СК провел очные ставки Алексея Миронова с бывшими пользователями двух участков — членами семьи лидера азербайджанской общины Гасана Мамедова и сыном бывшего мэра Рашита Хамадеева СК провел очные ставки Алексея Миронова с бывшими пользователями двух участков — членами семьи лидера азербайджанской общины Гасана Мамедова и сыном бывшего мэра Рашита Хамадеева Фото: «БИЗНЕС Online»

ОЧНАЯ СТАВКА: АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ VS СЫН РАШИТА ХАМАДЕЕВА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», дело о схемах реализации земель в самом центре города — в 19-м микрорайоне Набережных Челнов, где расположились жилые комплексы Sunrise City от турецкого застройщика «Санрайс Капитал» и «Сердце города» от ижевского «Талана», — грозит обрасти двумя новыми эпизодами. Напомним, главным обвиняемым является бенефициар холдинга «ЕвроГрупп» Алексей Миронов. Не далее как в конце августа мы уже писали, что Миронову инкриминировали ст. 174 УК РФ, заподозрив его в легализации денег, полученных с продажи земли компании «Санрайз Капитал» с турецкими корнями, до этого на нем висела ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). По новым эпизодам конкретной квалификации, скорее всего, пока нет, но, судя по фактуре, оказавшейся в руках следователей, Миронову могут добавить ст. 179 УК РФ («Принуждение к совершению сделки») и еще одно мошенничество. 

Речь в новых эпизодах идет о двух участках того же 19-го комплекса. Один из них принадлежал Гасану Мамедову — известному в городе бизнесмену и лидеру азербайджанской общины, другой — самому Миронову на паритетных основаниях с семьей мэра Челнов (в 1999–2003 годах) Рашита Хамадеева. По данным наших источников, следователи провели как минимум две очные ставки. На первой Миронов встретился с Элчином Мамедовым — сыном Гасана, который занимался всеми процессами вокруг семейного участка как юрист, действующий по доверенности и по поручению отца. На вторую пригласили Ильдара Хамадеева — сына покойного мэра.

Мамедов-младший в разговоре с нашим изданием подтвердил факт своего участия в следствии в качестве свидетеля, хотя и отказался раскрывать содержание бесед в следственном отделе. «БИЗНЕС Online», однако, удалось через осведомленные источники в общих чертах выяснить причины интереса следователей.

Мамедовым удалось отстоять землю, предоставленную Хамадеевым, сейчас на этом участке строится ЖК «Сердце города». Мамедовы выступают соинвесторами проекта Мамедовым удалось отстоять землю, предоставленную Хамадеевым, сейчас на этом участке строится ЖК «Сердце города». Мамедовы выступают соинвесторами проекта Фото: «БИЗНЕС Online»

Прежде всего напомним, что участок Мамедова площадью 3,2 га долгие годы был предметом конфликтов между предпринимателем и администрацией города, особенно обострившихся с приходом в Челны турецкого инвестора. Мамедов-старший, полицейский с 25-летним стажем, в январе 2001 года получил землю в будущем «Общегородском центре» от Хамадеева в бессрочное пользование. В 2003 году ему удалось даже оформить ее в собственность, но два года спустя уже при новом мэре Ильдаре Халикове право собственности муниципалитету удалось отменить. С начала пользования Мамедов организовал на участке автостоянку «Премьера», которую после смерти Хамадеева тоже пришлось формально закрыть. О долгих и безуспешных попытках челнинских властей изгнать Мамедовых из 19-го комплекса мы неоднократно писали. Его пытались через суд лишить прав на землю, отказывали в выдаче любой градостроительной документации, годами не исполняя при этом решений судов, пытались навязать нерентабельное освоение участка, чтобы ушел сам. Налоговая инспекция проводила по 11 камеральных проверок бизнеса Мамедовых в год. Те в ответ даже записали видеообращение к Путину...

Теперь же Мамедов-младший в своих показаниях следователям вскрывает немаловажный нюанс истории — якобы интересантом был не кто иной, как Миронов.

НЕ ОТДАШЬ ЗА БЕСЦЕНОК — ОТДАШЬ ЗА ТАК

По сведениям нашего источника, Мамедов заявил, что Миронов будто бы прямо предлагал продать участок: сначала — за 3 млн рублей, потом — за 8 миллионов. В случае отказа он якобы грозил, что землю изымут административным путем безо всякой компенсации. Азербайджанцы стояли на своем, ведь кадастровая стоимость участка составляла на тот момент 188 млн рублей. Рынок, конечно, оценивал землю дешевле, но никак не в 3 и не в 8 миллионов. 

