, что „на следующий год“. Мы и уехали», — рассказывает мужчина. Купив участок в Больших Клыках, он спустя несколько лет построил здесь добротное двухэтажное здание, которому теперь из-за строительства дороги угрожает снос. — Разве мы под 70 лет второй дом потянем? Когда строить-то? Еще раз на рудники?» — горячатся жители поселка. Недовольство вызывает и тот факт, что от большого земельного участка с появлением дороги жильцам оставляют всего по 2 сотки земли: «Что с ними делать?»

«Унистрой» действительно рассматривал возможность участия в проекте прокладки дороги. Однако на сегодняшний день вопрос закрыт в связи с высокой стоимостью и отсутствием целесообразности «Унистрой» действительно рассматривал возможность участия в проекте прокладки дороги. Однако на сегодняшний день вопрос закрыт в связи с высокой стоимостью и отсутствием целесообразности Фото: Дмитрий Катаргин

«УНИСТРОЙ»: ВОПРОС ЗАКРЫТ В СВЯЗИ С НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ

Впрочем, беспокойство людей, похоже, пока преждевременно. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании «Унистрой», вопрос строительства дороги уже не стоит.

«Компания „Унистрой“ действительно рассматривала возможность участия в проекте прокладки дороги, — говорится в комментарии. — Однако на сегодняшний день вопрос закрыт в связи с высокой стоимостью и отсутствием целесообразности. Компания выкупила один земельный участок с домом, но это сделано для закольцовки водопровода для первой очереди жилого комплекса „Весна“».

Действительно, жители показали корреспонденту «БИЗНЕС Online» дом в конце улицы Сабинской, фактически запирающий выход к Ноксе. Этот дом и выкупил «Унистрой».

В пресс-службе исполкома «БИЗНЕС Online» также пояснили, что сейчас сроки строительства дорог, которые предусмотрены генпланом 2007 года и проектом планировки территории, не установлены. Они могут быть определены лишь после уточнения заказчика, исполнителя и источников финансирования работ, а также после разработки и утверждения рабочей проектно-сметной документации. Но сама дорога, соединяющая улицу Рашида Вагапова с территорией Ноксинского спуска, в действующей версии генплана есть.

«В соответствии с действующими нормативами ширина улицы данной категории должна быть 35–45 метров, — говорится в ответе на запрос редакции. — При этом в целях сохранения существующей индивидуальной жилой застройки и минимизации сноса принят вариант размещения автодороги районного значения с разделением транспортных потоков на одностороннее движение по улице Сабинской и улице Костина шириной 14–15 метров».

Значит ли это, что дороги, вызвавшей такое беспокойство десятков и сотен жителей поселка, где в межсезонье приходится ходить в резиновых сапогах, все-таки не будет? Не факт. В материалах разрабатываемого генплана Казани также предусмотрено размещение дороги районного значения. Вокруг Мамадышского тракта хватает пустующих земель, которые предполагают многофункциональную застройку. А раз так рано или поздно интересы жителей и застройщиков все равно пересекутся, и людям предложат выкуп собственности, попавшей в жернова общегородских нужд. Точно так же, как выкупают 5 домовладений, попавших под строительство дороги на улице Рабочей.

...Узнав от «БИЗНЕС Online», что «Унистрой» отказался от планов строительства дороги, житель поселка и представитель инициативной группы Наиля Ганеева отметила, что это, безусловно, радует. По крайней мере, угроза в ближайшее время ощутить все прелести стройки, отсыпки грунта, сноса домов отступила. Но теперь, по ее словам, жители намерены непременно поучаствовать в публичных слушаниях по генплану Казани — с тем, чтобы заявить свой протест по поводу заложенной под них мины. Согласитесь, жить под дамокловым мечом будущего (то ли построят, то ли нет, то ли снесут, то ли оставят) малоприятно, даже если это в интересах большого числа других граждан.