Артем Прокофьев Артем Прокофьев предлагает запретить строительство мусоросжигающего завода близ 10 км от населенных пунктов

ЗА 10 КМ ОТ ЧЕРТЫ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА?

Депутаты экологического комитета Госсовета Татарстана накануне решительно отмели инициативу депутата от КПРФ Артема Прокофьева, который предлагает запретить строительство мусоросжигающего завода близ 10 км от населенных пунктов. Хотя, казалось бы, в новом варианте его законопроект учел пожелания депутатов комитета, которые они высказывали на предыдущем заседании в декабре 2017 года.

И сам Прокофьев вроде бы немного устал от этой темы, поскольку на этот раз защищал законопроект уже не так рьяно. Либо это старшие товарищи посоветовали не разжигать огонь проблемы, которая и без него сегодня неслабо полыхает в Осиново, где, собственно, и предполагается стройка завода. Не вдаваясь в многословную аргументацию, представитель КПРФ напомнил депутатам основные вехи законопроекта — это полный запрет строительства мусоросжигательных заводов на территории населенных пунктов, а также запрет на размещение МСЗ ближе 10 км от их границ.

«Прокуратура считает, что это (введение ограничений для строительства МСЗприм. ред.) выходит за региональные полномочия. Для меня это удивительно, потому что мы знаем, что ФЗ „Об охране атмосферного  воздуха“ прямо наделяет субъекты РФ правом вводить дополнительные ограничения для охраны атмосферного воздуха», — удивлялся депутат ГС РТ.

Чуть позже пояснения дала сотрудница аппарата Госсовета РТ Вера Борисова. По ее словам, согласно этому ФЗ регионы и вправду могут устанавливать дополнительные ограничения в сфере охраны атмосферного воздуха, но только в плане использования нефтепродуктов, движения транспортных средств, а также на особо охраняемых природных территориях. Представительница прокуратуры Галина Синякова с ней солидарна. По ее словам, законы РФ не запрещают строительство МСЗ в границах населенных пунктах и не дают право субъектам РФ вводить такие запреты.

Однако Прокофьев уверен, что его законопроект не только нужен, но и запоздал: страсти по МСЗ накалились нешуточные. «Этот законопроект может послужить первым шагом к выстраиванию диалога (с возмущенными жителямиприм. ред.)», — считает Прокофьев.

Вера Борисова По словам Веры Борисовой, регионы и вправду могут устанавливать дополнительные ограничения в сфере охраны атмосферного  воздуха

«ОТКУДА У НАС СТОЛЬКО ПРОТИВОРЕЧИЙ? ОТКУДА СТОЛЬКО НЕДОВЕРИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ?»

Далее слово было предоставлено депутатам комитета. «По роду деятельности мне приходится часто бывать в Самаре. И я видел, как наши соседи завидуют Татарстану, что наше правительство решило построить мусоросжигательный завод», — включился первым в обсуждение замгендиректора ОАО «РИТЭК» — директор ТПП «ТатРИТЭКНефть» Мухаметвалей Хуснутдинов. Он вспомнил, как Алексей Песошин, премьер-министр РТ, на последней сессии ГС твердо сказал: «Заводу быть, и быть обязательно!»

«Откуда у нас столько противоречий? Откуда столько недоверия правительству? Если нам говорят, что экологически это все нормально, почему мы выступаем против?» — недоумевал он.

Прокофьев в ответ заметил, что в его законопроекте речи не идет о полном запрете МСЗ, а только о запрете строить на территории населенных пунктов и ближе 10 км к ним. Ну а природу народного возмущения он объяснил ошибками властей.

«Почему так получилось? В течение года, когда люди стали высказывать сомнения по этому поводу, муниципальные власти Казани и Зеленодольска всегда занимали такую позицию: „Мы ничего не знаем, ничего не решено“. И потом вдруг объявляют, что не только решено, а тут, оказывается, участок уже куплен! Естественно, у людей это вызвало взрыв возмущения, вполне обоснованный. И после этого они, естественно, никому уже не доверяют», — объяснял Прокофьев.

