Закредитованным гражданам могут запретить решать споры с банками при помощи финансового омбудсмена — право обращаться к нему может остаться только у вкладчиков. Такие поправки подготовил Центробанк, пишут «Известия».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Поправки подготовлены к законопроекту о финансовом уполномоченном, который был принят в первом чтении в 2014 году. Так, ЦБ предлагает исключить заемщиков из числа клиентов, которые смогут решать споры (до 500 тыс. рублей) с банками во внесудебном порядке. В первой редакции законопроекта право обращаться к финансовому омбудсмену давалось всем — и заемщикам, и вкладчикам.

При этом окончательная позиция по поводу должностных обязанностей финансового омбудсмена планируют сформулировать позже, сказал председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

Эксперты отмечают, что если гражданам с кредитами разрешат обращаться за помощью к финомбудсмену, то это серьезно увеличит нагрузку на него — так как сейчас в России число граждан с проблемными кредитами (просрочка свыше трех месяцев) превышает 8 млн человек (данные объединенного кредитного бюро). Логика ЦБ же заключается в том, чтобы избежать «коллапса» в создаваемом институте и оградить уполномоченного человека от «лавинообразного потока жалоб».

При этом действующий финансовый омбудсмен Павел Медведев выступает против нововведений ЦБ — по его мнению, помощь нужна не только вкладчикам, но и заемщикам. Например, омбудсмен может попробовать договориться о реструктуризации займа с банком.

Финансовый омбудсмен, по определению, — независимое лицо, которое защищает интересы граждан, у которых возникли проблемы с финучреждениями. Такой институт в России появился в 2010 году; инициатором его создания выступила ассоциация российских банков (АРБ). Омбудсмен имеет право решать споры между клиентами и банками на сумму до 300 рублей. По данным портала «Банки.ру», сейчас чаще всего к финансовому омбудсмену обращаются с просьбой помочь добиться согласия банка на реструктуризацию кредита.