. «Синдром «золотого тельца» во многом постсоветский, когда никто не жил хорошо, а если и жил, то кончалось это плохо» Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УСТАЛ, СОСТАРИЛСЯ, ОН ДОЛЖЕН ОТОЙТИ ОТ ДЕЛ, ВЫБРАТЬ БОЛЕЕ СПОКОЙНУЮ ЖИЗНЬ»

Михаил Делягин — политолог:

— Потерять богатство — очень относительный термин. Я думаю, что для господина Яковлева потерять богатство — значит тратить в месяц тысяч 5 долларов , а то и 10, на себя одного. И он искренне считает это потерей богатства. Мысль о том, что он может жить так, как живет три четверти населения России, ему даже в голову не приходит. Господин Яковлев известен как совершено отмороженный либерал, и поэтому я не думаю, что он способен ставить себя на место других людей. И сильно подозреваю, что то, что для него является потерей богатства, для большинства граждан России является недосягаемой мечтой.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы:

— Если у человека состояние превышает миллиард рублей, он перестает командовать собой, им начинает управлять дьявол. Он становится жадным, даже в отношении себя, не только других людей. У меня есть такие знакомые, которые, разбогатев, резко поменялись, помешались на деньгах, сами даже толком не одеваются, а когда разводятся с женами, очень боятся дать им часть состояния. А если совсем без денег остаться, то тоже плохо, будешь зависим от людей. Они нужны, но в разумном количестве. Самая лучшая религия татар, тенгрианство, учит: «Сам потребляй, сколько хочешь, а остальным делись». В ближайшем будущем не получится искоренить культ «золотого тельца», если только вновь вернется тенгрианство, где напрямую общаются с Богом без посредников. Татарский ислам, как и староверчество, основан на тенгрианстве. А его принципы справедливы, Аттила, завоевавший Европу, делил богатство поровну — и солдату, и генералу.

Олег Вьюгин — экс-первый зампред ЦБ РФ, председатель совета директоров «САФМАР Финансовые инвестиции»:

— Человек, обретая богатство, лишается спокойствия, личной жизни, живет урывками. Но это все-таки индивидуальные ощущения. Некоторых очень тешит то, что они очень богатые и потенциально могут себе позволить самолет, яхту и в любую точку мира поехать, когда захочется. Другое дело, что они не всегда ездят, если это не человек, который просто на ренте живет, а человек, который бизнесом занимается. Между ними две большие разницы. Есть человек, который просто богат, так получилось, у него очень много денег и есть рентный доход, то он просто живет в свое удовольствие. Такой человек ничего не лишается. А речь, наверное, идет о тех, кто это богатство делает трудом, то есть пашет 24 часа в сутки, чтобы бизнес не упал, не разрушился, а развивался. Поэтому такие люди лишаются своей личной жизни, становятся рабами своего бизнеса.

Синдром «золотого тельца» во многом постсоветский, когда никто не жил хорошо, а если и жил, то кончалось это плохо: расстрелом или тюрьмой. А сейчас я думаю, что современная молодежь (не хочу обобщать, но часто слышу от разных совсем молодых людей) говорит: «Мне не важны деньги, главное, чтобы мне было интересно». Они действительно готовы жить скромно.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Приобретая богатство, человек лишается некоторых удовольствий, например, поспать утром подольше, потому что работать надо. Если мы говорим про бизнес, то любое богатство — это активы. И за ними постоянно нужен присмотр. Если присмотра не будет, они не будут работать. Так что с богатством человек, в общем-то, лишается спокойствия. Но с богатством человек приобретает больше возможностей. Но чем выше человек забирается по этой лестнице преуспевания, новых возможностей, тем больше он должен все продумать. Каждый свой шаг, каждое свое слово, действие. То есть он находится в более высоком энергетическом состоянии, от него требуется больше сил тратить на поддержание этой высоты. А Владимир Яковлев уже в возрасте, у него эти силы заканчиваются. Поэтому, наверное, он уже не может поддерживать свое состояние, оно ему в тягость. Здоровье-то с годами уменьшается, жизненная энергия падает. Уровень тестостерона становится меньше, женщины уже не так привлекают, как в молодости, когда мы больше совершаем подвигов и добиваемся каких-то достижений.