Между тем в 2009 году на сайте «ЕвроГрупп» появилось коммерческое предложение о продаже 20 га в 19-м комплексе за 2 млрд рублей. Предложение включало в себя и участок Мамедовых, на что тогда обратила внимание прокуратура наряду с тем, что компания вообще не имела права торговать муниципальной землей, ведь ни один из участков в тот момент не был оформлен в собственность. Прокуратура даже направляла материалы в УВД города на возбуждение уголовного дела по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту размещения объявления о продаже без правоустанавливающих документов на землю. Скан объявления с сайта «ЕвроГрупп», которым оперировало ведомство еще на стыке 2009–2010 годов, имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online».

Кроме показаний Мамедова, утверждает наш источник, иных доказательств давления и связи с ним Миронова нет Кроме показаний Мамедова, утверждает наш источник, иных доказательств давления и связи с ним Миронова нет Фото: chelny-biz.ru

В 2015 году, после появления в Челнах турок, Мамедовы снова пытались выжить: исполком выдал проект корректировки планировки территории, согласно которому на участке данной семьи должен был расположиться концертный зал на 3 тыс. мест — бизнес сложный, Мамедовым незнакомый и малорентабельный. Кроме того, было ясно, что никакой инвестор под строительство концертного зала денег не даст, в отличие от проекта торгового центра, который и хотели самостоятельно построить землепользователи.

Несмотря ни на что, Мамедовым удалось отстоять землю, предоставленную Хамадеевым, сейчас на этом участке строится ЖК «Сердце города». Мамедовы выступают соинвесторами проекта: за вклад землей они получат от «Талана» недвижимость.   

История выглядит красочно. Но, кроме показаний Мамедова, утверждает наш источник, иных доказательств давления и связи с ним Миронова нет. «В отношении Латыпова, если вы помните, возбуждали по этому поводу уголовное дело по статье 169. Это было году в 2015-м. Но дело закрыли — не было состава преступления», — добавляет собеседник нашей газеты.

ИСТОРИЯ С НЕВЕСТКОЙ МЭРА

Если ситуация с Мамедовыми иллюстрирует жесткие административно-рыночные игры, то в истории с Хамадеевым есть и личный аспект. В том же 2001 году мэр Хамадеев передал лично Миронову соседний с Мамедовыми участок площадью 1,2 гектара. Напомним, свел мэра и будущего короля недвижимости, по некоторым данным, нынешний глава Елабуги Геннадий Емельянов, работавший при Хамадееве первым замом. Миронов в период мэрства Хамадеева даже пытался избраться в горсовет Челнов, но не преуспел в этом вопросе.

На полученной земле Миронов создал автостоянку, а половину доли в ООО «Отечество», через которое вел там бизнес, отдал не кому-нибудь, а Софье Хамадеевой — невестке мэра, супруге его сына Ильдара.

Когда же на «Общегородской центр» нашелся щедрый турецкий инвестор, земля 19-го комплекса сразу стала золотой, вокруг нее закрутились интриги на высшем уровне, былые обязательства, судя по всему, оказались забыты.

В 2009 году на сайте «ЕвроГрупп» появилось коммерческое предложение о продаже 20 га в 19-м комплексе за 2 млрд рублей. Предложение включало в себя и участок Мамедовых В 2009 году на сайте «ЕвроГрупп» появилось коммерческое предложение о продаже 20 га в 19-м комплексе за 2 млрд рублей. Предложение включало в себя и участок Мамедовых Фото: «БИЗНЕС Online»

Как утверждает наш источник, версия Ильдара Хамадеева такова: в 2011–2012 годах будто бы были сфальсифицированы протоколы общего собрания учредителей «Отечества», на котором совладелица якобы добровольно отказалась от своей 50-процентной доли. Благодаря этому документу Миронов остался единственным владельцем. Протокол собрания, якобы подписанный Хамадеевой, был отправлен почтой в налоговую, где не заметили подлога. ООО «Отечество» было перерегистрировано, а участок ценой под 100 млн остался у Миронова, что теперь и стало предметом интереса следователей.

Сейчас общества уже не существует — оно самоликвидировалось в 2013 году путем присоединения к череповецкому ООО «Три-С». При этом следов участия в бизнесе кого-то, кроме Миронова, в базе «Контур.Фокус» не сохранилось. На участке, когда-то бывшем в распоряжении Хамадеевых, построен «Санрайз Сити».

По сведениям наших источников, Хамадеев-младший и Миронов несколько лет вели переговоры об «отступных» как в денежной форме, так и в форме передачи квартир, автомобилей, но в итоге сын мэра все равно считает себя обманутым. На сегодняшний день ни в каких бизнесах Ильдар Хамадеев не замечен. До момента ликвидации в 2011 году он владел половиной ООО «Гараж-500» вместе с Агдясом Гарифовым. Компания, судя по записям в «Контур.Фокус», обслуживала одноименный оптовый рынок в Набережных Челнах с 2004 года: этот бизнес был создан уже без участия отца.