Гендиректор «Челны-хлеб» Рафаэль Юнусов напомнил присутствующим, что творится на мусорных свалках в Московской области, где люди задыхаются от зловонных миазмов.

Рафаэль Юнусов (справа) Рафаэль Юнусов (справа) напомнил присутствующим, что творится на мусорных свалках в Московской области, где люди задыхаются от зловонных миазмов

«Без строительства таких мусоросжигательных заводов мы уже не обойдемся. Вопрос: по какой технологии они будут построены? В Австрии в центре города работает МСЗ — это шедевр архитектуры! К тому же за счет сжигания газа вырабатывается электроэнергия, тепловая  энергия. Они не только сжигают мусор, но и получают доход от него», — восхищался депутат.

Вместе с тем Юнусов уверен, что строительство МСЗ возможно только в сочетании с раздельным сбором мусора. «При сжигании, если не собирать мусор раздельно, то мы можем получить неизвестную реакцию и неизвестные формулы, выходящие за пределы таблицы Менделеева», — предупреждал Юнусов.

«МЫ НЕ ДЕЛИМСЯ НА КРАСНЫХ И БЕЛЫХ. ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ»

Свое мнение высказала доцент кафедры биоэкологии КФУ Елена Минакова, которая совсем недавно получила депутатскую корочку Госсовета. «Важно, какая будет выбрана технология, по которой будет работать завод. Нужно будет провести открытую экспертизу проекта завода, чтобы узнать, как он будет работать, будет ли ущерб (окружающей средеприм. ред.), какое будет газо-пылеочистное оборудование установлено», — считает Минакова. По ее мнению, важна даже не столько близость объекта к населенному пункту, сколько роза ветров, разбавляющая способность и самоочищающие возможности атмосферы.

Елена Минакова Елена Минакова считает, что важна даже не столько близость объекта к населенному пункту, сколько роза ветров, разбавляющая способность и самоочищающие возможности атмосферы

Представитель Росприроднадзора Елена Попова уверена, что установленный сегодня размер санитарной защитной зоны в 1 км от жилья — это вполне достаточно.

«В принципе, это достаточно серьезная зона, тысяча метров — это максимальная санитарная зона, предусматриваемая нормативами», — считает Попова. Но она напоминает, что до начала строительства проект должен будет пройти экологическую экспертизу и процедуру оценки воздействия на окружающую среду и общественные слушания.

Но и после ввода МСЗ контроль экологов не будет утерян. «С 2019 года все объекты, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду первой категории, должны будут оснастить свои источники датчиками автоматического контроля», — сообщила Попова.

Эти данные могут быть опубликованы на сайте минэкологии и даже транслироваться в режиме онлайн, добавила представитель Росприроднадзора.

Тахир Хадеев Тахир Хадеев, отметив тот момент, что регион не вправе вводить запрет на строительство МСЗ в населенном пункте, предложил депутатам проголосовать за отклонение законопроекта

«Я согласен с депутатом Прокофьевым, народ у нас грамотный. Эта тема нас и объединила, у нас равнодушных здесь нет. Мы здесь не делимся на красных и белых. Все заинтересованы в разрешении этой проблемы. Но существующие свалки — это мина замедленного действия. С каждым годом на 5–6 процентов увеличивается количество отходов, а стоки с полигонов ТБО отравляют источники водоснабжения», — на примирительной ноте завершил обсуждение глава по экологии комитета Госсовета РТ Тахир Хадеев.

Он напомнил, что в РТ разработана программа селективного сбора мусора, а также территориальная схема размещения отходов. «Надо сортировать мусор, максимально выводя оттуда ту часть, которая могла бы служить второй и третий раз», — отметил Хадеев. Еще раз отметив тот момент, что регион не вправе вводить запрет на строительство МСЗ в населенном пункте, он предложил депутатам проголосовать за отклонение законопроекта. Все парламентарии, входящие в комитет, единогласно подняли руки, так что опечаленному Прокофьеву оставалось только ретироваться с «поля боя». Судя по всему, аналогичный результат будет получен и на ближайшей сессии Госсовета РТ.

Фото: gossov.tatarstan.ru