Основные средства, активы в неумелых руках пропадут, из золота превратятся в груду головешек. Поэтому если человек устал, состарился, он должен отойти от дел, выбрать более спокойную жизнь. Но пока есть силы – надо двигаться. Человек же не для того живет, чтобы есть и сжигать кислород. Он живет, чтобы создавать пользу для цивилизации. Вот это достойная задача для любого человека. Кто как может – кто-то дерево посадил, кто-то сына вырастил толкового. А бизнесмены создают новые технологии, новые возможности для других людей, рабочие места, возможности для самореализации тысяч человек. И каждый должен в меру сил двигаться, карабкаться вперед. Если устал – снижай обороты, но все равно – двигайся. Я вот сейчас еду на велосипеде, а велосипед – очень хорошее средство, чтобы сохранять активность, жизненную энергию. Всем рекомендую!

Павел Сигал — предприниматель:

— В России человек, теряя богатство, прежде всего лишается геморроя (смеется). У меня есть один знакомый предприниматель, у него тоже все сложилось очень плохо. Он потерял бизнес, у него личное банкротство, на него возложили субсидиарную ответственность, по-моему, даже уголовное дело завели. В общем, полный букет. Он был в отчаянии, но я с ним встретился и мозги ему прочистил. Я сказал, что жизнь на этом не кончается, он человек еще достаточно молодой. И он на днях ко мне пришел и сказал: «Павел Абрамович, после нашей встречи я по настоящему ожил!» То есть он не бросил предпринимательство, ищет какие-то новые возможности и так далее.

Так что это, конечно, наполовину шутка, но когда в России теряешь весь бизнес, теряешь все, то, наверное, теряешь и кучу ненужных проблем. Хотя для таких активных людей, как я, это не выход. Мы продолжаем искать новые пути и, несмотря ни на что, заниматься предпринимательством. Продолжаем добиваться своего и исполнять свое предназначение. Если ты предприниматель и у тебя получается, надо двигаться в этом направлении дальше, несмотря на неудачи. По крайней мере, лично у меня такая позиция. Я так делал и буду делать. А многие люди, попав в такую ситуацию, думают: «Ну и ладно. Не получилось стать предпринимателем, буду жить жизнью обычного обывателя». Вот и основатель «Коммерсанта» решил, что ему спокойнее так.

«ЕСЛИ В ГАЗЕТЕ ПУБЛИКУЕТСЯ РЕЙТИНГ ЖЕНИХОВ, ТО НАЧИНАЕТСЯ ОН С ЛИНЕЙКИ БОГАТСТВА РОДИТЕЛЕЙ В ДОЛЛАРАХ»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Обретая материальную независимость, то есть независимость от дела рук своих, мы попадаем в такое состояние, когда мы не зависим от твоей работы. Мы можем не работать, но жить благополучно. Это мы получаем, а теряем возможность работать и реализовывать себя в труде. Ведь мы же говорим о тех богатых людях, которые имеют богатство, лежат на пляже или курят сигары на яхте, могут праздно проводить свое время. Мы не имеем в виду тех богатых людей, которые вкладывают свои деньги в развитие науки или общества. Не Илона Маска имеем в виду, не тех людей, которые вкладывают деньги в Нобелевскую премию, в Третьяковскую галерею или хотя бы в Коммунистическую партию России. И это одна сторона вопроса. А когда мы говорим о Дерипаске или Прохорове, которые летают с женщинами в Куршевель или катают их на яхте, то это другая сторона.

Так что человек, имеющий богатство, генерирующий прогресс, конечно, больше приобретает. А тот, кто прожигает жизнь, используя свое материальное благополучие, больше теряет и в итоге теряет интерес к жизни. А стремление наших людей стать богатыми, я думаю, прежде всего связано с культом подражания. Если в газете публикуется рейтинг женихов, то начинается он с линейки богатства родителей в долларах. И в этом списке нет ни токарей, ни слесарей, ни валяльщиков, ни обмоточников. Нет людей, которые мало зарабатывают. Значит, хочется подражать успеху. А успех заключается в золотом тельце. Нас долгие годы воспитывали под девизами «Кто был никем, тот станет всем», «И последние будут первыми». А чтобы стать всем, надо или выиграть, или украсть. Слово «заработать» здесь не рассматривается. Как говорится, от трудов праведных не наживешь палат каменных. Это все менталитет, образ мыслей той территории, где мы с вами живем. И не думаю, что в ближайшее время здесь что-то переменится.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Вообще, это замечательная статья Владимира Яковлева. Спасибо, что вы ее комментируете, обсуждаете. Я знаком с его книгой «Возраст счастья», и она мне так понравилась, что я купил несколько экземпляров и дарю всем своим друзьям. Но я считаю, что в любое время, да и в наше тоже, отказываться от денег нельзя. Но и считать их единственным условием счастья тоже было бы большой ошибкой. Когда человек становится богатым, он прежде всего лишается спокойствия. Потому что богатство требует как минимум сохранения, а как максимум – преумножения. И то и другое создает некое беспокойство. Не менее важен вопрос – каким образом добыто это богатство. Потому что за богатство, добытое нечестным путем, придется рано или поздно расплатиться. А если богатство добыто честно, у человека больше шансов быть счастливым. Ему не надо переживать, что с его ценностями придется расстаться.

