Альфинур Галиакберова: «Обучающиеся школ оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным» Альфинур Галиакберова: «Обучающиеся школ оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И НАСТАВНИЧЕСТВО ПО НОВЫМ МЕТОДИКАМ

Как сориентировать молодежь на работу в Челнах и привить чувство патриотизма и любви к городу — такие глобальные проблемы предполагается решить благодаря проектам, созревшим в головах профессуры Набережночелнинского педуниверситета. Сегодня в вузе состоялась их презентация, на которую приехали мэр Наиль Магдеев и представители крупных предприятий города, заинтересованные в профессиональных специалистах. В частности, от стороны работодателей присутствовали заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» по управлению персоналом Александр Ушенин, гендиректор УКС «КамГЭСэнергострой» Альберт Петров, заместитель предправления Акибанка Венера Туктарова, гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман, заместитель гендиректора ГК «РариТЭК» Александр Тихонов.

На правах новой хозяйки вуза нюансы проектов озвучила и. о. ректора и экс-финансист исполкома Альфинур Галиакберова. Два из восьми проектов затрагивало непосредственно интересы представителей предприятий. В частности, проект «Мой профессиональный вектор» призван сориентировать молодежь в мире профессий. «Обучающиеся школ оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, — справедливо заметила Галиакберова — Для экономического развития страны необходимы инженерные и рабочие кадры. Современный динамично развивающийся мир требует новых моделей профориентации, учитывающих разные профессиональные интересы и способности обучающихся». И такую модель готовы предложить, разумеется, с ориентацией на технические специальности. В частности, в качестве экспериментальной площадки будут взяты первые, пятые и седьмые классы школы №39, которая строится в Замелекесье и будет сдана к 1 сентября. С детьми проведут тестирование по диагностическим методикам МГУ, в результате чего определится профориентация каждого ребенка.

Тестирование достаточно глубокое, оно позволяет впоследствии мониторить и вести личную карту школьника по профориентации. Соответственно, детям будут рекомендовать дополнительные кружки. На базе предмета «Технология» учащиеся получат по своему направлению сертификаты. Впоследствии планируется через кружки давать дополнительные знания, а через предприятия прививать навыки вплоть до обучения на станках с ЧПУ. Будет проходить стажировка на предприятиях. Все это в комплексе позволит дать школьникам при выходе из стен школы удостоверение по рабочей профессии.

«Есть интерес у КАМАЗа, — сообщила Галиакберова. — С ними уже прошла встреча. Результатом проекта будет программа формирования уважения к городу, КАМАЗу, республике, России. Среднесрочные результаты — программы профориентационной работы на уровне основного общего образования. И стратегическая — создание технологии профориентационной работы на всех уровнях образования».

Еще одна проектная работа предполагает внедрить корпоративную модель наставничества для предприятий города и Республики Татарстан. «Мы уже сейчас внедряем этот проект на вертолетном заводе, — проанонсировала руководитель вуза. — К нам обратился РИАТ — мы составляем им программу на год по системе наставничества. Руководители среднего звена будут заниматься по ней по субботам в течение года».

Александр Ушенин: «До второго курса проявляются лидеры и надо сделать для них отдельный курс, разработать программы, чтобы их готовить будущими «сержантами». Делать мастеров и бригадиров» Александр Ушенин: «До второго курса проявляются лидеры, и надо сделать для них отдельный курс, разработать программы, чтобы их готовить будущими «сержантами». Делать мастеров и бригадиров»

На теме наставничества оживился Ушенин. Он высказался за то, чтобы ее немного расширить. «У нас сегодня большой дефицит мастеров и бригадиров, а это будущие руководители и наставники. Мы их называем сержантами производства. Было бы интересно сделать такой проект совместно с техническим колледжем имени Поташова или электротехническим колледжем. До второго курса проявляются лидеры, и надо сделать для них отдельный курс, разработать программы, чтобы их готовить будущими сержантами. Делать мастеров и бригадиров», — предложил главный HR-менеджер автогиганта.