Следов участия в бизнесе кого-то кроме Миронова, в базе «Контур-Фокус» не сохранилось. На участке, когда-то бывшем в распоряжении Хамадеевых, построен «Санрайз сити» Следов участия в бизнесе кого-то кроме Миронова, в базе «Контур.Фокус» не сохранилось. На участке, когда-то бывшем в распоряжении Хамадеевых, построен «Санрайз Сити» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ХАМАДЕЕВОЙ ЗА ЕЕ ДОЛЮ БЫЛО ВЫПЛАЧЕНО 17 МИЛЛИОНОВ»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в следственный отдел СУ СК по Набережным Челнам, однако там от официальных комментариев по вышеупомянутой информации воздержались. Впрочем, близкие к правоохранительным органам источники нашего издания подтвердили: очные ставки Миронова и с Мамедовым, и с Хамадеевым-младшим проводились, однако перспектива возбуждения уголовных дел по их итогам пока не очевидна, считают наши источники.

Со стороны Миронова «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать следственные действия его адвоката Елену Точилкину. Посоветовавшись с доверителем, она ответила на вопросы об участии его в прессинге Мамедовых и о претензиях Хамадеевых на условии, что комментарий будет опубликован в исходном виде и полном объеме. Приводим позицию подозреваемого и его адвоката полностью.

Елена Точилкина: «Относительно того, что следствие интересуется этими историями, очень давними, хочу заметить, я могу только предположить, что так как было обращение, то соответственно необходимо его отработать» Елена Точилкина: «Относительно того, что следствие интересуется этими историями, очень давними, хочу заметить, я могу только предположить, что, так как было обращение, соответственно, необходимо его отработать» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я считаю, что в связи с возбужденным уголовным делом есть люди, которые хотят воспользоваться сложившейся ситуацией и получить с этого какие-то свои дивиденды, — сказано в письме Точилкиной. — Что касается Мамедова, то, исходя из проведенной очной ставки, у него претензии не к Миронову, а к должностным лицам города того периода. Он поясняет некоторые обстоятельства 2006–2010 годов, которые на тот период он связывает с нежеланием исполкома выдавать его отцу соответствующие разрешения на использование его земельного участка. При этом он говорит о проводимых камеральных проверках со стороны налоговой инспекции, но любой занимающийся бизнесом человек понимает, что камеральные проверки налоговый орган проводит по каждой поданной декларации и это нормально. Что касается того, что по корректировке планировки района Мамедову оставляли вариант строительства нерентабельного концертного зала, — об этом в ходе очной ставки он ничего не говорил. Также Мамедов не говорил о том, что препятствия со стороны исполкома были в интересах „ЕвроГрупп“. Мамедов единственно, что сказал, — что Миронов, зная о его проблемах, о которых знал тогда весь город, так как шли суды с исполкомом, предлагал ему два раза выкупить участок отца. При этом первый раз, со слов Мамедова, цена была одна, во второй раз цена повысилась. При этом Миронов обосновывал ту цену, которую предлагал, тем, что участок проблемный. Мамедов отказался от его предложений, и они больше не общались по этому вопросу. „ЕвроГрупп“ корректировка планировки „Общегородского центра“ не делалась. „ЕвроГрупп“ на продажу участки вообще не выставляла, так как не имела их в собственности, соответственно, не могла их реализовывать. В принципе по Мамедову все.

Что касается ООО „Отечество“ — данная организация была учреждена в 1999 году, единственным учредителем являлся Миронов Алексей. В конце 1999 года организации был предоставлен земельный участок: сначала в аренду, потом в бессрочное пользование. После это в состав учредителей с размером доли 1/3 вошла Хамадеева Софья. Совместный бизнес был связан с автостоянкой. Вышла она из состава учредителей в 2009 году. К выделенному участку она не имела отношения изначально, тем не менее за ее долю ей было выплачено почти 17 миллионов рублей, о чем составлено соглашение, что каких-либо претензий по продаже своей доли она не имеет. Данное соглашение подписано ей лично. Никаких протоколов Миронов, естественно, не подделывал. Также хочу обратить внимание, что с 2009 года сложно было не заметить то, что ты не являешься учредителем организации, в том случае, если какие-либо документы были поддельными. Однако до настоящего времени никто никуда с заявлениями о подделках либо о принуждении к сделке не обращался.

Относительно того, что следствие интересуется этими историями, очень давними, хочу заметить, я могу только предположить, что, так как было обращение, соответственно, необходимо его отработать. Каких-либо обвинений либо подозрений в совершении со стороны Миронова незаконных действий по вышеуказанным фактам следственным органом не выдвигается, уголовные дела не возбуждены».