. К началу митинга в сквер им. Тинчурина пришли порядка 250–300 человек — не густо. Хафиз Миргалимов объяснил это рядом факторов: «Выходной день — сады-огороды»
Фото: Максим Тимофеев

«НА ПРОШЛОМ МИТИНГЕ Я ХОТЕЛ ВЫСТУПИТЬ, НО МНЕ НЕ ДАЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ»

«Хлеба и зрелищ!» — выражение из 10-й сатиры древнеримского поэта Ювенала как нельзя кстати подходило к сегодняшнему митингу коммунистов. Дело в том, что у входа в сквер им. Тинчурина, где проходил митинг КПРФ, были развернуты шатры традиционной осенней сельскохозяйственной ярмарки. Для аграриев это вроде и плюс, ведь потенциальные клиенты сами идут к ним, но Сергей, торговец яйцами, самые дешевые из которых были 40 рублей за десяток, таким соседством был недоволен: «Это безобразие какое-то, митинг и ярмарку совместили! Очень громко играет музыка, покупатели не могут расслышать, что говорим. Продавец тоже не слышит, ошибается».

69-летняя пенсионерка Ирина Михайловна, как и Сергей, свою фамилию называть отказалась наотрез, мол, в стране опасно это делать. Впрочем, свой приход на акцию КПРФ объясняет просто — хочет, чтобы ее дети и внуки выходили на пенсию в 55 и 60 лет, а не так, как хотят сейчас изменить: «Мы переживаем за наше будущее поколение. Мы за то, чтобы они могли нам помочь, не в 60 лет, когда они уже старенькие, а до того. 60 лет для женщины — это много, возраст чувствуется. Мой муж умер в 70 лет, если бы он вышел на пенсию в 65 лет, то прожил бы на заслуженном отдыхе всего 5 лет».

19-летнему члену КПРФ Дарине Лукмановой до пенсии, если возраст выхода на нее поднимут, останется еще 40 лет, но это перспектива весьма беспокоит юную коммунистку: «40 лет пролетят как один миг, поэтому нужно уже сейчас бороться». На митинге узнаваемых людей, не говоря уже о чиновниках и VIP-гостях, особо не наблюдалось, если не считать председателя ВТОЦ Фарита Закиева. Руководитель татарского общественного центра в вопросах повышения возраста выхода на пенсию полностью солидарен с позицией «красных» — он должен остаться 55 лет для женщин и 60 для мужчин.  Поразительно, но Закиев говорить это в микрофон не собирался — оказывается, коммунисты, которые сейчас везде говорят, что готовы сотрудничать со всеми единомышленниками, пусть и из разных течений, не особо рвутся дать трибуну кому-либо со стороны. «На прошлом митинге я хотел выступить, но мне не дали этого сделать», — сказал  председатель ВТОЦ корреспонденту «БИЗНЕС Online».

«И бояре плохие, и царь такой же!»: плакат, что  символично, держал человек в буденовкеФото: Альфред Мухаметрахимов

«ТРИБУНА ДЕПУТАТА ГОССОВЕТА — ЭТО МЕСТО КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ»

К началу митинга в сквер им. Тинчурина пришли порядка 250–300 человек — не густо. Первый секретарь татарстанского рескома КПРФ Хафиз Миргалимов объяснил это корреспонденту «БИЗНЕС Online» рядом факторов: «Сегодня выходной день — сады-огороды. Потом, в одном месте два мероприятия — митинг и ярмарка, нас сталкивали в Ново-Савиновском районе — праздник поселка и митинг. Почему нам не дали площадь возле памятника Муллануру Вахитову? Потом, не все могут сюда прийти — 25 рублей туда, 25 рублей обратно, вот тебе уже и 50 рублей, а люди едва концы с концами сводят.  Мы же просто так не сидим — третий месяц проводим митинг о недопущении повышения пенсионного возраста, наша партия провела на эту тему парламентские слушания, круглые столы. Сегодня у нас последний аккорд — мы передадим наши требования депутатам Госдумы, обратимся к президенту, чтобы 24 сентября при принятии законопроекта во втором чтении он его не подписал».

Миргалимов недоумевает, почему их мероприятие не поддержали представители других партий: «Где „Справедливая Россия“? Мы им телеграмму отправили. Где ЛДПР, где так называемые „Коммунисты России“, где профсоюзы? Мы хотели, чтобы они пришли, выступили. Что же, как хотят. Даже заяц, когда его догоняет лиса, ложится и царапается, чтобы выжить. Мы не царапаемся — взяли трибуну и будем говорить».