Магдеев подвел черту под кадровой тематикой, согласившись с тем, что промышленному городу нужны специалисты-инженеры, причем не только на КАМАЗ. «У нас 12 заводов на выходе, друзья мои, — напомнил мэр про планы китайского промпарка. — 5 тысяч работающих понадобится в ближайшее время. Завод холодильников работает — 500 тысяч холодильников в год дает. Скоро выйдем на миллион. В 2019 году — завод по производству стиральных машин. На первом заводе работают 560 человек, на втором будут работать порядка 300–400. Следующий завод — по производству сложной бытовой техники, которая будет производиться здесь. У нас же к китайцам такое отношение — эээ... — махнул рукой Магдеев. — Но китайцы скоро будут законодателями мод, в том числе и в технике. Так что диверсификация экономики идет. И нужны будут специалисты не „дай-подай-принеси“. Нужны будут люди с совсем другим складом ума, других компетенций».

Вспомнил Магдеев и про самый крупный в Европе завод каркасов кабин, который построил КАМАЗ совместно с Daimler. При этом градоначальник рассказал, как недавно генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин озвучил любопытную цифру: 500 с лишним роботов было поставлено Кука в страну в прошлом году, из них 100 с лишним — на КАМАЗ. «Так что гаечный ключ теперь по-другому будет называться. И нам надо готовить ребятишек. И мы сами должны измениться — понять, куда двигаться», — предупредил мэр Челнов.

По профориентационной работе он порекомендовал вузу работать с теми предприятиями, у которых уже есть хорошая база, учебный центр, понимание руководства. «Чего идти на то предприятие, которому ничего не нужно? Зачем убеждать собственника в том, что у него кадров завтра не будет? КАМАЗ заинтересован — сам руководитель по школам ходит. Если бы 20 лет назад такое сказали, что гендиректор по школам ходит, мы бы смеялись. А он ходит, потому что понимает, насколько важно открывать инженерные классы», — вновь вспомнил про Когогина мэр.

Наиль Магдеев: «Если бы 20 лет назад такое сказали, что гендиректор по школам ходит, мы бы смеялись. А он ходит, потому что понимает, насколько важно открывать инженерные классы» Наиль Магдеев: «Если бы 20 лет назад такое сказали, что гендиректор по школам ходит, мы бы смеялись. А он ходит, потому что понимает, насколько важно открывать инженерные классы»

«СМОТРИТЕ, НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НЕ НАКОПАЙТЕ»

Помимо решения вопросов кадрового голода, в университете заявили о готовности раскопать возраст Челнов, а точнее, продолжить археологические раскопки, начатые в свое время в поселке Элеваторная Гора. Проект под названием «Мой город — моя история», автором которого является завкафедрой истории НГПУ профессор Ирина Корнилова, предполагает комплексное исследование и разработку теоретической основы для развития историко-краеведческого потенциала Челнов. В вузе намерены снарядить археологические экспедиции для обоснования возраста города и составления паспорта современного состояния археологических памятников в окрестностях автограда. Кроме того, в задачи проекта вошли подготовка и издание сборника документов по истории Челнов ХХ века, разработка экскурсионных маршрутов по городу и району и даже создание археологического музея с интерактивной музейной площадкой на базе НГПУ и культурно-выставочного центра «Междуречье».

«Мы надеемся, что город будет заинтересован в археологических раскопках, потому что они на Элеваторной Горе были проведены. Мы их готовы продолжить», — сказала Галиакберова.

«Смотрите, на тысячелетие не накопайте», — шутливо пригрозил Магдеев.

«Как задачу поставите, Наиль Гамбарович», — улыбаясь, ответила и. о. ректора.

Услышав о раскопках, в диалог включился Петров, сообщивший о том, что в автограде есть место, где захоронен целиком скелет мамонта. «Когда строили город — вскрыли. А специалистов не было тогда. Позвонили в Казань, в республиканский музей. Никого это не заинтересовало. Мамонта закопали», — поверг в изумление присутствующих первостроитель.

«Когда строили город — вскрыли. А специалистов не было тогда. Позвонили в Казань, в республиканский музей. Никого это не заинтересовало. Мамонта закопали» «Когда строили город — вскрыли. А специалистов не было тогда. Позвонили в Казань, в республиканский музей. Никого это не заинтересовало. Мамонта закопали»

— Раскапывать нам оставили, — вновь пошутил Магдеев. — Интересная история. Это интересный проект — и для студентов, и для преподавателей, и для нас, жителей города. Не только же КАМАЗом, дорогами, тротуарами, капремонтом жить. И эта тема важная. Значит, мамонта копаем.

