Мировой финансовый кризис, подобно вирусу, поражает один за другим сектора мировой и российской экономики. Однако до сих пор в Татарстане многие чиновники и топ-менеджеры не хотят признать очевидного: начинается серьезный спад производства, грядут сокращения персонала, а в недалекой перспективе и банкротства предприятий.
Одним из первых кризис ударил по КАМАЗу – многие СМИ уже сообщили о переходе компании на четырехдневную рабочую неделю и пересмотре планов автозавода. Сергей Когогин сегодня прокомментировал состояние дел в компании в интервью, размещенном на корпоративном сайте КАМАЗа. Гендиректор КАМАЗа фактически стал первым татарстанским топ-менеджером, публично заявившим о кризисе в возглавляемой им компании.
– Не бывает островков благополучия в обстановке всеобщего кризиса, - заявил Сергей Когогин. - Мы достаточно долго его не чувствовали реально. Но понимали, что так или иначе он нас коснётся, и готовились к этому. То есть, мы старались (и нам это удалось) обеспечить устойчивость компании, создавать все возможные условия для её развития.
Но предугадать, насколько острым будет кризис ликвидности, дефицит финансовых средств, да вообще – кризис доверия к банковской системе, мы не могли.
Нужно признать - кризис пришёл на КАМАЗ. Длительность его предсказать трудно. Но ожидать скорейших изменений к лучшему не приходится. Произошло серьёзное падение деловой активности в стране. Нас, конечно же, больше всего волнует её замирание в тех отраслях экономики, где сосредоточены основные потребители нашей продукции. Тут взаимосвязь понятная и простая. Если они не работают, значит, им не нужна наша техника. От "слабого пульса" экономической жизни мы страдаем первыми. Несмотря на то, что федеральное правительство делает всё возможное и оперативно принимает решения, обстановка дестабилизирована.
Нам приходилось работать и в гораздо худшие времена. Мы их пережили. Постепенно, но уверенно поднялись. Мы накопили достаточно сил, чтобы не упасть вновь. Но вот умерить, и серьёзно умерить, необязательные затраты, особенно в непроизводственной сфере - придётся.
– Каковы основные мероприятия антикризисной программы, которую разработало и проводит в жизнь руководство компании?
– Они касаются всех подразделений и организаций КАМАЗа и, разумеется, не ограничиваются только поиском новых рынков и партнёров. Это и минимизация издержек на закупки металла, материалов и комплектующих изделий. Вообще нужно оптимизировать свои расходы. В том числе - применяя новые узлы и агрегаты. Мы вынуждены будем снизить на 1 тысячу месячные объёмы выпуска автомобилей – до 4200-4300 машин. Поэтому, скорее всего, нам придётся применять гибкую и в то же время – жёсткую кадровую политику.
- Мы подошли к едва ли не главному вопросу, который волнует работников компании – будут ли сокращения?
- Без кадровых потерь не обойтись. Изменения коснутся и режима работы. Однако никаких массовых сокращений не планируется. Мы будем оптимизировать качественный состав персонала. Администрация компании будет беречь каждого сотрудника, вносящего вклад в совершенствование и развитие предприятия, предлагать ему дело, позволяющее реализовать свои возможности и получать соответствующее вознаграждение.
– Коснутся ли антикризисные меры социальных программ?
– Нет. В этом пока нет необходимости. Мы будем соблюдать условия действующего коллективного договора. Правда, увеличивать объёмы соцпакета в ближайшее время не сможем. Придётся жить по средствам.
– Сергей Анатольевич, вы опытный антикризисный менеджер, такого рода ситуации для Вас не в новинку. Можно ли сравнивать сегодняшнюю обстановку с той, которая сложилась к 2002 году, когда Вы пришли на КАМАЗ?
– Нынешняя ситуация гораздо мягче. Шесть лет назад предприятие было фактически банкротом. Сегодня у нас отлажен весь производственный процесс. Имеется развитая и разветвлённая дилерская сеть, проработаны другие каналы сбыта продукции. На предприятии работает стабильный и высококвалифицированный трудовой коллектив.
Соответственно, и задача формулируется иначе: во-первых, не допустить финансового кризиса компании и, во-вторых, выйти из кризиса, который переживает страна, более крепкими и сильными: не потерять своей доли на рынке. И больше – укрепить свои позиции на нём.
За последние два года мы – и производственники, и продавцы, и менеджеры – видимо, слегка расслабились. Судите сами: покупатели чуть ли не по полгода стояли в очереди на нашу продукцию. Такой "сладкой жизни" не видели уже давно. Придётся идти за клиентом, повышать качество продукции, совершенствовать сервис. Уверен, мы не разучились это делать.
"КАМАЗ" умеет преодолевать трудности. Безусловно, устоит он и на этот раз. Кризис приносит пользу только сильным: они выходят из него более закалёнными. А мы – сильные.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.