Объединяться же с несистемной оппозицией первый секретарь считает неприемлемым: «Мы не можем объединиться с необъединяемой системой, мы системная оппозиция. Они покричали, выступили, их арестовали, они сидят до следующего митинга. А мы действуем на основании Конституции, законодательства, хотя трибуна депутата Госсовета — это место классовой борьбы». Хафиз Гаязович считает, что борьба коммунистов должна вестись до полной отмены пенсионной реформы. «Даже если ее примут, мы будем бороться», — говорит руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ. Он уверен, что отменить скандальный законопроект еще не поздно, примеры в истории имеются: «Кто мог подумать, что СССР разрушится, КПСС исчезнет?»

Вождь «красных» в республике считает, что в России с августа 1991 года нет ни чистых, ни честных выборов. Он не исключает повторения по всей России приморского сценария, когда на региональных выборах кандидат в губернаторы от партии власти набрал меньше голосов, чем кандидат от КПРФ. Но на прямой вопрос о перспективах такого в Татарстане Хафиз Гаязович не ответил, мастерски ушел в сторону, сказав, что сейчас коммунисты требуют отставки правительства Медведева и Путина: «Прежде всего в отставку нужно отправить Путина, он виноват в том, что за 18 лет не изменил ситуацию». Этого требовал и один из плакатов: «И бояре плохие, и царь такой же!». Плакат, что символично, держал человек в буденовке. Сам Миргалимов в этот раз был без форменного головного убора бойца рабоче-крестьянской Красной Армии.


«Я ГОТОВ ОТПРАВИТЬ ДВОИХ СВОИХ ВОЗРАСТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ ПЕРЕУЧИТЬСЯ НА ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ»

Начался митинг с выступления Миргалимова, в конце своего пламенного спича он обратился к собравшимся на татарском языке, назвав свою партию единственной в России, которая выступает за интересы народа, живет его чаяниями. Хотя Хафиз Гаязович и сказал, что профсоюзы проигнорировали митинг, их представитель все-таки участвовал в мероприятии, даже обратился с речью к собравшимся. «Деньги в стране есть, просто кто-то в нашем правительстве, вместе с этой группой лиц и президент, боятся отнять эти деньги у наших богатых и очень удащливых», — сказал председатель совета волжско-камской межрегиональной профсоюзной организации профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России Антон Бортяков. Он иронично отозвался о заявлении властей по созданию рабочих мест: «Это не должны быть те рабочие места, которые нам предлагают на рынке вакансий — с нищенской зарплатой от 11 до 15 тысяч рублей. И когда нам, профсоюзам, говорят „Есть же рабочие места, пожалуйста, трудоустраивайтесь“, мы каждый раз отвечаем одно и то же: „А может, вы поменяете свою работу на эту, которую предлагают за 11 тысяч?“»

Удивительно, но еще один из ораторов — представитель перевозчиков Казани Владислав Абрамов — тоже предложил такой обмен: «Я являюсь руководителем транспортной компании, в ней все автомобили иностранного производства, устроены они сложнее, чем космический корабль у Юрия Гагарина. Поэтому работать на них могут только люди подготовленные и грамотные, этим обусловлен возраст наших водителей — от 30 до 50 лет. После 50 лет человеку просто физически тяжело находиться на таком рабочем месте. И поэтому я считаю преступлением отправлять в долгосрочный рейс водителя после 60 лет. Нам говорят, что будут переучивать, но на кого они будут переучивать человека после 60 лет? Я готов отправить двоих своих возрастных водителей переучиться на депутатов Государственной Думы. Я думаю, они более порядочные. Имеют больше жизненного опыта, и, во всяком случае, у них выше государственное мышление».

Это предложение было встречено бурными аплодисментами. Участники митинга приняли резолюцию, состоящую из 10 пунктов, среди которых, например, требования отмены повышения пенсионного возраста, проведения референдума по этому вопросу, наказание виновных в фальсификации выборов в Приморье, отставка правительства и президента. К последнему обратились особо — он, как считают участники митинга, должен наложить вето на проект ФЗ №489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий», проще говоря, на закон о повышении пенсионного возраста.