Затронули и болезненную нынче национально-языковую проблему. Так, популяризировать систему национального образования призван проект «Яңарыш». Сотрудничество по нему пройдет с гимназией №2 им. Вахитова и детским садом №2. Проект должен стать центром национального образования и внедряться через круглые столы, секции, кружки по языку. «Мы начали апробирование моделей, определенные наработки на базе гимназии уже есть. Конечным продуктом должна стать подготовка будущей национальной интеллигенции города, патриотов города, республики, страны», — патетично заявила Галиакберова.

Чтобы уравновесить национальную компоненту, специалисты вуза предложили и другой проект — «В мире русского слова». Его хотят апробировать на 36-й школе и на той же 39-й. В них предполагается внедрить углубленное изучение русского языка. В качестве обоснования Альфинур Азатовна озвучила снижение интереса к русскому языку в странах ближнего и дальнего зарубежья. «Мы хотим поднять его, продвинуть славянскую культуру. Мы будем давать изучение русского языка в интерактивной форме. В университете оборудуем лингафонный кабинет по последнему слову техники. И есть возможность привлекать из-за рубежа иностранцев, которые будут изучать русский язык. И уже есть желающие среди иностранцев. Но так-то мы предлагаем его для русскоязычных. Мы сами русский язык недостаточно хорошо знаем», — заключила и. о. ректора.

Кроме того, был презентован проект, предполагающий создание системы адаптационного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, досугово-образовательная площадка для развития интеллектуального потенциала «ИНТЕЛ.КВЕСТ». Последним проектом заинтересовался целый ряд челнинских школ — Пушкинский лицей, гимназии №77, 76, школы №35, 37. Последний кейс был связан с комплексной программой оздоровления, которую тоже планируют апробировать на 39-й школе. «Попечитель нам сейчас приобретает оборудование — физиолого-биологическую лабораторию, которая позволит определить состояние ребенка и его спортивные возможности. Сейчас очень много детей, освобожденных от физкультуры. Мы не считаем, что надо просто сидеть сложа руки, и предлагаем комплекс упражнений, которые будут разработаны под каждого ребенка индивидуально», — объяснила действие программы и. о. ректора.

Закончилось обсуждение подарком мэру. Магдееву преподнесли его портрет, написанный маслом студентами факультета дизайна

«ПРОЕКТЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЕТЯЩИЕ»

Магдеев проектами остался доволен, но все же рекомендовал некоторые из них немножко приземлить. «По ряду проектов мы через предприятия, учреждения, через бюджет [выделим финансирование], — сказал мэр. — Но мы сегодня пока финансовую модель не обсуждаем, а только идеологию. Конечно, бывшего начальника управления финансов не бывает, — оглянулся она на Галиакберову. — Если б я ей год назад сказал: дайте деньги, она бы отказалась. А она сегодня спрашивает: „Как там с финансами?“ Я говорю: „Как ты нас учила? Денег нет и не будет“».

Профессура в зале юмор поняла, а и. о. ректора как-то заметно напряглась. «Конечно, будем и материальную базу обновлять, — пообещал мэр. — У нас новые школы появились. Да и те, что раньше были построены, на хорошем уровне работают. В сфере образования мы всегда входим в первую тройку. Но проекты не должны быть летящие. Пусть никто не обижается. В вузах так бывает иногда: кандидаты наук, доктора улетают куда-то далеко. Так что вас будут приземлять. И не надо пытаться объять необъятное. Пусть проект будет пока для одной школы. Масштабировать потом будем».

Галиакберова пообещала, что со стороны НГПУ тоже будут материальные вложения. Кроме того, сейчас вуз на стадии подписания договора о сотрудничестве с РУДН, откуда будут привлекать специалистов, в том числе и по этим проектам.

Закончилось обсуждение подарком мэру. Магдееву преподнесли его портрет, написанный маслом студентами факультета дизайна. Видно, что они очень старались, потому что разница между Наилем Гамбаровичем с портрета и реальным мэром составила лет 10–15.

«Маме передам, пусть смотрит, — решил Магдеев. — Она говорит: „Сынок, я тебя уже две недели не видела“».