Но я не согласен с Яковлевым, что, лишаясь богатства, становишься счастливым. Это неправильно. Потому что лишение его означает отказ от какого-то устоявшегося образа жизни, привычек, уровня потребления, окружения. Но я уверен, что есть много людей, которые счастливы и без большого достатка. Я видел множество таких людей во время моего велопутешествия по 12 странам. Они делились со мной тем, что имели, и были счастливы, не обладая какими либо серьезными богатствами. Кроме того, очень важным условием того, чтобы человек был счастливым и лишившись богатства, является наличие других ценностей, нематериальных. Наличие духовного, эмоционального богатства, ощущения некоего многообразия жизни. Если он это имеет, то легко перенесет отсутствие богатства материального. В этом случае отсутствие материальных ценностей может быть заменено радостью материнства, дружбы, творчества, какой-то другой добродетели. На их фоне материальное богатства кажется нее столь  существенным, а может, даже и ничтожным.

Рамиль Гарифуллин — психолог, доцент Института психологии и образования КФУ:

— Когда человек приобретает богатство, он одновременно приобретает проблему сохранения богатства, и, когда он не умеет этого делать, это его огорчает. И многие люди, имея капиталы, сильно страдают от того, что их теряют, и ко мне приходят в кабинет с этими переживаниями. У тебя ничего нет, и ты не переживаешь, а если что-то есть, то появляются страхи, тревоги по поводу того, что это надо сохранять, это можно потерять, появляются негативные ожидания того, что это может исчезнуть и одновременно — мысль, как это приумножить, а это уже несвобода. Казалось бы, парадокс: человек может купить все, но нет, психика так устроена, что через некоторое время происходит адаптация к той финансовой планке, которую он приобрел, и человек, видя, что эта планка у других выше, начинает страдать комплексом неполноценности и опять становится недоволен. Богатые — это бедные, потому что над ними есть еще более богатые.

«ЕСЛИ БЫ У НАС БОГАЧИ ПЛАТИЛИ ЗАКЯТ, ТО И БЕДНЫЕ БЫ ТОЖЕ ИСЧЕЗЛИ»

 Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана:

— Каждый человек по своей натуре мечтает о богатстве, чтобы у него было все. По жизни Всевышний нам дает испытание и каждому человеку по-разному: кому-то дает проблемы, кому-то бедность, кому-то богатство. В бедности люди как-то терпят, выживают, но, когда Всевышний дает богатство, не все могут этого пройти. Естественно, теряется свободное время, появляются болезни, человек переживает, человек болеет, он начинает думать, как сохранить богатство, платить налоги. Смотришь журнал «Форбс» — там долларовые миллиардеры, так ведь никто из них на тот свет ничего не унесет, все останется. Если человек религиозный, он знает, что пришел на эту землю для испытания, а тут теряет здоровье, чтобы заработать деньги, потом теряет деньги, чтобы восстановить здоровье. Чем выше поднимаешься по лестнице, тем больнее падать.

В арабских странах — я имею в виду ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар — люди платят закят — обязательный годовой налог, который должен платить мусульманин из своих доходов, как минимум 2,5 процента отдавать неимущим, бедным, и в этих странах бедных нет. Если бы у нас богачи платили закят, то и бедные бы тоже исчезли.

Айрат Гимадутдинов — генеральный директор ООО «АКФ «Аудэкс»:

— Все зависит от того, как это богатство получается. Богатство, которое приобретает человек, должно быть компенсацией той пользы, которую он приносит обществу. Если это бизнесмен, то той пользы, которую он приносит клиентам, сотрудникам, государству. Те доходы, которые мы получаем, должны быть уравновешены той пользой, которую мы даем, и в том случае, если происходит перекос — человек берет больше, дает меньше, — тогда это ему компенсируется какими-то проблемами и так далее. И, наоборот, если человек берет меньше, дает больше, то это компенсируется ему чем-то другим: душевным спокойствием, гармонией, здоровьем. И, возможно, это произошло в данном случае с Владимиром Яковлевым.

