Правительство рассматривает возможность повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, чтобы сдержать цены на бензин. Такая идея была озвучена на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, пишет РБК со ссылкой на протокол по итогам совещания.

Напомним, что из-за роста цен на бензин правительство решило снизить акцизы на топливо уже с 1 июня и отменить запланированный рост акцизов с 1 июля. Но этих мер может быть недостаточно, сделали вывод участники совещания. Тогда минфин предложил снизить экспортные пошлины (в ведомстве на запрос РБК не ответили). Агентство отмечает, что такой метод применялся в 2011 году, когда пост вице-премьера занимал Игорь Сечин: он повысил пошлины на светлые нефтепродукты до 90%, обязал компании заключить четырехсторонние соглашения, а ФАС в рамках антимонопольных дел в 2007−2011 годах оштрафовала нефтяников на 20 млрд рублей.

«Очень эффективная мера, нефтяников нужно стимулировать не только «пряниками», — прокомментировал федеральный чиновник. В то же время эксперты отмечают, что в 2011 году ситуация была другая — на рынке был дефицит топлива в условиях высоких темпов роста спроса, а сейчас на цены давят высокие экспортные альтернативы. И если сейчас применить так называемый метод Сечина, то это, конечно, приведет к снижению привлекательности экспорта, но при этом негативно скажется на развитии отрасли.

На совещании Козак дал ФАС и минэнерго поручения следить за динамикой цен, отмечает РБК, и прорабатывать вопрос о повышении экспортных пошлин уже в зависимости от результатов мониторинга.

В последние месяцы темпы роста цен на бензин и дизельное топливо в России превысили инфляцию на фоне удорожания нефти. По данным Росстата, с начала года средние цены на бензин выросли на 5,3%, на дизельное топливо — на 5,9%. Так, только с 21 по 28 мая средняя розничная цена бензина в России выросла на 80 копеек, составив 42,83 рубля за литр. Средняя цена дизельного топлива выросла до 43,91 рубля.

При этом ФАС заявила, что причиной роста цен на бензин могло послужить снижение объемов продаж нефтепродуктов. Основную ответственность за это возложили на «Роснефть». Глава ведомства предположил, что стабилизировать цены на рынке можно за счет увеличения производства бензина и снижения акцизов на топливо как минимум до конца 2018 года.