Карабкаться по лестнице можно по-разному, в Коране написано, что для богатого человека, если он добыл свое богатство честным путем и расходует его на полезные дела, будет двойная награда. Преодолеть культ «золотого тельца» российское общество способно, тут вопрос времени, у нас рыночной экономике не так много лет, и я думаю, что со временем все придет в порядок, и люди будут ориентироваться больше на общечеловеческие ценности.

Илфат Файзрахманов — владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:

— Богатство ведь не вечное, двухъярусных могил нет, даже, если тебе поставят памятник из золота — этого тебе не надо. У меня много есть знакомых, которые, после того, как умерли их близкие, стали делить имущество в судах. Разбогатевший человек теряет спокойствие, живет в мыслях сохранить свое имущество, а если у тебя ничего нет, ты свободен, спокоен, можеш ходить, где хочешь, у тебя нет телохранителей. Богатство — это большое испытание, его надо раздавать неимущим. Человек, чем больше богатеет, тем больше теряет — счастье, свободу, ему все позволено. Если есть крыша над головой, кушать, пить, то что еще надо? Одна из форм стремления к богатству — коррупция, в России же ее победить очень сложно, для этого нужно воспитать целое поколение. В СССР не было культа «золотого тельца», по Советскому Союзу мы скучаем не потому, что были там счастливы, а потому, что были все равны, с надеждой смотрели в будущее, были другие ценности.

 Фарид Фарисов — председатель региональной татарской автономии Москвы:

— Есть такое высказывание скифов: «Блажен правитель и дети его, но не дети их детей». Дело в том, что, когда человек начинает приобретать больше имущества, денег, ставит это во главу угла, он забывает главное. А что главное в жизни? У каждого счастье и соизмерение  счастья — ценности разные. Если у тебя большое предприятие, много людей работает, нужно этим жить. Это постоянно давит, а если человек от этого освобождается, ему становится гораздо легче, если он начинает больше видеть детей, наслаждаться семьей, видеть природу, звездное небо. Мы за этой погоней многое теряем... 

 Фарид Фарисов — председатель региональной татарской автономии Москвы:

— Есть такое высказывание скифов: «Блажен правитель и дети его, но не дети их детей». Дело в том, что, когда человек начинает приобретать больше имущества, денег, ставит это во главу угла, он забывает главное. А что главное в жизни? У каждого счастье и соизмерение  счастья — ценности разные. Если у тебя большое предприятие, много людей работает, нужно этим жить. Это постоянно давит, а если человек от этого освобождается, ему становится гораздо легче, если он начинает больше видеть детей, наслаждаться семьей, видеть природу, звездное небо. Мы за этой погоней многое теряем... 

Вячеслав Долгополов — соучредитель «ООО „Информационные системы“» («БИМ-радио»):

— Человек сам себя ограничивает. Если человек богатый, не обязательно богатство надевать на себя. Не обязательно же богатство конвертировать в золотые зубы и ходить с ними, улыбаться. Если человек богатый, то вовсе не обязательно кушать в каком-то ресторане, ездить на дорогой машине. Зачем ставить какие-то ограничения и не ходить в обычную любимую столовку и не ездить на метро, если это удобно? Конечно, многие картинки создают рекламщики и маркетологи,то, что богатый и успешный человек должен обязательно иметь яхту. А то, что  он будет тратит кучу денег на ее стоянку по 9– 10 месяцев в году, об этом мало кто задумывается. Мы стараемся показать красивую картинку. Берем 18-летнюю девушку, и ставим текст: «Я избавилась  от целлюлита». А если задуматься, у нее его и не было. А в 50 лет ты эту кожу хоть как натягивай, она все равно будет старой. Так что люди становятся заложниками маркетинговых ловушек, создают какой-то свой мир и в него верят.

Но мне кажется, всегда хорошо, когда у тебя больше возможностей, а у богатого человека их больше. Просто если ты любишь сладкое, не нужно обжираться им до изжоги. Богатство – это все-таки ответственность. Если «золотого тельца» не будет, кто же тогда товары будет покупать? Поэтому преодолеть этот культ не получится, этого просто никто не допустит.